Статистические методы изучения прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение
I. Теоретическая часть
II. Расчетная часть
III. Аналитическая часть

Файлы: 1 файл

Статистические методы изучения прибыли.docx

— 840.75 Кб (Скачать файл)

МИНОБР НАУКИ  РОССИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ   ВЫСШЕГО   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ

 

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

ФИЛИАЛ В Г. ЧЕЛЯБИНСКЕ


 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по Статистике

 

на тему: Статистические методы изучения прибыли

вариант 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

                         

Введение                                                                                                                

  1. Теоретическая часть                                                                              5
  2. Расчетная часть                                                                                      14
  3. Аналитическая часть                                                                              38

Заключение                                                                                                    

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную  деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли  создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя  расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими  предприятиями. Таким образом, прибыль  становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия.

Получение прибыли является обязательным условием функционирования предприятия. Прибылью (рентабельностью) оценивается эффективность  хозяйствования, прибыль - главный источник финансирования экономического и социального  развития; прибыльность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих  затрат, расходов, финансовых вложений. Прибыль рассматривается как  критерий эффективности воспроизводства  и как показатель, имеющий две  границы - объем производства продукции  или услуг (реализации) и себестоимость - обладает одним важным свойством: она отражает конечный результат  интенсивного и экстенсивного развития. Последнее связано с фактором роста объема производства и естественной экономии от относительного снижения условно-постоянных элементов себестоимости: фонд оплаты труда (соответственно - начисления, идущие во внебюджетные фонды), амортизация, энергетическое топливо, платежи бюджету  за ресурсы, внепроизводственные и  некоторые другие расходы.

Прибыль и рентабельность - это те показатели, которые четко и ярко отражают эффективность деятельности предприятия, рациональность использования предприятием своих ресурсов.

Предприятие реализует свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку. Однако это еще не означает получение  прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство продукции и ее реализацию, то есть с себестоимостью продукции. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость; если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции и прибыль отсутствует; если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, т.е. отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключая банкротство. Именно для того, чтобы последнее не произошло и необходимо изучать показатели прибыли, факторы, влияющие на нее, и показатель рентабельности, который отражает эффективность текущих затрат и представляет собой своего рода синтез различных качественных и количественных показателей.

Курсовая  работа имеет целью изучить сущность прибыли, ее роль в деятельности предприятия, а также порядок ее исчисления и анализа статистическими методами. При этом ставятся следующие задачи: изучение сущности, видов и функций  прибыли, показателей, используемых для  расчета налогооблагаемой прибыли, а также статистических методов  анализа прибыли и рентабельности.

В курсовой работе изучены теоретические и  практические аспекты изучения прибыли  в статистической науке.

В первой части работы рассмотрены следующие  вопросы: Прибыль и её анализ; Анализ рентабельности.

Во второй части работы осуществлены расчеты  по предоставленным исходным данным.

Третья  часть посвящена самостоятельному исследованию.

 

 

 

 

 

  1. Теоретическая часть

Прибыль -  важнейший экономический  показатель эффективности работы предприятия  и важнейший источник инвестиций коммерческих организаций, а также  материального стимулирования персонала  и социальных выплат.

Прибыль - экономическая категория, комплексно отражающая хозяйственную деятельность предприятия в форме денежных накоплений. Прибыль характеризует  конечные результаты торгово-производственного  процесса, является основным показателем  финансового процесса и финансового  состояния предприятия.

В  статистике  финансов  предприятий (организаций) рассчитываются следующие показатели прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения (бухгалтерская прибыль), чистая прибыль.

Валовая прибыль   рассчитывается как разница между  выручкой от продажи продукции и себестоимостью реализованной продукции (работ, услуг):

                                  Пвал=∑pq - ∑zq1,                                              (1)

где  ∑pq – выручка от реализации продукции (работ, услуг);

       ∑zq – затраты на производство и реализацию продукции или                          полная себестоимость реализованной продукции.

На величину прибыли оказывают влияние следующие  факторы: цены на продукцию, тарифы на услуги и работы, себестоимость продукции (работ, услуг), объем и состав реализованной  продукции (работ, услуг).

Изменение прибыли за счет цен и тарифов  на услуги и работы (∆Пр) определяется путем сопоставления выручки от реализации продукции текущего периода в фактических и базисных ценах:

                   ∆Пр=∑p1q1 - ∑ p0q1   или ∑ (p1- p0 )q12,                               (2)

где q1  – объем продукции в натуральном выражении в отчетном периоде;

             p1 и p0   – цена единицы продукции в отчетном и базисном периодах.

Объем реализации продукции может оказывать положительное  и отрицательное влияние на сумму  прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному  увеличению прибыли. Если же продукция  является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать  как положительное, так и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся  в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к  соответствующему росту суммы прибыли  и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямопропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Влияние себестоимости проявляется через  показатель затрат на производство и  реализацию продукции. Изменение прибыли за счет влияния себестоимости продукции (работ, услуг) (∆Пz) определяется по формуле:

                            ∆Пz=∑z1q1-∑z0q1 или ∑(z1-z0)q1,                                     (3)

где z1 и z0 – себестоимость единицы продукции в отчетном и базисном периодах.

Изменение прибыли за счет объема реализации продукции (работ, услуг) (∆Пq) вычисляется по формуле:

                               ∆Пq= ∑(Iq -1)*Преал 0,                                                  (4)

где Iq – индекс физического объема продукции (работ, услуг);

            Преал 0 – прибыль от реализации продукции в базисном периоде.

Прирост (снижение) прибыли в результате изменения  состава (ассортимента) продукции (Псост):

                               ∆Псост=*                                 (5)

Основную  часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются  динамика, выполнение плана прибыли  от реализации продукции в целом  по предприятию зависит от четырех  факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП); ее структуры (УДi); себестоимость (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).

Расчет  влияния этих факторов на сумму прибыли  можно выполнить способом цепных подстановок.

Если  сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах  и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной  продукции:

                                          П (vпр, уд) = Пvрп - Ппл ,                                                        (6)      

где Ппл – прибыль плановая;

      Пvрп – объем реализованной продукции.

Чтобы найти  влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процент  перевыполнения (недовыполнения) плана  по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости или в  условно-натуральном исчислении:

                                    Пvрп пл * (%РП-100) /100                              (7)

                                 %РП= (VРПфi) / (VРПпл)                                     (8)

Затем можно  определить влияние структурного фактора:

                            DПуд = DП(vрп,уд) -DПvрп                                          (9)

Влияние изменения полной себестоимости  на сумму прибыли устанавливают  сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический  объем продаж:

                                    DPс vрп –Сфакт                                                                               (10)

Изменение суммы прибыли за счет отпускных  цен на продукцию устанавливается  сопоставлением фактической выручки  с условной, которую бы предприятие  получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах:

                                   DPс =ВРфакт –ВРvрп                                                                         (11)

Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно  заменяя плановую величину каждого  фактора фактической.

Сначала нужно найти сумму прибыли  при фактическом объеме продаж и  плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму  прибыли скорректировать на этот процент.

Выполнение  плана по реализации исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном  выражении (если продукция неоднородна  по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень  себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка. Итак, выполнение плана по реализации составляет:

                                  %РП=∑(VРПфi) /∑(VРПплi)                              (12)

Затем следует  определить сумму прибыли при  фактическом объеме и структуре  реализованной продукции, но при  плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму  затрат:

                             å(VRPфi плi )-å(VRPфi * Сплi ),                          (13)

где Сплi - плановая себестоимость;

     Цплi - плановые цены.

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие  могло бы получить при фактическом  объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы  выручки следует вычесть условную сумму затрат:

Информация о работе Статистические методы изучения прибыли