Шпаргалка по "Статистика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 19:45, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Статистика".

Файлы: 1 файл

Статистика.docx

— 62.00 Кб (Скачать файл)

1. выплаты по страхованию по старости и от несчастных случаев, а также пособия по безработице, основанные на социальных программах;

2. выплаты по вспомоществованию;

3. разнообразные выплаты ветеранам, например, субсидии на образование и пособия по нетрудоспособности;

4. процентные платежи, выплачиваемые правительствам и потребителями;

5. частные выплаты по вспомоществованию.

Переходя от национального  дохода как измерителя заработанного  дохода к личному доходу как показателю дохода, фактически полученного, мы должны вычесть из НД такие три вида доходов, которые заработаны, но не получены, а также прибавить доходы, полученные, но не являющиеся результатом текущей  трудовой деятельности. Это делается следующим образом:

Национальный доход (заработанный доход)

o взносы на социальное страхование

o налоги на прибыль корпораций

o нераспределенные прибыли корпораций

+ трансфертные платежи,  получаем

Личный доход (полученный доход)

Располагаемый доход находится  в личном распоряжении членов общества. Его величина может быть получена путем вычитания индивидуальных налогов (подоходного, на личное имущество, на наследство) из личного дохода. Располагаемый  личный доход используется домохозяйством на потребление и сбережения.

 

 

19. Понятие эффективности общественного производства

Эффективность производства - это сложная экономическая категория, в ней отражается действие многих экономических законов и показывается одна из важнейших сторон общественного  производства - его результативность.

Формы проявления эффективности  можно сгруппировать следующим  образом:

- по функциональным подсистемам,  то есть оценка эффективности  базируется на каком-либо показателе (технологическая, экономическая,  социальная и прочие подсистемы);

- по уровню структуры  народного хозяйства, здесь речь  идёт об масштабе оцениваемого  объекта, например, можно оценивать  эффективность производства в  целой отрасли, а можно оценивать  эффективность производства на  маленьком подразделении предприятия; 

- по отражению затрат, например, подвергаются оценке эффективность  затрат труда или производственная  эффективность; 

- по форме идентификации,  эффективность может быть как  абсолютной, так и относительной  (по сравнению с чем-либо).

Повышение эффективности  производства обуславливается совокупностью  постоянно действующих факторов и рядом особенностей современного этапа экономического развития общества. С одной стороны, повышение экономической  эффективности необходимо в связи  с ограниченностью приращения некоторых  видов ресурсов, изменениями в  стоимости факторов производства, возрастанием потребностей рынка в отечественной  продукции, усилением требований к  качеству продукции. С другой стороны, на современном этапе развития общества расширяются возможности повышения  экономической эффективности общества.

Экономическая эффективность  производства означает результативность производства, то есть достижения максимальных результатов при минимальных  затратах и минимальных ресурсах.

При рассмотрении вопроса  экономической эффективности производства необходимо иметь в виду, что понятия "эффект" и "эффективность" неоднозначны.

В наиболее общем виде в  форме эффекта любого производства выступает его функция - это конечный результат, который получает своё воплощение непосредственно в объёме произведённых  материальных ценностей. Однако, как  бы не был важен эффект, сам по себе он не достаточно характеризует  деятельность предприятия, так как  не показывает ценой каких затрат он был получен. То есть один и тот  же эффект может получен разными  способами и при разном уровне задействованных ресурсов. И наоборот, одинаковые затраты могут дать разный эффект. Поэтому возникает необходимость  сравнения эффекта и затрат, необходимых  для его достижения.

Эффективность производства имеет не только чисто экономический, но и социальный аспект. С точки  зрения социально-экономической эффективности  на первый план выдвигается вопрос о том, как и при каких данных наиболее полно удовлетворить потребность  всех работников предприятия и, соответственно, всех членов общества.

Социальная эффективность  падает тогда, когда изменения в  производстве улучшают положение одних  за счёт ухудшения положения других.

 

 

20. Статистическое изучение состава населения

В каждом конкретном статистическом обследовании населения могут решаться (и решаются) самые различные задачи. Но в целом, говоря о статистике населения, можно выделить следующие основные задачи:

определение численности  населения и его распределения (размещения) по территории страны;

изучение состава населения (по полу, возрасту, национальной принадлежности, социальному положению, образованию, занятиям и пр.);

изучение естественного  движения населения (рождаемость, смертность, естественный прирост населения, заключение и расторжение браков);

изучение миграции населения;

социальная характеристика населения.

Перепись населения - один из важнейших источников информации о населении. В наиболее общем  виде перепись населения - научно организованный процесс сбора, обработки и анализа  данных о численности и составе  населения. В рекомендациях ООН  переписью населения называется «общий процесс сбора, обобщения, анализа  и публикации демографических, экономических  и социальных данных о всем населении, проживавшем на определенный момент времени в стране или четко  ограниченной части страны».

Таким образом, перепись населения  позволяет получить информацию не только о численности населения и  его демографических характеристиках (возрастно-половой структуре, числе  и составе семей, размещении населения  по территории страны и пр.), но и  о социально-экономических характеристиках - составе населения по образованию, занятости, источникам средств существования. Кроме этого, в программу переписи могут быть включены вопросы, представляющие на данный момент интерес для государственного управления, например, о занятости  и безработице, о характере жилищных условий населения, о числе рожденных  детей и репродуктивных планах семей, о продолжительности проживания в данном месте, об инвалидности населения  и пр.

Перепись проводится для  получения информации об изменениях, происходивших в населении в  межпереписной период, и последующей  корректировки на этой основе оценок численности и состава населения  по территориям, подготовки базы для  перспективных расчетов.

Все сведения о населении  собираются по состоянию на определенный момент - критический момент переписи. Это конкретный день и час, к которому приурочивают собираемые сведения для  обеспечения сопоставимости полученных данных. Умершие до этого момента  и родившиеся после этого момента  в ходе переписи не учитываются и  в численность населения не включаются. Для проведения переписи, как правило, выбирают время, когда население  наименее подвижно - за пределами сезона отпусков, каникул, праздничных дней.

сходным  моментом   исследования   изменения   состава   населения выступают   определение   наиболее   существенных   факторов   и    их классификация. Факторы могут иметь специфику  в зависимости от того,  в каком  разрезе  анализируется  состав   населения,   какие   категории  населения и какой исторический этап  развития  исследуется.  В  первую очередь, разграничиваются демографические, социальные,  экономические, политические, правовые,  нравственно-психологические,  идеологические, этнические факторы.  К демографическим  факторам  относятся:  рождаемость  и  смертность населения,  его  миграция,  брачность,   разводимость,   дробление   и укрупнение  семей.  Демографические   процессы   переводят   структуру  населения в новое состояние: складываются иные пропорции между  разными категориями населения, меняются их размещение по  территории,  степень их однородности, типичные средние параметры.

 

 

21. Скорректированный валовой располагаемый доход

Скорректированный располагаемый  доход (СРД) – располагаемый доход  с учетом трансфертов в натуральной  форме (бесплатные услуги учреждений здравоохранения, образования, культуры и т.д.):

СРД = РД + СТ

где СТ - социальные трансферты в натуральной форме, получаемые домашними хозяйствами от органов  государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Фактическое конечное потребление  домашних хозяйств – конечное потребление  с учетом получаемых социальных трансфертов  в натуральной форме. Наиболее предпочтительный показатель для оценки уровня жизни.

Скорректированный валовой  располагаемый доход институциональных  единиц и секторов или скорректированный  валовой национальный располагаемый  доход по экономике страны в целом  переносятся в данный счет из счета  перераспределения доходов в  натуральной форме, рассмотренного выше, и записываются в ресурсной  части.

В использовании ресурсов показываются фактическое конечное потребление товаров и услуг  и балансирующая статья счета, которой  является сбережение.

В фактическом конечном потреблении  товаров и услуг, т.е. их непосредственном использовании для удовлетворения текущих индивидуальных потребностей людей и коллективных потребностей общества, участвуют институциональные  единицы двух секторов экономики, а  именно сектора домашних хозяйств и  общего государственного управления.

Фактическое конечное потребление  домашних хозяйств-резидентов включает стоимость потребительских товаров  и услуг, реально полученных ими  для индивидуального потребления, независимо от того, кто их финансирует (оплачивает). Поэтому фактическое  конечное потребление домашних хозяйств определяется путем суммирования:

1) расходов домашних хозяйств  на конечное потребление, т.е.  покупку ими потребительских  товаров и услуг;

2) стоимости потребительских  товаров и услуг, полученных  домашними хозяйствами в виде  социальных трансфертов в натуральной  форме от органов государственного  управления и от некоммерческих  организаций, обслуживающих домашние  хозяйства. Эти трансферты количественно  равны сумме расходов на индивидуальное  конечное потребление органов  государственного управления и  расходов на конечное потребление  некоммерческих организаций, обслуживающих  домашние хозяйства.

Фактическое конечное потребление  органов общего государственного управления принимается равным стоимости их расходов на товары и услуги коллективного  потребления.

Очевидно, что общая стоимость  социальных трансфертов, полученных домашними  хозяйствами–резидентами равна  стоимости социальных трансфертов, выплаченных органами общего государственного управления и некоммерческими организациями. Следовательно, фактическое конечное потребление для всей экономики  будет равно сумме расходов на конечное потребление товаров и  услуг.

При этом балансирующая статья «Сбережение» должна быть идентичной по охвату и стоимости в счетах использования располагаемого дохода и использования скорректированного располагаемого дохода, так как социальные трансферты в натуральной форме  одинаково влияют на показатели располагаемого дохода и конечного потребления  в этих счетах.

 

 

22. Система обобщающих и частных показателей экономической эффективности производства

Общие принципы разработки системы  показателей экономической эффективности  производства

Показатели эффективности  производства относятся к числу  важнейших в системе планирования, учета и статистики. Их можно определить как относительные величины, которые  представляют собой количественное сравнение (соизмерение) двух разноименных, но обязательно взаимосвязанных  абсолютных величин, то есть имеющих  реальную количественную связь. Последнее  требование, очевидно, предполагает, что  соотношение между величинами результата и затрат в показателях эффективности  отражает реальную количественную связь  указанных экономических явлений. Кроме того, как относительные  величины, показатели эффективности  нельзя рассматривать изолированно от составляющих их результата и затрат. В той же степени неправомерно, конструируя показатели, рассматривать  независимо друг от друга эти составляющие. С позиций измерения эффективности  производства результат и затраты  не существуют отдельно, а только вместе и в рамках одного показателя эффективности.

Методологической основой  построения показателей эффективности  производства является научное определение  ее экономической сущности. Эта проблема уже рассмотрена нами выше.

Эффективность производства, будучи сложной категорией, может  быть охарактеризована только системой показателей. При этом система исключает  возможность дублирования показателей. Объединенные в систему, они должны обладать не только экономической, но и методологической общностью и, в частности, исчисляться по принципу единой методики, что обеспечивает одинаковую размерность показателей системы.

Совершенно очевидно, что  система показателей не должна быть сложной, но исчерпывающей с точки  зрения удовлетворения потребностей

изучения эффективности  общественного производства. Эти  потребности

выступают критерием, определяющим оптимальную полноту системы.

Важнейшим принципом всех вариантов системы показателей  эффективности производства является формирование системы на базе частных  показателей, отражающих эффективность  затрат или ресурсов отдельных элементов  производства, и обобщающего показателя эффективности. При этом количественная связь частных показателей с  обобщающим представляется обязательной. Полное отсутствие таковой или ограничение  системы признаком смысловой  взаимосвязи показателей лишает ее качественного своеобразия и  отличия от набора показателей. При  этом не предлагается свести всю совокупность показателей эффективности к  одному универсальному показателю, каким  бы обобщающим он ни был. Речь идет о  системе частных показателей  эффективности производства (эффективности  затрат) и едином обобщающем показателе в вершине системы.

Информация о работе Шпаргалка по "Статистика"