Использование среднеарифметических индексов в статистическом анализе деятельности предприятий торговой сети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 07:09, курсовая работа

Описание работы

В работе мы рассмотрим, что представляют среднеарифметические индексы, на какие виды они делятся и как применяются статистическом анализе деятельности предприятий торговой сети.
В расчётной части вычислим индексы физического объёма, сводные индексы, абсолютный прирост товарооборота за счёт изменения цен и объёма продажи товаров.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть ……………………………………4
1.1. Индексы и их классификация ……………………………………4
1.2. Средние арифметические индексы и их применение…………….…9
2. Расчётная часть ……………………………….......12
2.1. Задача 1 …………………………………...12
2.2. Задача 2 …………………………………...18
2.3. Задача 3 …………………………………...22
2.4. Задача 4 …………………………………...23
3. Аналитическая часть ……………………………….......25
Заключение …………………………………...31
Список используемой литературы …………………………………...32

Файлы: 1 файл

К-Р.docx

— 160.83 Кб (Скачать файл)

Задача 1. Имеются данные выпуска продукции по заводу строительных пластмасс (табл. 1.1):

Вид продукции

Выпуск продукции в I квартале, млн. руб.

Изменение объема производства во II квартале в натуральной выражении, %

Пленка

Пеноплен

Линолиум

30

25

40

+10

-10

-25


Определить  сводную оценку изменения объема производства продукции (в натуральном  выражении)

Решение: из условия следует, что индивидуальные индексы по видам продукции имеют следующие значения:

i’=1,1;    i”=0,9;    i’”= 0,75.

Индекс  физического объема продукции:

 

 

Следовательно, объем производства в натуральном  выражении во втором квартале по сравнению  с первым уменьшился на 10%.

Каждый качественный показатель связан с тем или иным объемным показателем, в расчете на единицу которого он исчисляется. Так, с объемом произведенной (проданной) продукции связаны такие качественные показатели, как цена р, себестоимость z и трудоемкость t.

В условиях рыночных отношений в экономике  особое место среди индексов качественных показателей отводится индексу  цен. Покажем преобразование агрегатного  индекса качественного показателя в средний арифметический на примере индекса цен. Выразим из индивидуального индекса цен:

Цену отчетного  периода р1 = i0*p0 и подставим в числитель формулы агрегатного индекса цен Ласпейреса:

 

 

то получим средний арифметический индекс цен, тождественный агрегатному  индексу Ласпейреса:

 

Весами осредняемых индивидуальных индексов в этом индексе служит объем товарооборота в базисном периоде (p0q0). Аналогично индексу цен исчисляются и средние индексы себестоимости продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Расчетная часть

Задание 1.

По исходным данным:

    1. построить статистический ряд распределения предприятий по признаку цена товара образовав пять групп с равными интервалами;
    2. графическим методом и путем расчетов определить значения моды и медианы полученного ряда распределения;
    3. рассчитать характеристики интервального ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации. Сделать выводы по результатам выполнения пунктов 1,2,3 задания;
    4. вычислить среднюю арифметическую по исходным данным, сравнить ее с аналогичным показателем, рассчитанным в п. 3 для интервального ряда распределения. Объяснить причину их расхождения.

 

Решение:

Имеются следующие  выборочные данные за отчетный период по предприятиям розничной торговой сети (выборка 10%-ная, механическая):

№ предпри-ятия

Цена товара, руб./шт.

Выручка от продаж, млн. руб.

№ предпри-ятия

Цена товара, руб./шт.

Выручка от продаж, млн. руб.

1

1100,9

518,8

16

1150,1

614,0

2

1441,1

942,5

17

1446,6

959,9

3

1106,9

530,0

18

1214,3

648,4

4

1136,2

566,5

19

1471,4

960,2

5

1252,1

696,4

20

1360,6

837,2

6

1288,1

737,8

21

1094,6

512,9

7

996,1

387,4

22

1085,0

454,6

8

1337,6

801,1

23

1166,4

622,1

9

971,4

360,1

24

1182,7

628,6

10

1147,9

569,4

25

1215,6

661,7

11

1095,1

511,4

26

1237,1

672,4

12

1230,3

661,3

27

1185,4

641,9

13

1378,6

862,2

28

1239,4

685,3

14

1122,3

549,8

29

1286,9

719,6

15

1013,4

393,7

30

1358,9

807,8


 

1) Чтобы построить  статистический ряд распределения  предприятий по признаку цена  товара, образовав 5 групп с равными  интервалами, определим величину  интервала по формуле:

 где

= 1471,4 руб./шт. (максимальное значение группировочного признака – цена товара), = 971,4 руб./шт. (минимальное значение), n = 5 (число групп).

Следовательно, ширина интервала составит:

 руб./шт.

        Таким образом имеем следующее распределение предприятий по группам (табл. 2.1):

      Табл. 2.1 Распределение предприятий  по цене товара

№ группы

Группы предприятий по цене товара, руб/шт.

Число предприятий

В абсолютном выражении

В относительных единицах, %

1

971,4-1071,4

3

10,0

2

1071,4-1171,4

10

33,3

3

1171,4-1271,4

8

26,7

4

1271,4-1371,4

5

16,7

5

1371,4-1471,4

4

13,3

Итого:

30

100,0


 

Составим  рабочую группировочную таблицу 2.2 и посчитаем групповые итоги:

     Табл. 2.2 Распределение предприятий  по цене товара

№ группы

Группы предприятий по цене товара, руб./шт.

Номер организации

Цена товара, руб./шт.

1

971,4-1071,4

7

996,1

9

971,4

15

1013,4

Итого:

3

2980,9

2

1071,4-1171,4

1

1100,9

3

1106,9

4

1136,2

10

1147,9

11

1095,1

14

1122,3

16

1150,1

21

1094,6

22

1085,0

23

1166,4

Итого:

10

11205,4

3

1171,4-1271,4

5

1252,1

12

1230,3

18

1214,3

24

1182,7

25

1215,6

26

1237,1

27

1185,4

28

1239,4

Итого:

8

9756,9

4

1271,4-1371,4

6

1288,1

8

1337,6

20

1360,6

29

1286,9

30

1358,9

Итого:

5

6632,1

5

1371,4-1471,4

2

1441,1

13

1378,6

17

1446,6

19

1471,4

Итого:

4

5737,7

Всего:

30

3631,3


 

2) Построим  графики, найдем моду и медиану:

         Мода – это значение признака, наиболее часто встречающееся в изучаемой совокупности. Для интервальных вариационных рядов распределения мода рассчитывается по формуле:

где хМо – нижняя граница модального интервала;

      iMo – величина модального интервала;

       fMo – частота модального интервала;

       fMo-1 – частота интервала, предшествующего модальному;

        fMo – частота интервала, следующего за модальным;

         Интервал с границами 1071,4-1171,4 в данном распределении будет модальным, т.к. он имеет наибольшую частоту (10).

         Тогда мода равна:

руб./шт.

Почти совпадает  со значением, найденным по графику (рис.2.1).

Рисунок 2.1 Распределение предприятий по цене товара

         Медиана – это вариант, расположенный в середине упорядоченного вариационного ряда, делящий его на две равные части. Для интервальных вариационных рядов медиана рассчитывается по формуле:

где x - нижняя граница медианного интервала;

i - величина медианного интервала;

Σf - сумма частот ряда;

SMе-1 - сумма накопленных частот ряда, предшествующих медианному интервалу;

f - частота медианного интервала.

 

Для определения  медианного интервала найдем накопленную  частоту каждого последующего интервала  до тех пор, пока она не превысит суммы накопленных частот (в данном случае – 15).

Тогда медиана  равна: руб./шт., почти совпадает со значением, найденным по графику (рис. 2.1).

        3) Рассчитаем характеристики интервального ряда распределения аналитически: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации. Расчет оформим в таблице 2.3.

При расчете средней по интервальному вариационному ряду для выполнения необходимых вычислений переходят к их серединам.

Таблица 2.3.

Группа предприятий по цене товара

Число пред-приятий

fj

Середина интервала 

Расчетное значение

971,4-1071,4

3

1021,4

3064,2

-190

36100

108300

1071,4-1171,4

10

1121,4

11214,0

-90

8100

81000

1171,4-1271,4

8

1221,4

9771,2

10

100

800

1271,4-1371,4

5

1321,4

6607,0

110

12100

60500

1371,4-1471,4

4

1421,4

5685,6

210

44100

176400

Итого

30

 

36342,0

   

427000


Используя среднюю арифметическую взвешенную, определим средний уровень цены товара:

 руб./шт.

Средне  квадратическое отклонение равно:

  руб./шт.

Среднее квадратическое отклонение равно 119,304 руб./шт. Полученная величина показывает, что уровень цены товара отклоняется от средневзвешенного уровня цены товара в среднем на 119,304 руб./шт.

Коэффициент вариации представляет собой выраженное в процентах отношение среднего квадратического отклонения к средней арифметической:

V не превышает 33%, следовательно, данная совокупность предприятий одной из отраслей промышленности в отчетном году однородна.

 

1.4. Вычислим  среднюю арифметическую по исходным  данным и сравним ее с аналогичным  показателем, рассчитанным в п. 3 для интервального ряда распределения.

По исходным данным (табл. 2.3.) среднегодовой уровень производительности труда равен (средняя арифметическая):

 руб./шт.

Если  среднее значение признака в каждом интервале заменяется серединой  интервала, то из-за условности назначения границ в верхнем и нижнем интервалах фактическое общее среднее значение может быть или выше расчетного –  при общей тенденции увеличения анализируемого признака, или ниже – при общей тенденции снижения уровня показателя. В данном случае средний уровень среднегодовой цены товара по интервальному ряду в 1211,4 руб./шт. дает завышенный результат по сравнению с расчетом по не сгруппированным данным в 1210,4 руб./шт.

Задание 2.

По исходным данным с использованием результатов выполнения задания 1:

1. Установите наличие и характер  корреляционной связи между признаками цена товара (первый признак х – факторный) и выручка от продаж (второй признак у – результативный), используя метод аналитической группировки;

2. оценить силу и тесноту корреляционной связи между названными признаками, используя коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное соотношение;

3. оценить статистическую значимость показателя силы связи.

Сделать выводы по результатам выполнения задания.

Решение:

Для проведения аналитической группировки проведем группировку торговых организаций  по 5-ти интервалам в зависимости  от цены за 1 кг картофеля. Величина интервала равна:

h = (17,0 – 7,0) / 5 = 2, 0 руб

Отсюда  путем прибавления величины интервала  к минимальному уровню признака в  группе получим группы организаций  по значению цены за 1 кг и соответствующие им значения количества проданной продукции.

Информация о работе Использование среднеарифметических индексов в статистическом анализе деятельности предприятий торговой сети