Инновации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 22:42, доклад

Описание работы

Согласно определениям, данным на сайте Росстата:
Инновация — это «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта (товара, работы, услуги), производственного процесса, маркетингового или организационного метода — в ведении бизнеса, организации рабочего места или внешних связях».

Файлы: 1 файл

Инновации в России.docx

— 178.37 Кб (Скачать файл)

Согласно результатам  исследования, 87 % опрошенных топ-менеджеров российских компаний считают, что за последние пять лет качество инновационной среды в России улучшилось. По словам директора по внешним связям GE в России и СНГ Екатерины Тутон, опрошенные руководители российских компаний, разделяют глобальную уверенность в том, что в ближайшие 10 лет инновации будут стимулировать экономический рост, способствуя улучшению качества жизни населения и развитию промышленности. Исследование показывает, что в России уровень общественной поддержки инноваций находится на высоком уровне. Данные исследования свидетельствуют о том, что более успешному ведению инновационной деятельности в России всё ещё препятствуют барьеры — невысокий уровень поддержки инновационных компаний со стороны государства и частных инвесторов и низкое качество регулятивной среды. Как следствие в сводном рейтинге «инновационного оптимизма» индекс России составляет 65 пунктов из 100, а в сводном рейтинге «удовлетворенности качеством инновационной среды» — 48 пунктов из 100. Наряду с барьерами, препятствующими внедрению инноваций, результаты опроса позволяют выявить факторы, которые, по мнению российских руководителей, могли бы помочь их компаниям в более успешном внедрении инноваций. К наиболее важным факторам можно отнести качество подготовки персонала, а также наличие государственной поддержки; к достаточно значимым факторам — партнерство с образовательными учреждениями и исследовательскими лабораториями для усовершенствования продукта и доступ к привлечению частных инвестиций на долгосрочной основе.

Согласно исследованию, топ-менеджеры компаний в Израиле, ОАЭ, Швеции и Сингапуре отметили наиболее высокую удовлетворенность инновационной средой, в то время как в Японии, России, Польше и Франции — наиболее низкий уровень удовлетворенности.

Согласно данным исследования, руководители российских компаний, отвечающие за внедрение инноваций и реализацию корпоративных инновационных стратегий, убеждены в перспективах развития инноваций  в России: отмечены как улучшения  инновационного климата внутри страны, так и уверенность в хорошей  репутации России как инновационного государства в сравнении с  другими странами.

87 % руководителей российских компаний, принимавших участие в опросе, уверены, что за последние 5 лет качество инновационной среды в России улучшилось (в среднем по 22-м странам-участницам исследования улучшения инновационного климата в своих странах отмечают 82 % руководителей).

7 % считают, что у России хорошая «инновационная репутация», а 7 % уверены, что РФ входит в тройку мировых лидеров в сфере инноваций, что сопоставимо с уровнем самооценки таких стран как Индия, Великобритания и Израиль.

Результаты опроса также  свидетельствуют о том, что в  России сильна поддержка инноваций  со стороны общественности: граждане положительно относятся к инновациям и уверены в том, что инновации  способны улучшить качество их повседневной жизни.

83 % руководителей считают, что в России общественность положительно относится к инновациям, особенно отмечая аппетит к инновациям среди молодых предпринимателей (75 % в среднем по 22 странам; 76 % в среднем по странам БРИК). По этому показателю Россия занимает седьмую позицию в глобальном рейтинге, уступая ОАЭ, Канаде и Израилю, но опережая такие страны как Сингапур, Швеция, Великобритания, Турция, Германия и Китай.

69 % согласны, что инновации могут оказать положительное влияние на качество повседневной жизни граждан(67 % в среднем по 22-м странам; 69 % в среднем по странам БРИК). По этому показателю Россия находится на десятом месте в глобальном рейтинге, оставив позади Швецию, Турцию, Алжир, Бразилию, Австралию, Великобританию и Индию.

Взгляд российских руководителей  на основные движущие силы развития инноваций, позволяет сделать вывод о  том, что в России в большей  степени, чем в среднем по остальным  странам, принимавшим участие в  исследовании, бизнес убежден в том, что определяющую роль в этом направлении  предстоит сыграть государственным  институтам в партнерстве с крупным  бизнесом и образовательными учреждениями. Роль малого и среднего бизнеса в развитии инноваций, напротив, выглядит менее значимой, чем в глазах руководителей из других стран.

Российские респонденты  в большей степени, чем в других странах, уверены в том, что в  ближайшие 10 лет основную роль во внедрении  инноваций будут играть государственные  органы (9 % против 3 % в среднем), крупные компании (22 % против 21 % в среднем) а также образовательные учреждения и научно-исследовательские институты (6 % против 4 % в среднем). Как менее значимую (в сравнении с коллегами из других стран), руководители из России оценивают роль малого и среднего бизнеса (18 % против 27 % в среднем) и индивидуальных предпринимателей (1 % против 4 % в среднем). При этом, 39 % респондентов (как в России, так и в среднем по 22-м странам), указывают на важность партнерства между всеми заинтересованными игроками.

88 % опрошенных убеждены, что проекты частно – государственного партнерства являются ключевым элементом создания инновационной экономики (83 % в среднем по 22-м странам; 85 % в среднем по странам БРИК).

74 % считают, что компании могут с легкостью привлекать университеты к решению своих задач в сфере R&D (66 % в среднем по 22-м странам; 65 % в среднем по странам БРИК).

Согласно данным исследования, опрошенные руководители российских компаний, разделяют глобальную уверенность  в том, что инновации будут  стимулировать экономический рост, способствуя улучшению качества жизни населения и развитию промышленности:

  • 93 % российских руководителей уверены в том, что инновации — основная движущая сила для создания более конкурентоспособной экономики (92 % в среднем по 22-м странам; 93 % в среднем по странам БРИК).
  • 76 % считают, что инновации — основная движущая сила для создания более экологичной («зеленой») экономики (85 % в среднем по 22-м странам; 89 % в среднем по странам БРИК).
  • 72 % согласны, что инновации — основная движущая сила для создания рабочих мест (85 % в среднем по 22-м странам; 81 % в среднем по странам БРИК).

В России, как и в других странах, принявших участие в  исследовании, опрошенные руководители считают, что инновации окажут наиболее благоприятное воздействие на динамику роста и создания рабочих мест в таких отраслях как энергетика (39 % — в России; 50 % в среднем по 22-м странам); здравоохранение (32 % в России; 42 % в среднем по 22-м странам) и телекоммуникации (34 % — в России;37 % — в среднем по 22-м странам).

Взгляд российских руководителей  на то, каким образом внедрение  инноваций отразится на улучшении  благосостояния общества в перспективе  ближайших 10-и лет, позволяет сделать  вывод о том, что их влияние  на разные сферы общественной жизни  будет различаться.

Наиболее уверенно можно  говорить о положительном влиянии  инноваций на качество телекоммуникаций (90 %), энергетическую безопасность (82 %), качество медицинских услуг (76 %), качество транспортных услуг (74 %) и рынок труда (70 %). Достаточно положительно оценивается влияние инновации на качество образования (67 %), уровень гражданской безопасности (64 %), доступ к здравоохранению (64 %), защиту окружающей среды (63 %), качество жилищного строительства (63 %) и доступ к образованию (60 %).

Более осторожная оценка влияния  инноваций на отдельные сферы  общественной жизни находит свое отражение в позиции России в  сводном рейтинге «инновационного  оптимизма», ранжирующем страны в  соответствии с их совокупной оценкой  влияния инноваций на качество жизни  населения. Позиция России в данном индексе составляет 65 пунктов из 100 (против 72/100 в среднем по 22-м  странам), что позволяет отнести  ее к группе стран с «умеренным» уровнем инновационного оптимизма, куда также вошли Индия, Франция, Китай, Южная Корея и Япония.

Данные опроса по России позволяют утверждать, что российские руководители привержены ценностям  «инновационной модели 21-го века» в  основе которой лежит открытость и сотрудничество между всеми  заинтересованными игроками, а также — направленность на рост благосостояния общества и удовлетворение общечеловеческих потребностей:

89 % российских руководителей уверены, что успех инновационной деятельности в XXI-м веке будет в большей степени определяться сотрудничеством между несколькими заинтересованными игроками, чем индивидуальным успехом каждой отдельной организации (86 %в среднем по 22-м странам).

84 % согласны с тем, что самыми значимыми инновациями XXI-го века станут решения, приносящие пользу не отдельным индивидуумам, а обществу в целом(84 % в среднем по 22-м странам), а 76 % считают, что ими станут решения, сосредоточенные на удовлетворении общечеловеческих потребностей, а не на создании большей прибыли (75 % в среднем по 22-м странам).

Разделяя ценности инновационной  модели будущего, российские руководители, тем не менее, более осторожны, чем  бизнес лидеры других стран, при оценке перспектив использования творческого  потенциала малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей в целях создания инновационных  продуктов, удовлетворяющих потребности  локальных рынков:

  • Всего 66 % подтверждают, что инновации должны быть локализованы для того, чтобы создавать продукты, в наибольшей степени отвечающие специфическим потребностям локальных рынков. (75 % в среднем по 22-м странам).
  • Только 66 % согласны, что в качестве движущей силы развития инноваций будет преобладать креативность людей, нежели просто глубокие научные исследования (73 %в среднем по 22-м странам).
  • Лишь 65 % считают, что малый и средний бизнес, а также индивидуальные предприниматели могут быть такими же инновационными, как и крупные компании (80 % в среднем по 22-м странам).

Результаты опроса позволяют  выявить факторы, которые, по мнению российских руководителей, могли бы помочь их компаниям в более успешном внедрении инноваций.

К наиболее важным факторам можно отнести качество подготовки персонала, а также — наличие государственной поддержки:

  • Среди трех наиболее важных факторов, которые могли бы способствовать достижению успеха в инновационной деятельности, 64 % российских руководителей отмечают наличие сотрудников, умеющих креативно мыслить и находить нестандартные решения (56 % в среднем по 22-м странам; 54 % в среднем по странам БРИК).
  • 42 % выделяют наличие сотрудников с более высоким уровнем технической подготовки (49 % в среднем по 22-м странам; 51 % в среднем по станам БРИК).
  • 46 % отмечают снижение бюрократических барьеров для доступа к бюджетному финансированию инновационной деятельности (25 % в среднем по 22-м странам; 33 % в среднем по странам БРИК).
  • 29 % указывают на увеличение объемов государственной поддержки инновационной деятельности (34 % в среднем по 22-м странам; 37 % в среднем по странам БРИК).

К достаточно значимым факторам можно отнести следующие:

  • Партнерство с образовательными учреждениями и исследовательскими лабораториями при разработке продукта (25 % в России; 28 % в среднем по 22-м странам).
  • Доступ к привлечению частных инвестиций на долгосрочной основе (24 % в России; 29 % в среднем по 22 странам).

Среди наименее значимых факторов можно перечислить:

  • Наличие партнеров, готовых идти на риск (15 % в России; 17 % в среднем по 22-м странам) а также — оказать поддержку в коммерциализации продукта (9 % в России; 22 % в среднем по 22-м странам).
  • Уверенность в защите авторских прав от возможных нарушений (7 % в России, 16 % в среднем по 22-м странам).

15.2.  Барьеры для инноваций.

Данные исследования свидетельствуют  о том, что более успешному  осуществлению инновационной деятельности в России все еще препятствуют барьеры, заключающиеся как в  невысоком уровне поддержки инновационных  компаний со стороны государства  и частных инвесторов, так и  в низком качестве регулятивной среды.

Как следует из опроса, инновационные  компании в России считают уровень  поддержки со стороны государства  и частных инвесторов недостаточным:

  • 45 % опрошенных руководителей в России считают, что частные инвесторы оказывают необходимую поддержку инновационным компаниям (56 % в среднем по 22-м странам; 65 % в среднем по странам БРИК).
  • 43 % согласны с тем, что государство в равной мере поддерживает инновационные проекты, реализуемые крупными компаниями и предприятиями малого и среднего бизнеса (57 % в среднем по 22-м странам; 56 % в среднем по странам БРИК).
  • 28 % уверены, что система государственной поддержки инноваций организована эффективно (43 % в среднем по 22-м странам; 44 % в среднем по странам БРИК).
  • 23 % готовы согласиться с тем, что государство выделяет достаточно средств на поддержку инноваций (46 % в среднем по 22-м странам; 47 % в среднем по странам БРИК).

Качество регулятивной среды  и образовательной системы также  нуждается в улучшении:

  • 72 % опрошенных не удовлетворены скоростью внедрения инновационных продуктов на рынок (39 % в среднем по 22-м странам; 42 % в среднем по странам БРИК).
  • 48 % российских руководителей считают, что регулирование в сфере торговли препятствует более эффективной коммерциализации инноваций (33 % в среднем по 22-м странам; 40 % в среднем по странам БРИК).
  • 37 % согласны с тем, что действующая система защиты авторских прав эффективна (62 % в среднем по 22-м странам; 52 % в среднем по странам БРИК).
  • 35 % могут согласиться с тем, что школы и университеты обеспечивают уровень образования, необходимый для формирования инновационных лидеров будущего (59 % в среднем по 22-м странам; 52 % в среднем по странам БРИК).

Информация о работе Инновации в России