Индивидуальные особенности памяти и способности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:20, реферат

Описание работы

Цель работы и задачи исследования: выявить индивидуальные особенности памяти способности человека.
Основы изучения памяти были исследованы Немовым Р.В., Кравченко А.И., Столяренко Л.Д.,и др.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………...3
1. Память. Понятие и теоретические основы
1.1 Общее представление о памяти человека…………………..……………….……………..4
1.2 Классификация видов памяти………………………………….…………………….……..5
1.3 Особенности функционирования памяти.……………………………….………….……11
2. Индивидуальные особенности памяти и способности человека
2.1 Индивидуальные особенности памяти……….………………………………………...…14
2.2 Способности памяти человека……….…………………………………………...………..15
Заключение………………………………………………………………………………….….18
Список используемых источников……………………………….…………………………...20
Приложение 1…….……………………………………………………………………………..21
Приложение 2…………………………………………………………………………………..22
Приложение 3…………………………………………………………………………………..24
Приложение 4…….…………………………………………………………………………….25
Приложение 5…………………………………………………………………………………..26
Приложение 6…………………………………………………………………………………..27
Приложение 7…………………………………………………………………………………..28
Приложение 8….……………………………………………………………………………….29
Приложение 9…………………………………………………………………………………..30
Приложение 10………………………………………………………………………………….31
Приложение 11…………………………………………………………………………………32
Приложение 12……………………………………………………………………………..…...33
Приложение 13……………………………………………………………………………...…..34

Файлы: 1 файл

реферат психологоия.doc

— 277.00 Кб (Скачать файл)

Постарайтесь запомнить какие  они на ощупь и в каком порядке  лежат. Перемешать карточки.

Попробуйте на ощупь разложить  карточки в прежнем порядке с  закрытыми глазами.

Проверьте правильность подсчитайте  количество ошибок.

Игра 2: Возьмите карточку. Закройте глаза и потрогайте ее. Что Вам напоминает ее поверхность? Прикасайтесь по очереди к каждой карточки, представьте себе, на что они похожи. Напишите на листочке, что Вам напоминает каждая карточка. Оцените в баллах.

Игра 3: Возьмите картинку, на которой немало вещей. Все они разные наощупь : теплые, холодные, гладкие, колючие, мягкие, твердые. Представьте, что Вы дотрагиваетесь до каждого предмета. Не торопитесь, будьте внимательными, потрогайте все предметы, ничего не пропустите.

Затем уберите картинку. Попробуйте вспомнить вещи, которые были на картинке, напишите их на листочке.

Подсчитайте баллы:

115 -120 баллов, Поздравляем! У Вас  отличная тактильная память.

85 -115 баллов, у Вас хорошая тактильная  память.

50 -85 баллов, у Вас нормальная тактильная память, обратите внимание на допущенные ошибки.

15 - 50 баллов, не огорчайтесь Вы  обязательно улучшите свою тактильную  память.

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Развитие зрительной памяти

Игра 1: Нам потребуется 2 "одинаковых " рисунка с некоторыми отличиями. В начале показываем первый рисунок (30-50 сек.), затем второй; после чего предлагаем найти различия по памяти и записать их на листке.

Игра 2: Показываем картинку с предметами стоящими на столе (10- 20 сек.), убираем  картинку и предлагаем вспомнить, в какой последовательности предметы упали бы со стола, если бы мы наклонили его в какую-либо сторону. Напишите названия падающих предметов на листке.

Игра 3: Две картинки с различными предметами: легкими и тяжелыми, гладкими и шершавыми, мокрыми и сухими. Первая картинка: представьте, что Вы находитесь в этой комнате и дотрагиваетесь до каждого из предметов. Почувствуйте на ощупь все предметы; затем показываем вторую картинку: посмотрите на рисунок и определите, чем он отличается от предыдущего. Какие предметы переставлены местами? Вам будет легче если Вы вспомните как дотрагивались до предметов. Напишите название этих предметов на листке.

Игра 4: Для этой игры понадобятся  палочки ( не более 10 штук).Я брошу  палочки на стол сосчитать Вы их не успеете, поэтому постарайтесь их как бы " сфотографировать". Бросьте палочки на стол и через 1-2 секунды накрыть их листом. Скажите сколько палочек на столе.

Игра 5: Для этой игры понадобится 30-40 палочек. Выложим на столе 1-3 геометрические фигуры, сложенные из палочек через 1-2 секунды накрываем их листом и просим выложить их. Затем сравниваем с образцом.

Теперь считаем количество баллов за каждую игру:

45- 50 баллов; Поздравляем! У Вас  отличная память.

35- 44 балла; у Вас хорошая зрительная  память.

30- 34 балла; у Вас нормальная зрительная память. Обратите внимание на допущенные ошибки.

15- 29 баллов; не огорчайтесь. Тренируйте  свою зрительную память Вы  обязательно улучшите ее.

 

 

 

 

 

Приложение 6

Каждое  слово что-то обозначает

 

 

 Необходимо быстро запомнить  много слов. Послушай и повтори!

Сыр, платье, книга, колбаса, компот, шарф, карандаш, костюм, бумага, варенье, брюки, тетрадь, суп, ручка. 
 
Все слова после одного прочтения запомнить почти невозможно. Но можно проявить смекалку и найти способ запоминания, своего рода палочку-выручалочку. 
 
Слово всегда что-то обозначает. Представьте то, что обозначают эти слова. Они обозначают весьма конкретные предметы: 

1)продукты; 

2)одежду;  
3)школьные принадлежности.

 
Конкретные предметы довольно легко разместить по определенным местам: 

1)продукты —  в холодильник; 

2)одежду —  в шкаф;  
3)школьные принадлежности — в портфель.

 
Задание 2. Слова зачитываются еще раз. Необходимо вспомнить, что  лежит в холодильнике, в шкафу  и в портфеле. 
 
Задание 3. Подсчитайте количество правильно названных слов. 
 
Игру можно считать успешной, если было правильно названо 10—11 слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Барабан

 
Задание 1. Придумай способ, с помощью  которого можно запомнить букву  и ее местонахождение на этом игровом  барабане. 
 
Задание 2. Нарисуй, не подглядывая, что и как расположено на игровом барабане. 
 
Задание 3. Расскажи, каким способом запоминал. 
 
Примечание. Надо приветствовать ситуацию, когда ребенок придумывает несколько способов запоминания. Это говорит о творческой направленности его мышления. В тех случаях, когда ребенок нашел несколько способов запоминания, но правильно воспроизвести эту картинку не смог (ошибся в написании или местонахождении букв), надо особое внимание уделить развитию памяти. Такого рода результаты указывают на недостаточное развитие, скорее всего, его природной памяти. 
^

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

Числовой  лабиринт, или игра для математика

 

 
124

 
428

 
357

 
469

 
582

 
929

 
142

 
248

 
753

 
649

 
528

 
299

 
241

 
842

 
735

 
496

 
825

 
 

 

 
214

 
828

 
537

 
949

 
852

 
 

 

 
421

 
284

 
573

 
994

 
285

 
992


 
Задание. Числа и их местонахождение надо запомнить. На запоминание дается 5 минут. Далее рисунок убирается, а испытуемому предлагается его воспроизвести. 
 
Как правило, запомнить механически эти числа не удается никому. Количество правильно воспроизведенных чисел зависит от того, какие закономерности составления данного лабиринта нашел играющий. 
 
При составлении задания использовались 2 принципа:  
 
1) числа, расположенные по диагонали, умножаются на 2: 
124 х 2 = 248 х 2 = 496 х 2 = 992; 
 
2) по вертикали числа представляют собой комбинации из имеющихся цифр исходного числа. Примечание. При выполнении этого задания, как правило, бывает много ошибок. Необходимо проанализировать их причины: 
 
невнимательность; 

неумение найти  способ запоминания; 

слабая природная  память; 

что-то еще?

 

 

Приложение 9

Анализ  бессмысленных слов.

Учащемуся предъявляются несколько «квазислов» длиной в 20—25 букв, наподобие следующего:

КОМОЛИСТРЕНОШИВЕРТОН

Медленно просматривая каждое слово, следует выделить некоторый смысл в его отдельных буквосочетаниях или вскрыть связи между его частями. Например, «комол» — сокращение от «комсомол», или объединение двух коротких слов с буквой о в середине: «ком» и «мол»; сочетание «комолист» можно ассоциировать со словами «вокалист» или «голосист» или интерпретировать как сложное слово: «ком» (или «кому»)+«лист»; «стрено» связать со словами «стрела» или «встреча», а «стренош» — со словом «стреножить»; «шиверт» — с выражением «шиворот-навыворот», а «шивертон» — со словом «камертон». При анализе слова в целом можно заметить, что во всех случаях после согласной буквы следует гласная, за исключением сходных сочетаний «стр» в середине слова и «рт» в конце, а также, что из гласных в этом слове есть только буквы о, и, е, которые, как известно, находятся в конце первой половины алфавита и не перемежаются никакими другими гласными.

После сверки воспроизведенных слов с предъявленными проводится анализ причин ошибок. Воспроизведение совершается через несколько часов и через день после заучивания с целью обнаруживания слабых мест смыслового запоминания каждого учащегося и их коррекции при последующих выполнениях упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 10

Тройная стимуляция» памяти.

Упражнение разработано по аналогии с известной методикой «двойной стимуляции» памяти (А. Н. Леонтьев) и на начальном этапе предполагает работу лишь с двумя рядами стимулов. Учащимся предъявляется ряд карточек с напечатанными на них словами или нарисованными картинками и предлагается из другого аналогичного набора карточек подобрать к каждой из первого набора такую, которая подходила бы к ней по смыслу (например, зерно — хлеб, дом — забор) с тем, чтобы в дальнейшем можно было, глядя лишь на второй ряд карточек, в точности вспомнить все карточки первого ряда.

После того, как  учащийся усвоил принцип подбора  сходных слов и воспроизведение основного слова с опорой на вспомогательное, задание усложняется.

Ему предлагают первый набор карточек (например: крыша, судья, рельс, лодка) и просят положить рядом с ними карточки второго набора (мяч, синица, окно, вокзал), основываясь на смысловом, образном, эмоциональном или каком-либо ином сходстве слов. Карточки второго набора располагаются под карточками первого набора («окно» под «крышей», «синица» под «самолетом», «мяч» под «судьей», «вокзал» под «рельсом»).

Затем первый набор  карточек закрывается листом ватмана и предъявляется третий набор карточек (герань, кресло, змея, сапог). Задача учащихся — положить под каждой из карточек оставшегося второго набора связанную с ней карточку нового — третьего набора (окно — герань, синица — змея, мяч -— сапог, вокзал — кресло).

После этого  закрывается и второй набор карточек. Задача учащихся — глядя лишь на третий ряд карточек, вспомнить связанные  с каждой из них карточки второго и первого наборов (по карточке «герань» восстановить «окно» и «крышу», по карточке «змея» вспомнить «синицу» и «самолет» и т. д.).

При достижении легкости в выполнении этого упражнения предлагается называть сразу карточки первого набора, не называя карточек второго набора. Можно вводить и большее количество опосредствующих наборов: четыре или пять,— удлиняя и усложняя тем самым смысловые цепочки слов.

 

 

 

 

 

 

Приложение 11

Раскладывание карточек с несвязанными словами

Используются  комплекты из 15—20 карточек со словами, по возможности не связанными по смыслу и не похожими по звучанию. Например: счетчик, стол, фонарь, палитра, токарь, свинец, шерсть, фикус, мелодия, схема, зебра. Задача учащегося — предложить несколько вариантов раскладки карточек, облегчающих их запоминание. Например, можно объединить слова с общей первой буквой — «с» и «ф», и внутри каждой группы попытаться увязать слова друг с другом: фикус светит, как фонарь (или фонарь сделан в форме фикуса), а на столе лежит схема свинцового счетчика и на нее пролили сироп. Возможна и логическая классификация: токарь, зебра, фикус — живое (причем, здесь и человек, и животное, и растение); палитра и мелодия связаны с искусством; стол, фонарь, счетчик — бытовые предметы и т, д. Можно объединить слова к по конкретным ситуациям, составив один-два небольших рассказа, например: Некто включил фонарь, чтобы посмотреть на счетчик, а для этого пододвинул стол, чтобы на него взобраться, при этом упал фикус и т. п.

После раскладывания  карточек осуществляется непосредственное и отсроченное воспроизведение слов и анализируются причины пропусков и замен некоторых из них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение12

Составление схематических рисунков

Предъявляются искусственные сложные тексты, перегруженные  информацией об отдельных элементах, связях между ними, последовательно влияющих друг на друга и т. д. Например:

«Если действие первого и второго явления на третье оказывается совместным, то сочетание признака А первого явления и признака Б второго явления приводит к изменению свойства В в третьем явлении. Изменение свойства В спустя некоторое время приводит к изменению свойства Г, которое теперь немедленно порождает его признаки Д и Е, которые, взаимодействуя друг с другом, усиливаются. Это приводит к тому, что третье явление разрушительно действует на четвертое явление. Это происходит так: новые свойства Д и Е третьего явления порождают в четвертом явлении свойство Ж, которое, нарастая, приводит его к взрыву».

Медленно читая  текст, следует составить схематический рисунок, отражающий описанные в нем процессы.

Затем спустя несколько  минут или часов надо максимально точно воспроизвести содержание текста, используя для этого составленный рисунок. По мере достижения легкости в выполнении этого упражнения воспроизводить текст следует без рисунка, опираясь лишь на зрительное его представление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 13

Запоминание пар слов.

Учащимся предлагаются наборы из 25—30 пар не связанных друг с другом слов, например: кит — сигарета, слива — лампа, жук — облако и т. п. Последовательно прочитывая каждую пару слов, следует сформировать в уме некоторые образы, необычные картинки, в которых причудливым способом сочетались бы эти два предмета. Каждую картинку следует представить себе как можно ярче, эмоциональнее. Например, плывет кит с сигаретой во рту, сигарета светит в сумраке, от нее поднимается дым, похожий по цвету на шкуру кита. Или на настольной лампе вдруг, как на дереве, созрели сочные, сладкие сливы. Или внутри сливы находится нить накала и она светит, как лампа.

После этого  предъявляются на бланке или зачитываются первые слова каждой пары. Второе слово надо вспомнить и самостоятельно записать. Затем предъявляются только вторые слова пары, по ним надо восстановить первое слово. Процедура повторяется через несколько дней после запоминания и завершается анализом причин допущенных ошибок.

 

 

 

 




Информация о работе Индивидуальные особенности памяти и способности человека