Индивидуальные особенности памяти и способности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:20, реферат

Описание работы

Цель работы и задачи исследования: выявить индивидуальные особенности памяти способности человека.
Основы изучения памяти были исследованы Немовым Р.В., Кравченко А.И., Столяренко Л.Д.,и др.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………...3
1. Память. Понятие и теоретические основы
1.1 Общее представление о памяти человека…………………..……………….……………..4
1.2 Классификация видов памяти………………………………….…………………….……..5
1.3 Особенности функционирования памяти.……………………………….………….……11
2. Индивидуальные особенности памяти и способности человека
2.1 Индивидуальные особенности памяти……….………………………………………...…14
2.2 Способности памяти человека……….…………………………………………...………..15
Заключение………………………………………………………………………………….….18
Список используемых источников……………………………….…………………………...20
Приложение 1…….……………………………………………………………………………..21
Приложение 2…………………………………………………………………………………..22
Приложение 3…………………………………………………………………………………..24
Приложение 4…….…………………………………………………………………………….25
Приложение 5…………………………………………………………………………………..26
Приложение 6…………………………………………………………………………………..27
Приложение 7…………………………………………………………………………………..28
Приложение 8….……………………………………………………………………………….29
Приложение 9…………………………………………………………………………………..30
Приложение 10………………………………………………………………………………….31
Приложение 11…………………………………………………………………………………32
Приложение 12……………………………………………………………………………..…...33
Приложение 13……………………………………………………………………………...…..34

Файлы: 1 файл

реферат психологоия.doc

— 277.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………………...3

1. Память. Понятие  и теоретические основы 
1.1 Общее представление о памяти человека…………………..……………….……………..4 
1.2 Классификация видов памяти………………………………….…………………….……..5 
1.3 Особенности функционирования памяти.……………………………….………….……11 
2. Индивидуальные особенности памяти и способности человека 
2.1 Индивидуальные особенности памяти……….………………………………………...…14 
2.2 Способности памяти человека……….…………………………………………...………..15 
Заключение………………………………………………………………………………….….18 
Список используемых источников……………………………….…………………………...20

Приложение 1…….……………………………………………………………………………..21

Приложение 2…………………………………………………………………………………..22

Приложение 3…………………………………………………………………………………..24

Приложение 4…….…………………………………………………………………………….25

Приложение 5…………………………………………………………………………………..26

Приложение 6…………………………………………………………………………………..27

Приложение 7…………………………………………………………………………………..28

Приложение 8….……………………………………………………………………………….29

Приложение 9…………………………………………………………………………………..30

Приложение 10………………………………………………………………………………….31

Приложение 11…………………………………………………………………………………32

Приложение 12……………………………………………………………………………..…...33

Приложение 13……………………………………………………………………………...…..34 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

        Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов включающий фазы запечатления, хранения и извлечение поступающей информации. 
        Память это основа личности. Современный крупнейший математик и кибернетик фон Нейман сделал расчёты, которые показали, что в принципе человеческий мозг может вместить примерно 1020 единиц информации. Мы никогда даже близко не подходили к границам наших возможностей и память мы используем на ничтожную долю своей мощности.  
       Актуальность: Память лежит в основе способностей человека и является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человека без постоянного улучшения этой функции немыслим. 
       В психологии память рассматривается как компонент общих и специальных способностей. При факторном анализе многочисленных познавательных функций она выделена, как первичная умственная способность. Память входит в структуру интеллекта. Память включена также в общую способность к учению и обучаемости, является необходимым условием накопления фонда знаний и «интеллектуальных умений».         Исследование данной проблемы является важным и необходимым условием для осмысливания самого процесса памяти. Т.к. память является важнейшей определяющей характеристикой психической  жизни личности. Роль памяти не может быть сведена  к запечатлению того, что «было в прошлом».

         Цель работы и задачи исследования: выявить индивидуальные особенности памяти способности человека.

        Основы изучения памяти были  исследованы Немовым Р.В., Кравченко  А.И., Столяренко Л.Д.,и др. 

 

 

 

 

 

 

1. Память. Понятие и теоретические основы

 

1.1. Общее представление о памяти человека

 

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности. Пионером в исследовании памяти человека считается Герман Эббингауз, ставивший эксперименты на себе (основной методикой было заучивание бессмысленных списков слов или слогов).

Процессы памяти:

 Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

 Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в сознании без усилий человека [5, c.597].

Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор  элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

1.2. Классификация  видов памяти

 

Существуют  различные типологии памяти:

- по сенсорной  модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;

- по содержанию  — образная память, моторная память, эмоциональная память;

- по организации  запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;

- по временным  характеристикам — долговременная (декларативная) память, кратковременная память, ультракратковременная память;

по физиологическим  принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком  электрической активности нервных  путей (она же кратковременная)

  • по наличию цели — произвольная и непроизвольная;
  • по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;
  • по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая

Таблица 1.2. – Критерий и вид памяти

Критерий

Вид

Содержание

образная память

словесно-логическая память

сенсорная память

эмоциональная память

Время

кратковременная память

долговременная  память

оперативная

промежуточная

Организация запоминания

эпизодическая память

семантическая память

процедурная память


 

  1. Модель Дональда Нормана (Donald Norman) и Нэнси Во (Nancy Waugh) выделяет две структуры памяти: первичная память хранящая временную информацию, которую человек использует в данный момент и вторичная память сохраняющая информацию на длительное время.
  2. Модель Ричарда Аткинсона (Richard Atkinson) и Ричарда Шиффрина (Richard Shiffrin) выделяет три структуры памяти: сенсорное хранилище (sensory store) или сенсорная память, содержащее небольшой объем информации, сохраняемую на небольшой период; кратковременное хранилище, сохраняющее ограниченный объем информации, сохраняющийся более продолжительный срок, в нем протекают процессы, регулирующие обмен информацией с долговременной памятью; долговременная память, сохраняющая значительный объем информации на продолжительный период или постоянно. Аткинсон и Шиффрин рассматривали эти хранилища не в качестве определенных психологических структур, но как гипотетическую, ментальную модель помогающую понять функционирование памяти.
  3. Модель уровней переработки Фергуса Крейка (Fergus I. M. Craik) и Роберта Локхарта (Robert S. Lockhart) разработанная в 1972г. Память является функцией переработки стимульной информации. Память не включает фиксированное количество хранилищ. То, на каком уровне памяти сохраняется информация зависит от процессов переработки. Чем более глубокий уровень переработки информации, тем более долгосрочный характер будет иметь хранение в памяти этой информации. П.И. Зинченко экспериментально показал как уровень переработки влияет на запоминание.
  4. В концепции Карла Юнга память понимается, как функция контролируемая волей и находящаяся под контролем эго-комплекса  «То, что мы называем памятью, - это дар репродуцировать бессознательные содержания, и это - главная функция.» Источником воспоминаний может выступать не только личностный объём бессознательного, но и его коллективный и архаичный слои, что объясняет припоминание в необычных случаях знаний и событий, не принадлежащих личному сознательному опыту индивида. Забывание означает выпадение содержаний из доступной сознанию области, погружение их в бессознательное [2, c.368].

Сенсорная память

Сенсорная память сохраняет стимульную информацию возникающую  при воздействии стимулов на органы чувств. В сенсорной памяти сохраняется сенсорная информация после прекращения воздействия стимула.

Иконическая память

Разновидностью  сенсорной памяти является иконическая память. Иконическая память — дискретный сенсорный регистратор зрительных стимулов. Особенностью иконической памяти является фиксация информации в целостной, портретной форме.

С исследованием  иконической сенсорной памяти, её объёма связаны эксперименты Джорджа Сперлинга. В экспериментах Сперлинг использовал как процедуру «общего отчета» (Whole Report Procedure), так и собственную разработку — процедуру «частичного отчета» (Partial Report Procedure). В силу скоротечности иконической памяти процедура общего отчета не позволяла объективно оценить объём регистрируемой в сенсорной памяти информации, поскольку в ходе самого процесса отчета происходило «забывание» портретной информации, стирание её из сенсорной иконической памяти. Процедура частичного отчета показала, что в иконической памяти осуществляется регистрация 75 % зрительного поля. Эксперименты Сперлинга показали, что информация затухает в иконической памяти быстро (в течение десятых долей секунды). Также было выяснено, что процессы, связанные с иконической памятью, не контролируется ментально. Даже тогда, когда испытуемые не могли наблюдать символы, они по-прежнему сообщали, что продолжают их видеть. Таким образом, субъект процесса запоминания не различает содержание иконической памяти и объекты, которые находятся в окружающей среде [1, c.119].

Стирание информации, находящейся в иконической памяти, другой информацией, поступающей от ощущений, позволяет зрительному  ощущению быть более восприимчивым. Такое свойство иконической памяти — стирание — обеспечивает запоминание информации в иконической памяти, учитывая её ограниченный объём, даже в том случае если скорость поступления сенсорной информации превышает скорость затухания сенсорной информации в иконической памяти. Исследования показали, что если зрительная информация поступает достаточно быстро (до 100 миллисекунд), то происходит наложение новой информации на прежнюю, которая ещё находится в памяти, не успев затухнуть в ней и перейти на другой уровень памяти — более долговременный. Эта особенность иконической памяти называется эффектом обратной маскировки. Так, если показать букву, а затем в течение 100 миллисекунд на той же позиции зрительного поля — кольцо, то испытуемый будет воспринимать букву в кольце.

Эхоическая  память

Эхоическая память сохраняет стимульную информацию поступающую через органы слуха.

 

 

Тактильная  память

Тактильная  память регистрирует стимульную информацию поступающую через соматосенсорную систему.

Долговременная  и кратковременная память

Физиологические исследования обнаруживают 2 основных вида памяти: кратковременная и долговременная. Одно из важнейших открытий Эббингауза состояло в том, что если список не очень велик (обычно 7), то его удаётся запомнить после первого прочтения (обычно список элементов, которые можно запомнить сразу, называют объёмом кратковременной памяти).

Другой закон, установленный  Эббингаузом, — количество сохраняющегося материала зависит от промежутка времени с момента заучивания до проверки (так называемая «кривая Эббингауза»). Был открыт позиционный эффект (возникающий, если запоминаемая информация по объёму превышает кратковременную память). Он заключается в том, что лёгкость запоминания данного элемента зависит от места, которое он занимает в ряду (легче запоминаются первые и последние элементы).

В теории памяти Д.О. Хебба  считается, что кратковременная  память основана на электрофизиологических механизмах, поддерживающих возбуждение  связанных нейронных систем, а  долговременная память фиксируется  структурными изменениями в отдельных  клетках, входящими в состав нейронных систем, и связана с химической трансформацией, образованием новых веществ.

Кратковременная память

Кратковременная память существует за счет временных паттернов нейронных связей, исходящих из областей фронтальной (особенно дорсолатеральной, префронтальной) и теменной коры. Сюда попадает информация из сенсорной памяти. Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до нескольких минут без повторения. Повторение сохраняет содержимое кратковременной памяти. Её емкость весьма ограничена. Джордж Миллер во время своей работы в Bell Laboratories провел опыты, показывающие, что ёмкость кратковременной памяти составляет 7±2 объекта (название его знаменитой работы гласит «Волшебное число 7±2»).  Современные оценки ёмкости кратковременной памяти несколько ниже, обычно 4-5 объектов, причем известно, что ёмкость кратковременной памяти увеличивается за счёт процесса, называемого «Chunking» (группировка объектов). Например, если предъявить строку

ФСБКМСМЧСЕГЭ

человек будет  способен запомнить только несколько  букв. Однако, если та же информация будет  представлена иным образом:

Информация о работе Индивидуальные особенности памяти и способности человека