Индивидуальные особенности памяти и способности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:20, реферат

Описание работы

Цель работы и задачи исследования: выявить индивидуальные особенности памяти способности человека.
Основы изучения памяти были исследованы Немовым Р.В., Кравченко А.И., Столяренко Л.Д.,и др.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………...3
1. Память. Понятие и теоретические основы
1.1 Общее представление о памяти человека…………………..……………….……………..4
1.2 Классификация видов памяти………………………………….…………………….……..5
1.3 Особенности функционирования памяти.……………………………….………….……11
2. Индивидуальные особенности памяти и способности человека
2.1 Индивидуальные особенности памяти……….………………………………………...…14
2.2 Способности памяти человека……….…………………………………………...………..15
Заключение………………………………………………………………………………….….18
Список используемых источников……………………………….…………………………...20
Приложение 1…….……………………………………………………………………………..21
Приложение 2…………………………………………………………………………………..22
Приложение 3…………………………………………………………………………………..24
Приложение 4…….…………………………………………………………………………….25
Приложение 5…………………………………………………………………………………..26
Приложение 6…………………………………………………………………………………..27
Приложение 7…………………………………………………………………………………..28
Приложение 8….……………………………………………………………………………….29
Приложение 9…………………………………………………………………………………..30
Приложение 10………………………………………………………………………………….31
Приложение 11…………………………………………………………………………………32
Приложение 12……………………………………………………………………………..…...33
Приложение 13……………………………………………………………………………...…..34

Файлы: 1 файл

реферат психологоия.doc

— 277.00 Кб (Скачать файл)

В физиологических  и неврологических терминах, память, это набор закодированных нейронных  связей в мозгу. Это воссоздание или восстановление прошлого опыта на синхронном возбуждение нейронов, которые были вовлечены в оригинальный опыт [4, 253].

Как мы увидим из-за способа, в котором память закодирована , то, возможно, лучше рассматривать  ее как своего рода коллаж или головоломку, а не в традиционной манере, как коллекция записей или фотографий или видеоклипов, хранимых на накопителе. Наши воспоминания не хранятся в нашем мозгу, как книги на библиотечных полках.

Память связана, но отличаются от обучения, которое  представляет собой процесс, в котором мы приобретаем знание о мире и меняем наше дальнейшее поведение. Например, мы узнаем, новый язык, изучая его, но мы говорим на нем с помощью нашей памяти, чтобы вспомнить слова, которым научились. Таким образом, память зависит от обучения, потому что оно позволяет нам хранить и извлекать информацию. Но обучения также зависит в некоторой степени от памяти, потому что знания, хранящиеся в нашей памяти, обеспечивает основу для получения и обучения новым знаниям. Эта способность человека призвать память о прошлом для того, чтобы представить себе будущее и планировать направления дальнейших действий является чрезвычайно выгодным атрибутом нашего выживания и развития.

С развитием  компьютеров в 1940-х годов, память также используется для описания мощности компьютера, для хранения информации, а также физических компонентов компьютера, в которых такая информация хранится.

Хотя есть действительно  некоторые параллели между памятью  компьютера и памятью человека, имеются  также некоторые фундаментальные и существенные отличия. Главным образом, это то, что человеческий мозг организован как распределенная сеть, в которой каждая клетка головного мозга делает тысячи соединений, а не как набор дискретных файлов [9, c.720].

Социологические концепции коллективной памяти играет существенную роль в становлении  человеческого общества. Каждая социальная группа увековечивает себя через  знания, которые он передает из поколения  в поколение, либо в устной или  в письменной форме.

Изобретения письменности дало возможность для человека, сохранить точный учет своих знаний за пределами их мозга. Письмо, аудиовизуальные средства массовой информации и компьютерные записи можно считать своего рода внешней памятью для человека.

 

 

Память и  необычные способности

 

 

 

                                      

 

Вывод:

 

Итак, так же, как ощущение и восприятие память является процессом отражения, причем отражается не только то, что действует  непосредственно на органы чувств, но и то, что имело место в прошлом.

Память - это  запоминание, сохранение и последующее  воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память - это отражение  опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. То, что  нами ощущается и воспринимается, не исчезает бесследно, все запоминается в той или иной степени.

Не все люди быстро запоминают материал, длительно  помнят и точно воспроизводят  или вспоминают именно в тот самый  момент, когда это нужно. Да и проявляется  это различно, по отношению к разному материалу, в зависимости от интересов человека, его профессии, личностных особенностей.

Ни одна другая психическая функция не может  быть осуществлена без участия памяти, и сама память не мыслима вне других психических процессов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Наш психический  мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем  и многое умеем. В свою очередь, психическое  развитие возможно потому, что мы сохраняем  приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатанные, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов.

Многими исследователями  память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность  психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием. Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем знании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс — процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, по и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д. Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.

Таким образом, память — это сложный психический  процесс, состоящий из нескольких частных  процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемых источников

 

1. Дружилов С.А.  Основы психологии профессиональной  деятельности инженеров-электриков : монография. – М.: Академия Естествознания, 2010. – 119 с.

2. Козубовский,  В.  М.Общая психология: познавательные  процессы [Текст]: учебное пособие  /В.М. Козубовский.  -  3-е изд. - Минск: Амалфея, 2008. - 368 с.

3. Кравченко  А.И. Общая психология: учеб.пособие /А.И. Кравченко.- М.: Проспект, 2009.-432с.

4. Крысько, Владимир Гаврилович. Общая психология в схемах и комментариях / В. Г. Крысько ; рец. : Т. Ф. Базылевич, И. В. Шаровов. - СПб. [и др.] : Питер, 2008, 2009. - 253 с.

5. Маклаков А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. пособ./ Маклаков А. Г.- СПб.: Питер, 2007 - 592 с.

6. Немов, Роберт Семенович. Общая психология / Р. С. Немов ; гл. ред. Е. Строганова. - СПб. [и др.] : ПИТЕР, 2009. - 304 с.

7. Общая психология : в 7 т. : учеб. для студ. вузов. Т. 1 : Е. Е. Соколова. Введение в психологию / под ред. Б. С. Братуся ; Фак. психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, Каф. общ. психологии ; рец. : В. А. Лекторский, В. И. Слободчиков. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 352 с.

8. Орлова, И. В. Представление об умном человеке в обыденном сознании [Электронный ресурс] / И. В. Орлова ; РГСУ. - [Б. м.] : [б. и.], 2007. - 2 с.

          9. Рубинштейн С.Л. - Основы общей психологии. [Текст] / С.Л. Рубинштейн .- СПб.: Питер, 2009.  - 720 с.

10. Столяренко Л. Д. Основы психологии. [Текст]: учеб пособ./ Л. Д. Столяренко – Ростова на Дону: Издательство «Феникс» , 2007.- 671 с.

11. Психологический журнал : журнал // eLibrary.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Интеллектуальное  упражнение "25 букв"

Участникам  на короткое время показывается таблица с 25 буквами, далее по памяти следует составить слова из этих букв. 

Участникам  на 30 секунд показывается следующая  таблица: 

Ведущий отворачивает табличку, оставляя ее в руках. Задача участников - зрительно представить  эту таблицу, после чего найти слова, которые можно составить из букв, находящихся рядом. То есть, передвигаясь от одной букве к соседней, находящейся справа, слева, сверху или снизу, потом дальше, можно найти новые слова, кроме тех пяти, которые помогают запомнить таблицу.  
  Можно привести пример:  
  - Вот в слове "АРЕНА" есть буква "Н". Двигаясь вниз, а потом влево, мы получим слово "НОС".  
  По условиям к одной и той же букве можно возвращаться несколько раз. Поэтому можно получить такое длинное слово как "НОСОРОГ" (про это слово лучше не говорить участникам).  
  Если участники длительное время затрудняются назвать новые слова, можно снова им показать таблицу секунд на пять. Участники могут переговариваться между собой.  
  В конце можно еще раз продемонстрировать таблицу, чтобы участники могли найти слова, уже опираясь на непосредственный зрительный образ.

 

 

Приложение 2

Набор упражнений для развития памяти у  подростков

Память, один из психических процессов, который  можно развивать с наибольшей эффективностью. Ниже приводятся игры, задания, упражнения развивающие память подростков.

Процедура 1

 

   Зачитываются слова.  Испытуемые должны постараться  запомнить их попарно. Затем  читаются только первые слова  каждой пары, а испытуемые записывают  второе.  
   МАТЕРИАЛ:  
   1. курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сено, книга - учить, бабочка - муха, щетка - зубы, барабан - пионер, снег - зима, петух - кричать, чернила - тетрадь, корова - молоко, паровоз - ехать, груша - компот, лампа - вечер.  
   2. жук - кресло, перо - вода, очки - ошибка, колокольчик - память, голубь - отец, лейка - трамвай, гребенка - ветер, сапоги - котел, замок - мать, спичка - овца, терка - море, салазки - завод, рыба - пожар, топор - кисель.

Процедура 2

 

   "Закройте глаза  и представьте соответствующие  картинки, названия которых произнесут..."  
   1. Лев, нападающий на антилопу  
   2. Собака, виляющая хвостом  
   3. Муха в вашем супе  
   4. Миндальное печенье в коробке  
   5. Молния в темноте  
   6. Пятно на вашей любимой одежде  
   7. Бриллиант, сверкающий на солнце  
   8. Крик ужаса в ночи  
   9. Радость материнства  
   10. Друг, ворующий деньги из вашего кошелька  
   "А теперь вспомните и запишите названия визуализированных картинок. Если вспомните более 8 образов, упражнение выполнено успешно."

Процедура 3

 

   "За 40 секунд постарайтесь запомнить 20 предлагаемых слов и их порядковые номера. Закройте текст, на листке бумаги напишите слова с их порядковыми номерами."  
   1. Украинец 11. Масло  
   2. Экономика 12. Бумага  
   3. Каша 13. Пирожное  
   4. Татуировка 14. Логика  
   5. Нейтрон 15. Стандарт  
   6. Любовь 16. Глагол  
   7. Ножницы 17. Прорыв  
   8. Совесть 18. Дезертир  
   9. Глина 19. Свеча  
   10. Словарь 20. Вишня

Процедура 4

 

   Повторение Процедуры  3, но с числами.  
   1. 43 6. 72 11. 37 16. 6  
   2. 57 7. 15 12. 18 17. 78  
   3. 12 8. 44 13. 87 18. 61  
   4. 33 9. 96 14. 56 19. 83  
   5. 81 10. 7 15. 47 20. 73

Процедура 5

 

   Зачитывают 10 слов. Нужно  запомнившиеся слова в том  же порядке, как они были  предъявлены. Слова: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.

Процедура 6

 

   Зачитываются ряды  чисел. Нужно записать запомнившиеся  числа. После этого вновь прочитывают  ряды чисел и неправильно воспроизведенные  по порядку и величине числа  зачеркивают. Пропуск числа в  ряду не считается ошибкой. Числовые ряды:  
   37 48 95  
   24 73 58 49  
   89 65 17 59 78  
   53 27 87 91 23 47  
   16 51 38 43 87 14 92  
   72 84 11 85 41 68 27 58  
   47 32 61 18 92 34 52 76 84  
   69 15 93 72 38 45 96 26 58 83

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Интеллектуальное упражнение "Память на алгоритмы"  

Ведущий обращается к участникам:  
  - Слушайте меня очень внимательно. Запоминайте каждое действие, которое я буду проводить с числами. Вот у меня есть число. Это число 11. Назовем это число "исходным". Это важно.  
  Сложим цифры этого числа, получаем 2.  
  Умножаем на 3, получаем 6.  
  Прибавляем 10. Получаем 16.  
  У нас есть две цифры, 1 и 6. Из большей вычитаем меньшую, получаем 5.  
  Умножаем на 3, получаем 15.  
  Опять две цифры, и опять из большей вычитаем меньшую. Получаем 4.  
  Отнимаем 1, получаем 3.  
  Итак, на входе мы имели 11, на выходе получили 3. А что будет, если исходным числом будет не 11, а 15? 27?  
  Коллективное обсуждение приветствуется. Если участники не смогли запомнить алгоритм с первого раза, то следует повторить его.  
  В первом случае верный ответ 6. Во втором 0.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Развитие тактильной памяти

Игра 1: Разложите карточки в ряд  по порядку от 1 до 10 номерами к низу. Теперь закройте глаза и тщательно, не торопясь ощупайте поверхность каждой карточки.

Информация о работе Индивидуальные особенности памяти и способности человека