Индексный метод изучения цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение индексного методы в анализе динамики средних цен.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть цену, как объект статистического изучения;
 привести агрегатные индексы цен Пааше, Ласпейреса и Фишера
 охарактеризовать использование выборочного метода при расчетах индексов цен;
 рассмотреть применение индексного метода в анализе среднего значения цен.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1. Цена, как объект статистического изучения 5
1.2. Агрегатные индексы цен Пааше, Ласпейреса и Фишера. Использование выборочного метода при расчетах индексов цен 8
1.3. Анализ среднего значения цен с помощью индексного метода 12
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 15
3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Statistika_-_Variant_26_-_Indexny_metod_izuche!!! (2).docx

— 713.32 Кб (Скачать файл)

 

Вывод: поскольку Fрасч>Fтабл, то величина коэффициента детерминации =94,3% признается значимой (неслучайной) с уровнем надежности 95% и, следовательно, найденные характеристики связи между признаками Объем продажи и Цена товара магазинов правомерны не только для выборки, но и для всей генеральной совокупности магазинов.

Задание 3

По результатам выполнения Задания 1 с вероятностью 0,954 необходимо определить:

  1. ошибку выборки средней цены товара и границы, в которых будет находиться этот показатель для генеральной совокупности магазинов;
  2. ошибку выборки доли магазинов со средней ценой товара 800 и более руб., и границы, в которых будет находиться генеральная доля.

 

 

 

Выполнение Задания 3

Целью выполнения данного Задания является определение для генеральной совокупности магазинов и границ, в которых будут находиться величина средней цены товара и доля магазинов со средней ценой товара не менее 800 руб.

1. Определение  ошибки выборки для средней цены товара магазинов и границ, в которых будет находиться генеральная средняя

Применение выборочного  метода наблюдения всегда связано с установлением степени достоверности оценок показателей генеральной совокупности, полученных на основе значений показателей выборочной совокупности. Достоверность этих оценок зависит от репрезентативности выборки, т.е. от того, насколько полно и адекватно представлены в выборке статистические свойства  генеральной совокупности. Как правило, генеральные и выборочные характеристики не совпадают, а отклоняются на некоторую величину ε, которую называют ошибкой выборки (ошибкой репрезентативности).

Значения признаков единиц, отобранных из генеральной совокупности в выборочную, всегда случайны, поэтому и статистические характеристики выборки случайны, следовательно, и ошибки выборки также случайны. Ввиду этого принято вычислять два вида ошибок – среднюю и предельную .

Средняя ошибка выборки - это среднее квадратическое отклонение всех возможных значений выборочной средней от генеральной средней, т.е. от своего математического ожидания M[].

Величина средней ошибки выборки рассчитывается дифференцированно (по различным формулам) в зависимости от вида и способа отбора единиц из генеральной совокупности в выборочную.

Для собственно-случайной  и механической выборки с бесповторным способом отбора средняя ошибка выборочной средней определяется по формуле

,     (15)

где – общая дисперсия выборочных значений признаков,

N – число единиц в генеральной совокупности,

n – число единиц в выборочной совокупности.

Предельная  ошибка выборки определяет границы, в пределах которых будет находиться генеральная средняя:

,

                                       ,    (16)

где – выборочная средняя,

 – генеральная средняя.

Границы задают доверительный интервал генеральной средней, т.е. случайную область значений, которая с вероятностью Р гарантированно содержит значение генеральной средней. Эту вероятность Р называют доверительной вероятностью или уровнем надёжности.

В экономических исследованиях  чаще всего используются доверительные  вероятности Р= 0.954, Р= 0.997, реже  Р= 0,683.

В математической статистике доказано, что предельная ошибка выборки  кратна средней ошибке µ с коэффициентом кратности t (называемым также коэффициентом доверия), который зависит от значения доверительной вероятности Р. Для предельной ошибки выборочной средней это теоретическое положение выражается формулой

      (17)

Значения t вычислены заранее для различных доверительных вероятностей Р и протабулированы (таблицы функции Лапласа Ф). Для наиболее часто используемых уровней надежности Р значения t задаются следующим образом (табл. 2.14):

Таблица 2.14

Доверительная вероятность P

0,683

0,866

0,954

0,988

0,997

0,999

Значение t

1,0

1,5

2,0

2,5

3,0

3,5


По условию выборочная совокупность насчитывает 30 магазинов, выборка 10% механическая, следовательно, генеральная совокупность включает 300 магазинов. Выборочная средняя , дисперсия определены в Задании 1 (п. 3). Значения параметров, необходимых для решения задачи, представлены в табл. 2.15:

Таблица 2.15

 

Р

t

n

N

   

0,954

2

30

300

720

4058,333


Расчет средней ошибки выборки по формуле (15):

,

Расчет предельной ошибки выборки по формуле (17):

 

Определение по формуле (16) доверительного интервала для генеральной средней:

720 – 22,068720 + 22,068,

697,932 руб. 742,068 руб.

Вывод. На основании проведенного выборочного обследования магазинов с вероятностью 0,954 можно утверждать, что для генеральной совокупности магазинов средняя цена товара находится в пределах от 697,932 руб., до 742,068 руб.

2. Определение  ошибки выборки для доли магазинов со средней ценой товара не менее 800 руб. и более, а также границ, в которых будет находиться генеральная доля

Доля единиц выборочной совокупности, обладающих тем или иным заданным свойством, выражается формулой

              ,      (18)

где  m – число единиц совокупности, обладающих заданным свойством;

n – общее число единиц в совокупности.

Для собственно-случайной  и механической выборки с бесповторным способом отбора предельная ошибка выборки доли единиц, обладающих заданным свойством, рассчитывается по формуле

                 ,    (19)

где  w – доля единиц совокупности, обладающих заданным свойством;

(1-w) – доля единиц совокупности, не обладающих заданным свойством,

N – число единиц в генеральной совокупности,

n– число единиц в выборочной совокупности.

Предельная ошибка выборки  определяет границы, в пределах которых будет находиться генеральная доля р единиц, обладающих заданным свойством:

           (20)

По условию Задания 3 исследуемым  свойством является значение цены товара не менее 800 руб.

Число магазинов с заданным свойством определяется из табл. 2.3:

m=4

Расчет выборочной доли по формуле (18):

 

Расчет по формуле (19) предельной ошибки выборки для доли:

 

Определение по формуле (20) доверительного интервала генеральной доли:

 

0,016 0,251

или

1,6% 25,1%

Вывод. С вероятностью 0,954 можно утверждать, что в генеральной совокупности магазинов доля магазинов со средней ценой товара не менее 800 руб., будет находиться в пределах от 1,6% до 25,1%.

Задание 4

Имеются следующие данные о продаже условного товара А в трех магазинах:

Таблица 2.16

Магазины

Цена за единицу товара, руб.

Объем продаж, тыс.шт.

Базисный период

Отчетный период

Базисный период

Отчетный период

1

675

699

75

60

2

788

802

42

45

3

815

854

43

40


 

Определите

1. общие индексы цен переменного, постоянного состава, структурных сдвигов;

2. абсолютное изменение средней цены товара А в отчетном периоде по сравнению с базисным в целом и за счет отдельных факторов.

Результаты промежуточных  расчетов представьте в таблице.

Сделайте выводы.

Выполнение Задания  4

1. Общий индекс цен  переменного состава рассчитывается  по формуле:

 

Индекс цен постоянного (фиксированного) состава рассчитывается по формуле:

 

Индекс структурных сдвигов рассчитывается по формуле:

 

Составим расчетную таблицу:

Таблица 2.17

Магазины

Цена за единицу товара, руб.

Объем продаж, тыс.шт.

p0q0

p1q1

p0q1

Базисный период

Отчетный период

Базисный период

Отчетный период

p0

p1

q0

q1

1

675

699

75

60

50625

41940

40500

2

788

802

42

45

33096

36090

35460

3

815

854

43

40

35045

34160

32600

å

2278

2355

160

145

118766

112190

108560


Соответственно, можем рассчитать индексы:

 

 

 

Проверим  взаимосвязь индексов:

Iс.с. * Iф.с. = Iп.с.;

1,009 * 1,033 = 1,042.

2. абсолютное изменение  средней цены товара А в отчетном периоде по сравнению с базисным в целом и за счет отдельных факторов.

 

Вывод: средняя цена по товару А в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличилась на 31,4 руб. или на 4,2%, это произошло за счет:

  • Роста цен по отдельным магазинам на 25 руб. или на 3,3%;
  • Изменения структуры продаж по трем магазинам (увеличение на 6,4 руб. или на 0,9%)

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Аналитическая часть

 

Проведем анализ потребительских  цен на два вида продукции по Московской области.

Для изучения возьмем данные по Московской области за 2011-2012 гг.

Таблица 3.1

Продажа продуктов по Московской области в 2011-2012 гг.3

Продукты

Цена за единицу

товара, руб.

Объем продажи, млн.руб.

2011

2012

2011

2012

Яйца (1 десяток)

41,77

42,90

168

170

Сахар (1кг)

39,32

40,53

100

110


 

По данным найдем:

1.  Индекс  цен; 

2. Индексы   физического объема  товарооборота;

3. Индекс  товарооборота

4. Абсолютное  изменение товарооборота  продукции вследствие  изменения: а) цен  и б) физического  объема.

Расчеты будем производить  средствами MS EXCEL.

Рис. 3.1. Расчет индексов средствами MS EXCEL (формульный вид)

Произведем  пересчет показателей  вручную:

 

 

 

Абсолютное изменение  товарооборота за счет изменения  цен:

 

физического объема:

 

2-х факторов вместе:

 

Сравним расчетные показатели с результатами в EXCEL:

Рис. 3.2. Расчет индексов в  ППП MS EXCEL

По вышеизложенным вычислениям  можно сделать следующие выводы:

Таким образом, абсолютный прирост  товарооборота в отчетном периоде  по сравнению с базисным составил  801,94 млн.руб. В том числе за счет роста физического объема реализованной продукции на 476,74 млн.руб. и за счет роста цен на 325,2 млн.руб.

Информация о работе Индексный метод изучения цен