Индексный метод изучения цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение индексного методы в анализе динамики средних цен.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть цену, как объект статистического изучения;
 привести агрегатные индексы цен Пааше, Ласпейреса и Фишера
 охарактеризовать использование выборочного метода при расчетах индексов цен;
 рассмотреть применение индексного метода в анализе среднего значения цен.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1. Цена, как объект статистического изучения 5
1.2. Агрегатные индексы цен Пааше, Ласпейреса и Фишера. Использование выборочного метода при расчетах индексов цен 8
1.3. Анализ среднего значения цен с помощью индексного метода 12
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 15
3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Statistika_-_Variant_26_-_Indexny_metod_izuche!!! (2).docx

— 713.32 Кб (Скачать файл)

 

Для построения интервального  ряда необходимо подсчитать число магазинов, входящих в каждую группу (частоты групп). При этом возникает вопрос, в какую группу включать единицы совокупности, у которых значения признака выступают одновременно и верхней, и нижней границами смежных интервалов (650, 700, 750, 800 руб.). Отнесение таких единиц к одной из двух смежных групп рекомендуется осуществлять по принципу полуоткрытого интервала [ ). Т.к. при этом верхние границы интервалов не принадлежат данным интервалам, то соответствующие им единицы совокупности включаются не в данную группу, а в следующую. В последний интервал включаются и нижняя, и верхняя границы.

Процесс группировки единиц совокупности по признаку ВРП представлен во вспомогательной (разработочной) таблице 2.3 (графа 4 этой таблицы необходима для построения аналитической группировки в Задании 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.3

Разработочная таблица для  построения интервального ряда распределения  и аналитической группировки

Группы магазинов по цене товара, руб.

Номер магазина

Цена товара, руб.

Объем продажи, тыс.шт.

1

2

3

4

600 – 650

27

600

72

17

605

70

12

610

71

21

612

70

7

626

66

Всего

5

3053

349

650 – 700

13

656

62

10

664

64

8

672

60

2

675

64

29

681

58

24

693

60

18

699

59

Всего

7

4740

427

700 – 750

11

700

52

15

705

57

5

718

54

23

728

52

19

730

50

25

734

56

14

739

53

9

746

50

Всего

8

5800

424

750 – 800

16

759

45

26

766

49

6

775

43

22

785

45

3

788

42

1

799

40

Всего

6

4672

264

800 – 850

4

815

43

20

818

41

30

840

37

28

850

35

Всего

4

3323

156

ИТОГО

30

21588

1620


На основе групповых итоговых строк «Всего» табл. 2.3 формируется итоговая табл. 2.4, представляющая интервальный ряд распределения магазинов по цене товара.

Таблица 2.4

Распределение магазинов по цене товара

Номер группы

Группы магазинов по цене товара, руб.,

х

Число магазинов,

f

1

600 – 650

5

2

650 – 700

7

3

700 – 750

8

4

750 – 800

6

5

800 – 850

4

 

Итого

30


Помимо частот групп в  абсолютном выражении в анализе  интервальных рядов используются ещё  три характеристики ряда, приведенные  в графах 4 – 6 табл. 2.5. Это частоты групп в относительном выражении, накопленные (кумулятивные) частоты Sj, получаемые путем последовательного суммирования частот всех предшествующих (j-1) интервалов, и накопленные частости, рассчитываемые по формуле .

Таблица 2.5

Структура магазинов по цене товара

№ группы

Группы магазинов по цене товара, руб.

Число магазинов, fj

Накопленная

частота,

Sj

Накопленная

частоcть, %

в абсолютном выражении

в % к итогу

1

2

3

4

5

6

1

600 – 650

5

16,67

5

16,67

2

650 – 700

7

23,33

12

40,00

3

700 – 750

8

26,67

20

66,67

4

750 – 800

6

20,00

26

86,67

5

800 – 850

4

13,33

30

100,00

 

Итого

30

100

   

Вывод. Анализ интервального ряда распределения изучаемой совокупности магазинов показывает, что распределение магазинов по цене товара не является равномерным: преобладают магазины с ценой товара от 700 руб. до 750 руб. (это 8 магазинов, доля которых составляет 26,67%); 40% магазинов имеют цену товара менее 700 руб., а 66,67% – менее 750 руб.

1.2. Нахождение  моды и медианы полученного  интервального ряда распределения  графическим методом и  путем  расчетов

Мода и медиана являются структурными средними величинами, характеризующими (наряду со средней арифметической) центр распределения единиц совокупности по изучаемому признаку.

Мода  Мо для дискретного ряда – это значение признака, наиболее часто встречающееся у единиц исследуемой совокупности. В интервальном вариационном ряду модой приближенно считается центральное значение модального интервала (имеющего наибольшую частоту). Более точно моду можно определить графическим методом по гистограмме ряда (рис.2.1).

Рис. 2.1 Определение моды графическим методом

Конкретное значение моды для интервального ряда рассчитывается по формуле:

(3)

где   хМo – нижняя граница модального интервала,

h –величина модального интервала,

fMo – частота модального интервала,

fMo-1 – частота интервала, предшествующего модальному,

fMo+1 – частота интервала, следующего за модальным.

Согласно табл.2.3 модальным интервалом построенного ряда является интервал 700 – 750 руб., так как его частота максимальна (f3 = 8).

Расчет моды по формуле (3):

 

Вывод. Для рассматриваемой совокупности магазинов наиболее распространенная средняя цена товара характеризуется средней величиной 716,667 руб.

Медиана Ме – это значение признака, приходящееся на середину ранжированного ряда. По обе стороны от медианы находится одинаковое количество единиц совокупности.

Медиану можно определить графическим методом по кумулятивной кривой (рис. 2.2). Кумулята строится по накопленным частотам (табл. 2.5, графа 5).

Рис. 2.2. Определение медианы графическим методом

Конкретное значение медианы  для интервального ряда рассчитывается по формуле:

,    (4)

где    хМе – нижняя граница медианного интервала,

h – величина медианного интервала,

– сумма всех частот,

fМе – частота медианного интервала,

SMе-1 – кумулятивная (накопленная) частота интервала, предшествующего медианному.

Для расчета медианы необходимо, прежде всего, определить медианный  интервал, для чего используются накопленные  частоты (или частости) из табл. 2.5 (графа 5). Так как медиана делит численность ряда пополам, она будет располагаться в том интервале, где накопленная частота впервые равна полусумме всех частот или превышает ее  (т.е. все предшествующие накопленные частоты меньше этой величины).

В нашем случае медианным интервалом является интервал    700 – 750 руб., так как именно в этом интервале накопленная частота Sj = 20 впервые превышает величину, равную половине численности единиц совокупности (=).

Расчет значения медианы  по формуле (4):

 

Вывод. В рассматриваемой совокупности магазинов половина магазинов имеют в среднем цену товара не более 718,75 руб., а другая половина – не менее 718,75 руб.

3. Расчет характеристик  ряда распределения

Для расчета характеристик  ряда распределения , σ, σ2, Vσ на основе табл. 2.5 строится вспомогательная табл. 2.6 ( – середина j-го интервала).

Таблица 2.6

Расчетная таблица для  нахождения характеристик ряда распределения

Группы магазинов по ВРП, млрд.руб.

Середина интервала,

Число магазинов,

fj

       

1

2

3

4

5

6

7

600 – 650

625

5

3125

-95

9025

45125

650 – 700

675

7

4725

-45

2025

14175

700 – 750

725

8

5800

5

25

200

750 – 800

775

6

4650

55

3025

18150

800 – 850

825

4

3300

105

11025

44100

Итого

 

30

21600

   

121750


Расчет средней арифметической взвешенной:

         (5)

Расчет дисперсии:

                          (6)

Расчет среднего квадратического отклонения:

                                   

Расчет коэффициента вариации:

   (7)

Вывод. Анализ полученных значений показателей и σ говорит о том, что средняя цена товара магазинов составляет 720 руб., отклонение от среднего объема в ту или иную сторону составляет в среднем 63,705 руб. (или 8,8%), наиболее характерные значения средней цены товара находятся в пределах от 656,295 руб. до 783,705 руб. (диапазон ).

Значение Vσ = 8,8% не превышает 33%, следовательно, вариация цены товара в исследуемой совокупности магазинов незначительна и совокупность по данному признаку качественно однородна. Расхождение между значениями , Мо и Ме незначительно (=720 руб., Мо=716,667 руб., Ме=718,75 руб.), что подтверждает вывод об однородности совокупности магазинов. Таким образом, найденное среднее значение цены товара магазинов (720 руб.) является типичной, надежной характеристикой исследуемой совокупности магазинов.

4.Вычисление средней  арифметической по исходным данным

Для расчета применяется  формула средней арифметической простой:

,       (8)

Причина расхождения средних  величин, рассчитанных по формулам (8) и (5), заключается в том, что по формуле (8) средняя определяется по фактическим  значениям  исследуемого  признака  для  всех  30-ти магазинов, а по формуле (5) средняя вычисляется для интервального ряда, когда в качестве значений признака берутся середины интервалов и, следовательно, значение средней будет менее точным (за исключением случая равномерного распределения значений признака внутри каждой группы).

Задание 2

По исходным данным табл. 2.1 с использованием результатов выполнения Задания 1 необходимо выполнить следующее:

1. Установить наличие и характер корреляционной связи между признаками Цена товара и Объем продажи, используя метод аналитической группировки.

2. Оценить тесноту и силу корреляционной связи, используя коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение.

3.   Оценить статистическую  значимость показателя силы связи.

Сделать выводы по результатам выполнения Задания 2.

Выполнение Задания 2

Целью выполнения данного Задания является выявление наличия корреляционной связи между факторным и результативным признаками, установление направления связи, оценка тесноты и силы связи.

Информация о работе Индексный метод изучения цен