Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 12:33, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение индексного методы в анализе динамики средних цен.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть цену, как объект статистического изучения;
привести агрегатные индексы цен Пааше, Ласпейреса и Фишера
охарактеризовать использование выборочного метода при расчетах индексов цен;
рассмотреть применение индексного метода в анализе среднего значения цен.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1. Цена, как объект статистического изучения 5
1.2. Агрегатные индексы цен Пааше, Ласпейреса и Фишера. Использование выборочного метода при расчетах индексов цен 8
1.3. Анализ среднего значения цен с помощью индексного метода 12
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 15
3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для построения интервального ряда необходимо подсчитать число магазинов, входящих в каждую группу (частоты групп). При этом возникает вопрос, в какую группу включать единицы совокупности, у которых значения признака выступают одновременно и верхней, и нижней границами смежных интервалов (650, 700, 750, 800 руб.). Отнесение таких единиц к одной из двух смежных групп рекомендуется осуществлять по принципу полуоткрытого интервала [ ). Т.к. при этом верхние границы интервалов не принадлежат данным интервалам, то соответствующие им единицы совокупности включаются не в данную группу, а в следующую. В последний интервал включаются и нижняя, и верхняя границы.
Процесс группировки единиц совокупности по признаку ВРП представлен во вспомогательной (разработочной) таблице 2.3 (графа 4 этой таблицы необходима для построения аналитической группировки в Задании 2).
Таблица 2.3
Разработочная таблица для построения интервального ряда распределения и аналитической группировки
Группы магазинов по цене товара, руб. |
Номер магазина |
Цена товара, руб. |
Объем продажи, тыс.шт. |
1 |
2 |
3 |
4 |
600 – 650 |
27 |
600 |
72 |
17 |
605 |
70 | |
12 |
610 |
71 | |
21 |
612 |
70 | |
7 |
626 |
66 | |
Всего |
5 |
3053 |
349 |
650 – 700 |
13 |
656 |
62 |
10 |
664 |
64 | |
8 |
672 |
60 | |
2 |
675 |
64 | |
29 |
681 |
58 | |
24 |
693 |
60 | |
18 |
699 |
59 | |
Всего |
7 |
4740 |
427 |
700 – 750 |
11 |
700 |
52 |
15 |
705 |
57 | |
5 |
718 |
54 | |
23 |
728 |
52 | |
19 |
730 |
50 | |
25 |
734 |
56 | |
14 |
739 |
53 | |
9 |
746 |
50 | |
Всего |
8 |
5800 |
424 |
750 – 800 |
16 |
759 |
45 |
26 |
766 |
49 | |
6 |
775 |
43 | |
22 |
785 |
45 | |
3 |
788 |
42 | |
1 |
799 |
40 | |
Всего |
6 |
4672 |
264 |
800 – 850 |
4 |
815 |
43 |
20 |
818 |
41 | |
30 |
840 |
37 | |
28 |
850 |
35 | |
Всего |
4 |
3323 |
156 |
ИТОГО |
30 |
21588 |
1620 |
На основе групповых итоговых строк «Всего» табл. 2.3 формируется итоговая табл. 2.4, представляющая интервальный ряд распределения магазинов по цене товара.
Таблица 2.4
Распределение магазинов по цене товара
Номер группы |
Группы магазинов по цене товара, руб., х |
Число магазинов, f |
1 |
600 – 650 |
5 |
2 |
650 – 700 |
7 |
3 |
700 – 750 |
8 |
4 |
750 – 800 |
6 |
5 |
800 – 850 |
4 |
Итого |
30 |
Помимо частот групп в абсолютном выражении в анализе интервальных рядов используются ещё три характеристики ряда, приведенные в графах 4 – 6 табл. 2.5. Это частоты групп в относительном выражении, накопленные (кумулятивные) частоты Sj, получаемые путем последовательного суммирования частот всех предшествующих (j-1) интервалов, и накопленные частости, рассчитываемые по формуле .
Таблица 2.5
Структура магазинов по цене товара
№ группы |
Группы магазинов по цене товара, руб. |
Число магазинов, fj |
Накопленная частота, Sj |
Накопленная частоcть, % | |
в абсолютном выражении |
в % к итогу | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
600 – 650 |
5 |
16,67 |
5 |
16,67 |
2 |
650 – 700 |
7 |
23,33 |
12 |
40,00 |
3 |
700 – 750 |
8 |
26,67 |
20 |
66,67 |
4 |
750 – 800 |
6 |
20,00 |
26 |
86,67 |
5 |
800 – 850 |
4 |
13,33 |
30 |
100,00 |
Итого |
30 |
100 |
Вывод. Анализ интервального ряда распределения изучаемой совокупности магазинов показывает, что распределение магазинов по цене товара не является равномерным: преобладают магазины с ценой товара от 700 руб. до 750 руб. (это 8 магазинов, доля которых составляет 26,67%); 40% магазинов имеют цену товара менее 700 руб., а 66,67% – менее 750 руб.
1.2. Нахождение
моды и медианы полученного
интервального ряда
Мода и медиана являются структурными средними величинами, характеризующими (наряду со средней арифметической) центр распределения единиц совокупности по изучаемому признаку.
Мода Мо для дискретного ряда – это значение признака, наиболее часто встречающееся у единиц исследуемой совокупности. В интервальном вариационном ряду модой приближенно считается центральное значение модального интервала (имеющего наибольшую частоту). Более точно моду можно определить графическим методом по гистограмме ряда (рис.2.1).
Рис. 2.1 Определение моды графическим методом
Конкретное значение моды для интервального ряда рассчитывается по формуле:
(3)
где хМo – нижняя граница модального интервала,
h –величина модального интервала,
fMo – частота модального интервала,
fMo-1 – частота интервала, предшествующего модальному,
fMo+1 – частота интервала, следующего за модальным.
Согласно табл.2.3 модальным интервалом построенного ряда является интервал 700 – 750 руб., так как его частота максимальна (f3 = 8).
Расчет моды по формуле (3):
Вывод. Для рассматриваемой совокупности магазинов наиболее распространенная средняя цена товара характеризуется средней величиной 716,667 руб.
Медиана Ме – это значение признака, приходящееся на середину ранжированного ряда. По обе стороны от медианы находится одинаковое количество единиц совокупности.
Медиану можно определить графическим методом по кумулятивной кривой (рис. 2.2). Кумулята строится по накопленным частотам (табл. 2.5, графа 5).
Рис. 2.2. Определение медианы графическим методом
Конкретное значение медианы для интервального ряда рассчитывается по формуле:
, (4)
где хМе – нижняя граница медианного интервала,
h – величина медианного интервала,
– сумма всех частот,
fМе – частота медианного интервала,
SMе-1 – кумулятивная (накопленная) частота интервала, предшествующего медианному.
Для расчета медианы необходимо, прежде всего, определить медианный интервал, для чего используются накопленные частоты (или частости) из табл. 2.5 (графа 5). Так как медиана делит численность ряда пополам, она будет располагаться в том интервале, где накопленная частота впервые равна полусумме всех частот или превышает ее (т.е. все предшествующие накопленные частоты меньше этой величины).
В нашем случае медианным интервалом является интервал 700 – 750 руб., так как именно в этом интервале накопленная частота Sj = 20 впервые превышает величину, равную половине численности единиц совокупности (=).
Расчет значения медианы по формуле (4):
Вывод. В рассматриваемой совокупности магазинов половина магазинов имеют в среднем цену товара не более 718,75 руб., а другая половина – не менее 718,75 руб.
3. Расчет характеристик ряда распределения
Для расчета характеристик ряда распределения , σ, σ2, Vσ на основе табл. 2.5 строится вспомогательная табл. 2.6 ( – середина j-го интервала).
Таблица 2.6
Расчетная таблица для нахождения характеристик ряда распределения
Группы магазинов по ВРП, млрд.руб. |
Середина интервала, |
Число магазинов, fj |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
600 – 650 |
625 |
5 |
3125 |
-95 |
9025 |
45125 |
650 – 700 |
675 |
7 |
4725 |
-45 |
2025 |
14175 |
700 – 750 |
725 |
8 |
5800 |
5 |
25 |
200 |
750 – 800 |
775 |
6 |
4650 |
55 |
3025 |
18150 |
800 – 850 |
825 |
4 |
3300 |
105 |
11025 |
44100 |
Итого |
30 |
21600 |
121750 |
Расчет средней арифметической взвешенной:
(5)
Расчет дисперсии:
(6)
Расчет среднего квадратического отклонения:
Расчет коэффициента вариации:
(7)
Вывод. Анализ полученных значений показателей и σ говорит о том, что средняя цена товара магазинов составляет 720 руб., отклонение от среднего объема в ту или иную сторону составляет в среднем 63,705 руб. (или 8,8%), наиболее характерные значения средней цены товара находятся в пределах от 656,295 руб. до 783,705 руб. (диапазон ).
Значение Vσ = 8,8% не превышает 33%, следовательно, вариация цены товара в исследуемой совокупности магазинов незначительна и совокупность по данному признаку качественно однородна. Расхождение между значениями , Мо и Ме незначительно (=720 руб., Мо=716,667 руб., Ме=718,75 руб.), что подтверждает вывод об однородности совокупности магазинов. Таким образом, найденное среднее значение цены товара магазинов (720 руб.) является типичной, надежной характеристикой исследуемой совокупности магазинов.
4.Вычисление средней
арифметической по исходным
Для расчета применяется формула средней арифметической простой:
, (8)
Причина расхождения средних величин, рассчитанных по формулам (8) и (5), заключается в том, что по формуле (8) средняя определяется по фактическим значениям исследуемого признака для всех 30-ти магазинов, а по формуле (5) средняя вычисляется для интервального ряда, когда в качестве значений признака берутся середины интервалов и, следовательно, значение средней будет менее точным (за исключением случая равномерного распределения значений признака внутри каждой группы).
Задание 2
По исходным данным табл. 2.1 с использованием результатов выполнения Задания 1 необходимо выполнить следующее:
1. Установить наличие и характер корреляционной связи между признаками Цена товара и Объем продажи, используя метод аналитической группировки.
2. Оценить тесноту и силу корреляционной связи, используя коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение.
3. Оценить статистическую
значимость показателя силы
Сделать выводы по результатам выполнения Задания 2.
Выполнение Задания 2
Целью выполнения данного Задания является выявление наличия корреляционной связи между факторным и результативным признаками, установление направления связи, оценка тесноты и силы связи.