Индексный метод изучения цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение индексного методы в анализе динамики средних цен.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть цену, как объект статистического изучения;
 привести агрегатные индексы цен Пааше, Ласпейреса и Фишера
 охарактеризовать использование выборочного метода при расчетах индексов цен;
 рассмотреть применение индексного метода в анализе среднего значения цен.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1. Цена, как объект статистического изучения 5
1.2. Агрегатные индексы цен Пааше, Ласпейреса и Фишера. Использование выборочного метода при расчетах индексов цен 8
1.3. Анализ среднего значения цен с помощью индексного метода 12
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 15
3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Statistika_-_Variant_26_-_Indexny_metod_izuche!!! (2).docx

— 713.32 Кб (Скачать файл)

Факторный и результативный признаки либо задаются в условии  задания, либо определяются путем проведения предварительного теоретического анализа. Лишь после того, как выяснена экономическая  сущность явления и определены факторный  и результативный признаки, приступают к проведению корреляционного анализа  данных.

В нашем случае факторным является признак Цена товара (X), результативным – признак Объем продажи (Y).

1. Установление  наличия и характера связи  между признаками Цена товара и Объем продажи аналитической группировки

Применение  метода аналитической группировки

При использовании метода аналитической группировки строится интервальный ряд распределения  единиц совокупности по факторному признаку Х и для каждой j-ой группы ряда определяется среднегрупповое значение результативного признака Y. Если с ростом значений фактора Х от группы к группе средние значения систематически возрастают (или убывают), между признаками X и Y имеет место корреляционная связь.

Используя разработочную  таблицу 2.3, строим аналитическую группировку, характеризующую зависимость между факторным признаком Х – Цена товара и результативным признаком Y – Объем продажи. Макет аналитической таблицы имеет следующий вид (табл. 2.7):

 

Таблица 2.7

Зависимость объема продажи товара А магазинов от цены

Номер группы

Группы магазинов по цене товара, руб.

Число магазинов

Объем продажи, тыс.шт.

всего

в среднем на один магазин

1

       

2

       

3

       

4

       

5

       

Итого

       

Групповые средние значения получаем из таблицы 2.3 (графа 4), основываясь на итоговых строках «Всего». Построенную аналитическую группировку представляет табл. 2.8.

Таблица 2.8

Зависимость объема продажи товара А магазинов от цены

Номер группы

Группы магазинов по цене товара, руб.,

х

Число магазинов,

fj

Объем продажи, тыс.шт.

всего

в среднем на один магазин,

1

2

3

4

5=4:3

1

600 – 650

5

349

69,800

2

650 – 700

7

427

61,000

3

700 – 750

8

424

53,000

4

750 – 800

6

264

44,000

5

800 – 850

4

156

39,000

 

Итого

30

1620

54,000


Вывод. Анализ данных табл. 2.8 показывает, что с увеличениемцены товара от группы к группе систематически снижается средний объем продаж по каждой группе магазинов, что свидетельствует о наличии обратной корреляционной связи между исследуемыми признаками.

2. Измерение тесноты  и силы корреляционной связи  с использованием коэффициента  детерминации и эмпирического  корреляционного отношения

Для измерения тесноты  и силы связи между факторным  и результативным признаками рассчитывают специальные показатели – эмпирический коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение .

Эмпирический  коэффициент детерминации оценивает силу связи, определяя, насколько вариация результативного признака Y объясняется вариацией фактора Х (остальная часть вариации Y объясняется вариацией прочих факторов). Показатель рассчитывается как доля межгрупповой дисперсии в общей дисперсии по формуле

,       (9)

где  – общая дисперсия признака Y,

 – межгрупповая (факторная)  дисперсия признака Y.

Значения показателя изменяются в пределах . При отсутствии корреляционной связи между признаками Х и Y имеет место равенство =0, а при наличии функциональной связи между ними – равенство =1.

Общая дисперсия характеризует вариацию результативного признака, сложившуюся под влиянием всех действующих на Y факторов (систематических и случайных). Этот показатель вычисляется по формуле

,      (10)

где  yi – индивидуальные значения результативного признака;

– общая средняя значений результативного признака;

n – число единиц совокупности.

Общая средняя  вычисляется как средняя арифметическая простая по всем единицам совокупности:

    (11)

или как средняя взвешенная по частоте групп интервального ряда:

      (12)

Для вычисления удобно использовать формулу (11), т.к. в табл. 2.8 (графы 3 и 4 итоговой строки) имеются значения числителя и знаменателя формулы.

Расчет  по формуле (11):

 

Для расчета общей дисперсии  применяется вспомогательная таблица 2.9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.9

Вспомогательная таблица  для расчета общей дисперсии

Номер

магазина

п/п

Объем продажи, тыс.шт.

     

1

2

3

4

5

1

40

-14,000

196,000

1600,000

2

64

10,000

100,000

4096,000

3

42

-12,000

144,000

1764,000

4

43

-11,000

121,000

1849,000

5

54

0,000

0,000

2916,000

6

43

-11,000

121,000

1849,000

7

66

12,000

144,000

4356,000

8

60

6,000

36,000

3600,000

9

50

-4,000

16,000

2500,000

10

64

10,000

100,000

4096,000

11

52

-2,000

4,000

2704,000

12

71

17,000

289,000

5041,000

13

62

8,000

64,000

3844,000

14

53

-1,000

1,000

2809,000

15

57

3,000

9,000

3249,000

16

45

-9,000

81,000

2025,000

17

70

16,000

256,000

4900,000

18

59

5,000

25,000

3481,000

19

50

-4,000

16,000

2500,000

20

41

-13,000

169,000

1681,000

21

70

16,000

256,000

4900,000

22

45

-9,000

81,000

2025,000

23

52

-2,000

4,000

2704,000

24

60

6,000

36,000

3600,000

25

56

2,000

4,000

3136,000

26

49

-5,000

25,000

2401,000

27

72

18,000

324,000

5184,000

28

35

-19,000

361,000

1225,000

29

58

4,000

16,000

3364,000

30

37

-17,000

289,000

1369,000

Итого

1620

0,000

3288,000

90768,000


 

Расчет общей дисперсии  по формуле (10):

 

Общая дисперсия может  быть также рассчитана по формуле

,

где – средняя из квадратов значений результативного признака,

 – квадрат средней  величины значений результативного  признака.

В нашем случае:

 

 

Тогда

 

Межгрупповая  дисперсия измеряет систематическую  вариацию результативного признака, обусловленную влиянием признака-фактора Х (по которому произведена группировка). Воздействие фактора Х на результативный признак Y проявляется в отклонении групповых средних от общей средней . Показатель вычисляется по формуле

,    (13)

где     –групповые средние,

 – общая средняя,

–число единиц в j-ой группе,

k – число групп.

Для  расчета  межгрупповой  дисперсии  строится  вспомогательная таблица 2.10. При этом используются  групповые средние значения из табл. 2.8 (графа 5).

 

Таблица 2.10

Вспомогательная таблица  для расчета межгрупповой дисперсии

Группы магазинов по цене товара, руб.

Число магазинов,

Среднее значение в группе

   

1

2

3

4

5

600 – 650

5

69,8

15,8

1248,2

650 – 700

7

61

7

343

700 – 750

8

53

-1

8

750 – 800

6

44

-10

600

800 – 850

4

39

-15

900

Итого

30

   

3099,2


Расчет межгрупповой дисперсии по формуле (13):

 

Расчет эмпирического  коэффициента детерминации по формуле (9):

 или 94,3% 

Вывод. 94,3% вариации объема продажи магазинов обусловлено вариацией цены товара, а 5,7% – влиянием прочих неучтенных факторов.

Эмпирическое  корреляционное отношение оценивает тесноту связи между факторным и результативным признаками и вычисляется по формуле

                  (14)

Значение показателя изменяются в пределах . Чем ближе значение к 1, тем теснее связь между признаками. Для качественной оценки тесноты связи на основе служит шкала Чэддока (табл. 2.11):

 

 

 

Таблица 2.11

Шкала Чэддока

h

0,1 – 0,3

0,3 – 0,5

0,5 – 0,7

0,7 – 0,9

0,9 – 0,99

Характеристика

силы связи

Слабая

Умеренная

Заметная

Тесная

Весьма тесная


Расчет эмпирического  корреляционного отношения  по формуле (14):

 

Вывод. Согласно шкале Чэддока связь между объемом продажи и ценой товара магазинов является весьма тесной.

3. Оценка статистической  значимости коэффициента детерминации  .

Показатели  и рассчитаны для выборочной совокупности, т.е. на основе ограниченной информации об изучаемом явлении. Поскольку при формировании выборки на первичные данные могли иметь воздействии какие-либо случайные факторы, то есть основание полагать, что и полученные характеристики связи , несут в себе элемент случайности. Ввиду этого, необходимо проверить, насколько заключение о тесноте и силе связи, сделанное по выборке, будет правомерными и для генеральной совокупности, из которой была произведена выборка.

Проверка выборочных показателей  на их неслучайность осуществляется в статистике с помощью тестов на статистическую значимость (существенность) показателя. Для проверки значимости коэффициента детерминации  служит дисперсионный F-критерий Фишера, который рассчитывается по формуле

,

где  n – число единиц выборочной совокупности,

m – количество групп,

 – межгрупповая дисперсия,

 – дисперсия j-ой группы (j=1,2,…,m),

 – средняя арифметическая групповых дисперсий.

Величина рассчитывается, исходя из правила сложения дисперсий:

,

где – общая дисперсия.

Для проверки значимости показателя рассчитанное значение F-критерия Fрасч сравнивается с табличным Fтабл для принятого уровня значимости и параметров k1, k2, зависящих от величин n и m : k1=m-1, k2=n-m. Величина Fтабл для значений , k1, k2 определяется по таблице распределения Фишера, где приведены критические (предельно допустимые) величины F-критерия  для различных комбинаций  значений  , k1, k2. Уровень значимости в социально-экономических исследованиях обычно принимается равным 0,05 (что соответствует доверительной вероятности Р=0,95).

Если Fрасч>Fтабл , коэффициент детерминации признается статистически значимым, т.е. практически невероятно, что найденная оценка обусловлена только стечением случайных обстоятельств. В силу этого, выводы о тесноте связи изучаемых признаков,  сделанные на основе выборки, можно распространить на всю генеральную совокупность.

Если Fрасч<Fтабл, то показатель считается статистически незначимым и, следовательно, полученные оценки силы связи признаков относятся только к выборке, их нельзя распространить на генеральную совокупность.

Фрагмент таблицы Фишера критических величин F-критерия для значений =0,05; k1=3,4,5; k2=24-35 представлен ниже:

 

Таблица 2.12

 

k2

k1

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

3

3,01

2,99

2,98

2,96

2,95

2,93

2,92

2,91

2,90

2,89

2,88

2,87

4

2,78

2,76

2,74

2,73

2,71

2,70

2,69

2,68

2,67

2,66

2,65

2,64

5

2,62

2,60

2,59

2,57

2,56

2,55

2,53

2,52

2,51

2,50

2,49

2,48


Расчет дисперсионного F-критерия Фишера для оценки =94,3%, полученной при =109,6, =103,307:

             Fрасч

Табличное значение F-критерия при = 0,05:

Таблица 2.13

n

m

k1=m-1

k2=n-m

Fтабл (,4, 25)

30

5

4

25

2,76

Информация о работе Индексный метод изучения цен