Анализ внутренних миграционных потоков Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение миграции и анализ внутреннего процесса миграции в России.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
раскрыть понятие "миграция" и ее виды;
проанализировать внутреннюю миграцию в России;
рассмотреть основные миграционные потоки Красноярского Края;
выявить проблемы и возможные варианты их решения.
Теоретические аспекты миграции

Содержание работы

Ведение………………………………………………………………………..3
1. Миграция. Вопросы теории………………………………………….….5
1.1 Теоретический аспекты миграции…………………………………..…..5
1.2 Факторы, обуславливающие миграционные потоки и способы их регулирования……………………………………………………………….……..9
1.3 Влияние миграции на демографические и социально-экономические процессы в России……………………………………………………….…………20
2. Анализ внутренней миграции России……………………….…………..25
2.1 Общая характеристика миграционной ситуации в России…………..25
2.2 География миграций в России………………………………………….29
2.3 Миграционные потоки на территории Красноярского края…………40
3. Пути решения проблем, связанных с переселением в Красноярском крае………………………………………………………………………………..…48
3.1 Оценка текущих тенденций расселения Красноярского края………...48
3.2 Оценка регулирования миграционных потоков на краевом уровне…52
Заключение………………………………………………………………...…56
Список использованных источников…………………………………….…59

Файлы: 1 файл

Analiz_vnutrennikh_migratsionnykh_potokov_Rossy.docx

— 181.70 Кб (Скачать файл)

В крае работает 78 национально-культурных общественных объединений. В Красноярском крае представлены все мировые религии, имеющие, как правило, национальную окраску: православие, католицизм, лютеранство, ислам, иудаизм, буддизм. Есть также  последователи языческих верований  и отечественных неокультов.

       Миграционная  ситуация в крае характеризуется  стабильным оттоком граждан в  западные регионы России и  ростом численности внешних трудовых  мигрантов.

       Регулирование  процессов миграции на территории  Красноярского края, включая въезд  и выезд, позволяет выделить  следующие основные миграционные  потоки: внешняя миграция; внутренняя (социально-экономическая миграция); вынужденная миграция; внешняя трудовая  миграция; незаконная миграция.

Вынужденная миграция  проявилась в 90-е гг. ХХ в. как следствие политического  распада СССР и появления очагов межнациональных конфликтов. В 1992 году формируется тенденция нарастания количества вынужденных переселенцев, особенно из республик бывшего СССР. Число прибывших из стран СНГ в этот период преобладает над числом выбывших. Основной поток мигрантов в край идет из Казахстана и Средней Азии ввиду отсутствия обустроенной государственной границы. Количество вынужденных переселенцев составило 1200 человек.

Первые потоки вынужденных  мигрантов (1992-1995) составляли наиболее состоятельные и дальновидные люди, чей уровень доходов позволял им в тех условиях  обеспечить своим семьям нормальное обустройство в крае. С течением времени под  давлением ухудшающихся условий  жизни в республиках бывшего  СССР в процесс миграции включились все менее обеспеченные слои населения.  В 1993 году миграционный поток нарастает. Количество вынужденных переселенцев составило уже 1947 человек. Во второй половине 90-х гг. миграционные потоки стабилизируются практически на уровне 1993 года. Происходит стабилизация обстановки в странах СНГ и  поэтому доминируют экономические  причины миграций.

Мигранты расселились  практически на всей территории края. Однако следует отметить, что в  городах их остается почти в 2.7 раза больше, чем в сельской местности. Из городов, пользующихся наибольшей привлекательностью, остается г. Красноярск (33% прибывших  мигрантов).

Свою роль в сокращении притока в край вынужденных переселенцев сыграл не только спад и полное прекращение  военных действий в наиболее крупных  очагах бывшего СССР, но и принятие дополнений к Закону « О гражданстве» с 01.01.2001г.  Свыше 60% обратившихся не имели российского гражданства.

В числе вынужденных мигрантов  все более преобладают русские, выезжающие из относительно спокойных  регионов (Казахстан –65%, Узбекистан 20%), где выталкивающей причиной служит не только опасение за жизнь и здоровье, сколько бытовой национализм,усиливающаяся  социальная изоляция, незнание национального  языка, ограничение сфер применения русского языка, что особенно создает  проблемы будущим русским детям, а также разрушает сложившиеся  структуры занятости.

Все эти мотивы и причины  выезда из стран ближнего зарубежья, указывают вынужденные мигранты, при оформлении материала на получение  статуса вынужденного  переселенца.

В 2003г. количество вынужденных  переселенцев составляет 2019 человек, в 2004г. миграционный поток нарастает  и составляет  уже 8521 человек. В 2005г  количество вынужденных переселенцев остается практически на том же уровне. Большую часть составляют граждане из Казахстана (38%) и Узбекистана (33,7%).Причинами  выезда является экономический характер. Обращений о предоставлении статуса  беженца не поступало.

В 2006г. миграционный поток  начинает снижаться и составил 2564 человека. В 2006г. лиц, признанных беженцами  или получивших временное убежище, в  УФМС России по Красноярскому  краю не зарегистрировано.

По состоянию на 01.03.2007г. в УФМС России по Красноярскому краю на регистрационном учете по категории» вынужденный переселенец» значится 1347 человек.

Трудовую  миграцию  в  условиях экономического развития можно  отнести к необходимым факторам территориального развития.. Различают  внутреннюю трудовую миграцию – в  пределах одного государства, и международную  – с пересечением государственной границы.  Срок, на который при иностранному работнику выдается разрешение на временное пребывание – один год. Естественно, что на сегодня легализация трудового мигранта для бизнеса невыгодна.

С 15 января 2007 года вступил  в силу новый закон о привлечении  иностранцев на работу в России. В торговле их не должно быть не больше 40%, а с 1 апреля – ни одного. Правительство  Российской Федерации установило квоту  на привлечение иностранцев для  работы в России. В нашем крае эта квота составила 180.000 тыс. человек.

 В крае наблюдается  устойчивая тенденция роста числа  прибывающих иностранных граждан. 

 Для Красноярского  края, как и для России в  целом, трудовая миграция уже  давно стала экономическим, демографическим,  а также политическим барометром  взаимоотношений региона и иностранных  граждан, приехавших на работу. Иностранные граждане, осуществляющие  трудовую деятельность в установленном законом порядке, составляют около одного процента по отношению к общему количеству замещённых рабочих мест в основных отраслях экономики края, при этом, по меньшей мере, в три – четыре раза больше работают неофициально.

В течение шести лет, прошедших  после начала реформ, количественный состав легальных внешних трудовых миграционных потоков в крае практически  не менялся.

В настоящее время крупным  поставщиком рабочей силы для  Красноярского края по-прежнему остаются Украина (до 01.03.2007 г. - 1811; за декабрь  года – 524 чел.); КНР (до 01.03.2007 г. -5440; за декабрь 2006 года – 546 чел.);  КНДР (до 01.03.2007 г. -1368; за декабрь 2006 г – 281 чел.), Армения, Кыргызстан, Таджикистан (  до 01.03.2007 г. – 962 ; за декабрь 2006 года -  107 чел.), Узбекистан (до 01.03.2007 г. – 629; за декабрь 2006 года – 122  чел.)  и, в меньшей мере, Турция, Вьетнам и другие страны. Всего в крае осуществляют трудовую деятельность  представители 33 стран.

Прежде чем принять  решение, куда именно ехать и чем  заняться, потенциальные трудовые мигранты проводят собственный маркетинг. Они  устремляются  в те регионы и  в те сферы экономики, где наиболее благоприятная конъюктура на рынке  труда, то есть туда, где ниже уровень  безработицы и больше свободных  мест. В Красноярском крае иностранные  работники, как правило, претендуют на те вакансии, которые не пользуются популярностью у местного населения. Именно эту свободную нишу на рынке  труда и занимают мигранты, 90% из них независимо от образования, готовы выполнять неквалифицированную  работу, требующую в первую очередь  физического труда.

В Красноярском крае приезжие находят работу в сфере строительства, торговли и общественного питания, добычи полезных ископаемых, лесного  хозяйства. В некоторых районах  края за счёт приезжих врачей, удаётся  укомплектовывать районные больницы.

 

Таблица 4 – Общие итога миграции населения Красноярского Края

 

Число прибывших 

Число выбывших

Миграционный прирост, снижение (-)

1990

163807

156315

7492

1991

137509

134741

2768

1992

118782

113544

5238

1993

99552

111399

-11847

1994

109545

109295

250

1995

113680

108948

4732

1996

96959

92971

3988

1997

85596

89339

-3743

1998

79184

84473

-5289

1999

74479

83190

-8711

2000

71777

74840

-3063

2001

64958

67960

-3002

2002

60268

64927

-4659

2003

59608

66175

-6567

2004

61100

66638

-5538

2005

62436

67396

-4960

2006

65739

69776

-4037

2007

71192

70326

866

2008

66715

65173

1542

2009

62238

58612

3626

2010

62090

59864

2226


 

 В последние годы  поток нелегальных мигрантов  из стран СНГ, Китая, Кореи  захлестнул край.   Основной  поток незаконной миграции идет  через границу с Казахстаном,  чему во многом способствует  ее большая протяженность и  необустроенность. Современная практика  показывает, что переправка незаконных  мигрантов приобретает все более  и более организованный характер. Это нелегальный бизнес, приносящий  приносит колоссальные доходы.

      Многие  нелегальные мигранты совершаются  следующие виды преступлений: хранение  и сбыт наркотических веществ,  кражи, подделка документов, грабежи,  угроза убийством или причинение  тяжкого вреда здоровью. Наибольшее  количество преступлений совершают  граждане таких государств как  Азербайджан, Украина, Таджикистан,  Казахстан, Армения.

 Сезонность нелегальной  миграции проявляет себя в  весенне-летний период, когда значительно  увеличивается наплыв иностранных  граждан, приезжающих в безвизовом  порядке, как  с целью работы  по найму, так и осуществления  предпринимательской деятельности. Граждане  стран Средней Азии  нанимаются на работы по строительству  дач, ремонту квартир, сельскохозяйственные  и другие, не требующие  квалификации, работы. Но основная их масса  осуществляет трудовую деятельность, торгуя на оптово-розничных рынках  и нелегальных рынках. Местные  жители, особенно пенсионеры, имеют  своих постоянных сезонных иностранных  рабочих, занятых в огородничестве, ремонте жилья. Тем самым они  поддерживают существование нелегальной  миграции.

Для работодателя - это дешёвая  рабочая сила, не претендующая на социальные гарантии, и один из способов уйти от налогообложения.  Иностранный работник получает заработную плату, не уплачивая  при этом налоги, и имеет возможность  для свободного маневрирования на рынке  труда.

Достаточно сложный и  длительный механизм узаконивания  трудовой деятельности на территории России, отталкивает работодателей  от процедуры законного оформления трудовой деятельности иностранных  граждан. Следствием этого является утечка значительных денежных средств  из-под налогообложения, обогащение теневых структур, образование преступных групп.

 

 

 

 

Таблица 5 – Итоги миграционных процессов 

 

2010 г. 

2009 г. 

 

число прибывших 

число выбывших

миграционный прирост

число прибывших 

число выбывших

миграционный прирост

Миграция 

62090

59864

2226

62238

58612

3626

из нее:

в пределах России

56106

59307

-3201

54848

57939

-3091

в том числе:

внутрикраевая

38196

38196

-

37958

37958

-

межрегиональная

17910

21111

-3201

16890

19981

-3091

международная

5984

557

5427

7390

673

6717

в том числе:

со странами СНГ и Балтии

5682

402

5280

7127

435

6692

с другими зарубежными  странами

302

155

147

263

238

25

Внешняя (для края) миграция

23894

21668

2226

24280

20654

3626


 

Последние прогнозы Росстата показывают, что численность населения  сибирских регионов в ближайшие 20 лет будет снижаться более  высокими темпами, чем в среднем  в России. Красноярский край потеряет почти 300 тыс. трудоспособного населения (20,3%) и войдёт в тройку «лидеров»  вместе с Алтайским краем и  Омской областью. С учётом реализации масштабных инвестиционных проектов дефицит  трудовых ресурсов в крае при естественном развитии событий к 2030 году составит более 200 тыс. чел. Это означает, что  без трудовых мигрантов край не сможет развернуть проекты освоения природных  ресурсов, которые в том числе  востребованы развитием таких экономических  гигантов, как Индия и Китай. Эта  позиция Сибири в мировой экономике  могла бы сформировать задел для  будущего инновационного развития России.

3. Пути решения проблем связанные  с переселением в Красноярском крае

 

3.1 Оценка текущих тенденций расселения Красноярского края

Сложившаяся в результате первичной  индустриализации система расселения не обеспечивает воспроизводства человеческих ресурсов в большинстве регионов. По оценочным данным, можно обозначить основные потоки и направления миграции. Считается, что существенная доля (около 70%) в миграционном потоке принадлежит  российскому межрегиональному обмену населением. Главным межрегиональным  вектором миграций в России с начала 90-х годов стало движение с  севера и востока на юг и запад. Центр стягивает население со всей территории страны, а Дальний  Восток – теряет. Вторым по значимости регионом исхода мигрантов внутри России является Северный Кавказ.

По данным Госкомстата, самым населенным городом России по-прежнему остается Белокаменная Москва (10,4 миллиона человек, 5 место в рейтинге "Самые населенные столицы мира"). Около трети  мигрантов, оседающих в Москве на временное или постоянное проживание, поставляет Центральный район, соседние с Московской областью регионы и  сама Московская область. С каждым годом  официальная численность населения  не только столицы, но и большинства  ее городов-спутников, только увеличивается, при этом численность всех россиян  неуклонно падает.

Сохранение нынешнего уровня рождаемости (при неизменной смертности и отсутствии миграционного прироста) может к 2050 году привести к ежегодной убыли  населения в размере 1,8% и увеличение доли населения пенсионного возраста с 20,5% до 34 -35%, при одновременном сокращении доли детей и подростков, населения  трудоспособного возраста.

Общее сокращение численности населения  Российской Федерации и генеральная  тенденция миграции в России с  геополитической точки зрения. Они  могут привести к образованию "демографического вакуума" в приграничных регионах Сибири и Дальнего Востока и создают объективные предпосылки для замещения населения иммигрантами из соседних стран, что не отвечает экономическим и геополитическим интересам страны.

Информация о работе Анализ внутренних миграционных потоков Российской Федерации