Анализ хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение статистического анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы методов статистического анализа:
 статистический анализ динамики развития явления;
 статистический анализ структуры;
 статистические графики;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы методов статистического анализа 6
1.1.Статистический анализ динамики развития явления 6
1.1.1.Ряд динамики: понятие и виды 6
1.1.2.Абсолютные и относительные показатели динамки 9
1.1.3.Средние показатели динамики 11
1.2.Статистический анализ структуры 13
1.3.Статистические графики и особенности их применения
в статистике 14
1.4.Финансовые показатели деятельности предприятия и
методы их анализа 17
1.4.1.Прибыль предприятия: понятие, виды, способы определения 17
1.4.2.Показатели рентабельности 23
1.4.3. Определение выработки и методы ее анализа 26
1.5.Методы статистического анализа себестоимости продукции 28
1.5.1.Понятие и виды себестоимости продукции. Основные
способы определения 28
1.5.2. Метод группировок в анализе себестоимости продукции 30
1.5.3. Индексные методы анализа себестоимости продукции 32
Глава 2. Применение статистических методов анализа на практике 35
2.1.Динамический анализ финансовых показателей
деятельности предприятия 35
2.2. Анализ структуры персонала предприятия 42
2.3. Динамический и индексный анализ себестоимости продукции 44
2.4. Анализ структуры затрат на производство 49
Заключение 55
Библиографический список 56

Файлы: 1 файл

Аршанская.docx

— 174.22 Кб (Скачать файл)

Абсолютные  показатели в процессе статистического  наблюдения получают данные о значениях  тех или иных признаков, характеризующих  каждую единицу совокупности. Для  характеристики совокупности в целом  или отдельных её частей данные по отдельным единицам совокупности подвергают сводке и получают обобщающие показатели, в которых отражаются результаты познания количественной стороны изучаемых явлений. Абсолютный статистический показатель – показатель в форме абсолютной величины, отражающий физические свойства, временные или стоимостные характеристики социально-экономических явлений и процессов. Абсолютный показатель может быть измерен с различной степенью точности.

Относительный показатель –  показатель в форме относительной  величины, получаемый как результат  деления одного абсолютного показателя на другой и отражающий соотношение  между количественными характеристиками изучаемых процессов и явлений.

Относительные величины динамики - это результат  сопоставления уровней одного и  того же явления, относящихся к различным  периодам или моментам времени.

При определении  относительных показателей динамики важно обеспечить сопоставимость показателей, которые участвуют в расчете. Несопоставимость может возникнуть по многим причинам: меняется методология  расчета показателей или степень  охвата совокупности, показатели относятся  к периодам разной продолжительности  и т.д.

Относительные величины сравнения  получают в результате сопоставления  одноименных абсолютных показателей, относящихся к разным совокупностям. При определении относительных  величин сравнения необходимо обеспечить единство методологии исчисления абсолютных показателей, подлежащих сопоставлению.

Относительные величины интенсивности получают, сопоставляя  разноименные признаки одной совокупности, а также объекты двух связанных  между собой совокупностей.

Относительная величина в статистике – это обобщающий показатель, который дает числовую меру соотношения двух сопоставляемых абсолютных величин. Так как многие абсолютные величины взаимосвязаны, то и относительные величины одного типа в ряде случаев могут определяться через относительные величины другого  типа. Выделяют такие относительные  показатели:

Коэффициент роста – показывает, во сколько раз изменяется показатель за определенный период времени:

 

Темп роста - характеризует  относительное изменение показателя, накопленное за рассматриваемый  промежуток времени:

 

Темп прироста - прирост  величины экономического показателя за определенный период времени к его  исходному уровню:

 

1.1.3 Средние показатели  динамики

 

Средние показатели динамики - средний уровень ряда, средние  абсолютные изменения и ускорения, средние темпы роста - характеризуют  тенденцию. Они необходимы при обобщении  характеристик тенденции за длительный период, по различным периодам и  незаменимы при сравнении развития за неодинаковые по длительности отрезки времени, при выборе аналитического выражения тренда. При наличии в динамическом ряду существенных колебаний уровней определение средних показателей тенденции требует применения специальных методов статистики.

Средняя величина – это обобщающий показатель, характеризующий типический уровень  явления. Он выражает величину признака, отнесенную к единице совокупности.

Для обобщения характеристики динамики исследуемого явления за ряд  периодов определяют различного рода средние показатели , среди которых  можно выделить:

  • средний уровень ряда;
  • средний абсолютный прирост;
  • средний темп роста и прироста.

Среднее хронологическое  выручки от продаж - обобщает значения признака для одной и той же единицы или совокупности в целом, изменяющихся во времени:

 

Средний абсолютный прирост показывает на сколько в среднем за единицу времени увеличивается уровень ряда:

 

Средний коэффициент роста  вычисляется по формуле средней  геометрической из коэффициентов роста  за отдельные периоды:

 

 

Средний темп роста - это средний коэффициент  роста, выраженный в процентах:

 

Средний темп прироста - рассчитываются на основе средних темпов роста, вычитанием из последних 100%:

 

Среднее абсолютное значение 1% прироста:

 

 

1.2. Статистический анализ структуры

 

Статистический  анализ структуры – это распределение  различных частей в пределах общего для них качества; распределение  составляющих совокупность единиц по количественному или качественному  признаку.

Классификация структур:

1) классификация по времени:

    • моментные структуры – характеризуют строение социально-экономического явления по состоянию на определённый момент времени и отражаются с помощью моментных относительных показателей. Например: на начало или на конец периода;
    • интервальные структуры – характеризуют строение социально-    экономических явлений за определённый период времени.

2) классификация  по реальности существования:

    • фактические структуры – реально существующие структуры;
    • эталонные структуры – это условные или фактические структуры принятые в качестве эталонных для расчёта и сравнения стандартизованных показателей:

· перспективные;

· прогнозные;

· оптимальные;

· собственно-стандартизованные.

Относительные величины структуры показывают удельный вес каждой группы в общей численности  совокупности. Их получают путем деления  численности каждой группы, входящей в совокупность, на численность всей совокупности. Относительные величины структуры дают возможность сопоставлять структуры одной и той же совокупности в различные моменты времени. Такое сопоставление позволяет  делать выводы о тенденциях и закономерностях  структурных изменений во времени.

 

1.3. Статистические графики и особенности их применения в статистике

 

Полученный  в результате статистического исследования материал нередко изображается с  помощью точек, геометрических линий  и фигур или географических картосхем, т.е. графиков.

В статистике графиком называют наглядное изображение  статистических величин и их соотношений  при помощи геометрических точек, линий, фигур или географических картосхем.

Графики придают изложению статистических данных большую наглядность, чем  таблицы, выразительность, облегчают  их восприятие и анализ. Статистический график позволяет зрительно оценить  характер изучаемого явления, присущие ему закономерности, тенденции развития, взаимосвязи с другими показателями, географическое разрешение изучаемых  явлений. Еще в древности китайцы  говорили, что одно изображение заменяет тысячу слов. Графики делают статистический материал более понятным, доступным  и неспециалистам, привлекают внимание широкой аудитории к статистическим данным, популяризируют статистику и  статистическую информацию.

При любой  возможности анализ статистических данных рекомендуется всегда начинать с их графического изображения. График позволяет сразу получить общее  представление обо всей совокупности статистических показателей.

При помощи графического изображения статистических данных решаются многие задачи статистического  исследования:

 

  • наглядное представление величины показателей (явлений) в сравнении друг с другом;
  • характеристика структуры какого-либо явления;
  • изменение явления во времени;
  • ход выполнения плана;
  • зависимость изменения одного явления от изменения другого;
  • распространенность или размещение каких-либо величин по территории.

В статистических исследованиях применяются самые  разнообразные графики.

В статистических исследованиях для выяснения  характерных черт и особенностей массовых явлений, познания типичного  в этих явлениях и решения других задач широко используется сравнение  одних абсолютных, средних и относительных  статистических величин с другими. Анализ – это, прежде всего сравнение  и сопоставление статистических данных. Нередко возникает необходимость  сопоставления результатов статистического  исследования конкретного явления  с величинами типичного (идеального) явления аналогичной природы. Поэтому  наглядное представление (графическое  изображение) сравнения статистических показателей относится к наиболее распространенным графикам в статистике. Для этих целей применяются диаграммы.

Диаграмма — графическое представление  данных, позволяющее быстро оценить  соотношение нескольких величин. Представляет собой геометрическое символьное изображение  информации с применением различных  приёмов техники визуализации.

Иногда  для оформления диаграмм используется трёхмерная визуализация, спроецированная  на плоскость, что придаёт диаграмме  отличительные черты или позволяет  иметь общее представление об области, в которой она применяется. Например: финансовая диаграмма, связанная  с денежными суммами, может представлять собой количество купюр в пачке  или монет в стопке; диаграмма  сравнения количества подвижного состава  — различную длину изображённых поездов и т. д. Благодаря своей  наглядности и удобству использования, диаграммы часто используются не только в повседневной работе бухгалтеров, логистов и других служащих, но и  при подготовке материалов презентаций  для клиентов и менеджеров различных  организаций.

Основные  типы диаграмм:

Диаграммы в основном состоят из геометрических объектов (точек, линий, фигур различной  формы и цвета) и вспомогательных  элементов (осей координат, условных обозначений, заголовков и т. п.). Также диаграммы  делятся на плоскостные (двумерные) и пространственные (трёхмерные или  объёмные). Сравнение и сопоставление  геометрических объектов на диаграммах может происходить по различным  измерениям: по площади фигуры или  её высоте, по местонахождению точек, по их густоте, по интенсивности цвета  и т. д. Кроме того, данные могут  быть представлены в прямоугольной  или полярной системе координат.

Картограммой  считается графическое изображение  статистических данных, сведенных по географическому принципу (напр., по административному делению), представляющее собой географическую карту, территории, которые окрашены (или заштрихованы) в соответствии с величиной исследуемого показателя, наблюдаемой на данной территории.

В зависимости  от выбранного способа графического изображения различают фоновые  и точечные картограммы:

  • Фоновые картограммы строят путем окраски или штриховки, интенсивность которых пропорциональна величине показателя для данной территории.
  • На точечных картограммах территориальное размещение изучаемого явления обозначают с помощью определенного числа точек. Как правило, к каждой картограмме прилагают краткое описание с указанием избранного способа картографического изображения и определенных градаций, а также всех условных обозначений.

К построению картограмм прибегают в том случае, если необходимо сравнить различные  явления по территориальному признаку.

 

1.4. Финансовые показатели деятельности предприятия и методы их анализа

1.4.1. Прибыль предприятия: понятие, виды, способы определения

 

Основой рыночного механизма являются экономические  показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной  деятельности предприятия, образования  и использования специальных  фондов, соизмерения затрат и результатов  на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к  рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей  играет прибыль.

Основными показателями прибыли являются:

  • общая прибыль (убыток) отчетного периода - балансовая прибыль (убыток);
  • валовая прибыль;
  • прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);
  • прибыль от финансовой деятельности;
  • прибыль (убыток) от прочих внереализационных операций;
  • налогооблагаемая прибыль;
  • чистая прибыль.

На каждом предприятии формируется четыре показателя прибыли, существенно различающиеся  по величине, экономическому содержанию и функциональному назначению. Базой  всех расчетов служит балансовая прибыль  – основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Для целей налогообложения  рассчитывается специальный показатель – валовая прибыль, а на ее основе – прибыль, облагаемая налогом, и  прибыль, не облагаемая налогом. Остающаяся в распоряжении предприятия после  внесения налогов и других платежей в бюджет часть балансовой прибыли  называется чистой прибылью. Она характеризует  конечный финансовый результат деятельности предприятия.

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности предприятия