Анализ динамики экспортно - импортных операций Таганрогской таможни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ динамики экспортно-импортных операций в регионе деятельности Таганрогской таможни. Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
охарактеризовать Ростовскую область как субъект РФ;
охарактеризовать исследуемый таможенный орган;
раскрыть содержание основных категорий, терминов, методов, используемых для анализа. Привести основные формулы и способы расчета необходимых для исследования статистических показателей;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ХАРАКТЕРИСТИКА ТАГАНРОГСКОЙ ТАМОЖНИ 6
2. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ, ТЕРМИНОВ И МЕТОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ АНАЛИЗА 12
2.1. Основные категории, термины, используемые в таможенной статистике……………………………………………………………………………….12
2.2. Статистические показатели динамики, выявление тенденций развития 14
2.3. Изучение вариации статистических данных 17
2.4. Статистические показатели динамики, выявление тенденций развития 19
3. РАСЧЕТ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДИНАМИКИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТАГАНРОГСКОЙ ТАМОЖНИ 21
3.1. Анализ динамики основных показателей (стоимости и веса) экспорта, импорта и товарооборота. Расчет статистических показателей динамики 21
3.2. Анализ временных рядов, показатели динамики 27
3.3. Тренд динамики экспорта и импорта 30
3.4. Характеристика торгового баланса и отраслевой структуры 31
3.5. Анализ среднеконтрактных цен профилирующей в импорте товарной группы…………………………………………………….…………………………….35
3.6. Расчет индексных показателей товарной группы, профилирующей в экспорте…………………………………………………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 1.30 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Таможенная статистика»

на  тему:

«АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ТАГАНРОГСКОЙ ТАМОЖНИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2011 
Оглавление

Стр.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Статистический  аппарат широко используется в таможенных органах для проведения анализа внешнеэкономической деятельности.

Для эффективного регулирования внешнеэкономических  связей необходимо глубокое изучение статистических данных, качество и потребительская ценность которых зависят от существующей системы сбора и обработки статистического материала. Только всесторонний статистический анализ общественно-экономических отношений, возникающих в сфере внешнеэкономической деятельности, позволит сделать квалифицированные прогнозы и применять обоснованные управленческие решения в сфере таможенной деятельности. Поэтому владение статистическими методами анализа является одним из наиболее важных качеств будущих специалистов в экономической сфере.

В этих условиях изменился ряд функций таможенных органов, расширился круг решаемых задач, включающих прогнозирование экспортной и импортной составляющей внешней торговли, систему управления таможенными рисками, анализ внешней торговли в региональном разрезе. В связи, с чем значение таможенной статистики приобрело важное практическое значение.

Объектом исследования является Таганрогская таможня. Предметом исследования является экспортно-импортные операции, осуществляемые в регионе деятельности Таганрогской таможни.

Целью данной курсовой работы является анализ динамики экспортно-импортных операций в регионе деятельности Таганрогской таможни. Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:

  • охарактеризовать Ростовскую область как субъект РФ;
  • охарактеризовать исследуемый таможенный орган;
  • раскрыть содержание основных категорий, терминов, методов, используемых для анализа. Привести основные формулы и способы расчета необходимых для исследования статистических показателей;
  • отразить в динамике основные показатели в целом по субъекту и в разрезе стран дальнего зарубежья и СНГ: экспорта, импорта, товарооборота. Произвести расчет статистических показателей динамики;
  • графически изобразить ряды динамики  экспорта и импорта. Выявить тенденцию (тренд) развития экспорта, импорта с использованием метода скользящей средней, укрупненных интервалов и т.д.
  • дать характеристику торговому балансу ВТД Таганрогской таможни;
  • дать характеристику товарную структуру экспорта и импорта;
  • произвести анализ среднеконтрактных цен профилирующей товарной группы в импорте. Рассчитать среднюю цену по группе, показатели вариации, используя выборку за последние 2 полных года;
  • произвести расчет индексных показателей товарных групп (физического объема, цен, стоимости)  в экспорте.

Основным источником  при написании курсовой работы послужил агрегированный массив данных ГТД за 2008-2009 год, поэтому все показатели будут рассчитаны для данного периода.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ХАРАКТЕРИСТИКА ТАГАНРОГСКОЙ ТАМОЖНИ

Ростовская  область была образована 13 сентября 1937 г. Административный центр – г. Ростов-на-Дону (1048,7 тыс. жителей на 1 января 2008 г.), основан в 1749 г. Область входит в состав Южного Федерального округа.

Ростовская  область расположена на юге России в Предкавказье. Область омывается Таганрогским заливом Азовского моря. Граничит: на юге – со Ставропольским и Краснодарским краями, на западе и северо-западе – с Украиной, на севере – с Воронежской областью, на северо-востоке и востоке – с Волгоградской областью, на востоке, юго-востоке и юге – с Республикой Калмыкия.

Главные реки: Дон, Северский Донец. На территории Ростовской области находятся озеро Маныч-Гудило и три водохранилища: Цимлянское, Веселовское, Пролетарское.

По данным на 1 января 2008 г. в области насчитывается 463 муниципальных образования в  т. ч.: муниципальных районов – 43, городских округов – 12, городских поселений – 18, сельских поселений – 390.

Ростовская  область одна из наиболее экономически развитых в России, со значительным числом крупных промышленных центров. Особенно велики запасы топливно-энергетических ресурсов (угля, нефти и газа). На территории Ростовской области расположена часть Донецкого угольного бассейна. Область располагает благоприятными условиями для ведения зернового хозяйства. Недостатком является дефицит электроэнергии.

Большое значение транспортному развитию региона  придается в рамках реализации проекта платной автомобильной дороги М-4 (Москва, Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар, Новороссийск).

Основные отрасли  промышленности Ростовской области: машиностроение и металлообработка, в том числе  сельскохозяйственное машиностроение, энергетическое машиностроение, производство электровозов, экскаваторов, оборудования для легкой, пищевой промышленности; черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая, легкая, пищевая промышленность. На территории области действуют Новочеркасская ГРЭС, Цимлянская ГЭС, Ростовская АЭС.

Сельскохозяйственные  угодья в хозяйствах всех категорий, по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи на 1 июля 2009 г., составили 7660 тыс. га, или 76% всех земель области, пашня – 5715 тыс. га, или 57%. Сельское хозяйство области специализируется на производстве зерна, масличных, эфирно-масличных культур, овощеводстве, садоводстве, виноградарстве; в области хорошо развиты мясомолочное животноводство, свиноводство, птицеводство, пчеловодство.

На долю области приходится все производство магистральных электровозов в России, 71,7% – зерноуборочных комбайнов, 61,1% – добычи антрацита, 29,9% отопительных котлов, 24,2% растительных масел, 20,0% тракторных культиваторов, 8,1% стальных труб, 5,2% кузнечно-прессовых машин, 4,5% папирос и сигарет.

Инвестиционный  рейтинг области – 2А, что означает средний потенциал, минимальный риск. В инвестиционном рейтинге регионов область занимает 3-е место по инвестиционному риску и 11-е по инвестиционному потенциалу. Наименьший инвестиционный риск – законодательный, наибольший – криминальный. Наибольший инвестиционный потенциал – трудовой.

Крупные промышленные предприятия:

    • Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ)
    • Таганрогский металлургический завод
    • Таганрогский автомобильный завод
    • Красный котельщик
    • Таганрогский комбайновый завод
    • ТАНТК им. Бериева
    • Новочеркасский электровозостроительный завод
    • Атоммаш
    • Ростовский электрометаллургический завод
    • Роствертол
    • Ростсельмаш
    • Ростовская АЭС
    • Цимлянская ГЭС
    • Новочеркасская ГРЭС
    • Новочеркасский Электродный завод

Лёгкая промышленность:

    • ОАО «Цимлянская ковровая фабрика»
    • ОАО «Глория Джинс»
    • ООО "Донской Пух" (Каменская пухоперовая фабрика)

Крупные предприятия:

    • ООО «БВН инжениринг»
    • И другие.

История создания таможенных органов на территории Ростовской области берет свое начало с мая 1776, когда императрица Екатерина II подписала указ об учреждении в Таганроге главного порта и главной таможни на Азовском море.

Расположенный на основных путях мыс Таган-Рог  с давних времен служил пристанью для судов. Поэтому даже в порту, когда Петровская Троицкая крепость после русско-турецкой войны лежала в развалинах, на острове Черепаха действовал таможенный дозор. Основная таможня Приазовья некоторое время находилась в Черкесске, в с декабря 1749 года на реке Темерник.

В результате русско-турецкой войны Россия окончательно утвердилась  на берегах Азовского моря. В 1776 году Таганрог объявили главным портов на Азовском море. И Екатерина Великая приказала перевести в Таган-Рог из Темерника и главную таможню.

В 1811 году был  образован Таганрогский таможенный округ. В 80-х годах XIX веке с ростов грузооборота других портов Приазовья Таганрогский таможенный округ был упразднен. Но и после этого Таганрогская таможня оставалась таможней 1-й категории, являясь одной из крупнейших на Юге России. В 1920 году деятельность Таганрогской таможни была прекращена. И только в начале 70-х годов в Таганрогском морском порту появился таможенный пункт от Ждановской таможни. Приказом ГУГТК при Совете Министров СССР № 113 от 10 июля 1989 года «О создании таможенных учреждений» в целях совершенствования таможенного контроля за вещами лиц, транспортными средствами, товарами и имуществом, перемещаемыми через государственную границу СССР был создан Таганрогский таможенный пост Ростовской таможни.

В настоящий  момент Таганрогскую таможню составляют 6 таможенных постов, 36 отделов и отделений. Общая протяженность таможенной границы составляет более 350 км., таможенные посты удалены от города на расстояние от 50 до 120 км.

В Таганрогской таможне работает свыше 850 человек. Среди таганрогских таможенников 6 человек награждены орденами Мужества, «Знаком Почета» и медалями «За отвагу». Ещё 42 таганрогских таможенника отмечены различными наградами Российской Федерации. Свыше 60% личного состава имеют ведомственные награды. О высоком профессиональном уровне говорят такие цифры: 94% таможенников имеют высшее образование, 5 таможенников получили научную степень и еще 9 учатся в адъюнктуре.

Самыми крупными участниками ВЭД города Таганрога  являются ОАО «Таганрогский металлургический завод», ОАО «Инпром», ООО «Интер-сфера». Предприниматели Таганрога и не только в 2009 году осуществляли внешнеторговые операции с партерами из 75 стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе продукция экспортировалась в 60 стран, импортировалась из 42 стран.

Подразделения Таганрогской таможни в 2009 году оформили свыше 19 тысяч ГТД. Электронное декларирование в Таганрогской таможне применяется с 2006 года, которое показало свое значительное преимущество перед традиционным «бумажным» декларированием, сократив время работы таможенника с участниками ВЭД с трех суток до трех часов. Сегодня электронные таможенные декларации составляют около 35% от общего объема ГТД. 29 октября 2009 года на Таганрогском таможенном посту была оформлена первая электронная декларация, поданная по сети Интернет местным подразделением таможенного брокера ООО «РОСТЭК-ДОН».

Таможенники все  эффективней используют в своей  служебной деятельности такие современные  технические средства как мобильный  инспекционно-досмотровый комплекс (МИДК) HCV Mobile. За 2009 год, с помощью современного комплекса, таганрогские таможенники просканировали более 9 тысяч транспортных средств. По результатам работы МИДК было проведено более 35 таможенных досмотров и возбуждено около 20 дел об административных правонарушениях. Среди них самым значимым стало обнаружение и изъятие 83 банок с икрой рыб осетровых пород общим весом в 35 килограмм.

В регионе деятельности Таганрогской таможни предложено создать  таможенно-логистический терминал в районе с. Самбек. Этот район удобен тем, что сюда сходятся все автомобильные дороги, идущие от пунктов пропуска: Весело-Вознесенка, Матвеев Курган и Куйбышево. Рядом проходит железная дорога, идущая от пункта пропуска Успенская. Кроме того, в непосредственной близости от терминала окажутся федеральная трасса, Таганрогский морской торговый порт и крупные городские предприятия – активные участники ВЭД.

На сегодняшний  день Таганрогская таможня – одна из старейших таможен на юге России. Регионом ее деятельности определены город Таганрог, Куйбышевский, Матвеево-Курганский и Неклиновский районы Ростовской области. Ежесуточно через посты таможни следует свыше 1500 автотранспортных средств и 900 железнодорожных вагонов, а также 4 морских и речных судна. Ежедневный пассажирооборот составляет около 9 тысяч человек.

Таганрогская  таможня в 2010 году перечислила в  федеральный бюджет России 10 миллиардов 670 миллионов рублей.

В 2010 году участники  внешнеэкономической деятельности осуществляли внешнеторговые операции с партнерами из 73 стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе, продукция экспортировалась в 55 стран, импортировалась из 56 стран. В качестве основных внешнеторговых партнеров можно выделить следующие государства: по экспорту - Швейцария (нефтепродукты на 82.3 млн. долл.), Турция (черные металлы, нефтепродукты на 73.6 млн. долл.), Соединенные Штаты Америки (трубы на 43.4 млн. долл.), Украина (котлы и оборудование, суда, железнодорожный транспорт, трубы на 26.6 млн. долл.); по импорту – Украина (черные металлы, изделия из черных металлов, трубы, нефтепродукты, котлы и оборудование, изделия из бумаги и картона на 1 млрд. 70 млн. долл.), Китай (части и принадлежности моторных транспортных средств, оборудование на 220.6 млн. долл.), Республика Корея (ввоз частей и оборудования для сборки автомобилей на сумму 135 млн. долл.).

В ближайшее  время на российско-украинской границе  начнут функционировать два современных автомобильных пункта пропуска: «Матвеев Курган» и «Весело-Вознесенка». Ведется строительство пункта пропуска «Куйбышево – Мариновка» и планируется открытие пункта пропуска «Куйбышево – Дьяково», где таможенный и пограничный контроль будут осуществлять как российская, так и украинская стороны.

Информация о работе Анализ динамики экспортно - импортных операций Таганрогской таможни