Аналитическое значение платежного баланса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 09:13, контрольная работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы дать полный анализ совершенствования методики составления ПБ Международным валютным фондом, рассмотреть методику составления ПБ в РФ и его экономическую конъюнктуру.
В связи с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
. изложить методику составления ПБ МВФ;
. выявить причины пересмотра классификации и структуры ПБ;
. охарактеризовать новую методику составления ПБ МВФ;

Файлы: 1 файл

статистика катя.docx

— 61.09 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

НОУ ВПО САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

 

Экономический факультет

 

Кафедра бухгалтерского учета, анализа, аудита

и естественнонаучных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

Дисциплина « Статистика»

 

Вариант №3

 

По специальности 080109.65  Бухгалтерский учет, анализ и аудит

 

 

 

 

Выполнил:

Студентка 4 курса

Кузьминых Е.В.

(Ф.И.О.)

Проверил:

 

(Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

НОВОКУЗНЕЦК

2012

Содержание

 

Введение

Как известно, в макроэкономике  исследуются  результаты  и  последствия

совместной  экономической деятельности всех  участников  народного  хозяйства  одновременно. При этом  в  центре  внимания  оказываются  многие  показатели функционирования   экономики.   Одним   из   важнейших    макроэкономических показателей  является  состояние  государственного  бюджета   и   платежного баланса страны.

     Актуальность данного показателя  заключается  в  следующем:  во-первых, состояние платежного  баланса страны в значительной  мере  определяет  степень свободы   ее  жителей  в  передвижении  через  государственные  границы,   на

основании  платежного  баланса страны  дается   оценка   сбалансированности внешних расчетов, на основании которых, в свою очередь,  решается  вопрос  о корректировке валютных курсов. Колебания валютных курсов  оказывают влияние

на изменения  совокупного спроса и совокупного  предложения, т.е.  имеют  свои макроэкономические последствия.

     Платежный баланс является очень  сложным макроэкономическим показателем,  требующим   высокого   уровня    теоретической    подготовки    в    области макроэкономического   анализа  и  всю  статистическую  информацию   экономики страны  за определенный  период.  Вследствие  этого  степень  разработанности  данного вопроса в экономической  литературе значительно мала.

     Объектом  изучения  выбранной   темы   является   методика   составления

платежного  баланса.

     Цель работы состоит в том,  чтобы дать полный  анализ  совершенствования методики составления  ПБ Международным валютным фондом, рассмотреть  методику составления  ПБ в РФ и его экономическую  конъюнктуру.

     В связи с поставленной целью  выдвигаются следующие задачи:

      . изложить методику составления  ПБ МВФ;

      . выявить причины пересмотра  классификации и структуры ПБ;

      . охарактеризовать новую методику  составления ПБ МВФ;

      .  рассмотреть  применение  новшеств  в  составлении   ПБ   в   РФ   и

        экономическую конъюнктуру;

      . проанализировать  проблемы составления  ПБ в РФ.

     В  соответствии  с  поставленной  целью  и  выдвинутыми   задачами  была

определена  и структура работы, которая состоит  из двух  глав.  Первая  глава

посвящена  выявлению причин  пересмотра   структуры   ПБ   и   рассмотрению совершенствования методики составления ПБ МВФ – ом. В основу  второй  главы положен анализ  применения  Российской  Федерации   новшеств   в   методике составления ПБ и его экономической конъюнктуры.

 

  1. Совершенствование методики составления платежного баланса
    1. Аналитическое значение платежного баланса.

Платежный   баланс   является   одним    из    основных    инструментов

макроэкономического анализа  и  прогнозирования.  Данные  платежного  баланса отражают, как в течение отчетного периода  развивалась  торговля  с  другими странами, которая непосредственно влияет на уровень производства,  занятости и потребления, сколько доходов было получено от нерезидентов и сколько  было выплачено им. Эти данные позволяют проследить,  в  какой  форме  происходило привлечение   иностранных   инвестиций,   своевременно   ли   осуществлялось

погашение внешней задолженности  страны  или  имели  место  просрочки  и  ее реструктуризация, а также, как резиденты инвестировали в экономику других стран, как центральный банк устранял платежные  дисбалансы,  увеличивая  или уменьшая размер  своих  резервов  в  иностранной  валюте.  Платежный  баланс активно используется  для  определения  фискальной  и  монетарной  политики, протекционистских  мер,  а  также  при  принятии  решений  по  регулированию внутреннего валютного рынка и валютного курса.

  Поскольку изменения  валютного  курса  имеют   ощутимые  последствия  для экономики, закономерно, что он является важным  объектом  регулирования  как внутри государства, так и в межгосударственных  отношениях.  Среди  действий правительства, влияющих на валютный курс,  можно  выделить  меры  прямого  и косвенного  регулирования.  К  последним в условиях   открытой   экономики относится почти весь арсенал денежно-кредитной  и  финансовой  политики.  На курс национальной валюты влияют количество денег, находящихся  в  обращении, реальные  нормы  процента,  темпы  инфляции   и   т.п.   Государство   может

использовать  и  меры  прямого  воздействия.  Среди   них   можно   отметить дисконтную  политику  (дисконт-процент,   взимаемый   банком)   и   валютные интервенции на внешних валютных рынках.

Методы регулирования  валютного  курса  могут  быть  направлены  как  на

девальвацию — снижение курса валюты, так и на ревальвацию  — повышение  курса валюты. Это зависит от экономической ситуации в стране и  цели,  которую  на данный  момент  ставит  перед  собой  правительство.  Оно  может  попытаться увеличить совокупный спрос за  счет  экспортных  возможностей,  опираясь  на девальвацию валюты, или ограничить его с помощью ревальвации.

     Как и для  всех форм  мировых  экономических   отношений,  для  валютного регулирования  характерно   маневрирование   в   рамках   протекционизма   и либерализма.  К  числу  протекционистских  мер  можно  отнести  такую  форму прямого  вмешательства  государства   в   валютную   сферу,   как   валютные ограничения. При их  использовании  государство  осуществляет  контроль  над операциями с золотом и  валютой.  Национальные  экспортеры  не  имеют  права продавать вырученную иностранную валюту на рынке. Они обязаны сдавать  ее  в обмен на национальную по официальному курсу. Могут ограничиваться  переводы

за границу и вывоз, а иногда и ввоз капитала.

     С объемом  и  методами  применяемых   государством  валютных  ограничений напрямую связано понятие  конвертируемости  (обратимости)  валюты.  С  точки зрения режима обратимости различают свободно  конвертируемую  валюту  (СКВ), частично конвертируемую  и  неконвертируемую.  СКВ  обладает,  как  правило, полной внешней и внутренней обратимостью. Сфера ее  обмена  распространяется на все без исключения категории  владельцев  денежных  средств  и  все  виды

внешнеэкономических операций. Она может беспрепятственно обмениваться  на любую другую иностранную валюту, в том числе на  частично  конвертируемую  и неконвертируемую. В настоящее время к числу  СКВ  относятся  доллары  США  и Канады, фунт  стерлингов,  марка  ФРГ,  японская  иена,  швейцарский  франк.

Свободно  конвертируемые  валюты  опосредуют  международные  расчеты,   т.е. выполняют функции мировых денег.

  Большинство стран, в том числе Франция и Италия, имеют ограничения по

внешнеэкономическим операциям  с их валютой, т.е.  валюты  являются  частично обратимыми.    В    условиях    частичной    конвертируемости    обратимость распространяется только на определенные  категории  владельцев  и  отдельные виды внешнеэкономических  сделок,  валюта  обменивается  лишь  на  некоторые иностранные валюты и не по всем видам международного платежного  оборота.  К неконвертируемым относятся  валюты  стран,  применяющих  жесткие  запреты  и ограничения по ввозу и вывозу, обмену, продажам и  покупкам  национальной  и иностранной  валюты.  К  неконвертируемым   относятся   валюты   большинства развивающихся стран.

   Для международных   валютных  отношений  современного  этапа  характерно сочетание  нестабильности,  высокой  степени  неопределенности  процессов  и одновременное углубление координации  экономической  политики  государств  в этой области. Координация действий  в  валютно-финансовой  сфере  происходит как на уровне правительств,  так  и  в  рамках  межгосударственных  валютно-финансовых  организаций.  Наиболее  значительную  роль  в  сфере   валютного регулирования играют ежегодные  экономические  совещания  "семерки"  ведущих стран  Запада,  Международный  валютный  фонд  (МВФ),   Международный   банк

реконструкции и развития (МБРР), Организация  экономического  сотрудничества и развития (ОЭСР), Международная ассоциация развития (МФК) и др.

    В  последние   годы   практически   все   перечисленные   международные

экономические  организации  в  той  или  иной  мере  занимаются   проблемами содействия  в  валютно-финансовой  сфере   восточноевропейским   странам   и государствам бывшего СССР. Для координации этой помощи в 1990 г. был  создан

Европейский банк реконструкции  и развития (ЕБРР),  чья  деятельность  должна быть направлена на  финансирование  различного  рода  программ  и  проектов, связанных с процессами реформирования стран Центральной и Восточной  Европы, способствовать ускорению включения этих стран в мировое хозяйство.

   Созданные мировым  сообществом механизмы координации  в области валюты  и финансов,  основанные   на   противоречивом   сочетании   рыночных   сил   с межгосударственным  регулированием,  продемонстрировали  за   время   своего существования способность к компромиссному решению  возникающих  конфликтов, способность к адаптации. Однако проблема совершенствования мировой  валютной

системы, ее основных механизмов остается актуальной.

     Платежный   баланс   является   одним    из    основных    инструментов

макроэкономического анализа  и  прогнозирования.  На  основании  результатов платежного баланса принимаются дальнейшие решения  в  области  экономической политики страны. И во избежание негативных  последствий  необходимо  выбрать наиболее оптимальный вариант схемы построения платежного баланса.

 

    1. Причины пересмотра классификации и структуры ПБ

 

 

Международный валютный фонд (МВФ) в конце  1993  г.  опубликовал  новое (пятое) издание Руководства  по  платежному  балансу.  Пересмотр  четвертого издания Руководства  по платежному балансу был вызван  рядом  причин.  Прежде всего произошли значительные изменения в характере международных операций.

На  международных  финансовых  рынках  увеличилось  разнообразие  финансовых операций.  В  частности,  были   созданы   новые   финансовые   инструменты. Изменились  механизмы  реструктуризации  внешней   задолженности,   возросли

объемы международной  торговли в сфере услуг.

     Для отражения  в статистике  новых  явлений   потребовалось  пересмотреть  классификации  и  структуру   платежного   баланса.   Многолетняя   практика составления платежных  балансов позволила сделать новое   издание  Руководства в   методологическом  плане  более   совершенным.  По-видимому,  самой   важной особенностью нового издания  является то, что  удалось   добиться  практически полного  соответствия между основами  учета, определениями и  классификациями,  которые используются в нем,  и их  аналогами  в  новой   системе  национальных счетов  (СНС),  работа  над пересмотром которой   велась   параллельно   с

подготовкой нового издания  Руководства  по   платежному  балансу.  Это  дает возможность использовать платежный баланс в качестве  источника  данных  для СНС,   в   рамках    которой    определяются    и    измеряются    важнейшие макроэкономические   показатели   (валовой   внутренний   продукт,   валовой национальный  доход,  валовой  национальный  располагаемый  доход,   валовое национальное  сбережение  и  др.)  и  которая  является  основной  системой, используемой для статистического анализа макроэкономических процессов.  Если не принимать во  внимание  отдельные методологические  несоответствия,  не имеющие серьезного  практического   значения,   то   можно   сказать,   что Руководство по  платежному  балансу в пятом издании стало частью  новой

системы национальных счетов.

     Большая   работа  по  гармонизации  двух  статистических   систем   была

проделана в рамках долгосрочной программы по  улучшению взаимосвязи между всеми статистическими системами. Новое издание Руководства по  платежному балансу является важным этапом в ее реализации.

 

 

 

 

    1. Совершенствование методики составления  ПБ МВФ 

Сопоставление двух изданий  целесообразно  начать  с  основополагающего

вопроса о методе учета. И  в  предыдущем,  и  в  новом  изданиях  Руководства отмечена необходимость, чтобы в  платежном  балансе  операции  отражались  в момент, когда происходит передача прав собственности на товары и активы  или завершается  оказание  услуг.  Этот  момент  может  отличаться  от   момента фактической оплаты. Такой метод учета, которой  также  применяется   в  СНС, называется учетом на основе начислений. Альтернативу  ему  составляет  метод учета  на кассовой основе, в соответствии с  которым  операция  отражается  в счетах тогда, когда происходит оплата. Сопоставление двух изданий  целесообразно  начать  с  основополагающего  вопроса о методе учета. И в  предыдущем,  и  в  новом  изданиях  Руководства отмечена необходимость, чтобы в  платежном  балансе  операции  отражались  в момент, когда происходит передача прав собственности  на товары и активы  или завершается  оказание  услуг.  Этот  момент  может  отличаться  от   момента  фактической оплаты. Такой метод  учета, которой  также  применяется   в  СНС, называется учетом на основе начислений. Альтернативу  ему  составляет  метод учета на кассовой основе, в соответствии с  которым  операция  отражается  в счетах тогда, когда  происходит оплата.

Информация о работе Аналитическое значение платежного баланса