Аналитические показатели рядов динамики в изучении развития регионального рынка товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа состоит из теоретической и расчетной частей. В теоретической части курсовой работы будут раскрыты вопросы: Развитие регионального рынка как объект статистического изучения, Система статистических показателей, характеризующих аналитические показатели рядов динамики в развитии рынка, Статистические методы, применяемые при изучении рядов динамики развития регионального рынка товаров и услуг.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………….2
2. Теоретическая часть
• Региональный рынок товаров и услуг как объект статистического изучения………………………………………………………………........4
• Система статистических показателей, характеризующих развитие регионального рынка товаров и услуг………………………...……………………………………………....6
• Аналитические показатели рядов динамики ……...…………………...8
3. Расчетная часть……………………………………………………………14
4. Заключение………………………………………………………………..27
5. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 117.82 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение…………………………………………………………………….2
  2. Теоретическая часть
    • Региональный рынок товаров и услуг как объект статистического изучения………………………………………………………………........4
    • Система статистических показателей, характеризующих развитие регионального рынка товаров и услуг………………………...……………………………………………....6                                                
  • Аналитические  показатели рядов динамики ……...…………………...8
  1. Расчетная часть……………………………………………………………14
  2. Заключение………………………………………………………………..27
  3. Список используемой литературы ……………………………………...28

 

 

                           ВВЕДЕНИЕ 
Рынок - базовое понятие микроэкономического  анализа. Именно на рынке взаимодействуют  фирмы, параметры рыночного равновесия и возможности его изменения  представляют основной интерес для  исследователя. Однако на практике определить границы рынка непросто. Рынком товара Х является совокупность продавцов  и покупателей товара X. Говоря о "товаре X", мы можем иметь в  виду, как единственный продукт, так  и группу товаров-заменителей.

В статистическом  исследовании рынка нуждаются как государственные органы, использующие его результаты для выработки социально – экономической политики, так и структуры бизнеса, для которых изучение рынка  является  необходимой составной частью менеджмента и маркетинга. Статистика рынка товаров и услуг изучает общие и частные закономерности рынка, его конъюнктуру, уровень и тенденции развития

Курсовая  работа состоит из теоретической и  расчетной  частей. В теоретической  части курсовой работы будут раскрыты вопросы: Развитие регионального рынка как объект статистического изучения, Система статистических показателей, характеризующих аналитические показатели рядов динамики в развитии рынка, Статистические методы, применяемые при изучении рядов динамики развития регионального  рынка товаров и услуг.  

В  расчетной части рассматриваются  задачи анализа вариации, взаимосвязи  рыночных товаров и услуг, выборочного наблюдения, а также вычисляют абсолютные и относительные показатели, характеризующие состояние и динамику развития рынка.

Для выполнения курсовой работы использованы следующие  программы:

1. Текстовый  редактор (MS  Word -2007),

2. Табличный  процессор (MS Excel -2007

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

1.1.Развитие регионального рынка как объект статистического изучения.

Государственный диктат по отношению  к кооперативам сменился относительной  свободой лишь после перехода в 1921 году к новой экономической политике, предусматривающей допущение частного предпринимательства и рыночных отношений.

На практике многие из вновь созданных  кооперативов в условиях дефицита практически  всех товаров на потребительском  рынке ставили цель извлечения максимальной прибыли для узкого круга лиц. Они неоправданно поднимали цены на производимые товары и услуги, что  привело к формированию негативного  общественного мнения, дискредитации  кооперативной идеи.

В экономической литературе пока еще  нет четкой методологии исследования потребительского рынка, не уделяется  достаточного внимания региональным аспектам его формирования, а также проблеме самообеспечения региона потребительскими товарами. Совершенно не исследована  роль потребительской кооперации в  этом процессе.

Поэтому одним из важнейших аспектов исследования проблем экономической  эффективности производства продовольственных  товаров потребительской кооперацией  является оценка их роли и значения для развития продовольственного рынка  региона.

Потребительский рынок занимает центральное  место в системе рыночных отношений, поскольку представляет собой не только сферу товарного обмена, но и производства, обладает системообразующими свойствами в непрерывном развитии.

Состояние потребительского рынка  показывает, насколько эффективно функционирует  экономика в целом. Потребительский  рынок выполняет функцию связующего звена, соединяющего производство, распределение  и личное потребление. Кроме того, можно выделить распределительную  и стимулирующую  функции потребительского рынка.

Потребительский рынок, как и любой  другой элемент рыночного хозяйства, является саморегулирующейся системой, функционирование которой осуществляется на основе рыночных элементов. Поэтому  признаками регулируемости потребительского рынка нами определены:

- свобода хозяйствующих субъектов  в выборе направления и осуществления  хозяйственной деятельности;

- равноправие и создание равных  условий хозяйствования для субъектов  рынка; 

- плюрализм форм собственности; 

- свободное ценообразование и  передвижение товаров; 

- стремление субъектов рынка  к достижению коммерческого результата.

Наиболее эффективное функционирование потребительского рынка или достижение объемной, структурной и региональной сбалансированности спроса и предложения  обеспечивается при оптимальном  сочетании механизма саморегулирования  рынка и комплекса управленческих мер. Управление потребительским рынком должно включать: изучение и анализ рынка, его тенденций с помощью  методов маркетингового исследования; прогнозирование спроса, предложения  и их соотношения; разработку и принятие управленческих решений, связанных  с определенным состоянием потребительского рынка, поддержка потребительской  кооперации и других предприятий, фирм и организаций, производящих потребительские  товары в целях насыщения рынка.

Очевидно, что нельзя обеспечить сбалансированность и стабильное положение на потребительском  рынке страны, не добившись этого  на отдельных его сегментах –  региональных потребительских рынках.

Формирование региональных потребительских  рынков происходит, с одной стороны, под влиянием общих экономических  законов, а с другой – их особенностей, форм, размеров и местоположения.

Как показывает практика, к важнейшим  отличительным особенностям регионального  потребительского рынка относятся  открытый характер воспроизводственного процесса, различный уровень разделения труда, кооперирования и интеграции, различная специализация территорий, специфические условия воспроизводства рабочей силы, функционирование рынка как составной части общегосударственной экономики и регионального общественного хозяйства, в том числе, потребкооперации. В настоящее время формирование региональных потребительских рынков происходит на основе созданного экономического потенциала, при сложившихся кооперативных связях между республиками, областями и экономическими районами страны.

Основные принципы формирования регионального  потребительского рынка, таковы:

- приобретение субъектами рынка  полной самостоятельности в принятии  решений по вопросам осуществления  хозяйственной деятельности;

- образование единого рынка  капиталов, средств производства  и рабочей силы;

- преимущественно свободное ценообразование; 

- свобода передвижения товаров  по различным каналам реализации;

- формирование оптимального рыночного  пространства.

К региональным особенностям потребительского рынка можно отнести: промышленную специализацию региона (республики) и связанное с этим преобладающее  развитие отраслей обрабатывающей промышленности; более выгодное положение продовольственного рынка по сравнению с рынком непродовольственных  товаров; особенности, связанные со значительной долей сельских жителей  и отличием их потребностей, вкусов и запросов по сравнению с городским  населением; особенности, связанные  с культурным уровнем и национальным составом населения республики; особенности, связанные с уровнем жизни  населения региона.

1.2.Система статистических  показателей, характеризующих развитие регионального рынка товаров и услуг

Статистика исследования рынка пользуется соответствующими количественными и качественными показателями. Эти показатели призваны отразить состояние, развитие и устойчивость рынка на различных уровнях, во времени и в пространстве (географическом и социально-экономическом). Они характеризуют индивидуальные явления и процессы, их типические (групповые) сочетания и общие, сводные совокупности индивидуальных единиц.

В основе системы показателей лежат основные экономические и социальные категориирынка. К ним относятся: товар; предложение, спрос, цена, товарооборот, товарный запас, основные фонды, издержки обращения, прибыль от реализации товаров.

Поскольку рынок представляет собой  сложную многоуровневую и многоструктурнуюсистему, и статистическая его характеристика образует взаимосвязанную и иерархическуюсистему, элементы и блоки которой ориентированы на концептуальные и функциональные задачи рынка.

Рыночный процесс схематично описывается  следующим образом: складываются в  определенных пропорциях спрос и  предложение; их взаимодействие порождает  акты купли-продажи (товарооборот); товар  обменивается на деньги в соответствии с равновесной ценой, которая  выступает эквивалентом товарно-денежного  обмена в согласии действия рыночного  механизма. Данный рыночный процесс, совершающийся  в массовом масштабе, требует материального, транспортного, информационного и  трудового обеспечения. Конечная цель всего процесса - социально-экономический  эффект, т.е. удовлетворение спроса - для  потребителя, прибыль - для производителя  и продавца-посредника. В соответствии с данной схемой система показателей статистики рынка состоит из 5 крупных блоков, каждый из которых характеризует определенный рыночный процесс: блок 1 - состояние и формирование рынка (рыночной конъюнктуры); блок 2 - состояние и поведение цен; блок 3 - наличие и движение товарной массы; блок 4 - инфраструктура рынка; блок 5 - социально-экономическая эффективность функционирования рынка.

Последовательность системы блок-показателей и их взаимосвязь проиллюстрированы следующей схемой (рис. 1)

Блок 1 предназначен для общей комплексной  характеристики рыночной ситуации. Он включает главные категории рынка - спрос и предложение, отражает масштабы и главные пропорции рынка, его тенденции и колебания. Блок 2 характеризует важнейший элемент рыночного механизма - цены. Блок 3 является центральным в системе показателей рынка, поскольку отражает процесс обмена товаров на деньги, он охватывает три группы показателей - товарооборота, товарных запасов и товарооборачиваемости. Блок 4 также является комплексным, характеризует материальное, техническое, информационное, транспортное и трудовое обеспечение рыночного процесса. И, наконец, блок 5 объединяет показатели экономических и социальных результатов рыночной деятельности.

В каждом блоке содержится определенное число макропоказателей, характеризующих различные стороны рыночных категорий и явлений, а также действие основных рыночных процессов. Каждый из этих показателей дифференцируется в зависимости от типа изучаемого рынка(субрынка), этапа товародвижения и т.д. Некоторые показатели обслуживают сразу несколько блоков, отражая различные стороны какого-либо явления, например, показатели цен, будучи показателями блока 2, обслуживают блок 1 и блок 5. Товарные запасы, которые входят в блок 3, обслуживают блок 1. Показатели товарообо- рачиваемости, включаемые в блок 3, могут рассматриваться как косвенные показатели эффективности, т.е. обслуживают блок 5.

1.3.Аналитические показатели  рядов динамиики

Аналитические показатели ряда динамики характеризуют изменение уровней  ряда в отчетном периоде по сравнению  с предыдущим. В случае, когда  сравнение проводится с периодом (моментом) времени, начальным в ряду динамики, получают базисные показатели (с постоянной базой сравнения). Если же сравнение производится с периодом или моментом времени, непосредственно предшествующим отчетному, то говорят о цепных показателях (с переменной базой сравнения).

 

Таблица 1. Расчет абсолютных и относительных показателей динамики

Показатель

Цепной метод расчёта

Базисный метод расчёта

1. Абсолютный прирост

2. Коэф. роста

3. Темп роста

4. Темп прироста

5. Абсолютное значение 1% прироста


 

yi – уровень сравниваемого периода;

y0 – уровень базисного периода;

yi-1 – уровень предшествующего периода.

1. Абсолютный прирост показывает абсолютное увеличение или уменьшение уровня ряда за определённый период времени. Абсолютный прирост с переменной базой (цепной) характеризует объем роста текущего уровня по сравнению с предыдущим.

2. Коэффициент роста показывает  во сколько раз сравниваемый  уровень больше (меньше) уровня, принятого  за базу сравнения. Если коэффициент  роста выражается в процентах,  то его называют темпом роста.

3. Темп прироста показывает на сколько% сравниваемый уровень больше (меньше) уровня, принятого за базу сравнения.

4. Абсолютное значение 1% прироста показывает какое абсолютное значение приходится на 1% прироста.

.

 

Таблица 2. Аналитические показатели ряда динамики

Информация о работе Аналитические показатели рядов динамики в изучении развития регионального рынка товаров и услуг