Вопросно-ответные ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 19:39, реферат

Описание работы

Необходимым звеном познавательного процесса является вопросно-ответная форма развития знаний. Постановка вопросов и поиск информации всегда выступает направляющим началом в развитии познания. В результате закрепляются и развиваются знания об окружающем мире, а также осуществляется целенаправленная их передача от одного человека к другому

Содержание работы

Введение 3
1. Определение вопроса. 4
2. Виды вопросов. 7
3. Понятие ответа. 10
4. Виды ответов. 12
Заключение. 16
Список литературы. 17

Файлы: 1 файл

Вопросно-ответные ситуации..doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

10

второй сторож, бежал  по соседнему огороду прямо на второго сторожа наперерез ему»
        2)    Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее его. Многие споры и дискуссии бесплодны в силу отступления от этого правила. «Толкут воду в ступе», - говорят в таких случаях; 
        3)    При некорректной постановке вопроса ответ должен содержать и указание на эту некорректность. В одних случаях достаточно сказать, что в таком-то пункте вопрос не ясен и требует уточнения. В других  –   что вопрос не заслуживает обсуждения, поскольку он окончательно решен и ответ известен. В третьих  –   что требовать ответа пока преждевременно, поскольку вопрос неразрешим в силу недостатка каких-то данных, отсутствия подходящих методов решения и т. д. Особого внимания заслуживают вопросы, источник некорректности которых - ложность их предпосылок. Единственно возможный способ отвечать на такие вопросы - отвергать эти ложные предпосылки; 
        4) Ответ не должен формулироваться в виде вопросительного предложения, так как это будет уже новый вопрос. Например  –  звонок по телефону: 
–      Куда я попал? 
–      А куда вы целились? 
   Таким образом, вопросно-ответный комплекс играет важную роль в процессе познания правовой действительности. Поэтому юристу нужно знать логическую сущность вопросов и ответов, их виды, правила постановки вопросов, чтобы корректно их задавать и отвечать на них, различая уловки, которые могут применить собеседники по незнанию или преднамеренно.

11

4. ВИДЫ ОТВЕТОВ.

Среди ответов различают: истинные и ложные; прямые и косвенные; краткие и развернутые; полные и  неполные; точные (определенные) и неточные (неопределенные).

1. Истинные и ложные  ответы.

По семантическому статусу, т.е. по отношению к действительности, ответы могут быть истинными или ложными. Ответ расценивается как истинный, если выраженное в нем суждение правильно отражает действительность. Ответ расценивается как ложный, если выраженное в нем суждение неверно отражает положение дел.

2. Ответы прямые и косвенные.

Прямым называют ответ, взятый непосредственно из области  поиска ответов, при конструировании  которого не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям. Например, прямым ответом на вопрос «В каком  году закончилась Великая Отечественная  война?» будет суждение: «Великая Отечественная война закончилась в 1945 году». Прямым ответом на вопрос «Является ли кит рыбой?» будет суждение: «Нет, кит не является рыбой».

Косвенным называется ответ, который получают из более широкой  области, чем область поиска ответа, и из которого лишь выводным путем можно получить нужную информацию. Так, для вопроса «В каком году закончилась Великая Отечественная война?» косвенным будет ответ: «Великая Отечественная война закончилась через четыре года после того, как началась». На вопрос «Является ли кит рыбой?» косвенным будет ответ: «Кит относится к млекопитающим животным».

3. Краткие и развернутые  вопросы.

По грамматической форме  ответы могут быть краткими и развернутыми.

Краткие — это односложные  утвердительные или отрицательные ответы: «да» или «нет». Краткие ответы, как правило, дают на простые вопросы.

12

Развернутые — это  ответы, в каждом из которых повторяются  все элементы вопроса. Например, на вопрос «Был ли Дж. Кеннеди католиком?»  могут быть получены утвердительные ответы: краткий - «Да»; развернутый - «Да, Дж. Кеннеди был католиком». Отрицательные ответы: краткий - «Нет»; развернутый - «Нет, Дж. Кеннеди не был католиком». При сложных вопросах целесообразно пользоваться развернутыми ответами, поскольку односложные ответы в этом случае нередко оказываются двусмысленными.

4. Полные и неполные  ответы.

По объему представленной в ответе информации ответы могут  быть полными и неполными. Проблема полноты чаще всего возникает  при ответах на сложные вопросы.

Полный ответ включает информацию по всем элементам или составным частям вопроса. Например, на сложный вопрос «Верно ли, что Иванов и Сидоров являются соучастниками преступления?» полным будет ответ: «Верно. Иванов — организатор, а Сидоров — исполнитель преступления». На сложный вопрос «Кем, когда и в связи с чем было написано стихотворение «На смерть поэта?» полным будет ответ: «Стихотворение «На смерть поэта» написано М.Ю. Лермонтовым в 1837 году в связи с трагической гибелью А.С. Пушкина».

Неполный ответ включает информацию относительно отдельных элементов или составных частей вопроса. Так, на приведенный выше вопрос «Верно ли, что Иванов и Сидоров являются соучастниками преступления?» - неполным будет ответ: «Верно. Иванов является соучастником». Н вопрос «Кем, когда и в связи с чем было написано стихотворение «На смерть поэта»?»  неполным будет ответ: «Стихотворение «На смерть поэта» написано М.Ю. Лермонтовым в связи с гибелью А.С. Пушкина». Неполный ответ на первый вопрос не содержит информации о форме участия Иванова и Сидорова в совершении преступления, а второй ответ не указывает время

13

написания стихотворения.

5. Точные (определенные) и неточные (неопределенные) ответы.

Логическая зависимость  между вопросом и ответом означает, что качество ответа во многом определяется качеством вопроса. Не случайно в полемике и в процессе допроса действует правило: каков вопрос, таков и ответ. Это значит, что на расплывчатый и двусмысленный вопрос трудно получить ясный ответ; если хочешь получить точный и определенный ответ, то сформулируй точный и определенный вопрос.

Под точностью и определенностью  имеется в виду логическая, т.е. понятийно-структурная  характеристика вопроса. Она выражается в точности употребляемых понятий  и вопросительных слов, а также  в разумном использовании сложных вопросов. Неточность вопросов выражается в двусмысленном употреблении понятий и вопросительных слов. Двусмысленные понятия нередко используются в улавливающих, или «провокационных» вопросах, в которых содержится скрытая информация. К таким вопросам прибегали древнегреческие софисты.

Неопределенность в  ответах может быть результатом  неясности используемых при постановке вопроса понятий, например, в софизме  «куча». Софист задает вопрос: «Если  из кучи песка удалить одну из песчинок, останется ли куча?». На вопрос отвечают: «Да». Софист продолжает: «А если удалить еще одну песчинку? Останется ли куча?» Снова ответ: «Да». Отвечающий будет, по-видимому, говорить «да» до тех пор, пока от кучи ничего не останется. Эта уловка строится на неопределенности понятия «куча». Софист предлагает удалять из кучи по одной песчинке, но понятие «куча» не определяется через их количество, а через такие качественные характеристики, как форма и относительная величина объема.

Точность ответа на что-вопрос зависит от степени определенности вопросительных слов: кто? что? когда? как? и т.п., которые сами по себе, без

14

учета ситуации и контекста, не отличаются достаточной определенностью. В вопросе «Кто открыл Америку?»  под словом кто имеется в ивду личность, но не ясно, по какому признакуона должна быть выделена: по национальной принадлежности, профессии, имени и т.д. Требуются уточнения и для слов: когда — эпоха, век, год, месяц, число; где — континент, страна, область, город и т.д.

Особые трудности возникают  при ответах на сложные вопросы. Например, на конъюнктивный вопрос «Был ли Аристотель греком и авторм «Одиссеи»? Краткий отрицательный ответ «Нет» будет неопределенным. Он подразумевант по меньшей мере три возможных ответа:

    1. «Аристотель» был греком, но не был автором «Одиссеи»;
    2. «Аристотель не был греком, но был автором «Одиссеи»;
    3. «Аристотель не был греком и не был автором «Одиссеи».

Неопределенность в  ответе возникает в случае краткого утверждения на дизъюнктивный вопрос. Например, если на вопрос «Курение вредно или аморально?» отвечают «Да», не ясно, что имеют в виду:

    1. «Курение вредно и аморально»;
    2. «Курение вредно, но не аморально»;
    3. «Курение не вредно, но аморально».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Знание логического  механизма постановки вопросов и  коструирования ответов на них служит рациональной основой успешного проведения допросов, освидетельствований, опознания и других судебно-следственных действий, продуктивных в социологии и эффективных полемических выступлений в политике.

Вопросно-ответный комплекс играет важную роль в процессе познания правовой действительности. Поэтому юристу нужно знать логическую сущность вопросов и ответов, их виды, правила постановки вопросов, чтобы корректно их задавать и отвечать на них, различая уловки, которые могут применить собеседники по незнанию или преднамеренно.


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

    1. Арюлин А.А. Учебно-методическое пособие по изучению курса «Логика». К., 1997.
    2. Ерашев А.А., Сластенко Е.Ф. Логика. К., 1993.
    3. Логика: учебник для юридических вузов/ под ред. проф. В. И. Кириллова. - Изд. 6-е, перераб. И доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,  2008. - 240 с.
    4. Логика: Учеб. Пособие/ В. И. Бартон. - Мн.: Новое знание, 2001. - 336 с.- (Социально-гуманитарное образование).

5. Хоменко Е.В., Алексюк  И.А. Основы логики. К., 1996.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 


Информация о работе Вопросно-ответные ситуации