Вопросно-ответные ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 19:39, реферат

Описание работы

Необходимым звеном познавательного процесса является вопросно-ответная форма развития знаний. Постановка вопросов и поиск информации всегда выступает направляющим началом в развитии познания. В результате закрепляются и развиваются знания об окружающем мире, а также осуществляется целенаправленная их передача от одного человека к другому

Содержание работы

Введение 3
1. Определение вопроса. 4
2. Виды вопросов. 7
3. Понятие ответа. 10
4. Виды ответов. 12
Заключение. 16
Список литературы. 17

Файлы: 1 файл

Вопросно-ответные ситуации..doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  И ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ

Отделение Государственное и муниципальное  управление

Кафедра Филосфии

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Дисциплина: Логика

Тема: Вопросно-ответные ситуации

 

 

 

 

 

Выполнила:                            

Смирнова  А.В.                        

Студентка 1 курса 5 группы  

Шифр: У09244                       

   

Проверил                                

 Черных Сергей                       

Иванович                                

                    

 

 

 

 

Новосибирск 2010

 

Оглавление

Введение                                                                                                    3

    1. Определение вопроса.                                                                      4
    2. Виды вопросов.                                                                                 7
    3. Понятие ответа.                                                                                10
    4. Виды ответов.                                                                                   12

        Заключение.                                                                                              16

Список  литературы.                                                                                 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

ВВЕДЕНИЕ.

 Необходимым звеном познавательного процесса является вопросно-ответная форма развития знаний. Постановка вопросов и поиск информации всегда выступает направляющим началом в развитии познания. В результате закрепляются и развиваются знания об окружающем мире, а также осуществляется целенаправленная их передача от одного человека к другому.

        Развитие научных и практических знаний протекает как переход от ранее установленных суждений к новым, более точным и богатым по содержанию. Этот переход представляет собой последовательность следующих этапов: 1) постановка вопроса, 2) поиски новой информации в определенной области, 3) конструирование ответа на поставленный вопрос.

        Важная роль принадлежит вопросно-ответному комплексу в правовой сфере, особенно в судопроизводстве. Поиск ответов на вопросы, интересующие следствие и суд, составляет основное содержание допросов, следственных экспериментов, освидетельствований, очных ставок и других следственных действий.


 

 

 

 

 

 

 

 

3

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОПРОСА.

В форме вопроса осуществляется постановка новых  проблем  в  науке, с помощью вопросов получают новую информацию в социальной, производственной  и ежедневной практике. Познавательная функция вопроса связана с  восполнением, уточнением  и  конкретизацией  ранее полученных   общих   представлений   о предметах  и  явлениях действительности.  Грамматической  формой  выражения запроса мысли в языке выступает вопросительное предложение.


Вопрос  -  это выраженная  в форме вопросительного предложения    мысль,  направленная  на  уточнение или дополнение исходного знания.

Вопрос  является неотъемлимым компоненетом общения, а комплекс «вопрос-ответ» - его элементарным актом.Рассуждение движется от одного указанного комплекса к другому. При этом вопрос выступает в качестве возбудителя, приводящего мысль в движение.

Существуют  виды общения, которые явно предусматривают  форму «вопрос-ответ». К ним принадлежат, например, пресс-конференции, диспуты, опросы учащихся, социологические исследования и др. Даже обычный диалог протекает в такой форме.

Важнейшей функцией вопроса является коммуникативная, сущность которой состоит в обмене мыслями между людьми. С помощью  вопросов осуществляется поиск необходимых для жизнедеятельности конкретных сведений в общем массиве накопленной человечеством информации. Особенно велика роль вопросов в познании, где они выступают в качестве связующего звена между известным и неизвестным, побуждая тем самым человека к постоянному движению от незнания к знанию. Отношение индивида к реальности можно рассматривать как форму диалога, в котором индивид пытается отыскать ответы на свои вопросы. Человек, таким образом,

4

находится в отношении запроса к природной  и социальной среде, а также самому себе. В результате этого появляется вторая, не менее важная функция вопросов — познавательная. 

В процессе познания вопрос опирается  на исходное знание, которое выступает  его базисом, выполняя роль предпосылки  вопроса. Предпосылки вопроса представляют собой некое неопределенное знание, которое требуется конкретизировать ответом. Знание это может быть как истинным, так и ложным. Поэтому в конкретных ситуациях при постановке вопроса возможно, что либо обе его предпосылки истинны, либо одна из них ложная. Для правильной постановки вопроса необходимо, чтобы обе его предпосылки были истинны.

Влияние формы вопроса на характер ответа является бесспорным фактом. Это обстоятельство обязывает спрашивающего внимательно  относиться к формулировке вопросов. Как правило, небрежно сформулированный вопрос вызывает со стороны отвечающего встречные вопросы по уточнению его смыла, что  вносит в диалог излишнее напряжение. При соблюдение правил постановки вопросов можно избежать трудностей в общении.

    1. Предпосылки вопроса должны быть истинными. Ложность какой-либо предпосылки делает вопрос некорректным.
    2. В формулировке вопроса должна быть как можно точнее обозначена область его неизвестной. Область неизвестной вопроса — это множество выражений, которые можно подставить в схему ответа вместо неизвестной вопроса в соответствии с тем, к чему этот вопрос относится. В противном случае возможны ответы невпопад, которые не будут удовлетворять спрашивающего, хотя в этом окажется виноват только он сам. Например, нечетко обозначена область неизвестной в вопросе «Где находится самая высокая горная вершина?». Из вопроса неясно, что имеет в виду

5

спрашивающий: часть света или страну.

Особенно  важно учитывать данное правило  при постановке вопросов к перечислению, куда обязательно должно быть включено указание на признак, с учетом которого нужно сделать перечисление. Нельзя, например, ответить на вопрос «Какие виды самолетов вы знаете?». Из него невозможно понять, что именно имеет в виду спрашивающий. Правильно поставленный, этот вопрос может иметь, например, такой вид: «Какие бывают самолеты по типу двигателя?».

3.     Вопрос должен формулироваться  четко и недвусмысленно. Это требование  достигается, во-первых, соблюдением  сформулированных выше правил  и, во-вторых, употреблением в  вопросе слов с точно определенным смыслом. При использовании многозначных слов необходимо уточнять их смысл с помощью встречных вопросов: «Что это значит?», «Что вы имеете в виду под этим словом?» и др.

Таковы  главные требования к постановке вопросов, соблюдение которых

позволяет избегать недоразумений в общении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

2. ВИДЫ ВОПРОСОВ.

 

Рассмотрим основные виды вопросов с учетом: отношения  к обсуждаемой теме; семантики; функций; структуры.

1. Отношение к обсуждаемой  теме.

В процессе обсуждения спорных проблем в науке, политике, судопроизводстве или деловых беседах важно различать два типа вопросов по их отношению к существу обсуждаемой темы: по существу темы и не по существу темы.

1) Вопрос по существу  темы прямо или косвенно связан  с обсуждаемой темой, ответ на который уточняет либо дополняет исходную информацию.

2) Вопрос не по существу  темы не имеет непосредственного  отношения к обсуждаемой теме. Обычно такие вопросы лишь  чисто внешне кажутся связанными  с поставленной на обсуждение  проблемой. Принятие и обсуждение таких вопросов уводит дискуссию в сторону. Нередко их используют с целью затянуть дискуссию.

2. Семантика вопросов.

В отличие от суждения вопрос не содержит ни утверждения, ни отрицания, поэтому выраженную в  нем информацию не оценивают в терминах истинности и ложности.

Вместе с тем вопрос явно или неявно включает либо опирается  на определенное исходное, базисное знание, выступающее его предпосылкой. Качество базисного знания существенно влияет на логический статус вопроса, определяя правильность или неправильность его постановки.

1) Правильно поставленным, или корректным, считается вопрос, предпосылка которого представляет  собой истинное непротиворечивое  знание.

    1. Неправильно поставленным, или некорректным, считается вопрос с ложным или противоречивым базисом. Например: «Какой вид энергии

7

используется на НЛО?». Предпосылка этого вопроса включает отнюдь не бесспорную идею о существовании  НЛО.

Если правильно поставленный вопрос умышленно используется с  целью запутать отвечающего, то такой вопрос квалифицируется как улавливающий, или провакационный. Пример такой уловки вопрос: «Продолжаешь ли ты бить своего отца?». Любой ответ на него — и да, и нет — приводит к признанию, что ты бил своего отца.

3. Функции вопросов.

По познавательной функции вопросы подразделяются на два вида: уточняющие, или ли-вопросы, и восполняющие, или что-вопросы.

1) Уточняющим называется вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем знания. Например: «Верно ли, что Колумб открыл Америку?».

Грамматический признак уточняющих вопросов — наличие в предложении частицы ли : «Верно ли,что...»; «Является ли...» и другие подобные им выражения. Отсюда название уточняющего вопроса - «ли-вопрос».

2) Восполняющим называется  вопрос, направленный на выяснение  новых свойств исследуемых явлений. Например: «Где состоялся международный суд над преступниками Второй мировой войны?»; «Кто открыл Америку?»; «Каким законом предусмотрено данное преступление?».

Грамматический признак  восполняющих вопросов — наличие  в предолжении вопросительных слов: кто? что? когда? как? - и других, с помощью которых стремятся получить дополнительную информацию о том, что представляет собой исследуемый объект. Отсюда и название восполняющего вопроса - «что-вопрос».

4. Структура вопросов.

По своему составу ли-вопросы и что-вопросы могут быть простыми или

8

 

сложными.

1) Простым называют  вопрос, не включающий в качестве  составных частей другие вопросы.  Все приведенные выше примеры  ли-вопросов и что-вопросов являются  простыми.

2) Сложным называют вопрос, включающий в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками. В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть: соединительными (конъюнктивными); разделительными (дизъюнктивными); смешанными (соединительно-разделительными).

а) Соединительный вопрос — это два и более простых  вопроса, объединенных связкой «и». Пример соединительного ли-вопроса: «Верно ли, что к обвиняемому одновременно могут быть применены в качестве санкции ссылка и высылка?». Пример соединительного что-вопроса: «Где и когда был подписан акт о капитуляции Японии в конце Второй мировой войны?».

б) Разделительный вопрос — это два и более простых  вопроса, объединенных связкой «или». Пример разделительного ли-вопроса: «Верно ли, что в данном случае имело место убийство или это было самоубийство?». Пример разделительного что-вопроса: «Где или когда была Куликовская битва?».

в) Смешанный вопрос —  это объяснение соединительных и  разделительных вопросов. Например: «Содержит  ли это деяние состав преступления и каким именно уголовным законом оно предусмотренно?». Этот сложный вопрос состоит из двух простых. Первый из них — ли-вопрос: «Содержит ли это деяние состав преступления?». Второй — что-вопрос: «Каким именно уголовным законом это деяние предусмотрено?». Эти вопросы связаны последовательной конъюнктивной связью: лишь получив утвердительный ответ на первый вопрос, можно ставить второй вопрос.

 

 

9

3. ПОНЯТИЕ ОТВЕТА.

Познавательная функция  вопроса реализуется в форме  вновь полученного суждения —  ответа на поставленный вопрос. При этом по содержанию и структуре ответ должен строиться в соответствии с поставленным вопросом. Лишь в этом сучае он расценивается как релевантный, т.е. как ответ по существу поставленного вопроса, выполняющий свое основное назначение — уточнить неопределенную либо доставить новую информацию.

Если в качестве ответа приводят хотя и истинные, но содержательно  не связанные с вопросом суждения, то их расценивают как ответы  не по существу вопроса и обычно исключают из рассмотрения. Появление таких ответов в дискуссии или в процессе допроса — либо результат заблуждения, когда отвечающий не уловил смысла вопроса, но все же пытается как-то отвечать на него, либо сознательное стремление уйти от невыгодного ответа.

       Основными функциями ответа являются: а) уменьшение неопределенности, заключенной в вопросе, или б) указание на неправильную постановку вопроса. При этом один и тот же вопрос может иметь много разных ответов, не равнозначных по своим логико-информационным характеристикам.  
Знание правил постановки вопроса и его связей с ответом позволяют сформулировать следующие правила выражения ответа: 
        1)    Ответ должен быть ясным, однозначным и кратким. Это во многом зависит от того, как отвечающий понимает вопрос и хочет ли он на него давать ответ. При несоблюдении этого правила смысл ответа уловить трудно, как например, в следующем примере: «Старик перед этим, после того, как его напарник ранил парня, тоже выстрелил вверх кажется два раза. Парень, которого ранил второй сторож в то время, когда в него выстрелил

Информация о работе Вопросно-ответные ситуации