Вопрос как форма мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:36, контрольная работа

Описание работы

Вопрос – это высказывание, фиксирующее неизвестные и подлежащие выяснению элементы какой-либо ситуации, задачи. В естественном языке выражается вопросительным предложением или словосочетанием. Вопрос имеет сложную структуру, в нем налицо как проблематическая, так и ассерторическая сторона. Последняя характеризует предмет вопроса выделяет нечто, существование чего подразумевается в нем и признаки чего пока неизвестны, а также очерчивает класс возможных значений неизвестного. Эта сторона вопроса иногда выступает на первый план и приобретает самостоятельное значение (риторические, подсказывающие, провокационные вопросы).

Содержание работы

1
Определение вопроса. Соотношение терминов «вопрос», «проблема», «проблемная ситуация» ………………...


………………………………....


с. 3
2
Логическая структура вопроса.
Виды вопросов. Искусство вопрошения

………………………………….

с. 6
3
Логическая структура и
виды ответов …………………………….

………………………………….

с. 10
4
Список использованных
Источников ……………………………...

…………

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по дисциплине Логика.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Уральский государственный экономический университет

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «ЛОГИКА»

 

Тема 18. ВОПРОС КАК ФОРМА МЫСЛИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦДО

Исполнитель: Крапивин С.Ш

Группа: ЮРГ-10 Кб

 

 

 

Рецензент: Епина Л.В.____________

к.ф.н., доцент


 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

 

О Г Л А В  Л Е Н И Е

 

 

1

Определение вопроса. Соотношение терминов «вопрос», «проблема», «проблемная ситуация» ………………...

 

 

………………………………....

 

 

с. 3

2

Логическая  структура вопроса.

Виды вопросов. Искусство вопрошения

 

………………………………….

 

с. 6

3

Логическая  структура и

виды ответов …………………………….

 

………………………………….

 

с. 10

4

Список использованных

Источников ……………………………...

 

………………………………….

 

с. 12


 

 

Раздел 1. Определение вопроса. Соотношение терминов «вопрос»,

«проблема», «проблемная ситуация»

 

 

Вопрос 1.1. Определение вопроса.

Вопрос – это высказывание, фиксирующее неизвестные и подлежащие выяснению элементы какой-либо ситуации, задачи. В естественном языке выражается вопросительным предложением или словосочетанием. Вопрос имеет сложную структуру, в нем налицо как проблематическая, так и ассерторическая сторона. Последняя характеризует предмет вопроса выделяет нечто, существование чего подразумевается в нем и признаки чего пока неизвестны, а также очерчивает класс возможных значений неизвестного. Эта сторона вопроса иногда выступает на первый план и приобретает самостоятельное значение (риторические, подсказывающие, провокационные вопросы). С точки зрения значений истинности вопросы разделяются на осмысленные (удовлетворяющие синтаксическим, семантическим и прагматическим критериям осмысленности), в той или иной мере правильно поставленные, и бессмысленные. Осмысленность, точность вопроса – это важные стороны правильного, четкого мышления.1

 

Вопрос 1.2. Соотношение терминов «вопрос», «проблема», «проблемная ситуация»

 

Термин «вопрос» в содержательном плане связан с  терминами «проблема» и «проблемная  ситуация». Проблема (от греч. problema - преграда, трудность, задача) - вопрос или целостный комплекс вопросов, возникший в ходе познания. Не каждая проблема, однако, сразу же приобретает вид явного вопроса, так же как не всякое исследование начинается с выдвижения проблемы и заканчивается ее решением. Термин «проблема» означает такой вопрос, для ответа на который недостаточно имеющейся к данному моменту информации (знания). Вот почему проблему можно определить и как знание о незнании, осознанное незнание. Вопрос в этом случае выступает формой выражения проблемы, его задают в тех случаях, когда имеет место познавательная неопределенность. От проблемы принято отличать псевдопроблемы - вопросы, обладающие лишь кажущейся значимостью и не допускающие сколько-нибудь обоснованного ответа. Между проблемой и псевдопроблемами нет, однако, четкой границы. Проблемная ситуация - это всякая ситуация, теоретическая или практическая, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет поэтому остановиться и задуматься.2

Проблема - форма  мысли, отражающая и выражающая в виде вопроса (задачи, задания, системы их) наше знание о неизвестном (наше знание о незнании), и своей постановкой требующая теоретического или практического преодоления этой неизвестности, т.е. разрешения проблемы. Проблема, таким образом, и форма мысли, и форма организации исследования чего бы то ни было; она носит стимулирующий научное исследование, а в целом и любой человеческий труд, характер. Проблема - это вопрос, ответ на который не всегда содержится в накопленном знании и требует дополнительных теоретико-практических, т.е. физических или интеллектуальных, а то и тех и других одновременно, усилий, исследований. Она всегда связана с некоторой практической или теоретической трудностью, требующей физических, интеллектуальных усилий, преодоления неопределенности, результатом которой и выступает решение проблемы. Можно говорить о проблеме для себя, для отдельного человека (группы людей), и можно выделять проблемы для человечества, для общества в целом. Если решения первых проблем обычно уже содержится в накопленном знании и требуются лишь дополнительные, как правило, индивидуальные усилия для нахождения соответствующих связей между знаниями и проблемой (задачей, заданием и пр.), то вторые - более существенны, важны и ответ на них обычно не содержится в наличном знании (базисе), а требует дополнительного поиска таких знаний, дополнительного исследования и соответствующих усилий.

Проблема возникает обычно, когда встречается какое-то затруднение, когда что-то неясно, и эту неясность  необходимо снять, устранить. Если неясность не имеет четкой формулировки, то эта неопределенность выступает как предпроблемная ситуация, как неопределенное затруднение. Со временем, конечно, эта неопределенность снимается, проблема формулируется четко и ясно.

Структурно вопрос и проблема состоят из одинаковых элементов. Вопрос, зачастую, - это форма выражения проблемы, а проблема - такой вопрос, ответ на который временно или принципиально затруднен. Вопрос - форма мысли, отражающая недостаточность исходной информации и структурными составляющими своими ориентирующая человека на ее преодоление. В языковой оболочке вопрос как форма мысли выражается вопросительным предложением. В структуре проблемы и вопроса обычно выделяют базис (основу), т.е. исходную информацию, затруднение и ориентацию.

Базис (основа), или предпосылка вопроса, - это  накопленное знание, та исходная информация, в которой и обнаруживается некое  непреодолимое содержанием базиса затруднение, указывающее, что базис  недостаточен, что его необходимо для преодоления затруднения расширить, углубить, дополнить. Неполнота и необходимость преодоления недостаточности исходной информации в вопросе выделяются такими операторами, как "кто", "что", "когда", "почему", "как" и пр. Эти же операторы выступают и ориентирующими элементами.3

Раздел 2. Логическая структура вопроса. Виды вопросов.

Искусство вопрошения

 

Вопрос 2.1. Логическая структура вопроса.

Логическая структура  вопроса такова:

1) искомое знание;

2) исходное знание (базис  или предпосылка вопроса);

3) требование перехода  от незнания (непонимания) к знанию (пониманию), от исходного к искомому знанию.

Например, следователь, задавая  вопрос «Кто звонил подозреваемому после 19 часов, и на какое время была назначена встреча подозреваемого и потерпевшего?», ставит задачу установить неизвестное ему имя звонившего человека и время встречи подозреваемого и потерпевшего.

Однако нельзя сказать, что  искомое является абсолютно неизвестным. Оно фиксируется в вопросе  в виде неполного, незавершенного, неопределенного  знания, имеющего нередко обобщенный характер. Требуя дополнительную информацию о том, кто конкретно звонил подозреваемому, следователь направляет поиск так, что он должен быть ограничен именами людей. На это указывает вопросительное местоимение «кто». Местоимение «какой» употребляется для обозначения свойств или состояний; наречия «когда», «где», «сколько», «зачем», «почему» обозначают соответственно время, место, количество, цель, причину. В хорошо сформулированном вопросе точное указание на категорию или множество, к которому относится искомое, является необходимой его частью.

Далее, в вопросе содержится весьма определенное знание. Например, с помощью вопроса «Кто звонил подозреваемому после 19 часов, и на какое время была назначена встреча  подозреваемого и потерпевшего?»  не только что-то спрашивается, но и сообщается, что существует человек, звонивший подозреваемому после 19 часов, а также назначенное время встречи подозреваемого и потерпевшего. Неявно утверждается также, что не всякого человека можно считать звонившим подозреваемому в указанное время, и не всякое время можно считать назначенным временем встречи подозреваемого и потерпевшего.

 

Вопрос 2.2. Виды вопросов

Обычно различают  два вида (типа) вопросов:

I тип вопросов - уточняющие (определенные, прямые, или “ли”- вопpocы).

Например: “Верно ли, что А. Н. Шмелев стал победителем в соревновании по лыжам на марафонскую дистанцию?”; “Бывают ли подводные землетрясения?”; “Действительно ли в Дели больше жителей, чем в Бомбее?” и др.

Во всех этих вопросах присутствует частица “ли”, включенная в словосочетания “верно ли”, “действительно ли”, “надо ли” и т. д.

Уточняющие  вопросы могут быть простыми или  сложными. Простые вопросы в свою очередь делятся на условные и  безусловные.

“Верно ли, что  космонавты побывали в открытом космосе?” -простой безусловный вопрос.

“Верно ли, что  если повысить температуру металла  до точки плавления, то он перейдет в жидкое состояние?” - простой условный вопрос.

Сложные вопросы (как и сложные суждения) делятся  на вопросы конъюнктивные (соединительные) и дизъюнктивные (разделительные), включающие в себя строгую или нестрогую дизъюнкцию. Каждый сложный вопрос можно разбить на два или несколько простых.

Например:

"1. “Хотите  кофе или чаю?”

2. “Вы пойдете  в кино или не пойдете?”

Вопрос типа: “Если будет хорошая погода, то мы поедем на экскурсию?” - не относится к сложным вопросам, так как его нельзя разбить на два самостоятельных простых вопроса. Это пример простого вопроса.

II тип  вопросов - восполняющие (неопределенные, непрямые или “к”-вопросы). Эти вопросы включают в свой состав вопросительные слова: “где?”, “когда?”, “кто?”, “что?”, “почему?”, “какие?” и др. Невольно вспоминается телепередача “Клуба знатоков”: “Что? Где? Когда?”. Эти вопросы также делятся на простые и сложные. Например, вопросы: “Какие простые числа лежат между 10 и 20?”, “Какой город является столицей Португалии?”, “Что означает слово “спонсор”?” - являются простыми.

Сложные восполняющие вопросы можно разбить на два  или несколько простых восполняющих вопроса, например: “Где, когда, в какой  семье родился Джеймс Фенимор Купер?”, или “Как при увеличении стороны равностороннего треугольника в 2 раза изменяется его периметр или площадь?”, или “Кто является автором романа “Красное и черное” и романа “Пармская обитель”?”

 

Вопрос 2.3. Искусство вопрошения.

 

Предпосылкой, или базисам, вопроса является содержащееся в вопросе исходное знание, неполноту  или неопределенность которого требуется  устранить. На эту неполноту или  неопределенность указывают операторы  вопроса, т. е. вопросительные слова: “кто?”, “что?”, “когда?”, “почему?” и др.

Вопросы делятся  на логически корректные (правильно  поставленные), т. е. такие, предпосылки (базисы) которых являются истинными  суждениями, и на логически некорректные (или неправильно поставленные), предпосылки которых - ложные или неопределенные (по смыслу) суждения. Если в основе поставленного вопроса лежит простое незнание спрашивающего о ложности базиса, то вопрос некорректен. Если же спрашивающий знает о ложности базиса вопроса и задает вопрос с целью провокации, запутывания своего оппонента, то такой вопрос называют провокационным, а его постановка есть софистический прием.

Например, вопрос: “В каком году Р. Амундсен первым достиг Северного полюса?” - поставлен неправильно (некорректно), так как спрашивающий может не знать, что Р. Амундсен первым достиг в 1911 г. Южного полюса.

Примерами провокационных вопросов являются следующие:

“Как построить  “вечный двигатель”?”, “Перестал  ли ты бить своего отца?” и др. Предпосылки  этих вопросов ложны, поэтому вопросы  эти не просто неправильно поставлены, сама постановка их - софистический прием.

Правила постановки простых и сложных вопросов

1. Корректность  постановки вопроса. Итак, вопросы  должны быть правильно поставленными,  корректными. Провокационные и  неопределенные вопросы недопустимы.

2. Предусмотрение  альтернативности ответа (“да”  или “нет”) на уточняющие вопросы.  Например: “Было ли полное солнечное  затмение в 1992 г. на территории  Испании?”, “Признает ли Петров  себя виновным в предъявленном  ему обвинении?”

3. Краткость  и ясность формулировки вопроса. Длинные, запутанные, нечеткие вопросы затрудняют их понимание и ответ на них.

4. Простота вопроса.  Если вопрос сложный, то его  лучше разбить на несколько  простых. Возьмем, например, вопрос: “Были ли братья Иван и Константин  Аксаковы издателями газеты “День”?” Этот сложный вопрос следует разбить на два простых, так как ответы будут различными - “да”, “нет” (ибо Иван Аксаков был издателем газеты “День”, а Константин - нет, он был только автором многочисленных статей в ней).

5. В сложных разделительных вопросах необходимо перечислять все альтернативы. Например: “К какому виду электростанций относится данная электростанция: теплоэлектростанция (ее разновидность - атомная электростанция), гидроэлектростанция, солнечная или геотермальная?” Здесь нет пятой альтернативы - ветровая электростанция.

Информация о работе Вопрос как форма мысли