Вопрос как форма мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:51, реферат

Описание работы

Вопрос — форма мысли, выраженная в языке предложением, которое произносят или пишут, когда хотят что-нибудь спросить, то есть получить интересующую информацию.
В русском языке, если вопрос произносят, то используют вопросительную интонацию, а если пишут, то в конце ставят вопросительный знак и используют вопросительные частицы: ли, не... ли, что, что же, как, что ли, разве, неужели, что если, а, да, правда, не правда ли, так, так ведь, не так ли, верно; вопросительные местоименные слова: кто, что, какой, каков, чей, который, сколько, как, где, куда, откуда, докуда, когда, почему, отчего, зачем, насколько.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3

Определение вопроса. Соотношение терминов «вопрос», «проблема», «проблемная ситуация»………………………………………………………………4

Логическая структура вопроса. Искусство вопрошения…………………….5

3. Виды вопросов……………………………………………………………………...6

4.Логическая структура и виды ответов…………………………………………..9

Заключение…………………………………………………………………………...11

Список использованных источников и литературы……………………………12

Файлы: 1 файл

Реферат Логика Вопрос как форма мысли 2013 Анжела.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 18. ВОПРОС КАК ФОРМА МЫСЛИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

С.

 

 

Введение………………………………………………………………………………..3

 

  1. Определение вопроса. Соотношение терминов «вопрос», «проблема», «проблемная ситуация»………………………………………………………………4

 

  1. Логическая структура вопроса. Искусство вопрошения…………………….5

 

3. Виды вопросов……………………………………………………………………...6

 

4.Логическая структура и виды ответов…………………………………………..9

 

Заключение…………………………………………………………………………...11

 

Список использованных источников и литературы……………………………12

Введение

 

Вопрос — форма  мысли, выраженная в языке предложением, которое произносят или пишут, когда хотят что-нибудь спросить, то есть получить интересующую информацию.

В русском языке, если вопрос произносят, то используют вопросительную интонацию, а если пишут, то в конце ставят вопросительный знак и используют вопросительные частицы: ли, не... ли, что, что же, как, что ли, разве, неужели, что если, а, да, правда, не правда ли, так, так ведь, не так ли, верно; вопросительные местоименные слова: кто, что, какой, каков, чей, который, сколько, как, где, куда, откуда, докуда, когда, почему, отчего, зачем, насколько.

С помощью этих средств любое невопросительное предложение может стать вопросом или переспросом. Задающий вопрос обычно ожидает ответа. Исключение составляет риторический вопрос, на который ответ не требуется1.

Вопросы задаются и с  целью получения некоторой информации, уже имеющейся у других людей, с целью выявления чьего-то личного мнения или с целью обучения. Велика роль вопросов в процессе социологических исследований, проводимых в форме интервью, анкетирования, при массовом или выборочном опросе.

Велика роль правильной, однозначной постановки вопросов в  судебно-следственной практике.

Вопросы формулируются  вопросительными предложениями, которые не выражают суждений и, следовательно, не являются истинными или ложными.

 

  1. Определение вопроса. Соотношение терминов «вопрос», «проблема», «проблемная ситуация»

 

Вопрос — это специфическая  форма мышления, в которой указывается  на недостаток информации и одновременно запрашивается недостающая информация. В вопросе, как никакой другой форме мышления, отражается связь мышления и действия и коммуникативность мышления. Мы мыслим, чтобы действовать, и действуем, чтобы мыслить, подчеркивал Фихте. Мышлению, дабы проверить самое себя, даже дедуктивному, приходится обращаться к предметности, и это обращение принимает форму вопроса, а следовательно, диалога, диалога с собеседником. Им может быть и сосед, и коллега по научной работе, и природа, окружающая нас2.

Вопрос как специфическая логическая форма играет большую роль в такой специфической форме коммуникации, как аргументация. В логике и риторике выделяется особая техника доказательства, основанная на вопросно-ответной диалоговой форме.

Вопрос — это знаковое выражение потребности мышления в формации. Вопрос содержательно всегда связан с предметным полем, на которое направлено мышление, то есть с универсумом рассуждения, и в силу единства универсума рассуждения и вопроса как потребности в информации вопрос информативен в том смысле, что не только запрашивает информацию, но и указывает на предметное поле, на которое направлено мышление. Разные типы вопроса могут нести различную степень информативности, но связь вопроса и универсума рассуждения всегда имеет место. Например, вопрос: «Ожидается ли вечером дождь?» — просто называет направленность нашего мышления, а вопрос: «Кто командовал русским войском в Бородинском сражении?» — несет гораздо больше информации. В нем утверждается, что имело место Бородинское сражение, в котором одной из сражающихся сторон выступало русское войско.

Любой вопрос, кроме риторического, предполагает ответ, который, в свою очередь, должен находиться в предметном ноле универсума и формулироваться на основе его содержания.

 

  1. Логическая структура вопроса. Искусство вопрошения

 

Таким образом, можно  выделить структуру вопроса: предпосылочное основание, указание на предметное поле мышления и информация, которую несет вопрос, вопрос как выражение потребности в информации, ответ как суждение, несущее потребную информацию и ответное основание, основание как указание на универсум, в поле которого формулировалось суждение как ответ3.

Вопрос как логическая форма  мышления предполагает содержательную связь между структурными элементами, выделенными нами, нарушение которой ведет к нарушению коммуникации.

Предпосылочное основание в  мышлении формулируется как совокупность суждений: истинных, вероятностных, а  также ложных. Вопрос должен базироваться на истинном предпосылочном основании. В том случае, если вопрос основывается на ложном предпосылочном основании, он является некорректным. Например, вопрос: «Смотрели ли Вы по телевизору сериал «Санта Барбара»?» формулируется на основе предпосылочных суждений о том, что у меня есть телевизор, что по телеканалу идет сериал «Санта Барбара». А вопрос: «Летали ли Вы вчера на шабаш ведьм?» формулируется на основе ложных суждений о том, что шабаш ведьм в нашей местности имеет место, и что я умею летать.

Вопрос должен основываться на универсуме рассуждения, заданном целью коммуникации или общения; в том случае, если I вопрос формулируется за пределами такого универсума, то он является бессмысленным. Например, если предмет обсуждения - успехи Васи Иванова в учебе, то в иоле такого универсума вопрос: «Что вчера вечером делал Петя Сидоров?» — бессмысленный4.

Предпосылочная база вопроса и  предпосылочная база ответа должны быть содержательно связаны, то есть находиться в ноле одного универсума рассуждения. Эту связь отражает поговорка «На глупый вопрос вы получите глупый ответ». При отсутствии такой связи всякая коммуникация, а тем более диалог, нарушаются.

 

3. Виды вопросов

 

В языке вопрос отражается через  вопросительное слово или через  интонацию. Вопросительных слов в языке достаточно много, и имеют место попытки классифицировать вопросы через вопросительные слова. С точки зрения требований классификации такой подход достаточно искусственный в силу того, что отсутствует внутренняя упорядоченность между классами. Более предпочтительной представляется классификация по характеру ответа на запрашиваемую информацию. На основе такого подхода можно выделить следующие группы вопросов5.

1. Уточняющие вопросы, или ли-вопросы. Вопросы такого типа в предметном ноле рассуждения предполагают наличие альтернатив и в качестве ответа требуют выбора одной из альтернатив либо подтверждения сосуществования альтернатив. Матрица ответа при таких вопросах такова: р Vq, где дизъюнкция в матрице может быть как слабой, так и сильной. Например, вопрос: «Ходил ли ты вчера в кино?» предполагает ответ в виде выбора одной из альтернатив: «да» или «нет», где альтернативы представляют строгую дизъюнкцию. Вопрос: «Курение — это вредная привычка или болезнь?» предполагает ответ: либо то, либо другое, либо и то, и другое вместе — р Ú q.

2. Восполняющие вопросы, или ка-вопросы: от вопросительных слов «как», «какой», «при каких условиях». Вопросы такого типа предполагают наличие альтернатив в универсуме рассуждения и одновременно требуют предъявления условий выбора таких альтернатив. Матрица ответа при таких вопросах: рÚq, где р если В. Тем самым, мы не только задаем альтернативу, но и задаем условия, при которых она истинна. Например, вопрос: «При какой температуре закипает вода?» предполагает ответ: «При температуре 100° С при нормальном атмосферном давлении, или температура кипения понизится, если атмосферное давление будет ниже нормального».

3. Вопросы дескрипции. Вопрос дескрипция в качестве ответа предполагает описание: феномена, предмета или ситуации. Например, вопрос: «Как выглядит Том?» предполагает ответ, описывающий Тома: Том — высокий блондин в желтых ботинках и т.д. Также к вопросу дескрипции относится вопрос: «Как вы представляете развитие экономики после снижения налогов?» Ответ предполагает описание развития экономического положения.

4. Вопросы, предполагающие определение. Вопросы такого типа предполагают в качестве ответа формулирование определения или закономерности. Например, вопрос: «Что вы подразумеваете под этим понятием?» предполагает ответ, в котором формулируется определение понятия6.

Данная классификация  является достаточно условной и допускает  переход при изменении формулировки вопроса из одного класса в другой.

Формулировка вопроса  сама по себе является важной задачей  и зависит от целей коммуникации. Так, Д. Ниренберг приводит такой пример: «Служка спрашивает священника: «Можно, я буду курить во время молитвы?» и получает отказ. Другой служка формулирует вопрос иначе: «Можно, я буду молиться во время курения?», и ему дают разрешение». С точки зрения целей коммуникации вопросы можно классифицировать по функциям, которые они выполняют в общении или диалоге.

1. Привлечение внимания. Вопросы типа: «Как поживаете?»,  «Как здоровье?».

2. Получение информации: «Сколько стоит билет до Москвы  на самолете?».

3. Передача информации  с привлечением внимания к проблеме: «Вы, конечно, помните?..».

4. Приглашение собеседника  к рассуждению: «Что вы предлагаете?»,  «Как вы думаете?».

5. Призыв к действию: «Не пора ли работать?».

 

Выделяют  также следующие типы вопросов7:

    • Открытый вопрос
    • Закрытый вопрос
    • Полузакрытый вопрос
    • Разъясняющий вопрос
    • Контрольный вопрос
    • Косвенный вопрос
    • Альтернативный вопрос
    • Прожективный вопрос
    • Контактный вопрос
    • Пробный вопрос
    • Классификация вопросов

 

В заключение рассмотрим риторические вопросы. Как мы уже  видели, вопрос сам по себе не является суждением, а есть выражение потребности в информации. Суждением являются ответ и предпосылочная база вопроса. Риторический же вопрос лишь по форме является вопросом, на самом деле это суждение, которому придана вопросительная форма. Например, риторические вопросы: «Кто из нас не любит Пушкина?», «Какой же русский не любит быстрой езды?» лишь по форме являются вопросами, на самом деле это суждения, в которых утверждается, что все мы любим Пушкина и что всякий русский любит быструю езду.

 

  1. Логическая структура и виды ответов

 

Любой вопрос, кроме риторического, предполагает ответ, который, в свою очередь, должен находиться в предметном ноле универсума и формулироваться на основе его содержания.

   В логике ответ это новое суждение, уточняющее или дополняющее, в соответствии с поставленным вопросом, исходное знание8.

Поиск ответа предполагает обращение к конкретной области  теоретических или эмпирических знаний, которую называют областью поиска ответов.

Полученное в ответе знание, расширяя либо уточняя исходную информацию, может служить базисом для постановки новых, более глубоких вопросов о предмете исследования.

Логическая структура  и виды ответов

1. Ответы на простые  вопросы. Ответ на простой вопрос первого вида (уточняющий, определенный, прямой, “ли”-вопрос) предполагает одно из двух: “да” или “нет”. Например: “Является ли Александр Дюма-отец автором романа “Двадцать лет спустя”?” (ответ: “да”).

Ответ на простой вопрос второго вида (восполняющий, непрямой, “к”-вопрос) требует привлечения  точной, исчерпывающей информации (о времени, месте, причинах, результатах события, природного явления и других факторах).

2. Ответы на сложные  вопросы. Ответ на сложный конъюнктивный (соединительный) вопрос требует ответа на все простые вопросы, входящие в сложный. Например: “Верно ли, что настойку женьшеня применяют в качестве тонизирующего средства при гипотонии, переутомлении, неврастении?” (ответ: “да”, “да”, “да”).

При ответе же на сложный  дизъюнктивный (разделительный) вопрос часто достаточно дать ответ лишь на один или несколько из составляющих его простых вопросов (на одну альтернативу). Например, на вопрос: “Предпочитаете ли Вы летом путешествовать или отдыхать у речки?” - ответом будет суждение: “Я предпочитаю летом отдыхать у речки”9.

Как уже отмечалось в  начале параграфа, роль вопроса весьма важна и в обучении. При ответе на вопрос учащийся должен выявить предпосылки вопроса и установить, истинны они или ложны. При ложных предпосылках вопрос должен быть отвергнут как некорректный, т. е. неправильно поставленный, например: “Все ли гейзеры - вулканы?”. Корректные вопросы вызывают активную мыслительную деятельность учащихся, если в них заключено оптимальное количество неопределенности. Если вопрос содержит слишком большую неопределенность, то он ставит ученика в значительное затруднение. Вопросы “легкие”, с малой неопределенностью позволяют учащимся ответить словами учебника, не требуют исследования, рассмотрения частных случаев.

Информация о работе Вопрос как форма мысли