Теоретические вопросы изучения связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 08:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработка и апробация системы коррекционно-логопедической помощи детям 6–7 лет с ОНР, направленной на развитие связной монологической речи.
исследования заключается в том, что работа по коррекции нарушений монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет эффективней при следующих условиях:
– своевременном и комплексном обследовании детей, страдающих
лексическим недоразвитием;
– взаимодействии логопеда и воспитателя в работе по коррекции
нарушений связной речи дошкольников,

Файлы: 1 файл

Заказ 18197.doc

— 918.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Формирование связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи. (Обучение рассказыванию.)

 

 

 

ТЕМА: «ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

III УРОВНЯ  НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

К числу важнейших задач логопедической и коррекционной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), как отмечает В.П. Глухов, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению [5, 36].

 Владение связной монологической речью – важнейшее достижение в речевом воспитании дошкольников. Оно вбирает в себя, по словам О.С. Ушаковой, освоение стороны языка, словарного состава, грамматического строя. Формирование связности речи включает умение строить высказывания разных типов: описание (мир в статике), повествование (описание событий в движении и времени), рассуждение (установление причинно-следственных связей) [66, 26].

      Как отмечают Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Д.Б. Эльконин развитие связной речи у детей дошкольного возраста происходит в тесной взаимосвязи с развитием других сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, узловое образование, которое влияет на организацию речевого высказывания и соотносится с формированием связной речи у дошкольников [36, 56, 79].

      Исследования и логопедическая практика показывают, что у детей с ОНР отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи, это представлено в исследованиях Воробьевой В.К., Глухова В.П., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. Они обуславливают это недоразвитием различных компонентов языковой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической.

Исследования Мастюковой Е.М., Цветковой Л.С. доказывают наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.), что создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью [4, 6].

Специально проведенными исследованиями установлено, что старшие дошкольники с ОНР, имеющие третий уровень речевого развития, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной, прежде всего монологической, речи (Т.В. Ахутина, В.К. Воробьева, В.П. Глухов и др.). В своих работах ряд исследователей, Л.С. Волкова, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская, указывают, что у детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная  «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи.

Любое нарушение речи влияет на психическое и эмоционально-волевое развитие ребенка. Согласно взглядам Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и других видных отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности.

 Исследователи, занимающиеся изучением познавательного развития детей с речевой патологией, обнаружили особенности, которые по своему психологическому механизму первично связаны с системным недоразвитием речи. Установление во внутреннем плане речемыслительной связи слова с предметным образом у этих детей нарушается из-за  недостаточной сформированности механизма внутренней речи в звене перехода речевых образований в мыслительные и наоборот.

      В трудах, посвященных исследованию воображения у детей с ТНР, подчеркивается тесная связь воображения и речи. «Наблюдение за развитием воображения обнаружило зависимость этой функции от развития речи, - писал Л.С. Выготский. – Задержка в развитии речи … знаменует собой и задержку развития воображения» [48, 248].

      Исследования В.П. Глухова позволяют сделать выводы  об особенностях воображения  у детей с ОНР (III уровня). Дети данной категории по уровню продуктивной деятельности воображения отстают от нормально развивающихся сверстников. В целом для детей с ОНР (III уровня) характерны: недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения, несформированность монологической речи.

Эти неоспоримые факты подтверждают, что формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение на занятиях по логопедии.

      В связи с выше изложенным, считаем, что тема нашего исследования «Формирование связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи. (Обучение рассказыванию)» является актуальной.

В связи с актуализацией вышеизложенной проблемы необходимо выделить:

      Объект исследования: процесс формирования связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР.

      Предмет исследования: особенности связной монологической речи старших дошкольников с ОНР.

      Цель исследования: разработка и апробация системы коррекционно-логопедической помощи детям 6–7 лет с ОНР, направленной на развитие связной монологической речи.

исследования заключается в том, что работа по          коррекции нарушений монологической речи детей старшего дошкольного    возраста с ОНР будет эффективней при следующих условиях:

– своевременном и комплексном обследовании детей, страдающих 
лексическим недоразвитием;

– взаимодействии логопеда и воспитателя в работе по коррекции 
нарушений связной речи дошкольников,

– использовании в качестве основных методов игровых приемов коррекции нарушений монологической речи у старших дошкольников.

В соответствии с целью нашего исследования мы поставили           следующие задачи: 

1) изучить логопедическую, психолого-педагогическую и научно-медицинскую литературу по данной теме;

2) изучить особенности формирования монологической речи у детей с ОНР в онтогенезе;

3) изучить и проанализировать методы выявления уровня сформированности монологической речи у детей с ОНР;

4) разработать систему работы по развитию связной монологической речи старших дошкольников с ОНР.

5) определить целесообразность использования выбранной системы логопедической работы по формированию монологической речи у старших дошкольников с ОНР.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1) анализ научно-методической литературы;

2) обобщение и систематизация теоретических знаний;

3) диагностические методы;

4) методы качественной и статистической обработки диагностического материала;

5) обобщение полученных результатов.

Методологическими и теоретическими основами исследования являлись положения философии и психологии:

– о языке как важнейшем средстве общения и познания (Л.С  Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Соколов);

– фундаментальные научно-теоретические нейрофизиологические и нейропсихологические положения о системе организации высших психических функций (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);

– принципы общей и специальной психологии и педагогики о единстве  речевого и психического развития, комплексном подходе к его изучению (Б.Г. Ананьев,  П.П. Блонский, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский,                А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Теоретическая и практическая значимость исследования. Проведенное исследование позволяет расширить и уточнить представления о специфике нарушения монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, о необходимости коррекции этих нарушений. Теоретический материал позволит повысить профессионализм учителя-логопеда и воспитателей детского сада, а также может быть использован для консультаций с родителями. В работе сделана попытка разработки системы логопедической работы по формированию связной монологической речи у дошкольников с ОНР, что может заинтересовать логопедов-практиков.

 

Глава 1.  Теоретические вопросы изучения связной монологической речи у старших дошкольников с  ОНР)

 

1.1.  Психолого-педагогическая  характеристика  старших  дошкольников  с  ОНР)

 

В  теории  и  практике  логопедии  под  общим  недоразвитием  речи,  у  детей  с  нормальным  слухом  и  первично  сохранным  интеллектом,  понимается  такая  форма  речевой  патологии,  при  которой  нарушается  формирование  каждого  из  компонентов  речевой  системы:  словарного  запаса,  грамматического  строя,  звукопроизношения.  При  этом  отмечается  нарушение  формирования  как  смысловой,  так  и  произносительной  сторон  речи.  (75, с.18).

Исследуя  вопросы  дизонтогенеза  речи у  детей,  Р.Е.Левиной  и  сотрудниками  сектора  логопедии  Института  дефектологии,  была  разработана  психолого-педагогическая  классификация  речевых  расстройств,  которая  была  ориентирована  на  выявление  прежде  всего  речевой  симптоматики  (симптомологический  уровень).

Симптомологический  уровень  анализа  речевых  нарушений  позволяет  описать  внешние  симптомы  недоразвития  языка  (речи),  что  служит  основой  для  направления  детей  в  определенные  группы  детского  сада  или  в  определенный  тип  школы.

В  основе  данной  классификации  лежат  лингвистические  и  психологические  критерии.  В  соответствии  с  указанными  критериями  в  данной  классификации  выделяют  две  группы  речевых  расстройств:

1 группа  –  нарушение  средств  общения;

2  группа  -  расстройство  в  применении  средств  речевого  общения  (заикание).

К  1  группе  речевых  расстройств,  по  Р.Е.  Левиной,  относится  общее  недоразвитие  речи  (ОНР)  [11].

В  свою  очередь,  общепринятой  в  логопедии  является  классификация  трех  уровней  ОНР,  обоснованная  Р.Е. Левиной  на  основе  анализа  степени  сформированности  компонентов  языка.  Придерживаясь  одной  классификации,  в  данной  главе  мы  специально  остановимся  на  психолого-педагогической  характеристике  старших  дошкольников  с  ОНР  (3  уровня),  наиболее  распространенного  у  детей  5-6  лет  с  нормальным  слухом  и  сохранными  возможностями  интеллектуального  развития [72,  73].

В  соответствии  с  принципом  рассмотрения  речевых  нарушений  во  взаимосвязи  речи  с  другими  сторонами  психического  развития  (Р.Е. Левина,  1968)  необходимо  отметить,  что  неполноценная  речевая  деятельность  этой  категории  детей,  накладывает  отпечаток  на  формирование  у  детей  интеллектуальной,  сенсорной  и  волевой  сфер.  Среди  исследователей,  занимавшихся  изучением  познавательного  развития  детей  с  речевой  патологией,  можно  назвать  таких  ученых  как  Е.М. Мастюкова,  Г.С. Сергеева,  Л.С. Цветкова,  Н.А. Чевелева,  которые  изучали  разные  виды  восприятия;  Г.С. Гуменная  выделила  особенности  памяти;  Ю.Ф. Гаркуша,  О.Н. Усанова,  Т.А. Фотекова,  Г.В. Чиркина,  А.В. Ястребова  и  др.,  исследовавшие  внимание;  И.Т. Власенко,  Г.В. Гуровец,  Ю.А. Эльконин  и  др.,  выделили  своеобразие  разных  форм  мышления;  В.П. Глухов  изучал  воображение [48, 235].

Cвязь  между  речевыми  нарушениями  и  другими  сторонами  психического  развития  обуславливает  наличие  вторичных  дефектов.  Так,  обладая  полноценными  предпосылками  для  овладения  мыслительными  операциями  (сравнения,  классификации, анализа  и  синтеза),  дети  отстают  в  развитии  словесно-логического  мышления,  с  трудом  овладевают  мыслительными  операциями. 

Данные  экспериментальных  исследований Т.Д. Барменковой  (1997)  свидетельствуют  о  том,  что  старшие  дошкольники  с  ОНР  по  уровню  сформированности  логических  операций  значительно  отстают  от  своих  нормально  развивающихся  сверстников.  У  детей  с  ОНР  (3  уровня)  уровень  логических  операций  ниже  возрастной  нормы.  Речевая  активность  у  них  снижена,  целенаправленная  деятельность  нарушена,  дети  испытывают  трудности  приема  словесной  инструкции,  невозможность  удержать  словесный  ряд,  для  них  характерна  недостаточная  концентрация  внимания,  низкий  уровень  познавательной  активности,  низкий  объем  представлений  об  окружающем,  трудности  установления  причинно-следственных  связей [75, с.18-19].

Неполноценная  речевая  деятельность  оказывает  негативное  внимание  на  формирование  психической  сферы  ребенка  и  становление  его  личностных  качеств.  В  первую  очередь  дефекты  речевой  функции  приводят  к  нарушенному  или  задержанному  развитию  высших  психических  функций,  опосредованных  речью:  вербальной  памяти,  смыслового  запоминания,  слухового  внимания,  словесно-логического  мышления  (о  нем  говорилось  выше).  Это  отражается  как  на  продуктивности  мыслительных  операций,  так  и  на  темпе  развития  познавательной  деятельности  (В.К. Воробьева,  Р.И. Мартынова,  Т.А. Ткаченко,  Т.Б. Филичева,  Г.В. Чиркина).

В  работе  «Сравнительное  психолого-педагогическое  исследование  дошкольников  с  ОНР  и  нормально  развитой  речью»  Л.И. Белякова,  Ю.Ф. Гаркуша,  О.Н. Усанова,  Э.Л. Фигередо  (1991)  представили  результаты  исследования  психических  функций. 

При  зрительном  опознании  предмета  в  усложненных  условиях  дети  с  ОНР  (3  уровня)  воспринимали  образ  предмета  с  определенными  трудностями,  им  требовалось  больше  времени  для  принятия  решения,  отвечая,  они  проявляли  неуверенность,  допускали  отдельные  ошибки  в  опознании.  При  выполнении  задачи  «приравнивание  к  эталону»  они  использовали  элементарные  формы  ориентировки,  мало  применяли  способ  зрительного  соотнесения.  Это  позволяет  сделать  вывод  о  том,  что  у  старших  детей  с  ОНР  (3  уровня)  недостаточно  сформировано  зрительное  восприятие.

Информация о работе Теоретические вопросы изучения связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР)