Шпаргалка по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Логика"

Файлы: 1 файл

logika НЕ УДАЛЯТЬ!.doc

— 395.50 Кб (Скачать файл)

В-третьих, мышление отражает объективный  мир в идеальных образах с  разной степенью глубины и детализации, постепенно приближаясь к более полному охвату предметов и их определенности, к постижению сущности. Язык, в свою очередь, закрепляет полученное знание, он выделяет и подчеркивает в нем то, что ранее было сделано мышлением. Причем делает он это с помощью своих, специально выработанных для этого средств, в результате чего в формах языка достигается адекватное воспроизведение характеристик предметной действительности.

В-четвертых, язык развивается под  влиянием предметной деятельности и  традиций культуры общества, а мышление связано с овладением понятийным аппаратом и законами логики, с познавательными способностями субъекта.

Язык и мышление, находясь в таком  противоречивом единстве, оказывают  друг на друга взаимное влияние. С  одной стороны, мышление воздействует на язык. Это осуществляется следующим образом:

- мышление предоставляет содержательную  основу для языка, для речевых  выражений;

- мышление контролирует использование  языковых средств в речевой  деятельности, саму речевую деятельность, управляет использованием языка  в коммуникации;

- в своих формах мышление  обеспечивает освоение и наращивание  знаний, закрепляемых в языке,  опыта его употребления;

- мышление определяет уровень  языковой культуры;

- обогащение мышления (изменение  и уточнение содержания и объема  понятий, обоснование новых понятий и т.п.) ведет к обогащению языка (появлению новых слов и словосочетаний, уточнению их смысла и значения и т.п.).

С другой стороны, язык оказывает влияние  на мышление по следующим направлениям:

- язык является средством формирования  единиц мысли и их сочетаний во внутренней речи;

- язык выступает по отношению  к мышлению в качестве основного  средства вызова тех или иных  мыслей у партнера, их выражение  во внешней речи. Тем самым  мысль одного человека становится  доступной для других людей;

- язык представляет собой средство для моделирования мысли, работы с мыслью, а также средство моделирования действительности;

- язык предоставляет человеку  возможность управлять своими  мыслями, так как им придается  конкретная форма;

- язык по отношению к мышлению выступает средством воздействия на действительность, средством прямого, а чаще всего - косвенного преобразования действительности через практическую деятельность людей, управляемую мышлением с помощью языка (опредмечивание и распредмечивание, объективация и субъективация мышления);

- язык выступает в качестве  средства тренировки, оттачивания,  совершенствования мышления.

Таким образом, соотношение языка  и мышления разнообразно и существенно: они находятся в единстве, имеют  определенные различия и оказывают взаимное влияние друг на друга. Главное в этом соотношении: как для мышления необходим язык, так и для языка необходимо мышление.

Формы и средства мышления, являясь  идеальными образованиями, материализуются  в языке и могут анализироваться  только с использованием речевых средств. Между общими структурами мышления и структурами языкового выражения существует тесная взаимосвязь: каждой мыслительной структуре адекватна определенная языковая структура и наоборот.

Можно разделить два способа существования мысли при помощи языка: “живую мысль”, т.е. актуально переживаемую данным человеком в данном интервале времени и пространства и “отчужденную мысль”, зафиксированную в  тексте и т.п. “Живая мысль” - это собственно и есть мышление, реальное онтологическое его развертывание. Оно никогда не бывает абстрактным мышлением, т.е. тем, с которым имеет дело наука.

           Последнее  возможно только в отчужденной  от человека форме, например, в компьютере. Реальный процесс мышления, осуществляемый индивидом, есть сложное и динамичное образование,  в котором интегрированы многие составляющие:        абстактно-дискурсивные, чувтвенно-образные, эмоциональные, интуитивные. К этому следует добавить непременную

           включенность  в процесс мышления целеобразующих, волевых и

           санкционирующих  факторов, которые исследованы пока  крайне

           слабо.  Как видно, реальный процесс  мышления и мышление, как

           предмет  логики, как логический процесс  сильно отличаются друг

           от  друга.

 

 

                Мышление как  реальный процесс представляет собой одну из

           важных  форм активности сознания. Поэтому  оно не может быть

           адекватно  описано и понято вне содержательно-ценностных  и

           структурных  характеристик сознания. Будучи  сознательной

           деятельностью,  мышление органически связано  с информационными

           процессами, протекающими на бессознательно-психическом

           уровне. По-видимому, правильнее было бы  даже сказать, что

           реальный  процесс мышления осуществляется в едином сознательно-

           бессознательно-сознательном  психическом контуре, анализ

           которого  является специальной и весьма  сложной задачей.

           Поэтому  мы ограничиваемся уровнем сознания, включая

           рассмотрение  тех его периферийных областей, где постепенно

           меркнет  свет рефлексии.

 

 

                Мышление как активный, целенаправленный  процесс

           осуществляется  сознательно, является формой  деятельностного

           сознания. А это указывает на факт оценочной регуляции

           (саморегуляции)  мыслительного процесса. Всякий  сознательный

           процесс,  в том числе и мышление, есть  в той или иной степени

           общение.  Естественно, что общение невозможно  без языка.

           Однако  язык является главным, решающим, но не единственным

           средством  общения., а это позволяет думать, что

           коммуникиативность  мышления не ограничивается его

           вербализуемость.

 

 

                Следует различать общении с  другими и общение с собой.

           Особенность  общения с собой состоит в  том, что оно протекает

           в  интроспективном плане и существенно  отличается по характеру

           вербализации  от  общения с другими. Характерно, что общение с

           другими  включает множество невербальных средств коммуникации

           и  понимания (жест,пауза, ритм, мимика, выражение глаз и

           т.д.). Не исключено, что развитие  человеческой коммуникации

           пойдет  по линии увеличения удельного  веса этих элементов в

           общении  и со временем, следуя предсказаниям  писателей-

           фантастов,  мы станем телепатировать. Но  пока язык остается

           уникальным  всеобщим способом коммуникации.

 

                Логично предположить, что общение  с самим собой

           осуществляется через использование средств невербальной

           коммуникации. Каждый знает это состояние  - “знаю, понимаю, а

           сказать  не могу”. 

                Целесообразно выделить два уровня  внутреннего говорения -

           еще не вербализованный и уже вербализованный - именно его

           принято  именовать внутренней речью. Внутренняя  речь включает

           различные  степени словесной оформленности  мысли и ,

           следовательно,  она всегда характеризуется, по  крайней мере,

           первичной  словесной офрмленностью, затем  преобразуется,

           достигая  большей адекватности.

Все языки делятся на естественные, искусственные и частично искусственные, или смешанные.

Естественные языки складываются стихийно и постепенно. Их возникновение было обусловлено необходимостью закрепления и передачи информации. Естественные языки носят национальный характер и отличаются богатством выразительных возможностей и универсальным охватом различных областей жизни.

Искусственные языки, в отличие от естественных, создаются людьми для точной и экономичной передачи научной и другой информации. Они конструируются с помощью естественного или другого искусственного языка. Язык, выступающий средством построения или изучения другого языка, называют метаязыком, основной – языком—объектом. Искусственные языки находят широкое применение в науке и технике.

Особую группу составляют смешанные  языки, которые создаются на основе естественного языка с добавлением  элементов, относящихся к конкретной научной области. Смешанными являются языки естественных и гуманитарных наук.

 

 

 

 

4. Что такое закон логики? Какие  свойства мышления отражают основные  законы логики?

Мышление человека подчинено законам  мышления или логическим законам. Они  управляют процессом мышления.

Закон – это внутренняя, существенная и необходимая связь между  предметами и явлениями, повторяющаяся  всегда и всюду при определенных условиях. Мышление также имеет связанный  характер, однако эта связь немного  иная. Структурным элементом здесь  выступают мысли, являющиеся отражениями вещей и явлений. Связанность здесь проявляется в том, что возникающие и циркулирующие в головах людей мысли существуют не отдельно и изолированно, а подобно осколкам разбитого зеркала, в каждом из которых отражаются лишь отдельные кусочки действительности.

Поэтому закон мышления – это  необходимая, существенная, устойчивая связь между мыслями. Эти законы не могут быть отменены или заменены другими. Они имеют общечеловеческий характер. Законы мышления сложились  в результате многовековой практики человеческого познания при отражении таких обычных свойств вещей, как их устойчивость, определенность, несовместимость в одном и том же предмете существования и отрицание одних и тех же признаков. Каждый из законов мышления устанавливает определенную связь мыслей и по—своему отражает объективную логику окружающей действительности.

Объективность законов мышления является неоспоримой и доказывается рядом  фактов:

1) их соблюдение – необходимое  условие познания и нормального  вербального общения между людьми;

2) их несоблюдение ведет к  нарушению речевых коммуникативных  процессов или к получению  нового ложного знания из истинного  исходного.

Логический закон – это логическая форма, которая гарантирует истинность высказывания при любом содержании. В данном определении выдвигаются две основные стороны высказывания: содержательная и формальная. С изменением содержания высказывания меняется и содержательная связь, а формальная может повторяться сколь угодно долго.

 

На основе этого положения и  выводится понятие логического закона. Формальная связь между мыслями называется также логической связью. Это связи между признаками в понятии и самим понятием, между элементами суждения и самим суждением.

Законы логики имеют определенную задачу. Она заключается в формулировке основания, фундаменте правил и рекомендаций, следуя которым можно достичь истины. Поэтому логические законы не являются законами в собственном смысле этого слова, так как этот термин используется для описания явлений и предметов действительности. Логические законы отражают реальные, объективные связи между высказываниями: объединение, разъединение, обусловленность и пр.

 

 

5. Что такое закон тождества  и каковы характерные его нарушения?

Одним из законов мышления выступает  закон тождества.

 

Закон тождества гласит: «каждая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественной сама себе (а есть а или а = а, где под а понимается любая мысль)».

 

Тождество – это категория, выражающая равенство, одинаковость предмета, явления  с самим собой или равенство нескольких предметов. Тождественность мысли самой себе подразумевает, что на всем протяжении рассуждения она должна иметь определенное устойчивое содержание. Закон достаточного обоснования может быть выражен следующим образом: p > p (если p, то p), где p– любое высказывание, > – знак имплакции.

 

Из закона тождества следует, что  нельзя отождествлять различные  мысли, а тождественные мысли  нельзя принимать за нетождественные. Часто нарушения этого требования связаны с различным выражением одной и той же мысли в языке. Например, два суждения «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции» и «Глава Российской Федерации является гарантом Конституции» выражают одну и ту же мысль. Предикаты этих суждений – равнозначные понятия: Президент РФ одновременно является ее главой. Следовательно, было бы неправомерным и ошибочным рассматривать эти понятия как нетождественные.

 

При использовании понятия необходимо точно обнаруживать его смысл. Так, например, понятие «мир» имеет  два значения: отсутствие насилия и дипломатия открытых дверей. Поэтому данное понятие будет иметь разные значения в сфере дипломатии и в обыденной жизни. Несоблюдение этого правила приводит к логической ошибке – подмене понятий.

 

Впервые закон тождественности  сформулировал Аристотель, у которого он звучит следующим образом: «Рассуждая о тех или иных предметах и явлениях, необходимо выделять в них качественно определенное, устойчивое, относительно тождественное, придавая словам определенное, тождественное значение».

Информация о работе Шпаргалка по "Логике"