Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 07:46, доклад

Описание работы

Что же такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос нужно сначала ответить на вопрос — Что такое логика? Логика, если дословно переводить с древнегреческого, обозначает речь, рассуждение. Если слово логика использовать как термин, то это наука о рассуждении, искусство рассуждения.Логическое мышление — это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия. Развитие логического мышления и логики через логические игры.Логические игры были созданы и известны еще в древние времена. Взять те же шахматы – история этой древней стратегической и логической игры насчитывает уже более полутора тысяч лет! Считается, что эта великая игра была зарождена в Индии около 5-6 века нашей эры. И эта логическая игра очень быстро распространилась по свету и стала очень популярной логической игрой. Шахматы также называют игрой королей. А сейчас очень много людей, которые знают правила и умеют играть в эту популярную логическую игру. Это одна из немногих логических игр, которой проводят различные международный турниры.

Файлы: 1 файл

логималикачкучкач.docx

— 19.02 Кб (Скачать файл)

Развитие логического  мышления – это очень важный и  необходимый процесс для всех!

Что же такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос нужно  сначала ответить на вопрос — Что  такое логика? Логика, если дословно переводить с древнегреческого, обозначает речь, рассуждение. Если слово логика использовать как термин, то это  наука о рассуждении, искусство  рассуждения.Логическое мышление —  это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые  понятия. Развитие логического мышления и логики через логические игры.Логические игры были созданы и известны еще в древние времена. Взять те же шахматы – история этой древней стратегической и логической игры насчитывает уже более полутора тысяч лет! Считается, что эта великая игра была зарождена в Индии около 5-6 века нашей эры. И эта логическая игра очень быстро распространилась по свету и стала очень популярной логической игрой. Шахматы также называют игрой королей. А сейчас очень много людей, которые знают правила и умеют играть в эту популярную логическую игру. Это одна из немногих логических игр, которой проводят различные международный турниры.

Или взять интересную логическую игру Реверси. Эта сравнительно молодая  игра. Зародилась в 1880 году в Великобритании. Потом ее немного подзабыли, но эта  молодая логическая игра возродилась  в Японии в 1971 годы под названием  отелло. Пусть эта логическая игра не так популярна, как, скажем, шахматы, но международные турниры по этой увлекательной игре тоже устраивают, и эта логическая игра тоже популярна  на сегодняшний день.

А еще есть увлекательная  логическая игра Скрэббл. Помимо логики и мышления , эта игра развивает  еще и память и увеличивает  кругозор. В России эта замечательная  игра известна как Эрудит. Это тоже молодая логическая игра, зародилась в 1938 году в США.

Логические игры созданы  для того, чтобы поломать голову и найти правильное решение. Очень  хорошо помогают развивать логику и  мышление. Также некоторые игры помогают развивать еще и память. Таким  образом: логические игры – это веселое, а главное полезное времяпрепровождение. Здесь вы найдете много интересных и увлекательных логических игр: это и шахматы, и шашки, и даже китайские шашки. Есть логическая игра реверси. Есть логические игры, которые  понравятся нашим маленьким гостям – есть специальный раздел: логические игры для детей.Также не забывайте, что развитие логического мышления и логики посредством логических игр и логических задач - это еще  и увлекательный процесс и  интересное времяпрепровождение!Все  эти игры помогут развить логику , мышление и память у Вашего ребенка. При этом на сайте “Rcub.ru - Развитие логического мышления ” нету назойливых баннеров, которые выскакивают.

adalin.mospsy.ru/l_01_01.shtm )

Логическое мышление детей  существенно отличается от логического  мышления взрослого человека. Современные  психологические исследования детского мышления подчеркивают, что в дошкольном возрасте происходит постепенный переход  от наглядно-действенного к наглядно-образному, а далее – к логическому  мышлению, которое формируется на протяжении всей жизни.  Поэтому  в старшем дошкольном возрасте мы можем говорить лишь о формировании основ логического мышления. Практически  все психолого-педагогические исследования подчеркивают значение логических операций как «фундамента» логического мышления. При условии правильно организованной учебно-воспитательной работы уже пяти-шестилетний  ребенок способен овладеть такими логическими  операциями как анализ, синтез, классификация, сериация, обобщение и сравнение.  Рассмотрим их более подробно.

 

К старшему дошкольному возрасту у детей развивается умение определять причину схожести и различия предметов. Начинают формироваться операции сравнения  – особого способа мышления, направленного  на выявление схожести и различий между предметами и явлениями  и обобщения – умения находить существенные признаки объекта, отделять существенные признаки от несущественных. Операции анализа и синтеза как  и классификации и сериации тесно  взаимосвязаны. Анализ – это логическая операция разложения предмета на составляющие части, каждая из которых потом исследуется  отдельно, для того чтобы выделенные элементы соединить с помощью  синтеза в одно целое. Классификация  предусматривает умение мысленно разделять  предметы на классы по их наиболее существенным признакам.

 

planetadetstva.net/...k.../razvivaem-logicheskoe-myshlenie-detej.html)

Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его  общего психического развития; подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Умственный труд, восприятие и переработка  идущей из внешнего мира информации, формирование представлений и приобретение конкретных и обобщенных знаний, овладение умственной деятельности и применения их в различных  условиях - сложный процесс, предъявляющий  высокие требования к высшей нервной деятельности ребенка.«Образованным человеком называется тот, - писал Н. П. Чернышевский, - кто приобрел много знаний и привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, или, как выражающие одним словом, привык «мыслить». Что же такое мышление? Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой нарождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.Отличие мышления от других психических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить. Мышление - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея.Вопрос о процессах мышления у детей имеет большой не только теоретический, но и практический интерес. Чем далее проникаем мы в работу детского интеллекта, тем более начинаем понимать сложность, глубину и напряженность детского мышления. С известным правом можно было бы сказать, что дети мыслят больше, нежели взрослые: мы слишком много знаем, имеем слишком много готового знания, готовых мыслей. Ребенок же находит себя в совершенно незнакомом мире, в котором все еще не понятно, все занимательно и интересно, - и он с чрезвычайным возбуждением и жаром стремится все узнать, со всем познакомиться. Центр психической работы у ребенка лежит не в его интеллекте, а в эмоциях, но это вовсе не ослабляет работы мышления, а только придает другой характер.Конечно, детское мышление могло бы развиваться без влияния социальной среды, - но в этом случае оно развивалось бы медленно и односторонне. Фактически же всякий ребенок находится в постоянном взаимодействии с окружающими его людьми, с их вопросами и их ответами на собственные вопросы ребенка. Ребенок не развивается в пустоте, - его мысли вызывают иногда одобрение, иногда смех; иногда взрослые подтверждают и истолковывают мысль ребенка, иногда показывают ее ошибочность, задают ребенку вопрос, «почему ты так думаешь?» Особенно стимулирующее влияние имеют отзвуки со стороны сверстников, от которых ребенку особенно неприятно слышать ироническое отношение к его мысли. Мысль наша, развиваясь в этих условиях, получает такую форму, чтобы стать способной быть усвоенной другими, - на этой именно почве оформляется и закрепляется «логическая» структура мысли.

 

У детей старшего дошкольного  возраста освоение языка и особенности  грамматического строя дают возможность  детям свободно говорить, рассуждать, спрашивать, планировать и делать выводы. Им становится все более  доступно установление самых разнообразных  связей, существующих между предметами и явлениями внешнего мира. Мысль  ребенка напряженно работает над  решением поставленного вопроса, хотя ответ может быть ошибочным. Накопленный  опыт повышает возможности понимания  ребенком содержания различной сложности, что является одним из показателей развития логического мышления.Что такое понимание? Что значит понять картинку или выслушанный рассказ? О понимании можно говорить тогда, когда ребенку удалось во - первых, установить связи между частями воспринимаемого целого и, во - вторых, между новым предметом, и уже имеющимся у него знаниями.Когда мы читаем книги, дети охотно слушают небольшие и понятные рассказы. Они с удовольствием рассматривают картинки, которые помогают им понять текст, слушают стихи, которые тоже ведут к пониманию картинки. Чем же достигается такой результат? Дело в том, что дети понимают текст тогда, когда они устанавливает связи каждого слова с соответствующим образом предмета, его качеством или действием.Ребенок не может установить никаких связей с тем, что не имеется в его практическом опыте. Он не понимает о чем говорится, не улавливает связей отдельных слов в целом предложении. Для того, чтобы помочь детям понять то, что им неясно, необходимо задать несколько вопросов и пояснить отдельные слова, образные выражения, изображенные предметы.Такая работа помогает детям установить разнообразные связи в воспринимаемом материале, развивать логическое мышление. Без знаний не может быть мышления, так как мышление есть оперирование знаниями, использование их для решения новых задач. Поэтому обогащение детей осмысленными и связными системными знаниями имеет огромное значение для умственного развития.Для развития логического мышления ребенка особое значение приобретают вопросы. Вопрос - это сформулированная в речи задача. При проведении занятий, игр, при общении ребенка с другими детьми, вопрос побуждает детей к логическому мышлению. Но большое количество вопросов часто приносит вред. У детей ослабевает внимание, они становятся неинтересными, дети отвлекаются, начинают шалить, так как думать им совсем не над чем. Это особенно видно, когда вопросы очень легкие, элементарные. Например, при разговоре о погоде : «Что надевают на ноги?», «Куда улетают птицы?», «Как оделись люди?» Дети это хорошо знают, поэтому они просто выдают готовые знания. Активна только память детей, для работы мышления пищи нет. Мыслительный процесс возникает в том случае, если поставленная задача требует от ребенка перегруппировки имеющих знаний. Там, где нет «ломания головы», где нет усилия, напряжения, вызванного поисками решения, - там нет и мышления.Для того, чтобы вызвать у детей активную мыслительную деятельность, необходимо знать возможности каждого ребенка. Надо сформулировать так вопросы, чтобы они требовали от ребенка умственной активности и вместе с тем привели их к пониманию и решению поставленной задачи. В оформлении у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию дидактические игры и упражнения. Они отличаются необходимостью постановки задачи (найди, догадайся, сравни). При закреплении у детей пространственной ориентировки используются головоломки из спичек, с чем дети достаточно хорошо справляются. Но стоит предложить большие гимнастические палки и построить любую фигуру, любой предмет на полу, дети теряются, боятся большого пространства. По этому, в области развития логического мышления и вместе с тем для тренировки мыслительной деятельности детей используются такие приемы, как: сравнение, обобщение, классификация, систематизация.

 

Из всего сказанного можно  сделать вывод, что развитие логического  мышления у ребенка играет большую  роль в дальнейшем обучении его в  школе. Эта работа очень кропотливая  и сложная. Но несмотря ни на что  очень интересная работа. Ведь самые  незначительные результаты приносят неизмеримую  радость и желание работать, зажигать детские глаза и выбирать различные  эффективные средства для всестороннего  развития каждого ребенка

(doshvozrast.ru/metodich/konsultac48.htm)

Упражнения для развития логического мышления:

 

1. Составить домик из 6 палочек, а затем переложи 2 палочки  так, чтобы получился флажок.

 

2. В фигуре, состоящей из 5 квадратов убрать 3 палочки так,  чтобы осталось 3 таких же квадрата  и другие.

 

3. Найди и покажи на  чертеже 5 треугольников и 1 четырёхугольник.

 

2. Какая фигура здесь  лишняя?

 

3. Вместо знака вопроса  поместить нужную фигуру.

 

Для решения задач, действий над числами, при формировании представлений  о времени необходимо использовать загадки, задачи-шутки.

 

Например:

 

1. Отгадайте-ка, ребятки,

 

Что за цифра – акробатка?

 

Если на голову встанет,

 

Ровно на три меньше станет.

 

5. У какой фигуры нет  ни конца ни начала?

 

6.Сколько концов у палки?  У двух палок, у двух с  половиной?

 

С ребенком дошкольником можно  играть в игры с математическим содержанием: «Домино фигур», «Арифметическое  домино», «Лото», «Найди пару», игры в  шашки и шахматы и другие.

 

Эти игры помогают развитию у ребенка познавательных способностей. Формированию интереса к действиям  с числами, геометрическими фигурами, величинами. Решению задач.

 

Загадки, задачи-шутки, головоломки, игры с математическим содержанием  не только вызывают интерес у детей  своим содержанием, занимательной  формой, но и побуждают мыслить, рассуждать, находить правильный ответ.

 

Загадки, задачи-шутки, занимательные  вопросы приобщают детей дошкольников к активной умственной деятельности и развивают логическое мышление.

(posobie.info › Статьи)


Информация о работе Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех