Развитие мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 19:08, реферат

Описание работы

Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Познавательные процессы - ощущение, восприятие, мышление , воображение, память – формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний о окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных, на каждый данный момент, направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления.

Содержание работы

Введение

Определение мышления
Мысль как единица мышления
Мышление как процесс
Фазы мыслительного процесса
Формирование понятий
Язык и дискурсивное мышление
Виды мышления
Мышление и воображение
Формирование и развитие мышления

Заключение

Файлы: 1 файл

Реферат на тему_Мышление и его развитие_.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

                                   

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО  ПО  ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ГОУ ВПО ТГТУ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Реферат на тему : «Развитие мышления.»

 

 

 

 

 

 

                                                                              

                                                                                                     Студента 2 курса ЗФ

                                                                                                     Специальности ИСТ

                                                                                                     Кириллова Максима

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Тверь 2013

 

Содержание.

 

 

Введение                                                                                                                                                  

                       

        1.   Определение мышления                                                     
        2. Мысль как единица мышления                                         
        3. Мышление как процесс                                                     
        4. Фазы мыслительного процесса                                         
        5. Формирование понятий                                                     
        6. Язык и дискурсивное мышление                                      
        7. Виды мышления                                                                 
        8. Мышление и воображение                                                
        9. Формирование и развитие мышления                              

 

Заключение                                                                            

                                                                              «Мышление – орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом».  

                                                                                              И.П. Павлов.

                                                                     

Введение.

 

Психические процессы являются базовой основой человеческой  психики. Три разновидности психических  процессов – познавательные, эмоциональные  и волевые – образуют в своей  совокупности психическую деятельность человека.

Психические процессы, с помощью которых  формируются  образы окружающей среды, а также  образы самого  организма и его  внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Познавательные процессы - ощущение, восприятие, мышление , воображение, память – формируют информационную базу, ориентировочную  основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний о окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных, на каждый данный момент, направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления. Осознаваемые человеком  потребности также даны ему в форме знаний, по крайней мере в форме знания о том,  что он чего-то хочет.  Сама деятельность человека приобретает целенаправленный, упорядоченный  характер, благодаря  знанию о конечном ее результате как о цели, существующей в сознании , форме представления о какой-то конкретной вещи или форме абстрактной идеи.

Познавая и  преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений  отражаются в нашем сознании опосредованно  – во внешних признаках явлений  человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрому асфальту, был ли дождь, или устанавливаем законы движения небесных светил – во всех этих случаях мы отражаем мир обобщенно и опосредованно – сопоставляя факты, делая умозаключения, выявляя закономерности в различных группах явлений. Человек, не видя элементарных частиц, познал их свойства и, не побывав на Марсе, многое узнал о нем.

Замечая связи  между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним, осуществляя мыслительную деятельность – обобщенную ориентацию в мире.

Мышление формирует  структуру индивидуального сознания, классификационно-оценочные эталоны  индивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию явлений.

 

     

 

 

 

Определение мышления.

 

Венцом эволюционного  и исторического развития познавательных процессов  человека является его  способность мыслить. Благодаря  мышлению человек беспредельно раздвинул границы своего бытия, очерченные возможностями познавательных процессов более «низкого» уровня – ощущения, восприятия, представления. Чувственные образы,  создаваемые с помощью этих процессов, обладая качеством надежной достоверности, то есть высокой степени соответствия объектам и ситуациям реального мира, дают возможность вовремя реагировать на происходящие  изменения и эффективно строить  свое поведение в ответ на эти воспринимаемые события.  Придавая движениям определенное направление в пространстве, и регулируя их силу и скорость, чувственные образы в то же время, будучи жестко «привязанными» к объекту, его форме, свойствам, местоположению и скорости его продвижения, создают и определенные ограничения в познании окружающего мира.  В этих образах окружающий мир предстает, так сказать, в нетронутом виде.  Для того , чтобы проникнуть в суть вещей и явлений, понять скрытые от непосредственного взора связи и отношения  внутри них и между ними, необходимо активно в них вмешиваться ,  производить с ними некие физические или мысленные манипуляции, в результате которых эти скрытые связи и отношения становятся явными. Такое постижение этих связей раздвигает границы наличной ситуации не только в том смысле, что мы знаем,  что воспринимаемые здесь  и  сейчас объекты и события являются лишь ничтожной частью всего сущего  в безграничном пространстве и времени ; но и в том, что мы своим умственным взором можем «увидеть» то, что не дано глазу, уху, обонянию и т.д.  Такой умственный образ окружающего мира, сплетаясь с его чувственным образом, максимально отражает окружающий мир, хотя в то же время может порождать и химеры.  С помощью мышления человек познает окружающий мир во всем многообразии, свойствах и отношениях.

Человеческое  мышление, обладая всеми присущими  ему специфическими свойствами, не обнаруживающимися в рассудочной деятельности животных, не является в то же время внезапно возникшим феноменом и имеет определенные предпосылки - биологические и социальные.

В качестве исходных условий для возникновения мышления выступают две формы деятельности: предметная деятельность и общение. Внутри этих условий –совместных действий с предметом – в формировании мышления участвуют как собственно биологические, так и социальные предпосылки.  В качестве биологической предпосылки выступает развитое восприятие, которое дает субъекту максимально адекватный образ объекта, без чего невозможна адекватная манипуляция им и, соответственно, невозможно отражение связей как внутри объекта, так и между объектами. Без регулирующей функции образов невозможны также первичные исходные формы предметной деятельности и общения: без наличных образов люди , образно говоря, просто не нашли бы ни объекта для совместных действий, ни друг друга. В свою очередь, совместная предметная деятельность и  общение, развиваясь, становятся мощной движущей силой и главным фактором развития мышления.

Исходной предпосылкой для развития мышления является непосредственная преобразующая активность отдельного индивида. Данная активность приводит к формированию первой фазы всего процесса - формированию и совершенствованию специальных органов действия. У человека таким органом является  рука. Совершенствование руки заключалось в постепенном приобретении ею такой формы, при которой один палец противопоставлен остальным, что способствует совершению разнообразных и тонких действий. Вторая фаза определяется тем, что действие становится орудийным и коммуникативно   опосредованным, то есть, и сами орудия, и цели, и значение действия определяются совместно с другими людьми. Далее орудийная коммуникативно опосредованная деятельность сама становится  главным фактором становления мыслительных процессов. Обе фазы этого процесса переплетаются и взаимно влияют друг на друга. Наблюдения за детьми, которых воспитали животные, полностью подтверждают эти представления: у них морфологически (биологически) развитый орган действий – рука – в действительности не является таковым или является только отчасти, в той же мере у них оказывается неразвитым и мышление.

Итак, на начальных  этапах  мощным средством развития мышления является практическое действие.  В дальнейшем, при развитом мышлении, уже мысль становится средством организации действия, предваряющим его фактором, выполняющим программирующую и регулирующую функцию. При этом, практическое действие не утрачивает своего значения и продолжает выполнять роль одного из основных средств совершенствования мысли.

 

Мысль как единица мышления.

 

Мышление представлено субъекту не только в форме его  результата-мысли, но и в форме  процесса. Процесс мышления субъективно хорошо знаком каждому, однако субъективное – не всегда  достоверное, поэтому для раскрытия этапов этого процесса , а также характера производимых при этом операций потребовались специальные исследования.

Основной характеристикой  ощущения является его модальность (звук, свет, вкус, запах и т.д.); отличительной характеристикой образа восприятия является его предметность, то есть отражение в нем отдельного объекта как предмета с его очертаниями, объемом рельефом; особенной характеристикой мысли, отличающей ее от чувственных образов, является представленность  в ней вычлененных из чувственных образов понятных субъекту отношений между отдельными объектами или отдельными свойствами, характеристиками объекта. Можно, например, с помощью ощущений, восприятия и представлений «отразить» стоящую на окне вазу с цветами. При этом можно почувствовать запах цветов, различить их расцветку, осмотреть и ощупать подоконник, окно, вазу и цветы и таким образом постичь их форму, можно определить, какой из цветков находится ближе, а какой дальше. С помощью восприятия мы можем также выделить вазу с цветами как фигуру, при этом окно и все остальное окружение станет фоном. Мы можем воспринять окно целиком, вместе с вазой, которая будет «встроена» в образ окна, и в этом плане отношения между ними уже будут представлены, но они не будут вычленены, абстрагированы и, таким образом, поняты. Только с помощью мышления мы можем понять, что ваза именно стоит на окне. То, что она именно стоит, а не, например, лежит, или прибита, или приклеена к окну, можно понять, только произведя какую-то операцию соотнесения- попытаться физически поднять ее, толкнуть, повернуть или проделать это мысленно, манипулируя наличными образами или представлениями, либо проанализировать ситуацию, используя отвлеченные понятия, выраженные с помощью слов. В результате этих действий, связанных с выполнением операций соотнесения предметов, образов и понятий, и будут обнаружены истинные, недоступные для восприятия отношения между вазой и окном.

Одним из механизмов понимания, схватывания, усмотрения, «синтетического обнаружения» является такое физическое или мысленное переструктурирование ситуации, при котором ее компоненты, включенные в новую структуру, выполняют новые функции. Эти новые функции и отношения и усматриваются. Они и предстают перед субъектом в форме понимания. Здесь вновь отчетливо видно, что в основе понимания – специфической характеристике мышления - лежит активное вмешательство в ситуацию, активное действие. Следовательно, для того, чтобы понять, нужно самостоятельно это что-то сделать или переделать, переставить, разобрать и вновь собрать и т.д.

Элементарной  единицей мысли, в которой представлены отношения объектами, является суждение. Суждение- это форма мышления, в которой отражаются связи и отношения между сущностями. Логическое суждение  есть связь между субъектом и предикатом, где, в общей форме, субъект – это обозначаемое, а предикат- то или иное его свойство, качество. Поскольку суждение является логическим следствием усмотрения отношений, выявляемых уже на уровне перцепции, в нем могут отражаться отношения еще до формирования понятия. Суждение с понятиями в качестве его структурного элемента – это только частная, хотя и высшая форма суждений.

Суждение как  форма существования элементарной мысли является исходной для двух других логических форм мышления- понятия и умозаключения.                                       

Понятие- мысль, в которой отражаются наиболее общие, существенные и отличительные признаки предметов  и явлений действительности.

Умозаключение- форма мышления, которая представляет собой такую последовательность суждений, где в результате установления отношений между ними появляется новое суждение, отличное от предыдущих.

Для того, чтобы  вычленить и понять отношения  и связи между элементами ситуации, необходимо произвести какие-то действия- операции соотнесения элементов друг с другом.

Мыслительные, производимые с помощью физических или умственных действий операции соотнесения:

  • сравнение, с помощью которого вскрываются отношения сходства или различия;
  • анализ- расчленение целостной структуры объекта;
  • синтез- воссоединение элементов в целостную структуру;
  • абстракция и обобщение- выделение общих признаков объекта, отделение их от единичных, случайных и поверхностных;
  • конкретизация- операция, обратная абстрагирующему обобщению, то есть возврат к осмысливаемому объекту во всей полноте его индивидуальной специфичности.

В связи с  тем, что некоторые из этих операций соотнесения можно производить  не только с понятиями, но и с объектами  и их образами, мышление имеет различные уровни.

Информация о работе Развитие мышления