1 Мышление
«Мышление..ничего другого не представляет,как
ассоциациии, сперва элементарные,стоящие
в
связи с внешними предметами,а потом
цели
ассоциаций.Значит,каждая маленькая,первая
ассоциация-это есть момент рождения
мысли»
И.П.Павлов
Мышление – Это
познавательный процесс, характеризующийся
обобщенным и опосредованным отражением
действительности. В настоящее время достаточно
четко охарактеризованы три основных
стадии развития детского мышления:
- наглядно – действенное
- наглядно – образное
- словесно – логическое или понятийное.
Виды мышления
Наглядно-действенное – обязательно
включает в себя внешние действия с предметом.
При этом ребенок использует различные
предметы в качестве средств для достижения
цели. При решение практических решений
их одной ситуации в другую, что приводит
к формированию соответствующих наглядно
– действенных обобщений.
Наглядно-образное – важную роль
играют два взаимосвязанных условия:
- Формирование у детей умений различать план реальных объектов и план образов и моделей, отражающие
данные объекты.
- Усвоение обозначения предметов, их признаков, отношений, ребенок приобретает способность осуществлять мысленные действия с образами предметов.
Словесно-логическое, или понятийное
– в процессе обучения детей с нарушениями
слуха необходимо учитывать индивидуальные
особенности развития их мышления, типы
соотношений наглядных и понятийных форм
мышления.
В результате анализа особенностей
перехода от одного вида мышления к другому
Т. В. Розанова выделяет ряд условий развития
словесно – логического мышления у глухих
детей:
- Формирования речи как средства мыслительной деятельности. Работу в этом направлении следует начинать как можно раньше и на материале наглядно – практических задач, в которых предполагается
преобразование предмета с помощью действия
или путей оперирования образами. Глухой
ребенок должен приобрести опыт решения
задач, условия которых выражены наглядными
средствами. При этом речь выступает как
средство произвольного управления образами.
Для включения речи в процесс решения
задачи нужно побуждать глухих детей не
только называть предметы и действия с
ними, но и использовать словесные обозначения
пространственных отношений между ними,
научить их характеризовать временную
последовательность действий, находить
и отмечать собственные ошибки. Использование
разных способов словесного определения
одной и той же предметной ситуации позволяет
глубже понять ее, способствует гибкости
мышления.
- Обучение умению мыслить обратимо, понимать относительность тех
или иных явлений. Для этого дети должны
овладевать соответствующими речевыми
средствами, уметь устанавливать связи
от слов и словесных высказываний к их
предметному содержанию и обратно, от
предметов, признаков действий, отношений
– к словесным обозначениям, причем связи
эти должны быть многосторонними, разнообразными.
Необходимо научить их оперировать
речевыми средствами для выражения относительных
понятий, для описания пространственных
и временных отношений
- Условие формирования словесно – логического мышления – развитие всех мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, абстракция,
обобщение). Дети с нарушениями слуха овладевают
этими операциями в более поздние сроки,
чем слышащие. Они долго испытывают трудности
в выделении малозаметных частей и свойств
предметов, в нахождении свойства между
предметами и явлениями. Особые трудности
испытывают при осуществлении мыслительных
операций по отношению к явлениям, описанным
словесно, по отношению к понятиям.
- Овладение началами логической грамоты, что включает усвоение принципов классификации логических понятий, построение
дедуктивных и индуктивных умозаключений,
установление логических связей (причинно
– следственных, целевых, условных). Глухих
детей следует учить оперировать понятиями
разной степени обобщенности – родовыми,
видовыми. По мере оперирования понятиями
в их соотнесение друг с другом происходит
овладение основными иерархической структуры
классификации, формируется умение устанавливать
внутренние зависимости между событиями,
явлениями типа “причина - следствия”,
“цель - действия” и т.д.
2 Особенности мыслительной деятельности
- Дефицит мотивационного компонента ,проявляющийся в крайне низкой познавательной активности, избегании интеллектуального напряжения вплоть до отказа задания;
- Нерациональность регуляционно -целевого компонента, обусловленная
отсутствием потребности ставить цель;
- Длительная несформированность операционного компонента,т.е умственных операций анализа,синтеза,абстрагирования,обобщения,сравнения;
- Нарушение динамических сторон мыслительных процессов.
2.1 Операции мышления
- Анализ-мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части;
- Синтез-позволяет в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.
- Сравнение-сопоставляются предметы и явления,их
свойства,отношения друг с другом и выявляются
общности и различия между ними.
- Абстрагирование-основана на отвлечение от несущественных признаков предмета,явления и выделении в них основного,главного.
- Обобщение-объединение многих предметов или явлений по
какому-либо общему признаку.
- Конкретизация- движение мысли от общего к частному.
- Способы мышления
- Индукция- способ мышления,при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу.
- Дедукция- способ мышления,осуществляющегося в обратном порядке
индукции
- Формы мышления
- Суждение- основная форма мышления,утверждающая или отражающая связи между предметами и явлениями.
- Понятие- отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.
- Аналогия-умозаключение,в котором вывод делается
на основании частичного сходства между
явлениями,без достаточного исследования
всех условий.
- Умозаключение- выделение из одного или нескольких суждений нового суждения.
3 Исследователи:
- Т.В.Егорова
- Т.А.Власова
- В.И.Лубовский
- Н.А.Цыпина
- Г.И.Жаренкова
- У.В.Ульенкова
- Н.В.Елфимова
- С.Г.Шевченко
- З.И.Калмыкова
- Н.А.Менчинская
- В.В.Лебединский
4 Методики
- Определение способностей обобщать, абстрагировать и классифицировать- Р.И.Айзман(Е.В.Соколова «Психология
детей с ЗПР»)
- Методика по определению мыслительных способностей детей- Л.А.Ясюкова
- Сходства и различия – (Н.В.Бабкина «Интеллектуальное
развитие младших школьников с ЗПР»)
- Дорисуй девятое – Н.В.Бабкина
- Времена года – Р.С.Немов
- Нелепица – оценка образно-логического мышления
Методика Р.И.Айзман
Материал: комплекты по 5 карточек
(мебель, транспорт, цветы, животные, люди,
овощи)
Инструкция: внимательно рассмотреть
карточки и разложить по группам, чтобы
каждую группу можно было назвать одним
словом.
Оценка:
10 баллов – выполнение задания
без предварительного показа;
8 баллов – выполнение задания
после показа;
за каждую несобранную группу снимаются
2 балла
Методика Л.А.Ясюковой
Материал: 10 комплектов по 5 рисунков
(4-животные и 1-дерево; 4-мебель и 1-транспорт;
4-рыбы и 1-птица; 4-транспорт и 1-дерево;
4-домашние животные и 1-тигр)
Инструкция: рассмотреть внимательно
5 рисунков и найти один из них, который
не подходит к остальным
Оценка:
1 балл за каждое правильно
выполненное задание
1 балл за каждую правильно названую
группу
Помощь:
Минимальная-указание на ошибку без
раскрытия ее сути
Побуждение к сравнению фигур
без указания признаков
Образец-показ одного верного решения
«Сходства и различия»
Предлагается сравнить предметы и
понятия, обобщив все сходные признаки
и выделить различия. Необходимо называть
сначала сходства, а затем различия.
Основная задача – формирование
функций обобщения.
Дорисуй девятое
Времена года
Инструкция: необходимо внимательно
просмотреть рисунок, за 2 минуты ребенок
должен назвать соответствующее время
года и объяснить, почему он так думает.
Оценка:
10 баллов- правильно названы и
связаны все картинки с временами
года, указано не менее двух
признаков(всего 8 признаков)
8-9 баллов- правильно названы и
связаны все картинки с временами
года, при этом указано 5-7 признаков
6-7 баллов- правильно определены
времена года на всех картинках,
но указано 3-4 признака
4-5 баллов- правильно определено
время года на 1-2 картинках из 4 и указано
1-2 признака
Список литературы
- Выготский Л. С. Мышление и Речь //Сбор. Соч.: В 6 т. – М., 1982. – Т. 2.
- Розанова Т. В. Особенности развития познавательной сферы глухих дошкольников // Дефектология. – 1997. - № 2.
- Тихомиров О. К. Психология мышления. – М., 1984.
- Богданова Т. Г. Сурдопсихология. – М., 2002. – 224 с.
- О.В.Защиринская «Психология детей с ЗПР»
- Е.В.Соколова «Психология детей с ЗПР»
- Специальная психология под ред.В.И.Лубовского
- Н.В.Бабкина «Интеллектуальное развитие младших
школьников с ЗПР»
- Журнал «Коррекционная педагогика» №2,2003 год.