Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 10:48, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить оптимизацию запасов.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
	дать характеристику теории оптимизации запасов, а также сущность, стратегии и АВС - и XYZ-анализы;
	проанализировать управление материальными запасами в ООО «Стройплюс»;
Введение…………………………………………………………………………...2
1 Теория оптимизации запасов, сущность, стратегии и АВС - и XYZ-анализы………………………………………………………………………….4
1.1 Сущность, модели и система управления оптимизацией запасов………4
1.2 Стратегии управления запасами и АВС - и XYZ-анализы……………..10 
2 Анализ управления материальными запасами в ООО «Стройплюс»……...17
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Стройплюс»…………….17
2.2 АВС - и XYZ-анализы запасов ООО «Стройплюс»…………………….18
3 Совершенствование управления запасами в ООО «Стройплюс»………….24
3.1 Рекомендации по улучшению системы управления запасами…………24
3.2 Мероприятия  по улучшению системы управления запасами…………25 
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников
Таблица 2.1 – Основные экономические показатели работы ООО «Стройплюс»
| № п/п | Показатели | Годы | ||
| 2010 | 2011 | 2012 | ||
| 1. | Объем реализации продукции, млн. руб. | 272 | 533 | 1089 | 
| 2. | Себестоимость реализованной продукции, млн. руб. | 247 | 435 | 938 | 
| 3. | Прибыль от реализации, млн. руб. | 25 | 97 | 151 | 
| 4 | Запасы млн. руб. | 272 | 94 | 205 | 
Выручка от реализации товара в 2012 г. увеличилась на 836 млн. руб. Это связано с увеличением цен на товар и увеличением объема продаж Увеличилось количество покупателей. расширился перечень номенклатуры. Наблюдается темп роста себестоимости реализованной продукции, рост запасов товара, как за счет увеличения объемов, так и за счет увеличения расходов по статьям затрат.
Общество с ограниченной ответственностью «Стройплюс» является торговой организацией. Сфера деятельности компании- реализация профессионального крепежа и расходных строительных материалов. Продажа продукции осуществляется непосредственно со склада.
ООО «Стройплюс» реализует продукцию по средним ценам и имеет не самый большой и не самый маленький объем реализации продукции. Основной упор в работе фирмы делается на реализацию только качественной и сертифицированной продукции, а также продукции прошедшей испытания.
Потребность в материальных запасах определяется менеджерами по продажам. Основным критерием выбора наиболее подходящих поставщиков служат их надежность, качество продукции, цены, возможные финансовые льготы. Особое значение уделяется условиям поставки и формам расчета за приобретенную продукцию. Поставщиками ООО «Стройплюс» являются крупные торговые и производственные компании: - ООО «Глобал Ривет Инжиниринг»
- ООО «Мосторг»
- ООО «Донской крепеж»
- ООО «Омакс»
- ООО «Тулфор»
Сотрудничество с данными 
2.2 АВС - и XYZ-анализы запасов ООО «Стройплюс»
Материальные запасы организации анализируют для того, чтобы:
1. Определить соответствие 
фактических товарных запасов 
в целом и по отдельным 
2. Выявить изменения в 
товарных запасах оптового 
Для успешного выполнения плана товарооборота необходимо иметь запасы товаров в розничных и оптовых звеньях торговли. В розничных торговых предприятиях товарные запасы необходимы для бесперебойной торговли и для предоставления покупателям возможности выбора нужным их товаров. Назначение товарных запасов оптовых торговых, своевременное пополнение товарами розничных организации и предприятия.
В ходе анализа необходимо установить:
1. Соответствие товарных 
запасов установленным 
2. Изменения, происшедшие 
за анализируемый период в 
общем объеме и структуре 
3. Соответствие состава 
товарных запасов спросу 
4. Правильность распределения 
товарных запасов между 
5.Анализ должен показать, 
как товарные запасы в целом 
и по каждой группе товаров 
обеспечивают нормальное 
Товарные запасы делятся на: нормируемые и ненормируемые.
К нормируемым товарным запасам относятся: все товары текущего хранения и товары в пути, т.е. товары на складах и базах; товары в розничных предприятиях; товары, отгруженные по расчетам, документам, которые не сданы в банк на инкассо в пределах сроков, установленных на сдачу документов для обеспечения суд. Эти данные имеются в 1-й группе раздела ΙΙ актива баланса.
К ненормируемым товарным запасам относятся:
- Товары сезонного хранения и досрочного завода; товары, отгруженные по расчетам документам, не сданным в банк на инкассо расчетным документам, сроки, оплаты которых не поступили;
-Товары, отгруженные, но не оплаченные покупателями в срок;
-Товары, находящиеся на 
ответственном хранении у 
Товарные запасы не должны 
быть чрезмерно велики, так как 
это замедляет их оборачиваемость, 
увеличивает издержки по их хранению 
и перевозкам и товарные потери, 
снижает прибыль и 
Анализ товарных запасов должен выявить степень соблюдения нормативов, вскрыть причины отклонений от них и наметить пути упорядочения запасов.
Вначале необходимо проанализировать нормируемые товарные запасы, для чего следует их фактическую сумму сопоставить с нормативом.
Рассмотрим Алгоритм процесса управления запасами, а так же порядок приема, прохождения документации и условия хранения товара в ООО «Стройплюс.
Прием товара на склад осуществляется следующим образом:
При поступлении продукции от поставщиков 
автомобильным транспортом 
 Фактическое количество 
Товарооборот товарных групп за 1-й квартал 2012 г. Представлен в таблице 2.2, ABC-анализ ассортимента склада представлен в таблице 2.3.
Таблица 2.2 - Товарооборот товарных групп за 1-й квартал 2010 г.
| Название товарной группы | Товарооборот (январь — март 2012 г.), млн. руб. | Доля товарной группы, % | 
| Китайские саморезы Tech-Krep в ассортименте | 230 | 22,8 | 
| Пены, герметики | 180 | 17,8 | 
| Расходный материал | 120 | 11,9 | 
| Перфорированный крепеж | 140 | 13,9 | 
| Электроинструмент | 80 | 7,9 | 
| Ручной инструмент | 160 | 15,8 | 
| Крепеж «Глобал Ривет» | 100 | 9,9 | 
| Итого | 1010 | 100 | 
Таблица 2.3 - ABC-анализ ассортимента склада
| Название товарной группы | Доля в товарообороте в порядке убывания, % | Доля в товарообороте накопительным итогом, % | Группа | 
| Китайские саморезы Tech-Krep в ассортименте | 22,8 | 22,8 | А | 
| Пены, герметики | 17,8 | 40,6 | А | 
| Ручной инструмент | 15,8 | 56,4 | А | 
| Перфорированный крепеж | 13,9 | 70,3 | В | 
| Расходный материал | 11,9 | 82,2 | В | 
| Крепеж «Глобал Ривет» | 9,9 | 92,1 | С | 
| Электроинструмент | 7,9 | 100 | С | 
Таким образом, проведенный ABC-анализ показывает, что основную долю товарооборота организации обеспечивают такие товарные группы, как
Китайские саморезы Tech-Krep, Пены, герметики и Ручной инструмент. Товарные группы Крепеж «Глобал Ривет», Электроинструмент относящиеся к группе С, нуждаются в развитии и требуют дополнительных акций по стимулированию сбыта, например в виде снижения цен или расширения ассортимента.
Однако ABC-анализ по товарным 
группам дает только поверхностное 
представление о структуре 
Для более глубокого исследования ассортимента можно использовать XYZ-анализ. Он позволяет создать более полную картину торгового процесса в организации.
XYZ-анализ также предполагает 
разделение ассортимента 
При этом чаще всего необходимость проведения XYZ-анализа возникает в случае, когда перед фирмой стоит задача провести анализ ассортимента одновременно по нескольким параметрам и представить его результат в виде матрицы.
Рассмотрим совмещение ABC- и XYZ-анализа.
В качестве объекта исследования выступают следующие товарные группы, таблица 2.4.
Таблица 2.4 - Товары
| Китайские саморезы Tech-Krep в ассортименте | 
| Пены, герметики | 
| Ручной инструмент | 
| Расходный материал | 
| Перфорированный крепеж | 
| Электроинструмент | 
| Крепеж «Глобал Ривет» | 
Совмещенный анализ включает в себя следующие этапы.
Этап 1. Проведение ABC-анализа. В качестве критерия разделения товаров на группы в рамках данного анализа выступает доля товарной группы в общем товарообороте компании .Результаты анализа представлены в таблице 2.5.
Таблица 2.5 - ABC-анализ
| Товарная группа | Доля в товарообороте в порядке убывания, % | Доля в товарообороте накопительным итогом, % | Группа | 
| Ручной инструмент | 26,4 | 26,4 | А | 
| Китайские саморезы «Tech-Krep» | 23,6 | 50,0 | А | 
| Перфорированный крепеж | 15,2 | 65,2 | В | 
| Пены, герметики | 10,1 | 75,3 | В | 
| Электроинструмент | 9,7 | 85,0 | в | 
| Крепеж «Глобал Ривет» | 7,8 | 92,8 | с | 
| Расходный материал | 7,2 | 100 | с | 
Этап 2. Проведение XYZ-анализа. На данном этапе критерием деления товаров на группы выступает доля товарной группы в валовой прибыли компании. Результаты XYZ-анализа представлены в таблице 2.6.
Таблица 2.6 - XYZ-анализ
| Товарная группа | Доля в валовой прибыли в порядке убывания, % | Доля в валовой прибыли накопительным итогом, % | Группа | 
| Ручной инструмент | 27,5 | 27,5 | X | 
| Перфорированный крепеж | 22,5 | 50,0 | X | 
| Китайские саморезы «Tech-Krep» | 14,2 | 64,2 | Y | 
| Пены, герметики | 11,0 | 75,2 | Y | 
| Крепеж «Глобал Ривет» | 9,8 | 85,0 | Y | 
| Электроинструмент | 7,6 | 92,6 | Z | 
| Расходный материал | 7,4 | 100 | Z | 
Этап 3. Совмещенный анализ (ABC- и XYZ-).
Необходимо совместить результаты ABC- и XYZ-анализа, в результате чего весь ассортимент склада делится на 9 сегментов исходя из двух критериев — доли товарной группы в товарообороте компании и доли товарной группы в прибыли компании. Результаты совмещенного анализа представлены в таблице 2.7.
Таблица 2.7 - ABC- и XYZ-анализ:
| АХ Ручной инструмент | AY Китайские саморезы «Tech-Krep» | AZ | 
| ВХ Перфорированный крепеж | BY Пены, герметики | BZ Электроинструмент | 
| СХ | CY Крепеж «Глобал Ривет» | CZ Расходный материал | 
Проведенный анализ позволил выделить наиболее выгодные и наименее прибыльные для организации группы товаров.
Так, наиболее выгодными для компании товарными группами являются АХ, ВХ, AY — группы, которые обеспечивают наибольший вклад в товарооборот и формирование прибыли фирмы.
Результаты анализа 
Необходимость в дополнительном персонале отдела материально-технического снабжения. Основной проблемой можно назвать нехватку или наоборот излишек запасов, таким образом, весьма актуальной становится задача оптимизации материальных запасов, т.к. заниженные запасы материальных ресурсов могут привести к убыткам, связанным с простоями, неудовлетворенным спросом и, следовательно, к потере прибыли, а также потере потенциальных покупателей продукции; а с другой стороны, накопление излишних материальных запасов связывает оборотный капитал предприятия, уменьшая возможность его выгодного альтернативного использования и замедляя его оборот, что отражается на величине общих издержек производства и финансовых результатах деятельности предприятия. Экономический ущерб наносит как значительное наличие запасов, так них недостаточное количество. Актуальность проблемы оптимизации материальных запасов предприятия и эффективного управления ими обусловлена тем, что состояние запасов оказывает определяющее влияние на конкурентоспособность предприятия, его финансовое состояние и финансовые результаты. Обеспечить высокий уровень качества продукции и надежность ее поставок потребителям невозможно без создания оптимальной величины запаса товара.