Оптимизация складских запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить оптимизацию запасов.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
 дать характеристику теории оптимизации запасов, а также сущность, стратегии и АВС - и XYZ-анализы;
 проанализировать управление материальными запасами в ООО «Стройплюс»;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1 Теория оптимизации запасов, сущность, стратегии и АВС - и XYZ-анализы………………………………………………………………………….4
1.1 Сущность, модели и система управления оптимизацией запасов………4
1.2 Стратегии управления запасами и АВС - и XYZ-анализы……………..10
2 Анализ управления материальными запасами в ООО «Стройплюс»……...17
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Стройплюс»…………….17
2.2 АВС - и XYZ-анализы запасов ООО «Стройплюс»…………………….18
3 Совершенствование управления запасами в ООО «Стройплюс»………….24
3.1 Рекомендации по улучшению системы управления запасами…………24
3.2 Мероприятия по улучшению системы управления запасами…………25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

default.docx

— 102.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2.1 – Основные экономические показатели работы ООО «Стройплюс»

№ п/п

Показатели

Годы

2010

2011

2012

1.

Объем реализации продукции, млн. руб.

272

533

1089

2.

Себестоимость реализованной продукции, млн. руб.

247

435

938

3.

Прибыль от реализации, млн. руб.

25

97

151

4

Запасы млн. руб.

272

94

205




 

Выручка от реализации товара в 2012 г. увеличилась на 836 млн. руб. Это связано с увеличением цен на товар и увеличением объема продаж Увеличилось количество покупателей. расширился перечень номенклатуры. Наблюдается темп роста себестоимости реализованной продукции, рост запасов товара, как за счет увеличения объемов, так и за счет увеличения расходов по статьям затрат.

Общество с ограниченной ответственностью «Стройплюс» является торговой организацией. Сфера деятельности компании- реализация профессионального крепежа и расходных строительных материалов. Продажа продукции осуществляется непосредственно со склада.

ООО «Стройплюс» реализует продукцию по средним ценам и имеет не самый большой и не самый маленький объем реализации продукции. Основной упор в работе фирмы делается на реализацию только качественной и сертифицированной продукции, а также продукции прошедшей испытания.

Потребность в материальных запасах  определяется менеджерами по продажам. Основным критерием выбора наиболее подходящих поставщиков служат их надежность, качество продукции, цены, возможные  финансовые льготы. Особое значение уделяется  условиям поставки и формам расчета  за приобретенную продукцию. Поставщиками ООО «Стройплюс» являются крупные торговые и производственные компании: - ООО «Глобал Ривет Инжиниринг»

- ООО «Мосторг»

- ООО «Донской крепеж»

- ООО «Омакс»

- ООО «Тулфор»

Сотрудничество с данными компаниями позволяет предоставить клиентам ООО «Стройплюс» и стабильное качество продукции и непрерывность поставок.

 

2.2 АВС - и XYZ-анализы запасов ООО «Стройплюс»

 

Материальные запасы организации  анализируют для того, чтобы:

1. Определить соответствие  фактических товарных запасов  в целом и по отдельным товарным  группам установленным нормативам;

2. Выявить изменения в  товарных запасах оптового предприятия,  а также установить их долю  в совокупных товарных запасах  оптовой и розничной торговли  района деятельности оптового  предприятия.

Для успешного выполнения плана товарооборота необходимо иметь запасы товаров в розничных  и оптовых звеньях торговли. В  розничных торговых предприятиях товарные запасы необходимы для бесперебойной  торговли и для предоставления покупателям  возможности выбора нужным их товаров. Назначение товарных запасов оптовых  торговых, своевременное пополнение товарами розничных организации  и предприятия.

В ходе анализа необходимо установить:

1. Соответствие товарных  запасов установленным нормативам (в сумме и в днях оборота)  и факторы, оказавшие влияние  на отклонение их от плана;

2. Изменения, происшедшие  за анализируемый период в  общем объеме и структуре товарных  запасов, и их причины;

3. Соответствие состава  товарных запасов спросу населения,  причины образования сверхнормативных  товарных запасов или их снижение  по сравнению с нормативом;

4. Правильность распределения  товарных запасов между отдельными  организациями и предприятиями.

5.Анализ должен показать, как товарные запасы в целом  и по каждой группе товаров  обеспечивают нормальное развитие  товарооборота.

Товарные запасы делятся  на: нормируемые и ненормируемые.

К нормируемым товарным запасам  относятся: все товары текущего хранения и товары в пути, т.е. товары на складах  и базах; товары в розничных предприятиях; товары, отгруженные по расчетам, документам, которые не сданы в банк на инкассо  в пределах сроков, установленных  на сдачу документов для обеспечения  суд. Эти данные имеются в 1-й группе раздела ΙΙ актива баланса.

К ненормируемым товарным запасам относятся:

- Товары сезонного хранения  и досрочного завода; товары, отгруженные  по расчетам документам, не сданным  в банк на инкассо расчетным  документам, сроки, оплаты которых  не поступили;

-Товары, отгруженные, но  не оплаченные покупателями в  срок;

-Товары, находящиеся на  ответственном хранении у покупателя.

Товарные запасы не должны быть чрезмерно велики, так как  это замедляет их оборачиваемость, увеличивает издержки по их хранению и перевозкам и товарные потери, снижает прибыль и рентабельность. Недостаточные запасы приводят к  сужению ассортимента и перебоям в торговле, к невыполнению плана  товарооборота.

Анализ товарных запасов  должен выявить степень соблюдения нормативов, вскрыть причины отклонений от них и наметить пути упорядочения запасов.

Вначале необходимо проанализировать нормируемые товарные запасы, для  чего следует их фактическую сумму  сопоставить с нормативом.

Рассмотрим Алгоритм процесса управления запасами, а так же порядок приема, прохождения документации и условия  хранения товара в ООО «Стройплюс.

Прием товара на склад осуществляется следующим образом:

При поступлении продукции от поставщиков  автомобильным транспортом материально-ответственное  лицо (МОЛ)- кладовщик, принимает товар  по товарно-транспортным накладным (ТТН), проверяет соответствие количества и качества поступившего товара записям  в ТТН.

 Фактическое количество товара  определяется путем пересчета.  Если количество и качество  груза соответствует ТТН, кладовщик  ставит отметку (штамп и подпись  на ТТН о принятии груза  от поставщика (перевозчика). В случаи  несоответствия количества и  качества поступившего груза,  данным указанным в ТТН, составляется  Акт или делается отметка на  ТТН. Кладовщик также следит  за соответствием доставленного  товара заказанному по информации, полученной от менеджера по  продажам. Далее товар транспортируется  на склад при помощи автоматического  погрузчика.

Товарооборот товарных групп за 1-й квартал 2012 г. Представлен в таблице 2.2, ABC-анализ ассортимента склада представлен в таблице 2.3.

 

 

Таблица 2.2 - Товарооборот товарных групп за 1-й квартал 2010 г.

Название товарной группы

Товарооборот (январь — март 2012 г.), млн. руб.

Доля товарной группы, %

Китайские саморезы Tech-Krep в ассортименте

230

22,8

Пены, герметики

180

17,8

Расходный материал

120

11,9

Перфорированный крепеж

140

13,9

Электроинструмент

80

7,9

Ручной инструмент

160

15,8

Крепеж «Глобал Ривет»

100

9,9

Итого

1010

100


 

Таблица 2.3 - ABC-анализ ассортимента склада

Название товарной группы

Доля в товарообороте  в порядке убывания, %

Доля в товарообороте  накопительным итогом, %

Группа

Китайские саморезы Tech-Krep в ассортименте

22,8

22,8

А

Пены, герметики

17,8

40,6

А

Ручной инструмент

15,8

56,4

А

Перфорированный крепеж

13,9

70,3

В

Расходный материал

11,9

82,2

В

Крепеж «Глобал Ривет»

9,9

92,1

С

Электроинструмент

7,9

100

С


 

Таким образом, проведенный ABC-анализ показывает, что основную долю товарооборота организации  обеспечивают такие товарные группы, как 

Китайские саморезы Tech-Krep, Пены, герметики и Ручной инструмент. Товарные группы Крепеж «Глобал Ривет», Электроинструмент относящиеся к группе С, нуждаются в развитии и требуют дополнительных акций по стимулированию сбыта, например в виде снижения цен или расширения ассортимента.

Однако ABC-анализ по товарным группам дает только поверхностное  представление о структуре ассортимента организации. Для более детального и глубокого анализа целесообразно  проводить аналогичный анализ по товарным категориям внутри товарных категорий, так как он является более  информативным и позволяет эффективнее  управлять ассортиментом.

Для более глубокого исследования ассортимента можно использовать XYZ-анализ. Он позволяет создать более полную картину торгового процесса в организации.

XYZ-анализ также предполагает  разделение ассортимента компании  на группы X, Y и Z, при этом критерием  данного анализа может быть  доходность товаров или стабильность  их продаж.

При этом чаще всего необходимость  проведения XYZ-анализа возникает  в случае, когда перед фирмой стоит  задача провести анализ ассортимента одновременно по нескольким параметрам и представить его результат в виде матрицы.

Рассмотрим совмещение ABC- и XYZ-анализа.

В качестве объекта исследования выступают следующие товарные группы, таблица 2.4.

 

Таблица 2.4 - Товары

Китайские саморезы Tech-Krep в ассортименте

Пены, герметики

Ручной инструмент

Расходный материал

Перфорированный крепеж

Электроинструмент

Крепеж «Глобал Ривет»


 

Совмещенный анализ включает в себя следующие этапы.

Этап 1. Проведение ABC-анализа. В качестве критерия разделения товаров  на группы в рамках данного анализа  выступает доля товарной группы в  общем товарообороте компании .Результаты анализа представлены в таблице 2.5.

 

 

Таблица 2.5 - ABC-анализ

Товарная группа

Доля в товарообороте  в порядке убывания, %

Доля в товарообороте  накопительным итогом, %

Группа

Ручной инструмент

26,4

26,4

А

Китайские саморезы «Tech-Krep»

23,6

50,0

А

Перфорированный крепеж

15,2

65,2

В

Пены, герметики

10,1

75,3

В

Электроинструмент

9,7

85,0

в

Крепеж «Глобал Ривет»

7,8

92,8

с

Расходный материал

7,2

100

с


 

Этап 2. Проведение XYZ-анализа. На данном этапе критерием деления  товаров на группы выступает доля товарной группы в валовой прибыли  компании. Результаты XYZ-анализа представлены в таблице 2.6.

 

Таблица 2.6 - XYZ-анализ

Товарная группа

Доля в валовой  прибыли в порядке убывания, %

Доля в валовой  прибыли накопительным итогом, %

Группа

Ручной инструмент

27,5

27,5

X

Перфорированный крепеж

22,5

50,0

X

Китайские саморезы «Tech-Krep»

14,2

64,2

Y

Пены, герметики

11,0

75,2

Y

Крепеж «Глобал  Ривет»

9,8

85,0

Y

Электроинструмент

7,6

92,6

Z

Расходный материал

7,4

100

Z


 

Этап 3. Совмещенный  анализ (ABC- и XYZ-).

Необходимо совместить результаты ABC- и XYZ-анализа, в результате чего весь ассортимент склада делится  на 9 сегментов исходя из двух критериев  — доли товарной группы в товарообороте  компании и доли товарной группы в  прибыли компании. Результаты совмещенного анализа представлены в таблице 2.7.

 

Таблица 2.7 - ABC- и XYZ-анализ:

АХ Ручной инструмент

AY Китайские саморезы  «Tech-Krep»

AZ

ВХ Перфорированный  крепеж

BY Пены, герметики

BZ Электроинструмент

СХ

CY Крепеж «Глобал  Ривет»

CZ Расходный материал


 

Проведенный анализ позволил выделить наиболее выгодные и наименее прибыльные для организации  группы товаров.

Так, наиболее выгодными  для компании товарными группами являются АХ, ВХ, AY — группы, которые  обеспечивают наибольший вклад в  товарооборот и формирование прибыли  фирмы.

Результаты анализа существующего  процесса управления запасами показывают, что в ООО «Стройплюс» отсутствует целевой подход к формированию и хранению запасов. Также имеет место дифицит некоторых номеклатурных единиц в сезонность процесса потребления.

Необходимость в дополнительном персонале  отдела материально-технического снабжения. Основной проблемой можно назвать нехватку или наоборот излишек запасов, таким образом, весьма актуальной становится задача оптимизации материальных запасов, т.к. заниженные запасы материальных ресурсов могут привести к убыткам, связанным с простоями, неудовлетворенным спросом и, следовательно, к потере прибыли, а также потере потенциальных покупателей продукции; а с другой стороны, накопление излишних материальных запасов связывает оборотный капитал предприятия, уменьшая возможность его выгодного альтернативного использования и замедляя его оборот, что отражается на величине общих издержек производства и финансовых результатах деятельности предприятия. Экономический ущерб наносит как значительное наличие запасов, так них недостаточное количество. Актуальность проблемы оптимизации материальных запасов предприятия и эффективного управления ими обусловлена тем, что состояние запасов оказывает определяющее влияние на конкурентоспособность предприятия, его финансовое состояние и финансовые результаты. Обеспечить высокий уровень качества продукции и надежность ее поставок потребителям невозможно без создания оптимальной величины запаса товара.

Информация о работе Оптимизация складских запасов