Логика Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 09:36, контрольная работа

Описание работы

Наше мышление подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Многие люди мыслят логично, не зная, что их мышление подчиняется логическим закономерностям. Знание законов и форм мышления, их сознательное использование в процессе познания повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более “грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.

Содержание работы

1.Введение…………………………… 1
2. Логическая система Аристотеля….3
3. Теория силлогизма………………...5
4. Теория определения……………….7
5. Заключение………………………..13
6. Используемая литература……….14

Файлы: 1 файл

логика аристотеля конт.docx

— 32.01 Кб (Скачать файл)

 

 

Тема: логика Аристотеля

 

 

 

 

Содержание

 

1.Введение…………………………… 1

2. Логическая  система Аристотеля….3

3. Теория  силлогизма………………...5

4. Теория  определения……………….7

5. Заключение………………………..13

6. Используемая  литература……….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Наше мышление подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Многие люди мыслят логично, не зная, что  их мышление подчиняется логическим закономерностям. Знание законов и  форм мышления, их сознательное использование  в процессе познания повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить  более “грамотно”, развивает критическое  отношение к своим и чужим  мыслям.

Современная логика включает две относительно самостоятельные науки: формальную логику и диалектическую логику. Исследуя мышление с разных сторон, диалектическая логика и формальная логика развиваются  в тесном взаимодействии, которое  четко проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего  в процессе познания как формально-логический аппарат, так и средства, разработанные диалектической логикой.

Логическая проблематика и тем  более логика как наука не могли  возникнуть раньше, чем само мышление стало предметом познания, а оно  могло стать предметом мысли  и познания только в сопоставлении  с тем, что противостоит ему как  мыслимое, т.е. в сопоставлении с  бытием. Логическая проблематика возникает  тогда, когда ставится вопрос о том, каким условиям должно удовлетворять  мышление, чтобы осуществлялись познание и цель его - истина, или, иначе говоря, когда ставится вопрос о правильном мышлении.

Логику, основанную Аристотелем, принято  называть формальной. Это название закрепилось за ней потому, что  она возникла и развилась как  наука о формах мышления. Однако, в своих сочинениях Аристотель вышел за рамки чисто формальной логики, что особенно заметно при чтении трактата “Топика”. Помимо трактата “Топика” важным вопросам логики посвящены следующие его труды: “Первая аналитика”, “Вторая аналитика”, “О софистических опровержениях”, а также отдельные места трактата “Метафизика”.

Большую важность в своих трудах Аристотель придавал определению природы  понятия и отношений между  понятиями, так как одна из логических функций понятия состоит в мысленном выделении по определенным признакам интересующих нас в практике и познании предметов. Благодаря этой функции, понятия связывают слова с определенными предметами, что дает возможность установления точного значения слов и оперирования ими в процессе познания.

Силлогизм - открытие Аристотеля является главной и наиболее оригинальной частью логики. В теории силлогизмов  Аристотель дал определение силлогизму и различил его виды, определил  работающие и не работающие виды силлогизмов, установил три фигуры силлогизма.

Аристотель не считал логику отдельной  наукой, по его мнению это скорее орудие всякой науки и показал правила и приемы, использование которых необходимо в любом рассуждении, в познании как самых обычных свойств, так и сложных процессов и явлений действительности.

 

Логическая система Аристотеля.

Логика Аристотеля есть главным  образом логика терминов, поэтому  определение природы понятия  и отношений между понятиями  были предметом его внимания. Особенно важным для Аристотеля было выяснение  свойств общего. В учении Аристотеля общее определяется как то, что  относится ко многим предметам в  силу их природы. То, что во многом относится  к существенному, дает понятие о  роде. То, что состоит в связи  с родом и может быть выведено из рода, есть свойство. Если свойство по природе отличает целую группу предметов рода от другой группы, то такое свойство дает понятие о  виде. А если к свойствам вида и рода присоединяется свойство единичного предмета, выделяющего его и отличающее его от всякого другого, то такое  свойство дает понятие о том, что  собственно принадлежит предмету, о  его собственном признаке.

Никакое понятие не может быть, согласно Аристотелю, полностью адекватно  своему предмету. Во всяком отдельном  предмете, кроме характеризующего его  свойства, есть некий неопределенный субстрат, который показывает свойство, отличающее этот предмет от других. Субстрат этот сам по себе уже неопределим, не может быть выражен в понятии. Именно поэтому единичный предмет не может быть исчерпан посредством понятия и адекватно отображен в нем.

Понятие, отдельно взятое, не образует предложения. Но и простое соединение понятий также еще не есть речь. Для того, чтобы возникла речь, необходимо возникновение высказывания. Это происходит, когда соединение понятий содержит утверждение одного о другом или, напротив, отрицание. Там, где это произошло имеется на лицо предложение.

Аристотель классифицирует предложения, разделяя их на четыре группы. одну из них составляют утвердительные и отрицательные предложения ( в первой понятия соединяются, а во второй отделяются друг от друга ). Вторую группу составляют истинные и ложные предложения. Для логики Аристотеля различение истинных и ложных предложений фундаментально. Истинными предложениями он называет те, в которых утверждается соединение понятий таково, каково соединение их предметов в действительности. Ложными называются те предложения, в которых либо соединяется то, что разделено в действительности, либо разъединяется то, что в действительности соединено.

Соединение обоих оснований  классификации предложений дает их разделение на:

1. утвердительные истинные;

2. отрицательные истинные;

3. утвердительные ложные;

4. отрицательные ложные.

Третье основание для классификации  предложений определяется характером их общности. То, что высказывается в предложении может относиться к одному предмету или их множеству. Предложение, в котором высказывание относится к одному предмету - единичное. Предложение, в котором высказывание относится ко всем предметам известного вида - общее. Предложение с высказыванием не о всех, а о нескольких предметах вида - частное. Кроме того, Аристотель выделяет предложения, называемые неопределенными. Это предложения, в которых не ясно указывается, к какой именно части класса относится высказывание.

Четвертое основание для классификации  предложений - способность их быть высказываниями о возможности, действительности и  необходимости. При различении этих трех видов предложений имеется  в виду не отношение мыслимого  к нашей мысли, а способность  предложения отображать реальное состояние, т.е. нечто, относящееся к самой  сущности предметов. В этом смысле, например, возможным считается не то, что признается таковым, а то, что возможно само по себе.

Согласно Аристотелю, можно выделить три вида возможного. Это, во-первых, возможное в обычном смысле, т.е. то, что будучи одним, может перейти в другое. Во-вторых, существует возможное, которое на деле всегда существует только в качестве действительного. Так как оно действительно, то тем самым оно и возможно, но оно никогда не встречается как возможное, а лишь как действительное. В-третьих, существует возможное, которое вечно остается только возможным и никогда не переходит в действительность.

 

Теория силлогизма.

Главная и наиболее оригинальная часть  логики Аристотеля - его теория силлогизма. В трактате “Первая аналитика”, где излагается аристотелевская  теория силлогизма, сказано, что “силлогизма  есть речь, в которой, если нечто  предложено, то с необходимостью вытекает нечто отличное от положенного в  силу того, что положенное есть”1. Силлогизм состоит из трех суждений, два из них посылки, а третье - заключение. Исследуя строение силлогизмов, он все термины в них представляет буквами, т.е. вводит в логику переменные.

 

1 Аристотель. Первая Аналитика //Собрание сочинений, Москва, ”Мысль” - 1978 г., т. 2, с.117-254

 

Логика - это не есть конкретное учение о конкретных вещах или терминах. Логика - это наука о законах  силлогизмов, выраженных в переменных.

Силлогизм Аристотеля вовсе не является выводом типа: “Всякое В есть А; всякое С есть В ; следовательно, всякое С есть А.” Только в дальнейшем он был истолкован как вывод, а у самого Аристотеля силлогизм - импликация (логическая операция, образующая сложное высказывание посредством логической связки) типа: Если А присуще всякому В и В присуще всякому С, то А присуще всякому С.

Важное значение имеет то, что силлогизм-импликация Аристотеля отличается от вывода традиционной логики. Как импликация силлогизм Аристотеля есть предложение и потому должно быть либо истинным, либо ложным. А традиционный силлогизм как вывод может быть правильным или неправильным, но не может быть истинным или ложным, так как он не предложение, а ряд предложений, не спаянных в форму единства.

Форма силлогизм характеризуется  числом переменных, их расположением  и логическими константами. Две  из них “и” и “если” не представляют специфических характеристик аристотелевской  логики и входят как часть в  более широкую  и более основную логическую систему. Кроме них имеется  еще четыре постоянных, характерных  для логической системы Аристотеля. Это отношения между общими терминами: 1. “быть присущим всякому”, 2. ”не  быть присущим ни одному”, 3. ” быть присущим некоторому”, 4. ”не быть присущим никому”.

Аристотелевская логика предполагает свое применение только к общим терминам, например, “животное” или “млекопитающее”. Но и эти термины характеризуют  не саму его логическую ситему, а лишь сферу ее применения.

Анализируя формы силлогизма, Аристотель выделил три основные вида (три “фигуры”), в которые могут быть сведены все отдельные его “модусы” (свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях). Принципом, на основе которого Аристотель разделил модусы силлогизма на фигуры, оказалось положение среднего термина в качестве субъекта или предиката посылок. ”Мы узнаем фигуру по положению среднего термина”2

Цель силлогизма - обосновать отношение А к В. Для этого необходимо найти нечто общее как для А, так и для В. Найти его возможно тремя способами:

1. утверждение А относительно С, а С относительно В;

2. утверждение С относительно их обоих;

3. утверждение А и В относительно С.

Аристотель разделил все силлогизмы на “совершенные” и “несовершенные”. “Совершенные” - это, по сути, аксиомы  силлогистики: не требующие доказательства и недоказуемые самоочевидные утверждения. “Несовершенные” силлогизмы лишены очевидности и доказываются. Недоказуемые непосредственные положения составляют фонд основных истин.

 

Теории определения

В теории определения, разработанной  Аристотелем, раскрывается двоякая  точка зрения на определение и  определяемое.

Согласно первой точке зрения на определение, задача определения в  том, чтобы указать такие свойства определяемой сущности, которые, не составляя  самой этой сущности как таковой, все же следовали бы из нее. Только при наличии определения знанию не угрожает регресс в бесконечность, а доказательство получает необходимую  для него точку отсчета. Но как  возможно такое определение? Его  доказательство не осуществимо. В самой  задаче такого доказательства таилось  бы противоречие. Оно обусловлено тем, что термины, связь которых в целях доказательства должна быть доказана и которые предполагаются как раздельные, в действительности не отделимые друг от друга, а составляющая предмет определения индивидуальная сущность разложена на термины лишь произвольно и сама по себе неделима.

2Аристотель. Первая Аналитика //Собрание сочинений, Москва, ”Мысль” - 1978 г., т. 2, с.117-254

 В случае определения таких  индивидуальных сущностей эти  сущности, правда, воспринимаются чувствами,  но оказываются неделимыми и  в возможности и в действительности.

Согласно второй точке зрения Аристотеля на определение неделимые простые  сущности имеют бытие не только как  сущности в себе, но и как сущности для нас. Простые сами по себе, они  делимы, так как составляют предмет  мысли нашего ума. Какой бы простой  не была мыслимая сущность, мы можем  мыслить ее только при условии, если мыслим отношение ее к какой-то другой сущности. Поэтому невозможное в  случае изолированной, неделимой индивидуальной сущности определение все же возможно при мышлении посредством отношений.

По Аристотелю, “материя” определяемого  не должна быть отделяема от “формы”  и, наоборот, “форма” - от “материи”.

 

Учение о доказательстве

В проблеме доказательства Аристотель различает знание достоверное и  вероятное. Началом доказательства не может быть ни правдоподобное, ни неправдоподобное знание и умозаключение  должно быть построено из необходимых  посылок. “Началом не является правдоподобное или неправдоподобное, но первичное, принадлежащее к тому роду, о котором ведется доказательство”3

В теории доказательства утверждается, что исходные начала доказательства - сущности, природа которых не доступна доказательству, но доказательство все  же способно получать из сущностей  свойства, вытекающие из их природы. Достигается  это посредством деления. Для  этого необходимо “брать все, относящееся  к существу [вещи], и делением [все] расположить по порядку, постулируя первичное и ничего не оставляя без  внимания.

Информация о работе Логика Аристотеля