Логика Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 09:36, контрольная работа

Описание работы

Наше мышление подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Многие люди мыслят логично, не зная, что их мышление подчиняется логическим закономерностям. Знание законов и форм мышления, их сознательное использование в процессе познания повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более “грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.

Содержание работы

1.Введение…………………………… 1
2. Логическая система Аристотеля….3
3. Теория силлогизма………………...5
4. Теория определения……………….7
5. Заключение………………………..13
6. Используемая литература……….14

Файлы: 1 файл

логика аристотеля конт.docx

— 32.01 Кб (Скачать файл)

3.4Аристотель. Вторая Аналитика //Собрание сочинений, Москва, ”Мысль” - 1978 г., т. 2, с.255-346

 

И это [приписываемое] необходимо [содержит определение], если все включается в  деление и ничего не упускается”4

Ценность, в глазах Аристотеля, этого способа  получения свойств из сущностей  представится еще большей, если учесть, что сущности, познание которых имеет  в виду Аристотель, в большинстве не простые, а сложные.

Задача доказательства - привести к усмотрению, что некоторое свойство принадлежит предмету или некий  предикат принадлежит субъекту. Силлогизм, лишенный того, что делает его доказательным, не способен дать знания о необходимой причинной связи. Аристотель неоднократно и настойчиво разъясняет, что не может быть доказательства о единичном как таковом, о чувственно воспринимаемым как таковом, о переходящем как таковом. Доказательство возможно только о всеобщем и хотя бы постоянном. Во всех доказательствах, выясняющих принадлежность некоторого свойства, некоторой сущности, причина - всеобщая.

Доказательство у Аристотеля становится методом науки. Однако Аристотель вводит в учение важное ограничение. Связано  это с его убеждением в том, что общность может существовать только между подчиненными одно другому  понятиями. Каждая отдельная наука  имеет свой особый высший род, но переход  от одного рода к другому невозможен.

Всякое  доказательство опирается на некоторые  положения, как на исходные начала. Иногда начала выводятся из некоторых  предшествующих им начал посредством  нового доказательства. Однако этот процесс  не может идти до бесконечности. Согласно выражению Аристотеля, “по направлению  вверх” идут и относящиеся к сущности и случайные признаки, “однако  и то, и другое не бесконечно. Следовательно, должно быть нечто, чему что-то предписывается первично ... и здесь должен быть предел, должно быть нечто, что больше не предписывается другому предшествующему и чему другое предшествующее больше не приписывается”5.

 

5Аристотель. Топика //Собрание сочинений, Москва, ”Мысль” - 1978 г., т. 2, с.347-532.

Аристотель  различает три вида недоказуемых начал:

    • аксиомы;
    • предположения;
    • постулаты.

Аксиомы - положения, обусловливающие возможность какого бы то ни было знания либо в науке, либо в группе взаимозависимых наук. Пример аксиомы для всех наук - начало или закон противоречия. Начало - это не гипотеза, а то, что необходимо знать человеку, если он познает хоть что-нибудь. Аксиомы имеют силу для всего существующего, а не специально для одного какого-либо рода.

Предположениями Аристотель называет положения, которые сами по себе доказуемы, но в пределах данного научного рассуждения принимаются без доказательства: “ все то, что хотя и доказуемо, но сам [доказывающий] принимает, не доказывая, и учащемуся это кажется [правильным], - это есть предположение”. Предположение не безусловно и имеет значение лишь для того, для кого оно сформулировано и выдвинуто. Функция предположений в суждении - в обосновании заключений: “[предположения] - это [суждения], при наличии которых получается заключение благодоря тому, что они есть”.

Постулатами (“требованиями”) Аристотель называет положения, которые принимаются в пределах данного научного рассуждения, но принимаются или при полном отсутствии у исследователя мнения по поводу исследуемого объекта, или даже при наличии несогласия учащегося, исследователя с постулируемым положением. “Если принимают [что-то], в то время, как [учащийся] не имеет никакого мнения [об этом] или имеет мнение, противное [этому], то постулирует это”.

Во всех сочинениях Аристотеля, посвященных вопросам логики рассматриваются обобщенные и, в известной мере, формализованные виды умозаключения и доказательства. Но логика Аристотеля возникла не в безвоздушном пространстве логических абстракций. Она возникла как попытка логического исследования тех форм и видов логического мышления, которые действуют в умозаключениях и доказательствах науки. Логика не предписывает науке ничего, что не было бы выведено из бытующих в самой науке форм, методов. Для Аристотеля такой подход для нахождения форм логического мышления естествен: ведь сам Аристотель был не только крупнейшим философом своего века, но и его крупнейшим ученым широкого творческого охвата. Именно эта широта и “универсальность” выдвигает важный вопрос: на каких именно науках основывался Аристотель в своих логических исследованиях ? Из каких научных форм умозаключения и доказательства, из каких наук черпал он образцы, обобщением и формализацией которых оказались выведенные и объясненные Аристотелем логические формы мышления ?

В филосовской  литературе выдвигалось предположение, что научной базой логики Аристотеля были его наблюдения и исследования, посвященные вопросам морфологии и физиологии животных.6 Именно биология представляла в глазах Аристотеля пример систематики, классификации предметов на роды и виды. Различение биологического рода и вида, выступающее в биологической классификации, в логическом плане основывается на операции определения, на которой, в свою очередь, основывается в том же логическом плане доказательство.

И все же имеются серьезные доказательства о том, что основой для Аристотеля оказалась не столько современная  ему биология, сколько математика. В логических сочинениях Аристотеля почти все иллюстрации, необходимые для обоснования и разъяснения логики, почерпнуты из геометрии. И действительно, предметы математики, по Аристотелю, имеют несомненное преимущество по сравнению с органическими существами, известными из опыта. Объекты математики - результат абстракций от чувственных предметов опыта.

6Аристотель. О софистических опровержениях //Собрание сочинений, Москва, ”Мысль” - 1978 г., т. 2, с.533-593

 

Но, признавая умопостигаемую реальность объектов математики, благодаря которой  математическое рассуждение - естественный “материал”, в котором раскрывается природа логических операций и форм, Аристотель борется против платоновского  взгляда на математику. Аристотель осуждает учение Платона о срединном  положении математики между умопостигаемым миром “идей” и чувственно воспринимаемым миром вещей. Математика становится для Платона средством или  орудием знания. Напротив , для Аристотеля математика - не “органон”, не орудие знания, а само знание в его явлении или обнаружении. Для Аристотеля “органон” знания - не математика, а “аналитика”, т.е. логика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Деятельность Аристотеля принадлежит  как истории философии, так и  истории науки. В кругу наук, разработкой  и созданием которых занимался  Аристотель, первое место принадлежит  логике. Аристотель - автор оригинальной, чрезвычайно тщательно разработанной  логической системы, оказавшей огромное влияние на развитие логической науки.

Великая заслуга Аристотеля состоит  в том, что он впервые сделал приемы рассуждения предметом научных  изысканий, именно приемы рассуждения  как целостные образования, а  не только те или иные компоненты рассуждения.

Все, что было сделано в логике до Аристотеля - это было всего лишь подходами, попытками уяснить отдельные  методы и принципы, без какой-либо их систематизации и объединения  в единую стройную систему. В трактате “О софистических опровержениях” Аристотель пишет: “в искусстве красноречия имелось многое и давно сказанное. Что же касается учения о умозаключениях, то мы не нашли ничего такого, что было бы сказано до нас, а должны были сами создать его с большой затратой времени и сил.

Аристотель сделал фундаментальное  для всей логики открытие, вводя  переменные. Тем самым было показано, что логика - это не есть конкретное учение о конкретных вещах или  терминах, а логика - наука о законах  силлогизмов, выраженных в переменных. Изучая различные суждения, формальная логика отвлекается от их конкретного  содержания, выявляя структуру, общую  для различных по содержанию предметов.

 

Список используемой литературы

 

Аристотель. Первая Аналитика //Собрание сочинений, Москва, ”Мысль” - 1978 г., т. 2, с.117-254.

Аристотель. Вторая Аналитика //Собрание сочинений, Москва, ”Мысль” - 1978 г., т. 2, с.255-346.

Аристотель. Метафизика //Собрание сочинений, Москва, ”Мысль” - 1978 г., т. 1, с.63-308.

Аристотель. Топика //Собрание сочинений, Москва, ”Мысль” - 1978 г., т. 2, с.347-532.

Аристотель. О софистических опровержениях //Собрание сочинений, Москва, ”Мысль” - 1978 г., т. 2, с.533-593.

 


Информация о работе Логика Аристотеля