Возникновение и развитие логики. Софисты, Сократ, Платон и Аристотель – греческие «титаны», стоявшие у истоков логики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 13:51, реферат

Описание работы

Логика (др.-греч. λογική — «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Логические аспекты учения Демокрита…………………………………….5
2. Аристотелевская классификация суждений……………..…………………..9
3. Софисты в логике……………………..………………………………………11
4. Сократ……………………………..…………………………………………..14
5.Платон…………………………………………………………………………..16
6.Аристотель……………………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………..19
Библиография…………………………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

Возникновение и развитие логики. Софисты, Сократ, Платон и Аристотель – греческие «титаны», стоявшие у истоков логики.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

1. Логические аспекты учения Демокрита…………………………………….5

2. Аристотелевская классификация суждений……………..…………………..9

3. Софисты в логике……………………..………………………………………11

4. Сократ……………………………..…………………………………………..14

5.Платон…………………………………………………………………………..16

6.Аристотель……………………………………………………………………..18

Заключение……………………………………………………………………..19

Библиография…………………………………………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Логика (др.-греч. λογική — «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания.

Современная логика, разработанная  формально изощрённо, происходит в  конечном счёте из греческой традиции (аристотелевской логики), которая, однако, была воспринята не напрямую, а  при посредничестве и комментаторской  деятельности арабо-мусульманских  философов и средневековых европейских логиков.

Основателем логики в  древнегреческой философии считается  древнегреческий философ Аристотель, так как полагается, что он вывел  первую логическую теорию. Предшественниками  Аристотеля в развитии логической науки  в Древней Греции были Парменид, Зенон Элейский, Сократ и Платон. Аристотель же впервые систематизировал доступные знания о логике, обосновал формы и правила логического мышления. Его цикл сочинений «Органон» состоит из шести работ, посвящённых логике: «Категории», «Об истолковании», «Топика», «Первая аналитика» и «Вторая аналитика», «Софистические опровержения».

После Аристотеля в Древней  Греции логика также разрабатывалась  представителями школы стоиков. Большой вклад в развитие этой науки внесли оратор Цицерон и древнеримский теоретик ораторского искусства Квинтилиан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Логические аспекты учения Демокрита

 

Дальнейшее развитие индуктивного метода наблюдаем у  Сократа (470-399). Он использовал индукцию для поиска общего на пути восхождения от единичных высказываний в повседневной жизни, бытовых разговорах ко все более общих понятий. Он разграничил индукцию и сравнения. Вторым способом исследования, которым пользовался Сократ в беседах, является определение (дефиниция) понятий, то есть процесс все более точного выяснения их объема и содержания, чего достигают в дискуссиях. Античный мудрец назвал этот метод "маевтикой", т.е. искусством, которое помогает рождению мысли.

В античной логике заметную роль играла мегарской школы (Мегары - греческий город), основателем которой был Евклид (450-380). Представители этой школы разработали теорию эристика (искусства дискуссии), широко использовали метод косвенного доказательства и сформулировали ряд парадоксов ("Лжец", "Покрытый", "Куча" и др.). Логику мегарики трактовали весьма ограниченно - как эристику, т.е. науку о полемику. Для формулировки парадоксов они использовали интенсиональний (лат. - напряжение, намерение) контекст с предикатом "х знает, что ...". Представитель мегарской школы Филон разработал теорию материальной импликации, которая определяет истинность сложного суждения без учета содержания его составляющих - простых суждений, а лишь по характеру связи. Филон очертил три случая истинности таких суждений:

- Антецедент и консеквент  истинные;

- Антецедент и консеквент  ложны;

- Антецедент неверен,  а консеквент истинный.

Филон утверждает, что  правильным связью является тот, когда  нет того, чтобы неистинным сложный  выражение начинался с истины, а заканчивался недостатком.

Секст Емпирик

Существенный вклад в развитие логики принадлежит Платону (427-347). Проблемы логики рассматриваются в его диалогах "Теэтет", "Парменид", "Софист" и др. В них оказывается первая в истории философии таблица категорий. Платон был предшественником схоластического учения о субъект и предикат суждения. Теория суждения содержится в диалоге "Софист". Платон различает два вида языковых выражений: одни называют именами, другие - глаголами. В диалоге "Теэтет" сформулирован закон исключенного третьего (tertium non datur). В диалоге "Евтидем" дано формулировка закона противоречия, который толкуется онтологически. Платон отмечал необходимость сочетать в мышлении признание противоположностей в объекте с соблюдением требований закона противоречия, то есть запрета формальных противоречий в мышлении. В диалоге "Тимей" можно найти положения, которые являются определенным выражением закона достаточного основания. Утверждается, что знания (эпистемы) от мнения (дока) отличается тем, что первое основывается на достаточном основании. Всего логическое учение Платона является определенным итогом и завершением всего предшествующего развития античной логики. Оно стало необходимой основой аристотелевской логики.

Основателем традиционной логики является Аристотель (384-322). Все логические трактаты Аристотеля - это собрание его лекций, которые в разное время читал он своим ученикам. Именно ученики дали общее название этим произведениям - "Органон", что в переводе с древнегреческого означает "орудие". "Органон" содержит шесть трактатов:

1. Категории 2.Герменевтика 3. Первая Аналитика 4. Вторая Аналитика. 5. Топика 6. О софистических опровержения.

Аристотель свое логическое учение называл "Аналитика". В  богатом творческом наследии Аристотеля принципы логики, впервые им сформулированы, играют очень важную роль. Законы мышления он трактовал как законы природа, имеющих всеобщий характер. Аристотель доказал, что в мышлении есть такие принципы, имеющих общечеловеческое значение и поэтому их следует соблюдать, ища истину в процессе научных исследований. О любой предмет нельзя утверждать и отрицать одно и то же. Необходимым условием истинных высказываний он считал однозначность и постоянство содержания каждого слова в рамках определенного рассуждения.

Аристотель тщательно  исследовал три из известных в  традиционной логике закона: закон тождества, закон противоречия и закон исключенного третьего, между которыми он устанавливал определенный взаимосвязь. Закон достаточного основания не был предметом его особого внимания.

Закон тождества сформулирован  Аристотелем в труде "Первая Аналитика". Он отмечал: "В высказывается и о самом себе". В этом законе отражены требование определенности мысли.

Закон противоречия формулируется  Аристотелем в таком виде:

Невозможно, чтобы спорные  утверждения были одновременно истинны  отношении одного и того же предмета.

Аристотель

Такая формулировка закона исключает возможность противоречия в мышлении. Аристотель не признавал  противоречия ни в онтологическом, ни в гносеологическом аспектах. Значительное внимание Аристотель уделил закона исключенного третьего, позднее известному как принцип tertium non datur.

Между членами противоречия нет ничего.

Аристотель

Этот закон, по мнению Аристотеля, не может быть использован  для анализа событий будущего.

В творчестве Аристотеля находим также высказывания, которые можно толковать как определенные подходы к осмыслению закона достаточного основания. В трактате "Вторая Аналитика" говорится следующее:

Любое учение и любое  обучение основано на определенном уже  ранее приобретенном знании ... О  каждой вещи мы думаем, что знаем ее безусловно, а не софистической, по случайным признакам, когда мы считаем, что знаем причину, по которой эта вещь есть, значит, что она его причина и что это не может быть иначе.

Аристотель

Значительное место  в логическом наследии Аристотеля занимает учение о формах мышления. Суждением он называл высказывание о наличии или отсутствии чего-то в чем-то. В языковом контексте суждения всегда является истинным или ложным высказываниям. Термины "истина" и "ложь", по мнению Аристотеля, не могут применяться к ощущения, восприятия и интуиций ума. Однако не каждое предложение он считал суждением. В вопросительных и побудительных предложениях не содержится значение истинности или ложности, следовательно они не являются суждениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Аристотелевская классификация суждений

 

Другая форма мышления - понятия, по Аристотелю, - это общее, присущее всем предметам рода или  вида, оно отражает сущность вещей. В его произведениях находим  классификацию понятий: * тождественны, * контрарные, * контрадиктори, * подчинены, * спивпидпорядковани, * субконтрарни понятия, а также * категории. Процесс мышления, как считал Аристотель, идет от менее общих понятий к более общим и завершается наиболее широкими по объему понятиями - категориями, которые находятся на вершине иерархии понятий.

Крупнейшим достижением  в области логики Аристотель считал открытие силлогизма, т.е. рассуждение, в котором при утверждении  любого из него необходимо вытекает несколько  отличное от того, что утверждается, и именно вследствие того, что это есть. Такое отличное не требует никакого постороннего срока, чтобы следовать из имеющихся суждений с необходимостью. Аристотель подает и более узкое определение силлогизма как умозаключения, в котором один из терминов должен содержаться в утвердительном предпосылки и один должен быть взят в полном объеме, поскольку без общего предпосылки корректный силлогизм невозможен. Силлогизмы первой фигуры он считал совершенными. Аристотель сформулировал следующие общие правила силлогизма:

- Если оба предпосылки отрицательные или частичные, то из них невозможно сделать вывод;

- В силлогизме один  посылка должна быть общим,  другой утверждающим;

- В силлогизме должно  быть три и не более сроки.

Аристотелевская силлогистика была первой дедуктивной системой. Она заложила фундамент формализации процессов мышления и тем самым создала основы формальной логики как науки о законах и формах правильного мышления. На этой системе базировалась концепция исчисления предикатов в современной математической логике. Хотя Аристотель существенно опирался в логических исследованиях на идеи Гераклита, Демокрита, Платона и других древнегреческих мыслителей, он, бесспорно, является новатором, автором гениальных открытий в области логики. Он впервые изложил положения логики в систематическом виде, поэтому по праву считается основоположником логики как науки.

Рассмотрим ряд направлений  в области логики, которые развивались  после Аристотеля. Его ученики  Феофраст и Евдем Родосский продолжали исследования своего учителя. Теофраст внес некоторые уточнения в трактовку операций отрицания и квантификации. Он подчеркивал, что не равнодушен, где ставить возражения: перед глаголом или существительным. Например, суждение "х не знает науку" и "х знает науку" друг друга отрицают. Если поставить частицу "не" перед существительным, а не глаголом, такие суждения не являются отрицательные "х знает науку", "х знает не науку".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Софисты в  логике

 

СОФИСТЫ (от греч. «софос» – мудрый) – представители интеллектуального течения в общественной и культурной жизни Древней Греции сер. 5–1-й пол. 4 вв. до н.э., платные преподаватели красноречия и различных знаний, считавшихся необходимыми для деятельного и успешного участия в гражданской жизни. Новая ориентация софистического движения по сравнению с досократиками состояла в исключительном интересе к человеку и обществу и почти полному игнорированию натурфилософской проблематики. Основные сочинения софистов до нас не дошли, об их взглядах можно судить главным образом по сочинениям их оппонентов – Платона и Аристотеля.

К старшим софистам (2-я  пол. 5 в. до н.э.) причисляют Протагора, Горгия, Гиппия, Продика, Антифонта, Крития. К следующему за ними поколению младших  относят Ликофрона, Алкидаманта, Фрасимаха.

Свою главную педагогическую и просветительскую задачу софисты видели в воспитании «добродетели» (арете) и «умении хорошо говорить», что подразумевало знакомство с основами истории, права, теоретических дисциплин, в т.ч. математики и философии. При этом общей чертой их учений был релятивизм, нашедший классическое выражение в положении Протагора «человек – мера всех вещей»: в интерпретации Платона это означало отказ от критериев истинности, абсолютизацию любого частного мнения и оправдание интеллектуального произвола. Упрочению представления об отсутствии абсолютной истины и объективных ценностей способствовал широко применявшийся софистами метод сопоставления противоречивых гражданских норм и религиозных обрядов, господствовавших у различных народов. Важнейшую роль играло противопоставление природы и закона, где природа выполняла функцию элемента объективного и постоянного, а закон, установленный произволом людей, находящихся у власти, – элемента изменчивого и произвольного.

Много внимания софисты  уделяли разработке приемов убедительности речи и разработке логики. Протагор сделал первые попытки систематизировать приемы умозаключения. Ликофрон анализировал роль связки «есть» в предложении. Протагор, согласно традиции, положил начало словесным состязаниям, в которых многие софисты прибегали к логическим передержкам и парадоксам, получившим уже в древности название «софизмов»; он же ввел в практику т.н. «двойные речи», когда практиковалось умение говорить «за» и «против» одного и того же тезиса. Горгий и другие софисты развили преподавание ораторского искусства, заложили основы науки о языке. Протагор занимался категориями словоизменения и синтаксисом предложения. Продик разработал основы учения о синонимах.

Информация о работе Возникновение и развитие логики. Софисты, Сократ, Платон и Аристотель – греческие «титаны», стоявшие у истоков логики