Логический интеллект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 21:42, реферат

Описание работы

Логический интеллект — это наша способность оперировать абстрактными понятиями с целью разложить сложную задачу на несколько более простых. Он также отражает то, каким именно образом мы усваиваем новую информацию. Логический интеллект проявляется в последовательном решении задачи: чтобы получить ответ, необходимо поэтапно проанализировать элементы условия и выявить связи между ними. Анализ последовательностей позволяет понять смысл задачи.

Файлы: 1 файл

Вербальный кр.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

Логический интеллект:

Что такое логический интеллект?

Логический интеллект — это наша способность оперировать абстрактными понятиями с целью разложить сложную задачу на несколько более простых. Он также отражает то, каким именно образом мы усваиваем новую информацию. Логический интеллект проявляется в последовательном решении задачи: чтобы получить ответ, необходимо поэтапно проанализировать элементы условия и выявить связи между ними. Анализ последовательностей позволяет понять смысл задачи.

Логический интеллект присущ методичным, организованным личностям, склонным к планированию и предвидению. Этот тип интеллекта характерен для ученых, исследователей и всех тех, кто хочет понять устройство мира. Интеллектом такого типа обладают те, кто ощущает потребность во всем находить смысл.

Вы мыслите предельно логически. Вы умеете добраться до сути проблемы и выявить закономерности, позволяющие найти правильное решение. Кроме того, столкнувшись с новой ситуацией, вы в состоянии увидеть её сходство с уже знакомой вам и применить соответствующий тип рассуждений.

Наши советы по развитию логического  интеллекта

Чтобы развить логические способности, постарайтесь задумываться об устройстве разных процессов или механизмов, о том, что именно происходит и в какой последовательности; не стесняйтесь обращаться за разъяснениями к другим людям. Это прекрасное упражнение. Например: почему с человеком случается солнечный удар? Узнав последовательность событий (длительное пребывание на солнце, вызывающее обезвоживание кожи…), которые приводят к этому явлению, вы тем самым сможете объяснить его для себя. Тривиальные вопросы вроде приведенного выше могут стать предлогом для эффективной тренировки умственных способностей.

Другой способ — развивать в себе методичность: опишите в уме или на бумаге последовательность возможных событий. Если, к примеру, вы хотите попросить у начальника внеочередной отпуск, разработайте заранее несколько сценариев.

1) Если я буду мотивировать свою просьбу потребностью в отдыхе, который мне необходим для того, чтобы впоследствии работать более эффективно, то начальник может поставить под сомнение мое умение организовать свой труд.

2) Если я заговорю о несоответствии объема моих обязанностей и моего оклада, он предложит ме выбирать между отпуском и повышением зарплаты и т. п.

При этом важно соблюдать правила  логического вывода: из каждого элемента следующий выводится в соответствии с определенной закономерностью, а ответом на вопрос является сама эта последовательность элементов.

Вербальный интеллект

Что такое вербальный интеллект?

Вербальный интеллект возникает  благодаря языку, который позволяет  нам формулировать и развивать свои мысли. Но он — нечто гораздо большее, чем способность высказывать мысли. От того, насколько он развит, зависит и получение новых знаний, и их запоминание, и их выстраивание в уже имеющуюся информацию, и их последующее извлечение из памяти. А ещё он определяет нашу способность обосновывать, аргументировать, защищать свои идеи. От уровня вербального интеллекта зависит не только блеск речей адвоката или политика, но и успешность торговца или актера.

Вы прекрасно владеете языком. Этот талант важен в повседневном общении. Проанализировав ещё и ваши результаты теста на эмоциональный интеллект (EQ), вы получите четкое представление о ваших преимуществах и, несомненно, подкрепите сложившуюся у вас картину ваших достоинств.

Наши советы по развитию вербального  интеллекта

Как вы уже поняли, без чтения не обойтись. Не стоит сразу с головой погружаться в классику, для начала просто увеличьте количество текстовой информации вокруг себя. Если вы будете читать осознанно (запоминать мысли и новые слова, выяснять значение незнакомых выражений), то это будет лучшим способом обогащения словарного запаса. Усваивая новые знания и активируя процесс обучения, вы тем самым разовьете свой вербальный интеллект. Ведь он нуждается в тренировке! Играйте во все игры вроде кроссвордов, шарад, «виселицы», буриме, ассоциаций… — это очень полезная гимнастика для ума. Вы можете упражняться и устно, выдвигая аргументацию и отстаивая свою позицию, — это активизирует ваши нейроны и разовьет умение излагать свои мысли.

Математический интеллект

Что такое математический интеллект?

С раннего детства ребенок начинает классифицировать информацию, делить её на категории, искать общее и различия. Это работа математического интеллекта на конкретном уровне. Затем происходит овладение цифрами и понимание системы счета. Постепенно мы начинаем осваивать математические операции, затем приобретаем способность производить в уме все более и более сложные вычисления. Развив свое математическое мышление, мы вступаем в область абстракций и способности строить рассуждения на основании гипотез. Чем более развит наш математический интеллект, тем сложнее могут быть наши умозаключения. Математический ум позволяет проверять существующие гипотезы и выдвигать новые.

Такой тип интеллекта присущ изобретателям, ученным и вообще всем, кто должен манипулировать фактами. Фалес из Милета придумал свою теорему, наблюдая за тенью, которую отбрасывали пирамиды. Его мучил вопрос о том, «как измерить высоту этих каменных гигантов». И он нашел ответ, который теперь кажется очевидным!

Вы давно подозревали в себе такие задатки: вам наверняка говорили, что у вас есть «математическая жилка». А если не говорили, то только потому, что вы окружены завистниками…

Наши советы по развитию математического  интеллекта

Забудьте про калькулятор и заставьте себя считать в уме. Умение манипулировать цифрами очень полезно для анализа и понимания множества окружающих нас загадок. Воспользуйтесь существованием разных валют и поставьте себе цель стать безупречным «конвертором». Чем крупнее сумма, тем труднее её конвертировать… и тем полезнее для вас это упражнение.

Развитие математического интеллекта — прекрасный тренинг для поддержания активности нейронов, который не даст вашему интеллекту заснуть. Это лучшая зарядка для мозгов.

В истории психологических исследований проблема интеллекта, являясь, с одной  стороны, наиболее изучаемой и распространенной (ей посвящено наибольшее количество работ), с другой стороны, остается самой дискуссионной. Так, например, до настоящего времени не сложилось однозначного определения понятия «интеллект», хотя им активно оперируют в различных областях психологической науки.

Приведем несколько определений  интеллекта: «Интеллект – это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида»; «Интеллект – разум, способность мыслить, проницательность, совокупность тех умственных функций (сравнения, абстракция, образование понятий, суждения, заключения  
и т.д.), которые превращают восприятия в знания или критически пересматривают и анализируют уже имеющиеся знания». Интеллект отождествляют также с системой умственных операций, со стилем решения проблем, с индивидуальным когнитивным стилем и т.д. Отсутствие однозначности в определениях интеллекта связано с многообразием его проявлений. Однако всем этим проявлениям присуще то общее, что позволяет отличать их от других особенностей поведения, а именно: активизация в любом интеллектуальном акте мышления, памяти, воображения всех тех психических функций, которые отвечают за познание окружающего мира.

Г.Айзенк выделяет три  вида интеллекта:

  • биологический интеллект, под которым понимается физиологическая, нейрологическая, биохимическая и гормональная основа познавательного поведения, которая в основном связана со структурами и функциями коры головного мозга;
  • психометрический интеллект, который определяется стандартными тестами измерения коэффициента интеллекта (IQ);
  • социальный (или практический) интеллект как проявление социально полезной адаптации, выделяются и исследуются такие проявления социального интеллекта, как рассуждение, решение задач, память, обучаемость, понимание, обработка информации, выработка стратегий, приспособление к окружающей среде.

Рассмотрим эту классификацию подробнее.

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Именно он измеряется с помощью  тестов. Несмотря на тавтологичность  этого определения (интеллект –  это то, что измеряется тестами  интеллекта), в психометрическом определении  имеется смысл, поскольку факторный анализ множества тестов определения специальных способностей показывает, что за понятием «психометрический интеллект» действительно стоит какой-то основополагающий фактор человеческой психики, определенным образом организующий ментальный опыт человека и отвечающий за эффективность переработки поступающей информации.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Еще со времен сэра Ф.Гальтона предполагалось, что высоким интеллектом отличаются люди, имеющие какое-либо природное, физиологическое превосходство  над другими, например быстрейшую проводимость раздражителя от рецепторов к мозгу, либо скорость обработки информации, либо низкий (или высокий) порог чувствительности к уровню раздражения.

Например, предложена гипотеза, что  уровень умственных способностей зависит  от количества ошибок, которые возникают при обработке и передаче информации в коре головного мозга на уровне синапсов. Чем больше подобных ошибок, тем ниже коэффициент интеллекта. Даже если и не существует непосредственной зависимости психометрического интеллекта от биологического, в ходе современных психофизиологических исследований обнаружено наличие корреляционной связи между психометрическим интеллектом, определяемым стандартными тестами интеллекта, и такими физиологическими показателями, как уровень сенсорного различения, время реакции, а также уровень слухового различения.

Г.Айзенк полагает, что именно измерение  уровня биологического интеллекта отвечает современной научной парадигме, так как, по его мнению, все остальные  виды интеллекта – социальный и психометрический – лишь следствие, внешнее проявление биологического интеллекта, который и является его основной детерминантой.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Социальный интеллект рассматривается как проявление социально полезной адаптации. Подобное определение интеллекта имеет давнюю традицию. В.Штерн определил интеллект как «некоторую общую способность к новым жизненным условиям». Приспособительный акт – решение жизненной задачи с помощью интеллекта – осуществляется посредством действия с мысленным («ментальным») эквивалентом объекта, посредством «действия в уме» (или же во «внутреннем плане действия») при доминирующей роли сознания над бессознательным. Благодаря этому решение проблемы «может быть осуществлено здесь и теперь без внешних поведенческих проб, правильно и одноразово: пробы, проверка гипотез осуществляются во внутреннем плане действия». В данном случае «критерием интеллектуального поведения является не преобразование среды, а открытие возможностей среды для адаптивных действий индивида в ней».

В отечественной психологии Б.Ф.Теплов определял практический ум как направляющий свое действие от абстрактного мышления к практике, от общих принципов – к конкретным обстоятельствам, в отличие от теоретического ума, направленного от «живого созерцания к абстрактному мышлению».

М.К.Акимов и др. наметили два пути анализа практического интеллекта: изучение особенностей мышления людей, занятых отдельными видами практической деятельности, и анализ мудрости, понимаемой в самом общем виде, например, умение ориентироваться в социально-практических ситуациях.

Вопрос о том, каким образом  репрезентируется понятие «интеллект»  в обыденном общественном сознании, исследовал Р.Стернберг, проводя опрос  экспертов и исследуя полученные результаты методом факторного анализа. В результате он выделил три формы интеллектуального поведения:

  • вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное);
  • способность решать проблемы;
  • практический интеллект (умение добиваться поставленных целей).

Попытка упорядочить информацию, накопленную  в области экспериментально-психологических теорий и исследований интеллекта, была предпринята М.А.Холодной.

Она выделила восемь основных подходов, для каждого из которых  характерна определенная концептуальная линия в трактовке природы  интеллекта.

1. Социокультурный интеллект рассматривается как результат процесса социализации и влияния культуры в целом (Дж.Бруннер; Л.Леви-Брюль; А.Р.Лурия; Л.С.Выготский и др.).

2. Генетический интеллект определяется  как следствие усложняющейся  адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с окружающим миром (У.Р.Чарльзворт; Ж.Пиаже).

3. Процессуально-деятельностный интеллект  рассматривается как особая форма  человеческой деятельности (С.Л.Рубинштейн; А.В.Брушлинский; Л.А.Венгер; К.А.Абульханова-Славская и др.).

4. Образовательный интеллект определяется  как продукт целенаправленного  обучения (А.Стаатс; К.Фишер; Р.Фейерштейн  и др.).

5. Информационный интеллект определяется  как совокупность элементарных  процессов переработки информации (Г.Айзенк; Э.Хант; Р.Штернберг и др.).

6. Феноменологический интеллект  рассматривается как особая форма  содержания сознания (В.Келер; К.Дункер; М.Вертгеймер; Дж.Кемпион и др.).

7. Структурно-уровневый интеллект  определяется как система разноуровневых  познавательных процессов (Б.Ананьев; Е.Степанова; Б.Величковский и др.).

8. Регуляционный интеллект рассматривается  как форма саморегуляции психической  активности (Л.Терстоун и др.).

М.А.Холодная предлагает понимание  интеллекта как всей совокупности ментального  опыта, за которым не стоит никакого общего организующего фактора. Полемизируя с ней, В.Н.Дружинин обращает внимание прежде всего именно на наличие этого общего фактора, который служит организующим механизмом для ментального опыта: «организация ментального опыта определяется общей способностью к умственной деятельности, а именно: общим интеллектом, свойством некоторой психической системы, которая не тождественна ментальному опыту». Именно определение этой психической системы и изучение особенностей ее функционирования у разных индивидов – главная задача при изучении интеллекта.

Информация о работе Логический интеллект