Пояснительная записка
Мы не задумываемся о том, какое
значение в нашей жизни имеют игры, в которые
играли в детстве. Оказывается это самый
лучший путь к психической устойчивости,
к избавлению от страхов и к умению общаться.
Еще в 20-е годы прошлого века
психотерапевты А. Фрейд, М. Клейн, Г. Хаг-Гельмут
назвали детскую игру методом лечения,
при котором дети развивают свои способности,
учатся преодолевать конфликты. Начиналось
все с рисования, когда ребенок рисует
свой дом, свою семью и таким образом символически
высказывает то, что пока ему не удается
выразить словами – свои страхи, эмоциональное
состояние, психологические травмы. В современной
отечественной науке технологии использования
элементов игротерапии представлены в
исследованиях А. В. Захарова, М. И. Чистяковой,
М. Э. Вайнер, Г. А. Широковой, Л. Костиной.
Л.С.Выготский подчеркивал неповторимую
специфику игры. Она заключаются в том,
что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным
подчинением правилам игры. Такое добровольное
подчинение правилам происходит в том
случае, когда они не навязываются извне,
а вытекают из содержания игры, ее задач,
когда их выполнение составляет главную
задачу. В ходе игры ребенок учится действовать
сообща, согласованно, считаться с интересами
других участников игры, подчинять свои
интересы общим, уступать, т.е. приобретает
навыки коллективной деятельности, поведения
в коллективе. Игра дает средства для разрешения
конфликтов и выражения чувств. В процессе
игры дети часто отыгрывают то, что им
пришлось пережить, таким образом, пытаясь
понять свои переживания.
С помощью игры можно научить
детей правильно строить диалог, влиять
на психику, убавлять гиперактивность
и агрессию, можно подсказать правильное
поведение, объяснить определенную ситуацию
или даже вылечить только зарождающуюся
психотравму.
Когда взрослые играют с детьми,
они сами как будто попадают в своё детство,
становятся более непосредственными в
общении и начинают лучше понимать детей.
Игра имеет исключительное
значение для психического развития ребёнка.
Она позволяет сохранять и приобретать
психическое здоровье, определять отношения
с окружающими. Игра помогает ребёнку
приобрести определённые навыки в той
или иной деятельности, в том числе и в
общении, усвоить социальные нормы поведения,
повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное
и физическое состояние. Игра обладает
лечебным действием, избавляет от психотравмы,
позволяя пережить травмирующие жизненные
обстоятельства в облегчённой форме. Отправная
точка начала игротерапии – это полное
принятие индивидуальности ребёнка, уважение
его желаний.
Для детей, обучающихся в школе
VIII вида, характерны замедленный темп
сенсорного восприятия, нарушение памяти
и мышления. Нарушения непосредственной
памяти у детей проявляются в том, что
они усваивают все новое очень медленно,
лишь после многих повторений, быстро
забывают воспринятое и, главное, не умеют
вовремя воспользоваться приобретенными
знаниями и умениями на практике. И это
не позволяет ребенку получить полноценные
представления об окружающем его мире.
Большинство детей приходит в школу со
слабым физическим здоровьем, плохо развитой
мелкой моторикой. Что бы помочь учащимся
с нарушением интеллекта успешно адаптироваться
в школе и активно включиться в учебно-воспитательный
процесс необходимо укреплять психику
ребенка, развивать мышление и память.
Со всем этим и помогает справиться игра.
Игры стимулируют психическую и физическую
активность детей, создают благоприятные
условия для развития речи, сообразительности,
памяти, воображения. В совместных играх
у детей с нарушением интеллекта воспитывается
чувство коллективизма и взаимопомощи.
Игротерапия является средством
профилактики и коррекции поведения детей
младшего школьного возраста с нарушениями
интеллекта благодаря тому, что метод
игротерапии сильнее затрагивает глубокие
эмоциональные переживания ребенка. Детей
с нарушением интеллекта надо учить производить
игровые действия, предварительно разложив
их на отдельные этапы. Каждый этап необходимо
объяснить, помочь ребенку выполнить сначала
каждый этап отдельно, а затем и все игровое
действие. Успешность игрового коррекционного
воздействия заложена в общении взрослого
и ребенка через выражаемые в игре чувства.
Подвижные игры служат средством коррекции
моторных нарушений, так как большинство
таких детей имеет двигательные нарушения.
Дидактические игры - одно из средств развития
внимания, памяти, мышления и речи. Среди
дидактических игр различают игры-занятия,
игры–упражнения. Для дидактической игры
характерно наличие игрового замысла
или игровой задачи. Существенным элементом
дидактической игры являются правила.
Выполнение правил обеспечивает реализацию
игрового содержания. Наличие правил помогает
осуществить игровые действия и решить
игровую задачу. Таким образом, ребенок
в игре учится непреднамеренно. В сюжетных
и ролевых играх дети действуют с различными
предметами: сравнивают их, сопоставляют,
отвлекаются от одних качеств и дополняют
воображением другие. Это способствует
развитию мышления и воображения. В процессе
сюжетно-ролевой игры могут быть созданы
такие ситуации, которые не возникают
в практическом обиходе и с помощью которых
можно обогащать знания детей, их речевой
запас. Театрализованные игры - это разновидность
сюжетно-ролевых игр, однако, они развиваются
по заранее подготовленному сценарию,
в основе которого - содержание сказки,
рассказа. Тут необходимы и выразительные
интонации и соответствующая мимика.
Усвоение программного материала
в школе VIII вида зависит от правильного
выбора методов обучения. При этом каждый
педагог должен помнить о возрастных особенностях
детей и развивать познавательный интерес,
устойчивое внимание, творческие способности,
эстетический и художественный вкус, корригировать
мелкую моторику, воспитывать умение бесконфликтного
взаимодействия, самостоятельности.
Данная психокоррекионная программа
включает 12 занятий:
- вводное (одно занятие),
- уточнение проблемы (два занятия),
- работа над проблемой (семь
занятий),
- закрепление материала (одно
занятие),
- выход из проблемы (одно занятие).
Цель: развитие механической и логической
памяти младших школьников с нарушениями
интеллекта с помощью методов игротерапии.
Задачи программы:
- Развитие познавательной сферы
учащегося;
- Формирование коммуникативных
навыков;
- Обогащение представления об окружающем мире,
- Развитие двигательной сферы,
в том числе мелкой моторики;
- Формирование умения выражать
свои чувства и отношение;
- Развитие общих речевых навыков
(ритма, темпа, интонационной выразительность
речи);
- Развитие общей моторики; координации
движений (речь с движениями)
- Развитие мелкой моторики (пальчиковая
гимнастика, пальчиковый игротренинг)
- Развитие высших психических
функций
- Развитие артикуляционной моторики
Методы групповой психокоррекции:
игротерапия и дискуссии.
Период проведения: 7.12.14 – 21.12.14
Частота встреч: два раза в неделю: вторник и пятница.
Продолжительность занятий: 50
минут.
Состав группы: дети младшего школьного возраста, 4-6
человек 8-9 лет с нарушениями интеллекта.
Место проведения: игровая комната.
Анализируя коррекционно-развивающую
работу, можно сказать, у большинства детей
наблюдается положительная динамика в
развитии личности: раскрывается творческий,
нравственный, интеллектуальный потенциал,
развиваются навыки межличностного взаимодействия
со сверстниками и взрослыми, появляется
уверенность в собственные силы.
Занятие №1-вводное
Цель
занятия: познакомиться друг с другом,
создать доброжелательную обстановку.
Оборудование: мягкая игрушка «Зайчик», релаксационная музыка
для упражнений, простые и цветные карандаши,
листы А4, краски, кисти для рисования.
.
Содержание
1. Организационный
момент
Психолог: «Здравствуйте,
ребята! Меня зовут.…Спасибо, что пришли.
На этих занятиях мы будем с вами играть,
рисовать, слушать и анализировать.
И сегодня нас ждет удивительная
встреча с самым необычным сказочным героем.
Посмотрите в окно: какое яркое
солнце! Солнечный зайчик заглянул
тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше
по лицу, нежно погладь его ладонями: на
лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке.
Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть.
Погладь голову, шею, руки, ноги... Он забрался
на животик, погладь его там. Солнечный
зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь
его и подружись с ним. Отлично! Мы подружились
с «Солнечным зайчиком», глубоко вздохнем
и улыбнемся друг другу. Как здорово, что
мы с вами встретились!»
2. Основная часть
- «Знакомство друг с другом и с солнечным зайчиком»
Играющие
дети сидят в кругу. Первый
называет свое имя, второй –
имя первого и свое, третий
– имена первого и второго,
потом – свое и т.д., пока
круг не замкнется. В итоге последний
ребенок в круге говорит имена всех играющих,
а затем и свое имя.
А вот и он зайчонок, с которым
вы уже познакомились. Посмотрите на него,
потрогайте. Что вы ощутили? В дальнейшем
это зайчонок будет вашим верным другом.
Хотите мы его назовем? Как?
- «Рисунок мой друг солнечный
зайчик»
Участникам группы предлагается
разный изобразительный материал и дается
задание нарисовать нашего друга зайца
и то, что его окружает.
Обсуждение.
1. Ребенок рассказывает
о своем новом друге зайчике, как он этого
хочет.
2. Комментирует
те или иные части рисунка, проясняет их
значение.
3. Заключительный
этап
Все участники встаю в круг,
берутся за руки и желают друг другу всего
самого доброго и хорошего
Занятие №2
Цель: усиление чувства сплоченности
группы, формирование положительного
эмоционального настроя, нахождение адекватных
формулировок для своих впечатлений, взаимопонимание,
уважение друг к другу.
Оборудование: мягкая игрушка «Зайчик», релаксационная музыка
для упражнений, карточки для индивидуальной
работы, простые и цветные
карандаши, листы А4, краски, кисти для рисования.
Содержание
- Организационный
момент
Психолог: «Здравствуйте!
Проходите, пожалуйста. Солнечный зайчик
рад видеть вас у себя в гостях. И сегодня
он хочет поздороваться с вами так, как
принято у него. Приветствовать друг друга
мы будем не словами, а с помощью рук. Я
дотронусь до того кто сидит справа от
меня, а он приняв мое приветствие передаст
его соседу, и так далее пока мое приветствие
не вернется ко мне с другой стороны. Замечательно!»
2. Основной этап
I. «Где и как живет зайчик»
А сейчас заяц предлагает посмотреть
его фотографии. Дети сидят в кругу, им
демонстрируются картинки с несложным
сюжетом. Картинки проходят по кругу и
задача вспомнить, что было на первой картинке,
сюжет подробности.
Далее психолог задает вопрос:
«А вам интересно как живет зайчик?» Заяц
называет пару предметов, а ребенок говорит,
что может быть снаружи, а что внутри. Дом
– шкаф; книга –шкаф; аквариум – рыба.
II. «Нарисуй дом для зайчика»
Зайчик рассказал,
как он строил дом. Участникам группы предлагается
разный изобразительный материал и дается
задание нарисовать для нашего друга зайца
дом, и рассказать о последовательности
этапов постройки дома.
Обсуждение.
1. Ребенок рассказывает
о последовательности постройки
дома.
2. Комментирует
те или иные части рисунка, проясняет их
значение.
3.Заключительный
этап
Психолог расспрашивает детей,
о том, что они запомнили, побывав в гостях
у зайчика. Дети садятся в круг и делятся
своими впечатлениями. А теперь давайте
попрощаемся. Дети встают в круг, берутся
за руки и передают свое тепло человеку
стоящему рядом. Дети слегка пожимают
друг другу руки.
Занятие № 3
Цель: развитие мышления учащихся,
смекалки, закрепление знаний об окружающем
мире.
Оборудование: зайчик, мяч малый с шипами
(массажный), релаксационная музыка для
упражнений, карточки с заданиями по количеству
учащихся для индивидуальной работы, простые
и цветные карандаши, листы А4, краски, кисти для рисования.