Лекции по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 12:31, курс лекций

Описание работы

ЛОГИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА.
План: \ , ;
1. Предмет Логики и особенности ее законов.
2. Основные этапы развития Логики.
3. Понятие - основная логическая форма.

Файлы: 1 файл

ЛОГИКА.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

УЗБЕКСКОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ ТАШКЕНТСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра философии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИОННЫЕ  МАТЕРИАЛЫ ПО «ЛОГИКЕ»   в курсе  «ФИЛОСОФИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ташкент 2003

 

 

ЛОГИКА  КАК ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА.

План:    \       ,  ;

  1. Предмет Логики и особенности ее законов.
  2. Основные этапы развития Логики.
  3. Понятие - основная логическая форма.

Слово "Логике? происходит от греческого "logos", т.е. разум, смысл, закон. Сейчас этим термином обозначается наука, изучающая законы и формы правильного мышления, т.е. объектом Логики является мышление.

Поскольку мышление — сложный и многогранный процесс, то оно изучается многими науками: психологией, физиологией, кибернетикой и др. Логика изучает абстрактное мышление, т.е. отражение мира в понятиях, умозаключениях, гипотезах, теориях, позволяющих проникать в сущность, в глубинные закономерные связи действительности, творчески преобразовать их сначала в мыслительных образах, а затем и на практике. Особенностью логического подхода к мышлению является то, что она изучает именно формы мысли, их особенности, структуру, свойства, отвлекаясь от того конкретного' содержания, которое эти формы могут нести, от конкретной реализации этих форм в действиях человека, в кибернетических устройствах. Поэтому Логику принято называть формальной. Логической формой конкретной мысли является строение этой мысли, т.е. ее способ связи ее составных частей. Структуру мысли, т.е ее логическому форму, можно выразить при помощи символов, которые облегчают человеку оперирование с логическими формами .

Рассмотрим  несколько логических форм: "Все  люди смертны", "Все бабочки - насекомые", "Все волки - хищники". Содержание этих высказываний разное, а формы одни: "Все S есть Р". S (субъект) - э^о то, о чем идет рассуждение, а Р (предмет) - это то, что выступает признаком предмета рассуждения.

Возможна  и иная структура рассуждения: "Если металл нагреть, он расширяется". "Если студент изучает Логику, то он повышает четкость своего мышления". Формы этих различных по содержанию мыслей одна и та же: "Если S есть Р,то S есть Р". Этот аспект взаимосвязи формы и содержания мыслей и определяют особенности формальной логики как науки. Общезначимыми средствами мысли является правила (принципы), логические операции, приемы и процедуры, формально-логические законы, лежащие в их основе. Их назначение - Обеспечить правильность абстрактного мышления.

Теперь  можно  конкретизировать  предмет  формальной логики. В нее входят:

A) формы мыслительного процесса - понятия,  суждения, 
умозаключения, гипотезы и т. п.

Б) формально-логические законы, которым должно соответствовать  мышление в процессе познания, как объективного мира, так и самого себя.

B) методы получения нового знания через использование 
сходства, различия, сопутствующих изменений, коррекции и

т. д.

Г) способы  доказательства истинности или ложности добытых

знаний, опровержение сомнительных утверждений.

Мышление  как отражение объективного мира протекает, если оно хочет быть правильным, не хаотично, а закономерно. При этом оно должно учитывать как действия законов объективной реальности, так и требования тех, которые обеспечивают его собственную правильность, т. е. логических. Логические законы - это внутренняя, существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между элементами мысли и самими мыслями. В логике известно 4 основных закона: тождество, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания.

Эти законы называются основными, потому что 
выражают наиболее важные принципы правильного 
мышления: определенность, непротиворечивость,

последовательность  и обоснованность или доказательство. Первые три закона были открыты и сформулированы Аристотелем, а четвертый приписывается Лейбницу.

Закон       тождества выступает        основанием

определенности  и ясности мышления. Он формулируется так: "В процессе любого мышления каждое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе", т. е. употребляться в одном и том же смысле и значении. Символически этот закон выражается так: А=А, А есть А.

Из этого  закона вытекает принципиальное требование: нельзя отождествлять различные мысли, и нельзя тождественные считать нетождественными.

Отождествление  различных мыслей или различение 
тождественных возникает, например, в связи с особенностями 
их языкового выражения, особенно при употреблении 
синонимов и омонимов. Например, под термином 
«заключение»      понимается      вывод,     вытекающий и

сопоставление нескольких суждений. Но этим же термином обозначается лишение какого - либо лица свободы, арест, взятие под стражу. При использование этого термина нужно точно установить в каком смысле он употребляется.

Вторым   формально   -   логическим   законом   принято считать закон непротиворечия.

Аристотель  считал "самым достоверным из всех начал" следующее: "невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении". Коротко этот закон формулируется так: "невозможно что - либо вместе утверждать и отрицать". Символически это выглядит так:

  1. данное S есть Р - данное S не есть Р.
  2. ни одно § не есть Р - все S есть Р.
  3. все S есть Р - некоторые S не есть Р.
  4. ни одно S не есть Р - некоторые S есть Р.

Сегодня этот закон формулируется в логике так: "Два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении ". (Неверно, что А и не А одновременно истинны).

Сознательное  использование закона непротиворечия помогает обнаруживать и устранять противоречия в своих и чужих рассуждениях,, вырабатывать критическое отношение по всяким неточностям, софистическим уловкам, двусмысленностям, непоследовательности в мыслях. Закон непротиворечия указывает, что из двух противоположных суждений одно обязательно ложно, а вопрос о втором суждение остается открытым: оно может быть и истинным и ложным.

Отношения между  двумя противоречащими суждениями выражает закон исключенного третьего: два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными: одно из них необходимо истинно; другое - необходимо ложно; третьего суждения быть не может.

Символически  это обозначается так: или А, или не А. Этот закон тоже обеспечивает последовательность и непротиворечивость мышления. Он не указывает, какое из двух противоречащих ' суждений будет истинным по своему содержанию. Этот вопрос решается практикой, устанавливающей соответствие или несоответствие суждений объективной реальности. Он только ограничивает круг исследования истины двумя исключающими альтернативами и способствует рациональному разрешению возникшего противоречия. Закон исключенного третьего требует ясных определенных ответов, указывая на невозможность отвечать на один и тот же вопрос в одном и том же смысле и "да" и "нет", на невозможность искать нечто среднее между утверждениями чего-либо и отрицанием того же самого.

Наши мысли -о каком-либо событии, явлении могут  быть истинными и ложными. Считая, что наша мысль истина, нам нужно доказать это, т.е. установить ее соответствие действительности, обосновать свое утверждение. Требование обоснованности суждений, доказательность утверждений выражает закон достаточного основания, открытие которого приписывают Лейбницу, и формируется так: всякая истинная мысль должна иметь достаточное основание. Символически это можно выразить так: А есть потому, что есть В.

А - это  логическое  следствие,  вытекающее  из  предыдущего утверждения, которое считается доказанным. В - логическое основание, т.е. мысль, из которой вытекает, может быть выведена другая мысль.

Благодаря развитию научных знаний человек в качестве оснований своих мыслей может использовать не только собственный опыт, индивидуальную практику, но опыт всего человечества, закрепленный в законах и аксиомах любой отрасли теоретического знания, в принципах и положениях, апробированных в любой области человеческой деятельности. Требование закона достаточного основания сводится к тому, что всякое утверждение, прежде чем быть принятым за истину, должно быть обосновано. Ничего нельзя принимать на веру.

Законы  формальной логики выполняют важную 
методологическую функцию, выступая принципами, 
обеспечивающими наиболее общие условия правильности 
мышления: определенности, последовательности,

доказательности.

~ Логика, как часть  философии, является весьма древней наукой, ее начало относится к 1-тысячалетию до н.э. Уже в древнекитайской и древнеиндийской философии присутствуют элементы логического мышления. Но подлинной родиной логики как науки, т. е. систематизированной и структурированной совокупности знаний, описанных законов и принципов, по праву считается Греция и ее всемирно признанный корифей -Аристотель.(384-322'д. н. э.). Именно он дал описание основных логических форм, выявил три основных закона, указал на правила и принципы объективного отражающего мир мышления. Им же разработана концепция дедуктивных умозаключений, правило пользования категорическим силлогизмом как наиболее существенным обоснованием истинности вновь приобретаемого знания.

В   дальнейшем   его   взгляды   были   развиты   и   дополнены

(индуктивные   умозаключения) англичанами     Ф. Бэконом      и

Дж. Ст. Миллем, немцами Лейбницем и Гегелем. Считается, что

полностью статус самостоятельной науки Логики приобрела в середине 19 века. В это же время начался новый этап в развитии ее трудами Дж. Буля, Оде Леоргана, П. С. Попецкого. Принципиальное отличие этого этапа заключалось в примени методов математики к исследованию логических связей, что в конце концов оформилось как математическая или символическая логика. Сейчас примерно 12 научных дисциплин связаны с логикой, выступают ее модификациями. Но при всем различии оМеждУ собой все они предметом изучения имеют формы мышления как инструмента познания.

Исходной  и самой распространённой, самой  употребительной (у     логической формой является понятие. Ему можно дать такое определение:   "Понятие   есть   логическая   форма,   в   которой 1 ■   признаки, существенные для того или иного предмета, мыслятся

;

 как существующие  вместе". Как образуются понятия? Например, Фейербах считал, что чувственные восприятия или представления, многократно повторяясь, т.е. своим числом образуют понятия. Однако это далеко не так. Чувственные формы отражения дают знание внешнего, а понятие, как абстрактная форма, даёт понимание внутреннего, существенного, основного.

Логическими приёмами, формирующими понятия, закрепляемые словесными выражениями, выступают: анализ, синтез, сравнение, абстрагированные, ограничение, обобщение.

Анализ - это  мысленное расчленение предметов  на их составные части, мысленное выделение присущих им признаков. Например, для образования понятия "яблоко" при изучении реального иода выделяются такие составляющие как вес, вкус, форма, цвет, размер.

Синтез - обратная процедура, т.е. мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, выделенных в анализе. Например, понятие "русалка". В реальности такого феномена нет, но есть изящные рыбьи хвосты, есть красивые женские бюсты. А наше мышление их синтезирует. Это, в частности, говорит о том, что человеческое сознание не только отражает, но и творит мир.

Сравнение - мысленное  установление сходства или различия предметов по какому- либо принятому признаку: больше- меньше, ближе - дальше, ярче - бледнее и т.д.

Абстрагирование - мысленное отвлечение от одних признаков предмета к выделение других. Взять понятие "человек", в нём фиксируются способность сознания и активной трудовой деятельности - это главное, а от цвета глаз, роста, наличия или отсутствия бороды - можно отвлечься.

Обобщение - мысленное  объединение предметов или явлений в соответствии с избранным признаком в единое целое: стол, стул, шкаф, диван,, комод - мебель.

Ограничение - мысленное сокращение признаков, характеризующих тот или иной предмет мысли. Например, понятие "студент" и "второкурсник". Ясно, что все "второкурсники" являются "студентами", но не все студенты второкурсники.

Все эти логические приемы взаимосвязаны и отображают единый комплексный процесс, результатом которого и является логическая форма мысли - понятие. Понятие всегда принято характеризовать с двух сторон: со стороны содержания и со стороны объема. Содержание понятия есть совокупность существенных признаков предмета или класса предметов. Содержанием понятия квадрат является совокупность существенных признаков: все углы прямые, а стороны - равные. Объемом понятия показывает класс обобщаемых в нем предметов. Класс обычно состоит из отдельных объектов, которые называются его элементами.

Информация о работе Лекции по "Логике"