Курс лекций по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 14:15, курс лекций

Описание работы

Для выяснения предмета логики можно использовать несколько методов, каждый из которых дает определенный результат.
Первый метод– этимологический. Он заключается в том, что требуется прояснить значение слова, которое используется для названия данной науки. Термин «логика» восходит к древнегреческому слову «логос», означавшему слово, мысль, понятие, рассуждение и закон. Древнегреческие философы считали, что в речах человека есть некая сила. Она побуждает, сказав «А», сказать и «Б». В основе этого принуждения лежит человеческий разум, который отыскивает в природе необходимое и отбрасывает случайное.

Файлы: 1 файл

контрольные вопросы по логике.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

9. ВИДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЙ 
ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ

 

      По характеру  определяемого определения подразделяются на два вида: реальные и номинальные. 
      Реальное – это определение самого предмета, отраженного в понятии. Примеры таких определений дают энциклопедии и специальные научные словари. 
      В номинальных определениях раскрывается смысл самого слова. 
      Примером данного определения служат толковые словари. 
      По характеру определяющего определения выделяются через ближайший род и видовое отличие, а также соотносительные определения. 
      Определение через ближайший род и видовое отличие имеет множество разновидностей: генетическое определение, сущностное определение, функциональное определение, структурное определение. 
      Деление – это логическая операция, при помощи которой развивается объем понятия. Благодаря делению выявляется круг предметов, на которые распространяется слово, выражающее понятие о них. 
      Деление следует отличать от мысленного расчленения. Первое есть деление рода на виды, а второе – членение целого на части. 
      Деление – это родовое понятие, объем которого раскрывается через составляющие его виды. 
      Члены деления – полученные в результате самой операции виды родового понятия. 
      Основание деления – признак, по которому производится эта операция. 
      В зависимости от характера признака различают следующие виды деления: 
      1) деление по наличию или отсутствию признака, служащего основанием деления; 
      2) деление по видоизменению признака, положенного в основание этой операции; 
      3)смешанное деление. 
      Классификацией называется распределение вещей по классам согласно сходству между ними. Классификация вещей, или распределение их по классам, преследует определенные задачи, которые можно формулировать так: распределение вещей по группам в таком порядке, который наиболее полезен для припоминания вещей и для определения их свойств. 
      Классификация широко используется в науке, и именно здесь встречаются наиболее сложные и совершенные классификации. Отличным примером научной классификации является Периодическая система элементов Д. И. Менделеева. Она фиксирует связи между химическими элементами и определяет место каждого из них в единой таблице. Первое требование хорошей классификации заключается в том, чтобы пункты сходства, на основании которых мы составляем классы, были важны в практическом отношении. 
      Требование классификации состоит в том, чтобы она давала возможность сделать наибольшее число утверждений. Та классификация будет наилучшей, в которой предметы сходны друг с другом в возможно большем числе признаков. Выделяют следующие виды классификаций: 
      1) естественная классификация. В качестве ее основания берутся существенные признаки, из которых вытекают многие производные свойства упорядочиваемых объектов; 
      2) искусственная классификация – использует для упорядочения объектов несущественные признаки, вплоть до ссылки на начальные буквы классифицируемых объектов. 
      Искусственная классификация дает очень скудные и неглубокие знания о своих объектах; естественная же классификация приводит их в систему, содержащую наиболее важную информацию о них.

11. СУЖДЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ

 

      Более сложной по сравнению с понятием формой мышления выступает суждение. Оно включает понятие, но не сводится к нему, а представляет собой качественно  особую форму, выполняющую иные свои функции в мышлении. В нем утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком или отношение между предметами. Суждение обладает свойством выражать либо истину, либо ложь. 
      Истинное суждение – суждение в котором мысль, отражая действительность, во-первых, связывает то, что связано в самой действительности; во-вторых, в истинном суждении мысль связывает предметы и разделяет их таким образом, каким они связываются и разделяются в самой действительности. 
      Ложное суждение – суждение в котором мысль, во-первых, связывает то, что не связано в самой действительности, и разделяет то, что в самой действительности СОсвязано, во-вторых, суждение ложно даже в тех случаях, когда оно, пытаясь соединить то, что соединено в самой действительности, связывает предметы не так, как они связаны в самой действительности. 
      Каждое суждение обладает определенной структурой, состоящей из двух тесно связанных между собой компонентов: субъекта и предиката. 
       Субъект суждения– это понятие, о котором что-либо утверждается или отрицается, сокращенно обозначается в логике буквой «S». 
       Предикат суждения– это понятие о том, что именно утверждается или отрицается о некотором другом понятии, сокращенно обозначается буквой «Р». 
      Субъект и предикат называются терминами суждения. В этом состоит одна из логических функций понятий. 
      Термины суждения носят соотносительный характер. Один не существует без другого. Однако роль 
      терминов в суждении далеко не одинакова. Субъект содержит уже известное знание, а предикат несет о нем новое знание. 
      Отношение между субъектом и предикатом раскрывается посредством логической связки и в языке выражается словами «есть» («не есть»), «является» («не является»), «представляет собой» («не представляет собой») и др. Иногда связка отсутствует, а логическое соотношение между субъектом и предикатом раскрывается посредством грамматического согласования слов: «Конституция принята». 
      Материальной формой суждения, ее носителем является предложение. Повествовательные предложения выражают суждение. В вопросительных предложениях суждения содержатся неявно. Побудительные предложения, подобно вопросительным, также основаны на каких-либо суждениях. В полном смысле суждения выражают только повествовательные предложения. 
      Обладая определенной структурой, суждения различаются прежде всего по степени сложности. В зависимости от этого суждения делятся на две большие группы – простые и сложные. 
       Простые суждения– это суждения, в которых нельзя выделить правильную часть, которая в свою очередь была бы самостоятельным суждением. Например: «Я – человек» или «Ничто человеческое мне не чуждо». 
      Сложные суждения состоят из двух или более простых суждений, они выражаются при помощи сложных предложений или предложений с однородными членами. Например: «Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо».

12,13. ВИДЫ ПРОСТЫХ СУЖДЕНИЙ. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРОСТЫМИ СУЖДЕНИЯМИ

 

      Поскольку в простых суждениях выражается безусловная связь между компонентами мысли, то их еще называют категорическими. 
      Особое значение в логике придается делению простых суждений на виды по характеру связки (ее качеству) и субъекта (по его количеству). 
       Качество суждениявыражает не фактическое содержание, а логическую форму: утвердительную или отрицательную. 
      По характеру связки простые суждения делятся на утвердительные и отрицательные. 
      В утвердительных суждениях раскрывается наличие какой-либо связи между субъектом и предикатом: «S есть Р». 
      В отрицательных суждениях раскрывается отсутствие той или иной связи между субъектом и предикатом: «S не есть Р». 
      Также простые суждения делятся по количеству. 
      Количество суждения определяется логическим объемом суждения. В зависимости от этого выделяются общие, частные и единичные суждения. 
      Общими называются суждения, в которых что-либо утверждается для всей группы предметов в раздельном смысле: «Все S есть Р» («Ни одно S не есть Р»). 
      Частные суждения – это суждения, в которых что-либо высказывается о части какой-то группы предметов: 
      «Некоторые S есть (не есть) Р». 
       Единичные суждения– это такие суждения, в которых нечто высказывается об отдельном предмете мысли: «Это S есть (не есть) Р». 
      В логике большое значение придается объединенной классификации суждений по их количеству и качеству. Выделяют четыре вида таких суждений: общеутвердительные, частноутвердительные, общеотрицательные, частноотрицательные. 
       Общеутвердительнымиявляются суждения, которые по количеству общие, а по качеству – утвердительные. Например: «Все адвокаты – юристы». 
       Частноутвердительные суждения– частные по количеству, утвердительные по качеству. Например: «Некоторые свидетели дают достоверные показания». 
       Общеотрицательные– общие по количеству, отрицательные по качеству. Например: «Ни один обвиняемый не оправдан». 
       Частноотрицательные– частные по количеству, отрицательные по качеству. Например: «Некоторые свидетели не дают верных показаний». 
      Предикат суждения, будучи носителем новизны, может иметь различный характер. С этой точки зрения выделяют: атрибутивные, реляционные и экзистенциальные. 
       Атрибутивные суждения– раскрывают наличие или отсутствие у предмета мысли тех или иных свойств или признаков: «СНГ непрочен». 
       Реляционные суждения– раскрывают наличие или отсутствие у предмета мысли того или иного отношения к другому предмету: «СНГ не равно СССР». 
       Экзистенциальные суждения– раскрывают наличие или отсутствие предмета мысли: «СНГ существует». 
      Отношения между простыми суждениями определяются, с одной стороны, их конкретным содержанием, а с другой – логической формой. По содержанию простые суждения бывают сравнимые и несравнимые. 
      У несравнимых суждений предметные области совершенно не совпадают. 
      Сравнимые суждения имеют одинаковые термины, но могут различаться по количеству и качеству.

14. СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ, ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СЛОЖНЫМИ СУЖДЕНИЯМИ

 

      Сложные суждения образуются из простых путем  их соединения. Сложные суждения могут  быть истинными или ложными, истинность или ложность которых зависит прежде всего от истинности или ложности составляющих его простых и иных суждений. 
      В сложных суждениях, в отличие от простых, одновременно раскрывается не одна, а несколько связей между предметами мысли. Основными структурообразующими элементами выступают самостоятельные суждения. 
      Не всякое сложное суждение выражается сложным предложением, но всякое сложное предложение выражает сложное суждение. 
       Выделяют следующие виды сложных суждений:1)соединительные (конъюнкция); 
      2) разделительные (дизъюнкция); 
      3) условные (импликация); 
      4) эквивалентные. Конъюнкция– образуется из нескольких простых, 
      связанных логической связкой «и». Например, «Никто не забыт и ничто не забыто» – А В. (Где А – Никто не забыт; В – ничто не забыто. А и В – члены конъюнкции). 
      Для конъюнкции свойственна взаимозаменяемость положения членов конъюнкции: А В, или В А. 
      Дизъюнкция состоит из нескольких простых, связанных логической связкой «или»: А V В. 
       Выделяют две разновидности разделительного суждения:  
      1) нестрогую (слабую) дизъюнкцию; 
      2) строгую (сильную) дизъюнкцию. 
       Слабая дизъюнкция– объединяемые ею суждения не исключают друг друга, т. е. вместо «или» можно поставить «и» (символ V). Слабая дизъюнкция истинна в тех случаях, когда истинно одно из суждений (или оба), и ложна, когда оба суждения ложны. 
       Сильная дизъюнкция– образуется логической связкой «либо», и ее составляющие исключают друг друга. Строгая дизъюнкция истинна только тогда, когда одно из суждений истинно, а другое – ложно. 
       Импликация– суждения объединяются на основе логической связки «если... то», например: «Если будет хорошая погода, то соревнования состоятся». 
       Эквивалентные суждения– это суждения с взаимной условной зависимостью, выражаемые логической связкой «если и только если..., то...». Например, если и только если человек достиг пенсионного возраста, то он имеет право на получение пенсии по возрасту. 
      Между сложными суждениями существуют определенные отношения, они могут быть совместимыми и несовместимыми. 
      Совместимые суждения – это суждения, которые могут быть одновременно истинными. 
       Выделяют три вида совместимости сложных суждений:  
      1) эквивалентность; 
      2) частичная совместимость; 
      3) подчинение. 
       Эквивалентнымиявляются суждения, являющиеся истинными или ложными одновременно. 
       Частично совместимымиявляются суждения, которые могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными. 
      К подчиненнымотносятся такие суждения, в которых при истинности подчиняющего подчиненное всегда истинно. 
      Суждения, которые одновременно не могут быть истинными, являются несовместимыми. 
       Выделяют два вида несовместимости:1) противоположность; 2) противоречие. 
       Противоположность– отношение между суждениями, которые одновременно не могут быть истинными, но могут быть одновременно ложными. 
       Противоречащимиявляются суждения, которые не могут быть одновременно истинными и ложными.

15. РАСПРЕДЕЛЕННОСТЬ ТЕРМИНОВ В СУЖДЕНИИ. МОДАЛЬНОСТЬ СУЖДЕНИЙ

 

      Термин  распределенный, если то, что о нем  высказывается в суждении, относится  ко всему классу предметов. Если же термин мыслится в суждении в части  своего объема, то он является нераспределенным. 
      Анализ распределенности терминов, входящих в суждение, имеет значение для установления правил возможных преобразований формы суждений, а также (в особенности) для установления правил выводов, которые могут быть получены из суждений. 
      Но способ распределенности понятий в суждениях имеет значение не только при преобразовании формы суждения. Способ распределенности понятий в суждении имеет значение также и во всех случаях, когда мы делаем выводы. 
      Логика изучает все возможные случаи распределенности субъекта и предиката в суждениях, зависящие от различий между суждениями по качеству и по количеству. 
      В общеутвердительных суждениях о принадлежности предмета классу предметов субъект распределен, предикат не распределен. 
      В частноутвердительных суждениях о принадлежности предмета классу предметов субъект всегда не распределен, предикат же не распределен в суждениях, где субъект и предикат – понятия перекрещивающиеся, и распределен также в суждениях, где предикат подчинен субъекту. 
      В общеотрицательных суждениях и субъект, и предикат суждения распределены. 
      В частноотрицательных суждениях субъект не распределен, а предикат распределен в обоих случаях. 
      Рассмотрев распределенность субъекта и предиката в суждениях всех видов качества и количества, можно сделать следующие выводы: 
      1) субъект распределен в общих суждениях и не распределен в частных; 
      2) предикат распределен во всех отрицательных суждениях и в тех частноутвердительных, в которых предикат подчинен субъекту. Предикат не распределен в общеутвердительных и в тех частноутвердитель-ных суждениях, в которых субъект и предикат – понятия перекрещивающиеся. 
       Модальность– это в суждении дополнительная информация о степени его обоснованности, логическом или фактическом статусе, о регулятивных, оценочных и других характеристиках. 
       В логике выделяют три вида модальности:  
      1) алетическую; 
      2) деонтическую; 
      3) эпистемическую. Алетическая модальность– выражается в суждении в терминах «необходимо», «случайно» или «возможно», «невозможно» – информация о логической или фактической обусловленности суждений. 
      Суждения, выражающие вероятность высказываемого утверждения, называются вероятными. 
       Деонтическая модальность– это выраженные в суждении просьба, совет, приказ или предписание, побуждающие кого-либо к совершению определенных действий. 
       Эпистемическая модальность– это выраженная в суждении информация достоверного знания, выраженная в суждении степень его обоснованности. 
       Данная модальность определяет, на каком основании было принято данное суждение – на вере или на знании:  
      1) вера – это принятие как истинных, так и ложных чужих мнений; 
      2) знание – это принятие как истинного, так и ложного суждения в результате его обоснования другими суждениями, из которых данное суждение вытекает как следствие.

Информация о работе Курс лекций по "Логике"