Гипотеза, логическое строение гипотезы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:26, реферат

Описание работы

Несомненно, каждый человек обладает в той или иной степени развитой логической интуицией, логическим опытом. Подобный опыт появляется в процессе социокультурного воспитания и позволяет регулировать интеллектуальное взаимодействие людей в различных сферах общения или познания.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие логики и ее развитие………………………………………………....4
2. Роль гипотез в науке…………………………………………………………..11
3. Логическая структура гипотезы, ее виды……………………………………14
4. Этапы разработки гипотезы………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

логика.docx

— 46.88 Кб (Скачать файл)

В XVIII веке были опубликованы еще несколько работ, касающихся логики. Наиболее важными из них  являются "Философические предложения..." Якова Козельского и "Письма о разных физических и философических материях..." Л. Эйлера), где впервые им были использованы "круглые фигуры... весьма способные к облегчению наших рассуждений о сей материи, и к познанию таинств, которые в логике превозносятся, и в оной с трудом доказывается то, что посредством фигур тотчас взору представляется"

Широкое распространение  логики в России началось в XIX веке, когда с развитием высшего  светского, университетского образования, где логика была обязательной учебной  дисциплиной, стали чаще издаваться учебники и учебные пособия по логике. Можно говорить даже о формировании университетской логики в первой половине XIX века, она представлена именами П. Любовского, И. Любачинского, П. Лодия, А. Галича, Н. Рождественского и др.

Однако, подлинный расцвет, связанный и с новаторскими разработками логики, падает на вторую половину этого  века, на его конец и начало века ХХ. Он представлен именами В.Н. Карпова, М.И. Владиславлева, М.И. Каринского, Н.Я. Грота, Л.В. Рутковского, А.И. Введенского, П.С. Порецкого, Е.Л. Буницкого, С.О. Шатуновского, Н.А. Васильева, С.И. Поварнина и некоторых др. Этот период характерен еще и тем, что учебная литература по логике издавалась не только для вузов и гимназий, но и для самообразования, а это свидетельство ее широкого вхождения в общественное сознание. Однако, длилось сие недолго.

Послереволюционный период истории логики в советской России был неблагоприятен для формальной логики, она искусственно противопоставлялась  диалектической, объявлялась метафизической, буржуазной наукой, и надолго была изъята из школьного учебного процесса.

 

Лишь в 1947/48 учебном году была восстановлена, однако постоянно  испытывала прессинг со стороны логики диалектической, в которую официально включалась как элементарный ее раздел, наподобие вхождения элементарной математики в высшую.

 

 

 

 

 

 

2. Роль гипотез в науке

Некоторые учёные утверждали, что науки строятся исключительно  благодаря собиранию фактов; по их мнению, о науке факты и опыты  есть всё; истинный учёный должен ограничиться только регистрированием фактов, т.е. простым  описанием фактов, событий, явлений. Но на самом деле это мнение совершенно неправильно. Ведь, для того чтобы  собирать факты и материалы для  науки, мы должны руководиться известной  мыслью, известным планом: для того чтобы приступить к совершению того или иного эксперимента, у нас  должно быть известное соображение  или рассуждение, почему мы должны произвести именно этот, а не какой-нибудь другой эксперимент. Если бы мы стали производить  эксперименты наудачу, то это не привело  бы ни к каким благоприятным результатам.

Этим, по справедливому замечанию  Джевонса, можно объяснить "весьма малые приращения, сделанные к нашему знанию алхимиками. Многие из них были люди очень проницательные и неутомимые; труды подобных лиц длились несколько столетий, они открыли немногое; а верный взгляд на природу даёт современным химикам возможность открыть в течение года больше полезных фактов, чем сколько их было открыто алхимиками в течение многих столетий".

Следовательно, не из собирания  фактов наудачу создаётся наука, а из собирания, руководимого известным  планом: учёный, приступающий к какому-нибудь исследованию, всегда должен приступать к нему с определённым планом. Для  того чтобы иметь план, необходимо построить гипотезу.

Формальная логика изучает  не только формы абстрактного мышления, но и формы развития научного знания. Таковыми являются факты науки, рождающиеся  из потребности объяснения фактов жизни, научная проблема, первоначальное решение  проблемы в форме гипотезы, ее подтверждение  или опровержение в ходе доказательства, и, наконец, теория, формулирующая законы. Между указанными формами существует глубокая внутренняя связь. Каждая последующая форма включает в себя наиболее важные результаты предшествующей.

Теоретический этап познания начинается с гипотезы, именно этим определяется ее место в научном  познании, а отсюда и наш интерес  к ее логической характеристике.

 

Сущность и  логическая структура гипотезы

Познание любого явления  действительности, как известно, начинают с собирания и накопления отдельных  фактов, относящихся к этому явлению. Фактов, которыми располагают в начале познания, всегда недостаточно, чтобы  полностью и сразу объяснить  это явление, сделать достоверный  вывод о том, что оно собой  представляет, каковы причины его  возникновения, законы развития и т.п. Поэтому познание предметов и  событий внешнего мира протекает  часто с использованием гипотезы: не ожидая, пока накопятся факты  для окончательного, достоверного вывода о характере и причине развития исследуемого явления, дают вначале  предположительное их объяснение, а  затем это предположение развивают  и доказывают. Что же такое гипотеза?

Гипотеза, как и понятие, суждение, умозаключение отражает объективный  мир. И в этом она сходна с названными формами мышления. Вместе с тем  гипотеза отличается от них. Специфика  ее заключается не в том, что она  отражает в материальном мире, а  в том, как отражает, то есть предположительно, вероятно, а не категорически, не достоверно.

Поэтому не случайно сам  термин "гипотеза" в переводе с  греческого языка означает "предположение".

Важно выделить следующие существенные признаки гипотезы:

Во-первых, гипотеза является особой формой развития научных знаний и научного логического мышления. Построение гипотез даст возможность  переходить от отдельных научных  фактов, относящихся к явлению, к  их обобщению и познанию законов  развития этого явления.

Во-вторых, построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением  предположения, связанного с теоретическим  объяснением исследуемых явлений. Предположение выступает в форме  отдельного суждения или системы  взаимосвязанных суждений о свойствах  единичных фактов или закономерных связях явлений. Суждение это всегда проблематично, в нем выражается вероятностное теоретическое знание.

В-третьих, гипотеза - это  обоснованное, опирающееся на конкретные факты, предположение. Поэтому возникновение  гипотезы - не спонтанный, а закономерный и логически стройный познавательный процесс, который приводит человека к получению новых знаний об объективной  действительности.

Указанные существенные признаки в своей совокупности вполне достаточны для того, чтобы на их основе отличить гипотезу от других видов предположения  и определить ее сущность.

Гипотеза - это вероятностное  предположение о причине каких-либо явлений, достоверность которого при  современном состоянии производства и науки не может быть проверена  и доказана, но которое объясняет  данные явления, без него необъяснимые; прием познавательной деятельности.

Как видно из определения, термин "гипотеза" употребляется  в двояком значении.

Во-первых, как само предположение, объясняющее исследуемое явление (гипотеза в узком смысле).

Во-вторых, как прием мышления в целом, включающий в себя выдвижение предположения, его развитие и доказательство (гипотеза в широком смысле).

Таким образом, в юридической  теории и практике гипотеза может  употребляться в следующих случаях:

-когда известные факты недостаточны для объяснения причинной зависимости правового явления, а есть необходимость в том, чтобы его объяснить;

-когда факты сложны и гипотеза может принести пользу как обобщение правовых знаний в данный момент, как первый шаг к их разъяснению;

-когда причины появления фактов, связанных с юридическими процессами, недоступны опыту, а между тем их действия или следствия могут быть изучаемы.

Выдвигаемая на основе определенного  знания об изучаемом круге явлений, гипотеза играет роль руководящего принципа, направляющего и корректирующего  дальнейшие наблюдения и эксперименты.

Как вероятностное знание, еще не доказанное логически и  не настолько подтвержденное опытом, чтобы считаться достоверным, гипотеза не истинна и не ложна. О ней  можно лишь сказать, что она неопределенна, т.е. лежит между истинностью и  ложностью. Гипотеза прекращает свое существование  в двух случаях: во-первых, когда  она, получив подтверждение, превращается в достоверное знание и становится частью теории; во-вторых, когда гипотеза опровергнута и становится ложным знанием.

3. Логическая структура  гипотезы, ее виды

Гипотеза представляет собой  систему понятий, суждений и умозаключений. В отличие от каждой формы абстрактного мышления она имеет сложный, синтетический  характер. Ни одно отдельно взятое суждение, понятие или умозаключение еще  не составляет гипотезы, а только большую  или меньшую ее часть.

Анализ различных гипотез  позволяет выделить следующие элементы их логической структуры:

во-первых, основание гипотезы - совокупность фактов или обоснованных утверждений, на которых строится предположение;

во-вторых, форму гипотезы - совокупность умозаключений, которая  ведет от основания гипотезы к  основному предположению;

в-третьих, предположение (или  гипотезу в узком смысле слова) - выводы из фактов и утверждений, выражающих содержание гипотезы.

Будучи одинаковыми, по логической структуре, гипотезы тем не менее различаются по своему содержанию и выполняемым функциям.

Различение гипотез осуществляется по следующим основаниям:

а) по сложности исследуемого объекта б) по степени достоверности

Общая гипотеза - это вид  гипотезы, объясняющей причину явления  или группы явлений в целом.

Частная гипотеза - это разновидность  гипотезы, объясняющая какую-либо отдельную  сторону или отдельное свойство исследуемого явления или события.

Кроме общих и частных  гипотез различают еще научные  и рабочие гипотезы.

Научной называется гипотеза, объясняющая закономерности развития явлений природы, общества и мышления. Чтобы быть научной, гипотеза должна отвечать следующим требованиям: а) она должна быть единственным аналогом данного процесса, явления; б) она  должна давать объяснение как можно  большему числу связанных с этим явлением обстоятельств; в) она должна быть способной предсказывать новые  явления, не входящие в число тех, на основе которых она строилась.

Рабочая гипотеза - это временное  предположение или допущение, которым  пользуются при построении гипотезы. Рабочая гипотеза выдвигается, как  правило, на первых этапах исследования. Она непосредственно не ставит задачу выяснить действительные причины исследуемых  явлений, а служит лишь условным допущением, позволяющим сгруппировать и  систематизировать результаты наблюдений и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений.

Разновидностью частной  гипотезы является версия.

Версия (от лат. versio - оборот, видоизменение; франц. version - перевод, истолкование) - одно из нескольких возможных, отличительное от других, объяснение или толкование какого-либо факта, явления, события.

Логическая структура  версии такая же, как и логическая структура гипотезы. В этом плане  версия от любого вида гипотезы не отличается. Вместе с тем версия и научная  гипотеза имеют между собой некоторые  различия:

1. Предметом научной гипотезы  являются законы развития природы  и общества. Гипотезы создаются  для объяснения значительных  событий и явлений, обосновываются  длительным наблюдением. Предметом  версий являются отдельные единичные  явления и факты, порой весьма  незначительные.

2. Научные гипотезы могут  существовать и разрабатываться  длительное время, годами и  даже десятилетиями. Версии выдвигаются  и проверяются в сравнительно  короткий период времени.

3. Научных гипотез, объясняющих  какое-либо явление, может быть  выдвинуто несколько или всего  одна.

4. Версия в судебно-следственном  исследовании отличается от научной  гипотезы также тем, что при  выдвижении и доказательстве  версии руководствуются не только  логическими законами, но и законами  юридическими.

Таким образом, использование  гипотез в теории и практике имеет большое значение. Гипотеза является формой развития научных знаний. С точки зрения логической структуры она не сводится к какой-то одной форме абстрактного мышления: понятию, суждению или умозаключению, а включает в свой состав все эти формы.

 

4. Этапы разработки  гипотезы

Гипотеза представляет собой  процесс развития мысли. Безусловно, дать общий образец построения гипотезы для всех случаев жизни не представляется возможным. Это связано с тем, что условия для разработки гипотезы зависят от своеобразия практической деятельности, а также от специфики  рассматриваемой проблемы. Тем не менее можно определить общие границы этапов, которые проходит мыслительный процесс в гипотезе.

Основными этапами разработки гипотезы являются:

1) выдвижение гипотезы;

2) развитие гипотезы;

3) проверка гипотезы.

Рассмотрим содержание и  особенности каждого этапа более  подробно.

Выдвижение гипотезы.

Чтобы выдвинуть гипотезу, необходимо располагать некоторой  совокупностью фактов, относящихся  к наблюдаемому явлению, которые  бы обосновывали вероятность определенного  предположения, объясняли неизвестное. Поэтому построение гипотезы связано, в первую очередь, с собиранием фактов, имеющих отношение к тому явлению, которое мы объясняем, и не совпадающих  с уже имеющимся объяснением.

На основании собранных  фактов высказывается предположение  о том, что представляет собой  исследуемое явление, то есть формулируется  гипотеза в узком смысле слова. Предположение  высказывают в результате логической обработки собранных фактов. Факты, на основании которых выдвигается  гипотеза, могут быть осмыслены логически  в форме дедукции, индукции или  аналогии. Выдвижение предположения  составляет основное содержание гипотезы.

Информация о работе Гипотеза, логическое строение гипотезы