Гипотеза, логическое строение гипотезы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:26, реферат

Описание работы

Несомненно, каждый человек обладает в той или иной степени развитой логической интуицией, логическим опытом. Подобный опыт появляется в процессе социокультурного воспитания и позволяет регулировать интеллектуальное взаимодействие людей в различных сферах общения или познания.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие логики и ее развитие………………………………………………....4
2. Роль гипотез в науке…………………………………………………………..11
3. Логическая структура гипотезы, ее виды……………………………………14
4. Этапы разработки гипотезы………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

логика.docx

— 46.88 Кб (Скачать файл)

Филиал НОУ ВПО «Санкт- Петербургский институт внешнеэкономических  связей, экономики и права» в г. Новосибирске

 

Факультет : юридический

Специальность: юриспруденция

 

Контрольная работа

Дисциплина: Логика

 

на тему: «Гипотеза, логическое строение гипотезы»

 

 

 

 

 

выполнила:

студентка 5 курса гр. Ю-101

Демченко А.А.

проверил:

 

 

 

 

 

 

Новосибирск -2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие логики и  ее развитие………………………………………………....4

2. Роль гипотез в науке…………………………………………………………..11

3. Логическая структура  гипотезы, ее виды……………………………………14

4. Этапы разработки гипотезы………………………………………………….16

Заключение……………………………………………………………………….20

Список литературы………………………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Несомненно, каждый человек  обладает в той или иной степени  развитой логической интуицией, логическим опытом. Подобный опыт появляется в  процессе социокультурного воспитания и позволяет регулировать интеллектуальное взаимодействие людей в различных  сферах общения или познания.

Логическая практика интеллектуальной деятельности неравномерно проявляется  от человека к человеку. Некоторые  обладают более развитыми логическими  навыками, другие имеют менее совершенный  опыт практической логики. Но прослеживается одна общая черта: и в том, и  в другом случае опыт логической деятельности обнаруживается, практически, на неосознанном уровне в разрозненных, стихийно возникших  формах.

Логика изучает мышление. Есть и другие науки, которые имеют  его своим предметом исследования, например психология и физиология. Однако в логической науке мышлением  интересуются лишь постольку, поскольку  оно занимается рассуждением, доказательством, обоснованием своих утверждений  и выводов. Она, таким образом, является наукой о законах мышления, занятого поиском истины. Ее называют также  наукой о выводном знании, наукой о  доказательствах. Логика исследует  сцепление мыслей между собой, их необходимые связи: обязательность, непреложность следования выводов  из каких-либо суждений или, наоборот, несовместимость тех или иных высказываний.

Цель написания контрольной  работы иметь представление о  природе логики, ориентироваться  в теме "Гипотеза, структура гипотезы", приобретение определенных способностей и развитие интеллекта. Поставленные цели реализуются путем изучение учебного материала и специальной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие логики и ее развитие

Аристотеля (384-322 до н. э) принято  считать отцом логики, хотя Аристотель, как известно, учился у Платона, Платон - ученик Сократа, а Сократ большую  часть своей долгой жизни потратил на разоблачение псевдоучености софистов, которые до него уже исследовали вопросы языка и мышления, ими еще не разделяемые. Вклад старших софистов (Протагор. Горгий, Гиппий, Продик) в разработку вопросов синонимии, омонимии, риторических приемов и пр. значителен и не может оспариваться. Зато младшие софисты, по Аристотелю, "платные учителя ложной мудрости", своей педагогической практикой лишь придали софистике тот отрицательный оттенок, который мы и сейчас связываем со словами "софист", "софистика". Занимался логическими вопросами и Демокрит.

Даже в первые столетия существования логики как науки ее предмет, пусть и не очень существенно, но все же менялся. За более же длительный срок ее истории, а это почти две с половиной тысячи лет, предмет ее претерпевал и более значительные изменения, он расширялся, включая в свою сферу новые и новые формы мысли, он совершенствовался; совершенствовалось со временем и изложение ее содержания.

Дедуктивизму Аристотеля и стоиков противостоял индуктивизм Эпикура и его школы, опиравшихся в большей степени на опыт и аналогию. Именно эпикурейцы сформировали школу индуктивистов (Филодем из Гадары - II-I вв. до н. э), что не отрицает вклада в осмысление индукции как Демокритом, так и самим Аристотелем. Период ранней античности, можно сказать, активной античности в отношении логических вопросов, сменила античная схоластика (II-V вв. н. э).

Этот период (от Цицерона и вплоть до Боэция) характерен вхождением в логический обиход латинской терминологии: схоластика усиленно разрабатывала  логический аппарат. Логика в это  время входила в число семи свободных искусств и тем самым  составляла неотъемлемую часть энциклопедического гуманитарного образования.

Апулей из Медавра (II в. н. э) уточнил формы высказываний, ввел операцию отрицания над предикатом. Секст Эмпирик и Диоген Лаэрций (II-III вв.) собрали сведения по истории логики; Гален (ок.130-200) разработал полисиллогизм и силлогизмы отношений; Порфирий (ок.232-303) - дихотомическое деление, учение о видах и родах; Боэций (480-524) написал ряд специальных работ по логике.

В средние века логика в  Европе - церковно-школьная дисциплина, приспособленная к нуждам вероучения христианства, и только в арабских странах, в странах арабоязычной культуры логика еще сохраняет самостоятельное значение (Аль-Фараби, Ибн-Син, Ибн-Рушд и др.). Наступивший в Европе длительный период средневековой схоластики в логике проявляется в детальной разработке различий ее языка, символики, ее техники. Наиболее значимой фигурой этого периода можно назвать Михаила Псёла (1018-1096). Он ввел в обиход буквенное (древнегреческими) обозначение суждений, специальными словами - модусы фигур силлогизма.

При тысячелетней длительности этого периода многое терялось из содержания логики, в особенности  то, что составляло ее Органон, превращаясь  постепенно в Канон. И именно это  не удовлетворило уже в эпоху  Возрождения экспериментаторов, они  опыт стали противопоставлять дедукции, связываемой со схоластикой и  Аристотелем. Леонардо да Винчи, Г. Галилей  своими разработками, своей логикой "естественного мышления" дали толчок для возрождения индукции. В начале Нового времени Ф. Бэкон (1561-1626) и Р. Декарт (1596-1650), резко выступили  против аристотелевской логики, схоластизированной средневековьем. Они предприняли незавершенную до конца попытку создать логику открытий, позволяющую с помощью наблюдений, опыта, экспериментов отражать естественный мир и его свойства соответственно природе этого мира, более адекватно, чем это имело место в аристотелевской средневековой логике, далеко уже отошедшей от материального критерия истины.

Ф. Бэкон считал необходимым  низвергнуть схоластику и расчистить место для нового здания науки. Он намеревался создать труд под  названием "Великое возрождение  наук", реализовав из этого замысла  только две книги - "О достоинстве  и приращении наук" (своего рода классификация  наук) и "Новый органон". Для  построения новой науки необходимо, по Ф. Бэкону, не только разрушить схоластику, но н освободить умы людей от заблуждений, призраков, или идолов. Он обращал  на это внимание для того, чтобы  люди сознательно избегали заблуждений, порождаемых то ли природными особенностями  органов чувств человека (удаленные  предметы всем кажутся маленькими), то ли вызванных особенностями отдельных  людей (больным сладкое может  показаться безвкусным), то ли заблуждений  от привычного словоупотребления, то ли от веры в авторитеты.

Уму, свободному от этих недостатков, Ф. Бэкон предлагал приемы, с помощью  которых можно, по его мнению, даже чисто механически (как линейкой при проведении прямых, а циркулем - кругов), делать открытия без особых умственных усилий. Такими приемами, по замыслу Ф. Бэкона, должны стать "таблицы открытий", впоследствии получившие название методов научной индукции. Следует признать, что своей непримиримой по отношению к аристотелевской дедукции позицией, Ф. Бэкон не всегда справедлив к последнему, ведь перечисляемые Аристотелем ошибки в работе "О софистических опровержениях" частично совпадают с "идолами" Ф. Бэкона. Оправданием этим нападкам может служить лишь то, что Ф. Бэкон знал аристотелевскую логику в схоластизированном виде. Очевидно также и то, что Ф. Бэкон чрезмерно преувеличивает роль и значение индукции в научном познанииXVII век характерен не только становлением опытного, но и теоретического естествознания, которое восстанавливает дедукцию и формирует гипотетико-дедуктивный метод, который при создании гипотез использует идеи дедуктивного характера, а следствия из гипотез сопоставляет потом с данными опыта. На несколько иной основе, чем у Ф. Бэкона, хотя тоже с антиаристотелевской направленностью, строит свою логику Р. Декарт. Под логикой он тоже понимает метод научного исследования, выполняющий роль того фонаря, который освещает путнику дорогу в темноте. Негативное отношение Р. Декарта к схоластической логике Аристотеля проявляется в его принципе всеобщего сомнения, которым Декарт проверяет все знание. В качестве требований своего метода Декарт формулирует следующие четыре правила:

-принимать за истину лишь то, что с очевидностью принимается таковым; избегать поспешности, предубеждения;

-дробить каждую из трудностей на столько частей, сколько только можно, дабы легче разрешить;

-мысли начинать с простейшего и мельчайшего, восходить постепенно до познания более сложных, допуская, что есть порядок даже там, где его не видно;

-делать всюду перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы быть уверенным, что ничего не упущено

На основе учения Р. Декарта  французские авторы П. Николь и А. Арно в 1662г. опубликовали в Париже книгу "Логика, или Искусство мыслить", получившую впоследствии название "Логика Пор-Рояля", в которой сочетали дедуктивный метод Декарта с методологическими требованиями Продолжением декартовской дедуктивной линии в логике выступает и Г.В. Лейбниц (1646-1716), который считал, что логика дает другим наукам метод открытия и доказательства. Заслуга Лейбница в разработке принципов логики, системы логических модальностей общепризнанна; в частности, ему отдают первенство открытия закона достаточного основания в логике, что, правда, спорно.

Бесспорно же и более важно  то, что с именем Лейбница связывается  формирование математический логики. Им были впервые сформулированы положения, приведшие в конце концов к созданию такой логики, которую он мыслил разновидностью универсальной математики. Лейбниц разработал то, что впоследствии было названо логикой классов, исчислением высказываний; он нашел как бы алфавит понятий, набор простых, непротиворечивых понятий, комбинации которых по определенному методу формируют теоретические доказательства. Его указание на возможность универсального языка рассуждений, подобного математическим (алгебраическим) вычислениям, в котором силлогистика (как и "Начала" Евклида) будет всего лишь частным случаем намного опередило свое время. Его идеи хотя и не были отвергнуты всеми, но авторитет И. Канта и Г. Гегеля, выступивших против аналогии формальной логики и алгебры, и не признавших за математизацией логики практического значения, несколько задержали развитие ее в этом направлении. В этот период распространяются взгляды индуктивистов: Дж. Гершеля, У. Уэвеля, Дж.С. Милля. Последний противопоставил свои методы анализа причинных связей (методы научной индукции) силлогистике, т.е. дедукции. Можно сказать, что в определенной мере ответом на это противопоставление и явились в середине XIX века работы О. де Моргана и Дж. Буля, обобщающие силлогистику и переводящие силлогизмы на язык алгебры.

После Г. Лейбница единая линия  истории логики как бы раздваивается  на историю традиционной формальной логики и историю математической (символической) логики, называемой тогда  еще и логистикой. В истории последней наиболее значительным следует назвать имя Дж. Буля (1815-1864), положившего в основу своих логических работ аналогию между алгеброй и логикой и, пользуясь математическими операциями, создавшего логическое исчисление, позволившее ему найти новые типы выводов, не учитывающиеся в традиционном учении об умозаключении. Работы Дж. Буля, С.Джевонса, Ч. Пирса, Д. Венна, П.С. Порецкого, Э. Шредера и некоторых др., можно сказать, окончательно убедили специалистов в возможности алгебраизации логических форм, алгебраизации силлогистики и других мыслительных структур. И когда в 1879 г.Г. Фреге создает первое исчисление высказываний в строго аксиоматизированном виде, эта возможность стала реальной. Впоследствии их идеи были развиты и усовершенствованы Дж. Пеано, Б. Расселом, Д. Гильбертом, А. Черчем, С. Клини, X. Карри, А. Гейтингом,А.Н. Колмогоровым, А.А. Марковым, Н.А. Шаниным и др. Начало ХХ века отмечено бурным развитием как теории, так и практики (особенно с 30-х гг.)"машинного мышления", созданием вычислительных систем, кибернетической техники, "искусственного интеллекта". Плодами этого прогресса в виде персональных компьютеров пользуемся и мы. Подобную Г. Лейбницу роль в разветвлении истории логики сыграл и И. Кант, предложивший для преодоления ограниченности общей (формальной) логики, неизбежно вступающей в противоречие с самой собой как только она пытается, выйдя за пределы чувственного опыта, познать "вещь в себе", создать новую логику (Кант назвал ее трансцендентальной), выясняющую возможность безусловно всеобщих и необходимых априорных истин. Поставленную И. Кантом задачу по-своему решил Г. Гегель своей диалектической логикой, логикой абсолютной идеи, т.е. идеалистической логикой. В советской литературе общепринято, что материализация этого учения Гегеля принадлежит К. Марксу и Ф. Энгельсу и, тем самым, с них начинается история материалистической диалектической логики. Таким образом, историю логики можно представить в виде дерева, корнями своими уходящего в глубокую древность. Стволом этого дерева является история традиционной (аристотелевой) формальной логики, а крону этого дерева составляют ответвления традиционной, математической и диалектической логик. Правда, что считать диалектической логикой и до сих пор остается не совсем ясным. То ли это диалектический метод, материалистическая диалектика, методология, то ли это теория познания или метафизическая логика.

Первый природный россиянин, написавший, пусть и всего лишь 2-3 страницы, но специально о логике, был князь Андрей Михайлович Курбский (1528-1583). Им подготовлена к изданию  первая на русском языке печатная книга по логике, переведенная князем "От другие диалектики Иона Спанинбергера о силлогизме вытолковано", вышедшая в 1586 г. в Вильно в типографии Мамоничей. Ее князь сопроводил краткими сказами "Сказ Андрея чего ради сии написаны" и здесь же "Андрея Курпского сказ о логике", не потерявшими своего значения и сейчас по тому завету, который он сформулировал в этом, может быть и громко названном, учитывая его объем, произведении. Князь, отдавая себе отчет в том, что в идейной, полемической борьбе зачастую одерживает верх не ближайший к истине, а навыкший в слове, в логике, писал, отвечая на вопрос, а для чего нужно изучать логику: "Многих ради вин: первая, иже бы есте ведали чин и мероу силлогизмов, и яко в них средоу изобрести и где положити. Вторая, иже бы есте познали и оуразумели разделити правду с неправдою, и разделити истинные и ложные. Третья, егда будут правды сопротивницы ложными тыми словы истину боурити (сокрушати), тогда бысте оумели им сопротивлятися. И отвещающе оборонити правду, и уста им заградити праведными оными силлогизмами, и указати им иже невозможные и неудобные начинают, и словесною силою лоукаве... сопротив правды действуют". Поскольку логика, по мнению князя, "наука светлейшая словесная" и "много нам потребная", то он ее советует изучать тщательно, и этот совет злободневен и для современных учащихся: "оучите же и навыкайте ее неленосне, иаще ее добре навыкнете, оудобнее вам будет читати и разумети писания философские, яко наших великих учителей христианских, так и внешних философов." Первым учебным курсом логики, читанным в 90-х гг. XVII в. руководителем первого высшего духовного учебного заведения Московской Руси (будущей Славяно-греко-латинской академии) иеромонахом Софронием Лихудой, было подготовленное им на греческом языке "Яснейшее изложение всего логического действования" (сохранилось в рукописи на греческом и латинском).

Первым написанным на русском  языке в 1758 г. учебным пособием по логике, была рукописная "Логика" Макария Петровича, тоже преподавателя этой академии, к сожалению, так и не изданная. Также не изданной осталась и "Логика" профессора Е.Б. Сырейщикова, написанная им в 1788 г. для "употребления будущих Университетов и гимназий", работавшего в это время в Главном народном училище С. - Петербурга. Изданными же первыми трудами природного россиянина, затрагивающими и логику, были две работы М. Ломоносова "Краткое руководство к риторике" и "Краткое руководство к красноречию"., Имеется косвенное свидетельство, что М. Ломоносов в начале 50-х гг. написал и "Логику", занимавшую у него серединное место между грамматикой и риторикой, но следов этой работы не найдено.

Информация о работе Гипотеза, логическое строение гипотезы