Самостоятельная работа как средство развития творческого мышления учащихся старших классов в условиях дифференцированного обучения мат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:48, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – разработать методические основы организации самостоятельной работы творческого характера в условиях дифференцированного обучения математике в старших классах средней общеобразовательной школы.
В представленной работе проверяется следующая гипотеза исследования: если самостоятельная работа на этапе закрепления знаний учащихся будет включать не только алгоритмические задания по изученной теме, но и содержать вопросы и задания, направленные на развитие творческого мышления с учетом психологических особенностей каждого учащегося, то качество обучения математике будет высоким по сравнению с традиционным.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...
Глава 1. Самостоятельная работа как средство развития познавательной деятельности учащихся в обучении математике………………………………………………………………...
§1. Сущность понятия самостоятельная работа и ее виды……………..
§2. Самостоятельная работа как способ развития творческого мышления учащихся……………………………………………………...
§3. Дифференцированное обучение в старших классах………………..
Глава 2. Методика организации самостоятельной работы в старших классах в условиях дифференцированного обучения…………………………………………………………………...
§1. Система самостоятельных работ по математике старших классов, способствующая развитию творческого мышления учащихся……………………………………………………………….….
§2. Применение метода проектов как способа организации самостоятельной работы учащихся в условиях дистанционного обучения……………………………………………………………….…..
§3. Экспериментальная проверка метода проектов по теме «Геометрическая прогрессия»…………………………………………...
Заключение…………………………………………………………….….
Библиография……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 312.50 Кб (Скачать файл)
  • в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;
  • формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимые объем и уровень знаний, навыков и умений  для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;
  • вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;
  • является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения.

Исследования ученых-практиков  и психологов позволяют условно  выделить четыре уровня самостоятельной  деятельности учащихся, соответствующие  их учебным возможностям.

  1. Копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной деятельности.
  2. Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти. Однако на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач.
  3. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных  знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам.
  4. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического, аналогового мышления. [25,360]

Каждый из этих уровней, хотя они  выделены условно, объективно существует. Задание ученику самостоятельной работы уровнем выше приводит к потере времени на уроке и, как следствие, ученик теряет интерес к предмету и уровень его успеваемости  становится ниже.

Естественно, что прогамма-максимум для любого творчески работающего  учителя – довести как можно больше детей до четвертого уровня самостоятельности. Однако следует помнить, что путь к нему лежит только через три предыдущих уровня. Соответственно строится программа действий учителя при организации самостоятельной работы на уроке.

П.И. Пидкасистый выделяет основные требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке.

Любая самостоятельная  работа на любом уровне самостоятельности  имеет конкретную цель. Каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы.

Самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного урока самостоятельности на другой. В учебном процессе используются результаты, выводы самостоятельной, в том числе домашней работы. [25, 361]

Б.Т. Лихачев рассматривает  самостоятельную домашнюю работу как  форма обучения, которая имеет  целью закрепление полученных на уроке знаний, умений, навыков; самостоятельное  усвоение вполне доступного материала  и дополнительной информации; выполнение творческих работ. Самостоятельная познавательная, трудовая деятельность воспитывает характер и укрепляет знания. Вместе с тем, непосильное, не усвоенное на уроке может способствовать развитию приспособленчества, обмана, списывания, формальной зубрежки – самых опасных видов открытого отставания. Опытные учителя не жалеют времени на групповые и индивидуальные дополнительные занятия, во избежание формального выполнения учащимися домашних заданий. Эти занятия проводятся не только с отстающими, но и с теми, кто увлекаясь предметом, уходит вперед, работает над дополнительным материалом. На этой основе в старшем звене школы базируется дифференцированное обучение по продвинутым программам.

Домашняя самостоятельная  работа требует четкой организации. Она занимает определенное и постоянное место в режиме дня школьника и организуется с соблюдением гигиенических требований. У ребенка для занятий должно быть постоянное рабочее место. Ему следует объяснить важность соблюдения последовательности по степени трудности в выполнении занятий, перерывов для отдыха. Домашняя самостоятельная работа, организуемая с учетом возраста учащихся, состояния их потребностей и интересов, является ведущей формой закрепления и совершенствования знаний школьников, добывания ими дополнительной информации. [19, 419 - 420]

Должно обеспечиваться сочетание разнообразных видов  самостоятельных работ и управление самим процессом работы.

Из этого следует, что назначение самостоятельной работы – развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления. Поэтому, подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное выполнение этих работ.

Содержание работы, форма  ее выполнения должны вызывать интерес  у учащихся, желание выполнить  работу до конца.

Самостоятельные работы организуются так, чтобы они вырабатывали навыки и привычку к труду.

По форме организации  самостоятельные работы П.И. Пидкасистый  разделяет индивидуальные, фронтальные  и групповые.

В соответствии с уровнями самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся можно выделить 4 типа самостоятельных работ: воспроизводящие самостоятельные работы по образцу, реконструктивно-вариативные, эвристические и творческие. Каждый из четырех типов имеет свои дидактические цели.

Воспроизводящие самостоятельные  работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков понятий, фактов и определений), формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Деятельность учеников при выполнении работ этого типа, строго говоря, не совсем самостоятельная, поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Однако роль таких работ очень велика. Они формируют фундамент подлинно самостоятельной деятельности ученика. Роль учителя состоит в том, чтобы для каждого ученика определить оптимальный объем работы. Поспешный переход к самостоятельным работам других типов лишит ученика необходимой базы знаний, умений и навыков. Задержка на работах по образцу – бесполезная трата времени, порождающая скуку и безделье. У школьников пропадает интерес к учению и предмету, наступает торможение в их развитии. 

Самостоятельные работы конструктивно-вариативного типа позволяют  на основе полученных ранее знаний и данной учителем общей идеи найти  самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям задания. Самостоятельные работы этого типа приводят школьников к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних методов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников. Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика. [26, 240]

Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, ученик определяет сам пути решения задачи и находит его. Знания, необходимые для решения задачи, ученик уже имеет, но отобрать их в памяти бывает нелегко. На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность учащихся. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация  полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования.

Творческие самостоятельные  работы по мнению П.И. Пидкасистого являются венцом системы самостоятельной  деятельности учеников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность школьников при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задачи такого типа – одно из самых эффективных средств формирования творческой личности. [26,241]

В практике обучения каждый тип самостоятельной работы представлен  большим разнообразием видов  работ, используемых учителями в  системе урочных и внеурочных занятий. Перечислим наиболее распространенные и эффективные из них.

  1. Работа с книгой. Это работа с текстом и графическим материалом учебника. Работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой, конспектирование и реферирование прочитанного.
  2. Упражнения: тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу; реконструктивные упражнения; составление различных задач и вопросов и их решение; рецензирование ответов других учеников, оценка их деятельности на уроке; различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.
  3. Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.
  4. Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты, сочинения.
  5. Подготовка докладов и рефератов.
  6. Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе.
  7. Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
  8. Техническое моделирование и конструирование.

Большая часть перечисленных видов  самостоятельных работ может  быть составлена для различных  уровней для самостоятельной учебной деятельности учащихся, то есть отнесена к каждому из четырех перечисленных выше типов самостоятельны работ. Огромен арсенал разнообразных самостоятельных работ для самых разных дидактических целей, имеющийся в распоряжении творчески работающего учителя.

Наблюдения за практикой  организации самостоятельной работы и анализ результатов выполнения учениками большого числа таких  работ позволяют выделить наиболее часто встречающиеся недостатки в их организации:

  • нет системы в организации работ, они случайны и по содержанию, и по количеству, и по форме;
  • уровень предлагаемой самостоятельности не соответствует учебным возможностям ученика; слабо выражен индивидуальный подход  в подборе заданий;
  • самостоятельные работы однообразны, их продолжительность не оптимальна для данного класса. [25, 363]

Чтобы ученики могли самостоятельно описать тот или иной объект или  явление при выполнении учебного задания, решении учебной задачи и правильно выполнить все  операции, надо:

  • четко сформулировать задание на описание с указанием его границ – свернутое или развернутое;
  • предъявить объект для наблюдения – в натуре или модели, на схеме, чертеже, рисунке; если изучается явление, то дать общую картину его протекания, словесно, с помощью карты, рисунка, схемы;
  • дать все необходимые ранее изученные опорные понятия, а также предъявить в готовом виде карту языка описания – названия объекта и его составных частей, в том числе термины, условные обозначения, кодовые знаки;
  • определить границы и дать ориентиры для самостоятельного распознавания существенных признаков сходства и отличия; если необходимо, дать подсказку – где, как и какие признаки искать. [25,364]

Итак, учитывая значение самостоятельной  работы учащихся в учебном процессе современной школы, задача учителя заключается прежде всего в том, чтобы на уроке были созданы необходимые условия для эффективной реализации всех видов самостоятельной работы, важнейшими из которых являются:

  • постепенность введения разных по степени сложности и стимулированию умственной активности видов самостоятельной работы;
  • обязательность подготовки учащихся к выполнению заданий (сообщение исходных знаний и обучение общеучебным умениям);
  • разнообразие видов самостоятельности работы, используемых при преподавании каждого учебного предмета;
  • подбор заданий, способствующих пробуждению интереса к их выполнению, содержащих посильные трудности;
  • ознакомление учащихся с источниками получения необходимой для выполнения задания информации;
  • оказание учителем в случае необходимости помощи в работе;
  • обучение учащихся приемам самоконтроля при выполнении работы;
  • обязательность проверки учителем самостоятельных работ учащихся.

Исходя из этого, можно сказать, что самостоятельная работа творческого  характера должна быть направлена на развитие учащихся и формирование у них основных приемов учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Самостоятельная работа как способ развития творческого  мышления учащихся.

Информация о работе Самостоятельная работа как средство развития творческого мышления учащихся старших классов в условиях дифференцированного обучения мат