Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Математика - один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому в детском саду на сегодняшний день ребёнок должен усваивать элементарные математические знания. Однако проблема формирования и развития математических способностей детей - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики.
Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа формирование математических представлений.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Превращаем фигуры, нарисованные на листе бумаги, в картинки.

Занятие 3.

Спираль и геометрические аналогии

Четвёртая история о проволочке

В ожидании учеников Сова задумчиво накручивала проволочку на палочку, а потом сняла с палочки получившийся завиток.

Ой, завитушка! - воскликнула белочка.

Это такие колечки, - сказал ёжик.

Зверята стали собираться на полянку.

То, что получилось, похоже на линию, которая называется спираль, - сказала Сова. - Между прочим, на твоей раковине, улитка, её можно увидеть.

Все посмотрели на раковину улитки, а она просто засияла от гордости.

Я видела лестницу в доме человека, - пропищала, дрожа и робея, маленькая мышка. - Она тоже загибалась, как раковинка улитки и как эта… пи-пи-спираль…

А я однажды нашёл на дороге электрическую лампочку - у неё внутри тоже была спираль из тоненькой проволочки, - сказал ёжик.

Спирали могут быть закручены или влево, или вправо, - нарисовала Сова две спирали на песке. - Витки спирали могут быть расположены близко друг к другу или далеко. Поищите спирали вокруг вас и расскажите о ваших наблюдениях на следующем уроке.

Дети рисуют спираль и вспоминают что, похожее на спираль, они видели.

Занятие 4.

Расположение линий в пространстве

Пятая история о проволочке

Сегодня я покажу вам с помощью нашей замечательной помощницы - проволочки, как по-разному могут располагаться линии относительно друг друга. Возьмём проволочку и палочку, - начала урок Сова. - Они могут быть расположены вот так, как мои лапы, на одинаковом расстоянии друг от друга.

Как провода! - сказала синичка.

Как рельсы, по которым едут поезда, - сказал ёжик.

В таких случаях люди говорят, что эти линии па-рал-лель-ны, - сказала Сова. - Нарисуйте на песке под большой сосной 2-3 параллельные линии. Положите несколько больших сосновых иголок параллельно друг другу. дошкольник обучение математика занимательный

Чтобы красиво чертить прямые и параллельные линии, пользуются линейкой; будет ещё удобнее, если взять линейки сразу - вот так. (И Сова начертила 3 параллельные прямые).

Прямые линии могут и пересекаться (Сова сложила проволочку и веточку "крест-накрест"). Сколько раз могут пересекаться 2 прямые, как вы думаете? Нарисуйте пересекающиеся прямые.

Кривые тоже могут пересекаться и даже не один раз, - сказал зайчонок. - Тропинки в нашем лесу также кривые, и они пересекаются 2 раза - у поляны и у озера.

А ещё прямые линии могут быть расположены вот так. (Сова взяла веточку в клюв, а проволочку положила на песок). Они не пересекаются, но не параллельны. В этом случае говорят, что прямые - скрещивающиеся.

Сова подняла упавший с дерева лист.

Проволочкой можно проткнуть этот лист, а веточку положить на него сверху. Получится, что они распложены так же, как скрещивающиеся прямые. На сегодня - достаточно.

И Сова улетела.

Дети зарисовывают всё у себя в тетрадях.

Заключение

 

Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов, но включение занимательного материала в занятия по математике позволяет удерживать интерес детей к занятию, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

В заключение необходимо отметить, что регулярное использование на уроках математики системы специальных игровых задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Чтобы ребёнок дошкольного возраста учился в полную силу своих способностей, нужно стараться вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.

Мастерство педагога возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.

Использование многих игр аналогичного типа построенных на самом различном материале, позволит ребёнку подойти к открытию, что при количественной оценке важно само число элементов, а не их качество и не их расположение в пространстве. Разнообразный опыт, приобретаемый ребёнком при сравнении численностей множеств предметов путём попарного соотнесения их элементов по принципу "один к одному", подведёт его к пониманию сущности взаимнооднозначного соответствия, на первых порах еще выражаемого с помощью общих количественных параметров: "столько же" или "не столько же".

Понятие равночисленности множеств и тесно связанное с ним понятие взаимнооднозначного соответствия углубляются путем осуществления отображения множеств. Это находит своё выражение в составлении ребёнком равночисленных множеств путем установления соответствия между отдельными элементами множества, которое при соотнесении один к одному служит для него образцом, и имеющимися предметами (изображениями предметов, специальными счётными бляшками и т.п.).

При использовании на занятиях математикой занимательного материала дети с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышанное, т.к. эмоционально вовлечены в занятие.

Список литературы

 

1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. - М.: Просвещение, 1984.

. Арапова-Пискарёва Н. А. Формирование  элементарных математических представлений  в детском саду. Программа и  методические рекомендации для  занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез. 2006.

. Беженова М. Математическая  азбука. Формирование элементарных математических представлений. - М.: Эксмо, 2005.

. Волчкова В. Занимательный  счёт. // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 1. - С. 45.

. Грин Р., Лаксон В. Введение  в мир числа. - М.: Педагогика, 1982.

. Данилова В. В., Павлова  Л. И. Методика формирования математических представлений. - М., 1996.

. Ерофеева Т. И. и др. Математика  для дошкольников. - М.: Просвещение, 1992.

. Занимательная математика: Материалы для коллективных и  индивидуальных занятий и уроков  с дошкольниками и младшими  школьниками. // Авт.-состав. Попова Г. П., Усачева В. И. - М., 2005.

. Корнеева Г. А., Мусейибова  Т. А. Методика формирования элементарных  математических представлений у  детей. - М., 1989.

. Леушина А. М. Обучение  счёту в детском саду. - М.: Учпедиз. 1961.

. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 1994.

. Логинова В. И. Формирование  умения решать логические задачи  в дошкольном возрасте. Совершенствование  процесса формирования элементарных  математических представлений в детском саду. - Л., 1990.

. Метлина Л. Занятия по  математике (подготовительная к  школе группа). // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 9-10.

. Метлина Л. С. Математика  в детском саду. - М. : Просвещение 1997.

. Михайлова З. А. Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике - СПб.: Детство-Пресс, 2001.

. Михайлова З. А. Игровые  занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1990.

. Морозова И. Развитие  элементарных математических представлений: Конспекты занятий: Для работы с детьми 5-6 лет. - М. Мозаика-Синтез, 2007.

. Нищева Н. В. Играйка. Игры  и упражнения для формирования  и развития элементарных математических  представлений и речи у дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2003.

. Новикова В. П. Математика в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

. Новикова В. П. Математика  в детском саду. Старший дошкольный  возраст. - М.: Мозаика-Синтез, 2002.

. Носова Е. А. Предлогическая  подготовка детей дошкольного  возраста. Использование игровых  методов при формировании у дошкольников математических представлений". - Л., 1990.

. Носова Е. А. Формирование  умения решать логические задачи  в дошкольном возрасте. Совершенствование  процесса формирования элементарных  математических представлений в  детском саду. - Л., 1990.

. Перова М. Н. Дидактические  игры и упражнения по математике  для детей дошкольного и младшего  школьного возраста. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, учебная литература, 1996.

. Позднякова В. Игровые  комплексы для занятий по формированию  элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание. - №1, 2. - 1996.

. Радуга: Программа и методическое  руководство по воспитанию, развитию  и образованию детей 6-7 лет в  детском сада /Сост. Т.Н. Доронова. - М., 1997.

. Стойлова Л. П., Фрейлах  Н. И. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников. - М.: Гном-Пресс, 2001.

. Сумина И. Формирование  элементарных математических представлений  с использованием игровых приёмов // Дошкольное воспитание. - №10. - 1989.

. Тарунтаева Т. В. Развитие  элементарных математических представлений  дошкольников. - М., Просвещение 1980.

. Федлер М. Математика  уже в детском саду. - М.: Просвещение, 1981.

. Формирование элементарных  математических представлений у  дошкольников / Под ред. А. А. Столяра. - М., 1988.

. Шевелев К. В. Дошкольная  математика в играх: Формирование  элементарных математических представлений  у детей 5-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2004.

 


Информация о работе Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста