Инверсия на экране компьютера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 03:22, курсовая работа

Описание работы

В геометрии основную роль играют различные преобразования фигур. В вузовском курсе геометрии довольно подробно изучаются преобразования движения и гомотетии, а также их приложения. Важной особенностью этих преобразований является сохранение ими природы простейших геометрических образов: прямые переводятся в прямые, а окружности в окружности. Инверсия представляет собой более сложное преобразование геометрических фигур, при котором прямые уже могут переходить в окружности, и наоборот. На этом и других замечательных свойствах инверсии основывается ее поразительная эффективность при решении разнообразных геометрических задач. Особенно удобно решать задачи на геометрические построения, связанные с касающимися окружностями, которые другими средствами (преобразованиями) решаются сложно или вообще не поддаются решению.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИНВЕРСИЯ 5
1.1 Основные понятия 5
1.2 Свойства инверсии 5
1.3 Построение образов при инверсии 6
1.3.1 Построение образа точки 6
1.3.2 Построение образа прямой, не проходящей через центр инверсии 7
1.3.3 Построение образа окружности, проходящей через центр инверсии 7
1.3.4 Построение образа окружности, не проходящей через центр инверсии 8
2 ПРОГРАММА «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР» 9
2.1 Общие сведения 9
2.2 Структура программы 10
3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 14
3.1 Создание инструментов инверсии. 14
3.2 Создание динамических моделей 16
3.3 Создание обучающего модуля по теме «Инверсия» 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 856.93 Кб (Скачать файл)

Рисунок 15

  1. И наконец, строим образы полученных прямых при инверсии: а → окр. α’, b → окр. β’, c → окр. c’, d → окр.d’. [Рисунок 16]

Рисунок 16

  1. На основании построения, двигая модель, делаем вывод, что задача может иметь от четырех решений до одного или вообще не иметь решений.

Сами динамические модели выглядят так:

Рисунок 17 – Анализ задачи 4.15 (начало)

Рисунок 18 – Анализ задачи 4.15 (конец)

Рисунок 19 – Пошаговое решение задачи 4.15 (начало)

Рисунок 20 – Пошаговое решение задачи 4.15 (конец)

А также к задаче создана модель с проверкой решения, с помощью которой пользователь сам делает все необходимые построения. И, после нажатия на кнопку «Проверка», узнает о правильности своего построения: 

Рисунок 21 – Модель с проверкой решения задачи 4.15

    1. Создание обучающего модуля по теме «Инверсия»

 

Обучающий модуль оформлен в виде web-документа, содержащего несколько html-страниц: главную, задания с проверкой на построение основных свойств инверсии, страницу с теми же моделями, но уже построенными для использования студентом движения и рассмотрения различных случаев, а также страницу с задачами. Каждая страница содержит в себе ссылки на созданные в «Математическом конструкторе» модели-апплеты. Последняя страница (с задачами) содержит ссылки, помимо самих задач, на модели с решением и некоторые отдельно с анализом. Обучающий модуль сделан в простой цветной форме, без излишеств. [Рисунок 22]

 

Рисунок 22 – Главная страница обучающего модуля

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В рамках курсовой работы были рассмотрены тема о преобразовании «Инверсия» и программная среда «Математический конструктор 5.0».

Целью данной работы было создание обучающего компьютерного модуля для студентов физико-математического факультета по теме «Инверсия». При выполнении всех задач, цель была достигнута.

Данная тема достаточно сложна для понимания, требуется время, внимание, интерес, что не всегда есть у всех студентов, поэтому был создан обучающий модуль, который содержит список задач  для самостоятельного решения и его проверки, пошагового рассмотрения готового решения, изучения поэтапного анализа некоторых задач. Работать в нем приятно: во-первых, это можно сделать в уютной тихой атмосфере, собравшись с мыслями, во-вторых, работать надо не в тетради с помощью линейки, карандаша и циркуля, а за компьютером, пользуясь мышкой и клавиатурой, и в-третьих, неверное построение в любой момент можно удалить, все объекты можно сделать отличными друг от друга с помощью разных стилей или цвета, а если не выходит решение, то можно подробно разобрать уже готовое. Некоторые задачи с громоздким решением содержат готовые инструменты инверсии. Все это должно привлечь внимание студентов к обучающему модулю. И, я надеюсь, в будущем созданный модуль значительно поможет студентам в понимании такого геометрического преобразования, как  инверсия.

Считаю, что в дальнейшем можно было бы продолжить создание подобных модулей по разным темам геометрии. Это большая помощь, как для студентов, так и для преподавателей, и очень интересная форма работы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Геометрические построения на плоскости: Метод. рекомендации / Сост. А.М. Петрукович. - Брест: БрГУ им. А.С. Пушкина, 2002. - 39 с.
  2. Аргунов Б. И.и Балк М. Б., Геометрические построения на плоскости / Б. И. Аргунов и М. Б. Балк. – Москва : Государственное учебно-педагогическое издательство, 1957. – 268 с.
  3. Жижилкин И. Д., Инверсия / И. Д. Жижилкин. – Москва : Издательство МЦНМО, 2009. – 75 с.
  4. Руководство пользователя программной среды «Математический конструктор».

 

 


Информация о работе Инверсия на экране компьютера