Формы индивидуального обучения математике в базовых школах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Усиление влияния математики на развитие науки и производства, расширение сферы применения математических знаний и умений, процесс математизации основных областей человеческой деятельности усиливает значение математического образования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 4
1.1. Сущность и виды организационных форм обучения 4
1.2 Индивидуальная форма организации обучения 7
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ФОРМ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В 8 КЛАССЕ 14
2.1 Констатирующий эксперимент 14
2.1.1. Характеристика экспериментального класса 14
2.1.2. Выявление уровня математических знаний 18
учащихся 18
2.2. Обучающий эксперимент 27
2.3. Результаты экспериментального исследования 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 406.50 Кб (Скачать файл)

Обучающая цель – средствами индивидуализации усовершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реализации учебных программ повышения уровня знаний, умений и навыков каждого учащегося в отдельности и, таким образом, уменьшить его абсолютное и относительное отстаивание (под последним понимается учение ниже своих способностей).

Развивающая цель – формирование и развитие логического мышления, умений учебного труда при опоре  на зону ближайшего развития ученика.

Третья специфическая  цель охватывает воспитание личности в широком значении этого понятия.

Индивидуальный подход в учебном процессе означает действенное  внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы. Говоря об индивидуальном подходе, следует отметить, что он динамичен. Динамичность состоит в учёте индивидуальных особенностей, склонностей и интересов на различных этапах обучения.

Индивидуальный подход предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика. В наибольшей степени этой цели отвечает индивидуальная форма организации обучения. В настоящее время она достаточно быстро внедряется в практику работы школы, Препятствием для широкого внедрения индивидуальной деятельности в учебный процесс является главным образом то, что необходима тщательная и большая предварительная работа по её организации. Однако учителя, осуществляющие такую деятельность, на своём опыте убеждаются в эффективности этой формы работы, в её влиянии на все стороны личности ребёнка, а главное – на активное и сознательное усвоение знаний.

Индивидуальная работа на уроках математики в начальных  классах может быть дифференцированной и недифференцированной. Организация дифференцированной индивидуальной работы на уроках математики позволяет вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика. Выбирая посильный уровень, ученики оказываются не ущемлёнными, и, не теряя в объёме и содержании предмета, вместе движутся в освоении учебной программы. Различные уровни сложности дают возможность охватить всех детей, организовывать учебный процесс, посильный для всех, адоптированный к способностям ученика.

Материал учебника по математике позволяет дифференцировать задания для различных групп  школьников с учётом их индивидуальных возможностей и интересов. Индивидуальная работа может быть организована как в ходе освоения теории, так и в процессе формирования умений.

В связи с этим учителю  предоставляется возможность по-разному  использовать материал учебника в работе со школьниками, учитывая их способности.

При выполнении упражнений, направленных на формирование умений и навыков, сильные  учащиеся могут выполнять не все  задания, а только те из них, которые  представляют определённую трудность. Ученикам, у которых умения и навыки сформированы не прочно, предлагается выполнить задания для повторения изученного материала.

На уроках математики учащимся даются отдельные примеры, задачи. Наиболее сильным ученикам – составить  свои задачи и примеры и записать их на специальные карточки, лучшие из них можно использовать в дальнейшей работе.

Г.Ф. Суворова (заслуженный учитель) говорит об общих условиях, соблюдение которых обеспечивает реализацию принципа индивидуального подхода к обучению, воспитанию и развитию младшего школьника [17, c.57-59].

  • Обязательное условие успешного обучения – привлечение детей к активному изучению материала и индивидуальный подход на всех этапах урока.
  • Добиваясь усвоения учебного материала всеми учащимися, учитель использует различные приёмы, варьируя их с учётом индивидуальных особенностей: активных, сильных привлекает к выводам; пассивных вызывает для ответов на вопросы в процессе первичного закрепления; ученикам со слабой памятью даёт возможность воспринимать материал второй, третий раз и т.д.
  • Учитель всегда находит возможность отметить успех ребёнка, его продвижение [17, с.54-55].

Так же описывает различные группы учащихся: учащиеся с преобладанием нервных процессов торможения над процессами возбуждения, для них необходимо выполнить ряд заданий, направленных на выделение узловых вопросов, наиболее существенных в пройденном материале; дети с преобладанием нервных процессов возбуждения над процессами торможения, у которых процесс написания решения, ответа опережает процесс обдумывания, анализа, необходимы упражнения с комментариями; ученики третей группы – уравновешенные. Приведём примерные виды заданий, которые предлагаются Г.Ф. Суворовой в качестве образца. Они применяются с использованием индивидуализации обучения [17,c.55]:

I группа                                          II группа                         III группа

1.реши пример                            реши пример            реши пример

 разными способами                       разными способами, какой рациональней

(2+3)19=                                              (2+3)19=                                      (2+3)19=

 2. Сравни выражения:

I группа                                         II группа                               III группа

3(9+7)*3*9*7                                    4(10+7)*4*10*7                              2(15+6)*2*15+8

3. Сравни числа:

127     133                                           144     140                                        354     356 

Индивидуальные задания по степени  трудности близки заданиям с различной степенью оказания помощи, которая может быть оформлена в виде написания правила, схемы, образца.

Например: задание общее для  всех: начертить прямоугольник со сторонами 3 и 7 сантиметров. Вычислить его периметр.

I группа                                     II группа                              III группа

Вычисли, опираясь                      Рассмотри чертёж.                    Выполни задание

на чертёж                                      Вспомни! Периметр                 самостоятельно

                                                       прямоугольника =

                                                       сумме длин всех сторон.

                                                        Вычисли Р.

При решении примеров на порядок  действий: 24 : 6 * 8 + 9 – 29

I группа                                    II группа                               III группа

Вспомните правило: сначала выполняем  действия     Вычисли умножения и деления, потом – сложения и вычитания.

Вычисли, опираясь                            Вычисли

на правило                                          Работай так:

                                                     1. 24 : 6  =     2.     *8 =

                                                     3.  +9  =         4.     -29 =

Такого рода памяток, предписаний много. Важно, чтобы  ученики пользовались ими постоянно. Это дисциплинирует мысль, приучает планировать свою деятельность. С течением времени памятки сокращаются.

Главным достоинством индивидуальной работы является то, что она позволяет  полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребёнка к его способностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность учащегося. Всё это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности. Индивидуальная работа позволяет ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Такая форма организации  работы на уроке даёт возможность:

    1. Сохранить и далее развивать индивидуальность ребёнка, его потенциальные возможности (способности).
    2. Содействовать средствами индивидуализации выполнение учебных программ каждым учащимся, предупреждать неуспеваемость учащихся.
    3. Формировать учебные и навыки при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика.
    4. Улучшить учебную мотивацию и развитие познавательных интересов.
    5. Формировать личностные качества: самостоятельность, трудолюбие, творчество.

Индивидуальная работа в «чистом» виде применяется на уроках математики весьма ограниченно. А.С. Границкая рассматривает следующую нелинейную конструкцию урока:

- часть первая –  обучение всех;

- часть вторая –  два параллельных процесса: самостоятельная  работа учащихся и индивидуальная работа с отдельными учениками [5, с.45].

Недифференцированная  же работа предполагает деятельность ученика по выполнению общих для  всего класса заданий без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе.

Индивидуальная форма  учебной работы применяется во всех этапах процесса обучения. Так, учитель может предложить ученикам составить краткое условие задачи, начертить схему поиска ее решения, составить условие по рисунку к задаче, решить пример, неравенство, начертить геометрическую фигуру или осуществить измерение отдельных элементов данной геометрической фигуры.

Индивидуальная форма  учебной работы применяется с  целью закрепления знаний, умений и навыков учащихся при изучении всех предметов.

В учебной деятельности чрезвычайно важно то, насколько  самостоятелен учащийся в усвоении знаний, формировании умений и навыков.

Самостоятельность в  математике связана с самостоятельностью логического мышления, осознанным выбором вариантов решения задач, примеров, уравнений.

Самостоятельность учащихся является показателем активности личности. Это качество, которое необходимо воспитывать у учащихся. Для этого на уроках математики можно предложить систему индивидуальных заданий:

  1. работа с книгой;
  2. решение задач;
  3. решение примеров, уравнений;
  4. составление задач по рисунку и др.

Выполнение этих заданий  предполагает работу учащихся без помощи товарищей, учителя, такую деятельность, в которой каждый из них проявляет самостоятельность во всех отношениях: мышление, учении, перенос знаний, учебной работоспособности, неподверженности посторонним влиянием, т.е. при индивидуальной организации обучения.

Однако индивидуальная форма учебной  работы не всегда создаёт условия  для полной самостоятельности деятельности учеников. Она является хорошим средством организации деятельности учеников, которые с удовольствием выполняют задания без помощи учителя, мобилизуя для этого все свои умственные силы. Другая же часть учеников, не подумав над задачей, спрашивает у соседей по парте о способе её решении, что ведёт к подсказкам и списыванию, которые тормозят развитие детей с низкими и средними учебными возможностями. Хотя учитель предупреждает учащихся, чтобы они не давали списывать выполненные работы, не подсказывать друг другу, но верх берут «гуманное соображение»: не оставлять в беде товарища. При этом учителю не рекомендуется предлагать ученикам специально закрывать, предупреждая списывание, свои записи [12, с.20].  

Индивидуальная форма работы таит в себе и существенные недостатки. Она разъединяет школьников, создаёт условия для развития эгоизма. Ученик может замыкаться в себе, у него не формируется потребность в общении передачи знаний.

Придавая большое внимание индивидуальной работе на уроке, мы не рассматриваем  её как универсальную форму учебного процесса. Необходимо чёткое сочетание  фронтальных, индивидуальных и групповых заданий в системе уроков по определённой теме.

 

Глава 2 Использование индивидуальных форм  при обучении математике в 8 классе

 

2.1 Констатирующий  эксперимент

2.1.1. Характеристика экспериментального класса

 

Экспериментальное исследование по организации индивидуальной формы  работы на уроках математики в базовой школе проводилось в 2011 учебном году.

Целью экспериментального исследования было выявить типы и  этапы урока, на которых целесообразно проводить индивидуальную формы работы как в отдельности, так и в сочетании. При этом решался весь комплекс вопросов, связанных с организацией индивидуальной работы (разработка и подготовка раздаточного материала).

Кроме того, были рассмотрены и психологические аспекты: влияние данных форм работы на каждого ученика и на коллектив в целом.

Экспериментальное исследование проводилось в 8”Б” классе Щучинской средней школы №23. Учитель – Иванова Людмила Леонидовна.

Информация о работе Формы индивидуального обучения математике в базовых школах