Активные формы обучения математики в МКШ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 06:57, доклад

Описание работы

Формирование у обучающихся умений и навыков самостоятельно приобретать и пополнять знания посредством развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений с использованием различных источников информации, в том числе информационно- коммуникационных технологий.
В эту цель вливаются следующие задачи: Развивать самостоятельность и оригинальность, самобытный творческий характер умственной деятельности.

Файлы: 1 файл

урок в малокомплектной школе-2.ppt

— 658.50 Кб (Скачать файл)

Все другое  в школе

Становится  реальным

И достижимым  лишь тогда,

Когда человеку  хочется учится,

Когда в  учении - в том, что он ходит  в школу,

Читает, пишет, познает,-

Он чувствует  радость

И обретает  человеческую гордость.

 

В. А. Сухомлинский

- Психологический  климат в классе

 

- диалог с  учащимися

 

- поощрение инициативы

 

-  гибкое реагирование

 

- настрой в классе

 

- подбор заданий

 

- раскрепощение мыслей

 

- проявление инициативы

 

- смелость при поиске решений

МКШ – самая  актуальная из социальных проблем,

так как  работа в ней нестандартна  и сложна.

Это обусловлено  спецификой организации педагогического  процесса в МКШ.

 Управлять  учебно-познавательной деятельностью  учащихся .

 

МКШ – сложная  задача, требующая от учителя  большого напряжения,  интеллектуальных  и физических сил, высокого педагогического  мастерства, профессионализма, гибкости  в выборе методов, приемов и  средств обучения и воспитания.

 

«Есть одна  профессия от БОГА – учитель,

все остальные  от учителя»

   Цель  обучения математики в МКШ

 

Формирование  у обучающихся умений и навыков  самостоятельно приобретать и  пополнять знания посредством  развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих  способностей в процессе самостоятельного  приобретения знаний и умений  с использованием различных источников  информации, в том числе информационно- коммуникационных технологий.

В эту цель  вливаются следующие задачи:

 

Развивать  самостоятельность и  оригинальность, самобытный творческий характер  умственной деятельности.

 

Развивать  познавательные интересы, интеллектуальные  и творческие способности на  основе опыта самостоятельного  приобретения новых знаний, анализа  и оценки новой информации;

 

Научиться

 приобретать  опыт поиска информации по  заданной теме;

 

Формировать  положительную мотивацию  кизучению  математики ;

 

Познакомить  учащихся с исследовательской  деятельностью при выполнении  простых и увлекательных заданий;

      Работа с несколькими классами  имеет

     некоторые особенности    (т.е  недостатки):

 

 

 

 

1.Учитель вынужден  работать непосредственно с классом  половину (или менее) урока, а в  остальное время организовать  самостоятельную работу детей;

 

      2. Внимание учителя распределяется между двумя или

 тремя классами;

 

   3. При выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности получить немедленную  помощь со стороны учителя, так как учитель в это время занят другим классом;

 

4. Учащиеся  должны, а вернее вынуждены работать

 самостоятельно  при наличии  помех со стороны  другого

 класса, так  как в это время в другом  классе может идти беседа объяснение  и т.д

Однако при  имеющихся трудностях  легче осуществлять:

 

 *индивидуальный подход к учащимся с учетом особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений;

 

*личностно-ориентированный подход в обучении, при котором личное общение выступает  как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика.

 

*Ученик и учитель «слышат» друг друга.

У учеников  МКШ  в большей степени формируется  такое качество как самостоятельность.

 

«Школа должна дать учащимся не только определенную сумму знаний, но и привить умения самостоятельно пополнять свой запас знаний, чтобы ориентироваться в стремительном потоке современной научно-технической информации».

                                                             Академик А.П. Александров

Особенностью  работы в малокомплектной школе  является то, что невозможно организовать  занятия с двумя - тремя классами  без самостоятельной работы.

 

При организации  самостоятельной работы я руководствуюсь  теми же основными требованиями, что и в обычной школе, а  именно:

  • Самостоятельная работа должна соответствовать программным требованиям;

 

2. Самостоятельная  работа должна развивать логическое  мышление, то есть надо будить  мысль ученика;

 

3. Вся самостоятельная  работа должна быть посильной  для учеников; в этом случае  она может быть выполнена сознательно.

Организовывая  самостоятельную работу на уроках  математики в классах-комплектах 

прежде всего  определяю:

 

  • цель, характер и место самостоятельной работы на уроке;

 

 

  • способы повторения необходимого для выполнения данной работы материала;

 

 

  • работы с учебной литературой:  поиск справочной информации, знакомство с новым материалом;

 

 

  • способы быстрой проверки результатов;

 

 

  • методику разбора допущенных ошибок.

Различные  виды помощи на карточках:  

 

*образец выполнения задания: показ способа решения, образца рассуждения, оформления;

 

*справочные материалы: теоретическая справка в виде правила, формулы, таблицы единиц длины, массы и т.п.;

 

*наглядные опоры, иллюстрации, модели;

 

*дополнительная конкретизация задания;

 

*вспомогательные наводящие вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания;

 

*начало решения или частично выполненное решение.

Средства организации  познавательной деятельности

 

  • Разнообразные формы и методы организации учебной деятельности;
  • Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • Стимулирование учащихся к высказываниям, использование различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

 

  •  Разработка контрольно-измерительных материалов различного вида для осуществления промежуточного и итогового контроля за качеством знаний
  • Разработка  дидактического материала, направленного на развитие системного, логического мышления на уроках математики
  • Разработка системы заданий для самостоятельной работы
  • Разработка творческих заданий
  • Разработка  разно уровневых заданий по наиболее сложным темам курса
  • Разработка тематических консультаций при подготовке к ЕНТ

Дифференциация  обучения на уроках математики  в МКШ

активизирует  стремление обучающихся   к  знаниям. С уроков ушло списывание  и ничегонеделание. Школьники чувствуют  себя ответственными за процесс  обучения, приучаются к самоорганизации  учебного труда, самостоятельности  в принятии решении, стремятся  к самовыражению, самопознанию

Дифференцированное  обучение 

не решает  многих проблем в обучении  учащихся МКШ, но при правильной  организации оно полезно для  достижения достаточно высоких  результатов в создании условий  развития личности школьника  и ее адаптации в современном  обществе.

Урок всего  лишь 45 минут,  
но это ведь 2700 секунд! 
И каждая из них способна превратиться в знание, открывающее горизонт науки, мысль, зажигающую сердце, умение, вооружающее руки,  
в убеждение, определяющее характер.

В Законе  «Об образовании»  сказано ,

 что МКШ  с малым контингентом обучающихся, совмещенными класс-комплектами 

и  со специфической  формой организации 

учебных занятий  обеспечивает доступность 

и    равенство  прав всех на получение

 полноценного  образования.

 

Литература 

 

  • Государственная программа развития образования в РК на 2011-2020 годы.
  • Концепция развития малокомплектных школ РК.

    МОН РК Астана, 2010.

  • В помощь малокомплектной школе.

           МОН РК Астана, 2010.

  • Ломоносова Н.Н. Статья  «Особенности уроков в малокомплектной школе». Интернет-ресурсы.

                   

 


Информация о работе Активные формы обучения математики в МКШ