Формирование познавательного интереса учащихся к математике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить и изучить наиболее эффективные способы и условия формирования познавательного интереса школьников к учению на уроках математики, а также обобщить и систематизировать личный опыт практической деятельности по формированию познавательного интереса учащихся.
Задачи исследования:

Файлы: 1 файл

Работа.docx

— 177.18 Кб (Скачать файл)

Цель:

выявить и изучить наиболее эффективные  способы и условия  формирования познавательного интереса  школьников  к учению на уроках  математики, а  также обобщить и систематизировать  личный опыт практической деятельности по формированию познавательного интереса учащихся.

 

Задачи:

  1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования познавательного интереса учащихся к математике;
  2. апробировать в процессе обучения учащихся различные виды работ по формированию познавательного интереса  школьников к математике;
  3. выступление на школьном методическом объединении с методическими рекомендациями  по формированию познавательного интереса  учащихся к математике;
  4. проанализировать результативность проведённого исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Учение, лишённое всякого интереса

и взятое только силой принуждения, убивает

в ученике  охоту к овладению знаниями.

Приохотить  ребенка к учению гораздо более

достойная задача, чем приневолить.

К.Д. Ушинский

 

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных,творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества. При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положениеобъекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении. Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Другой педагог М.В. Остроградский писал: «…Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам».

В последнее  время остро встала проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению вообще и на уроках математики в частности, и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости.Возникают вопросы: как избежать этого, как изжить скуку на уроке, как сделатьучение интересным для учащихся, как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству?

Исходя  из актуальности проблемы,  мной выбрана тема «Формирование познавательного интереса учащихся к математике».

Цель  исследования: выявить и изучить наиболее эффективные способы и условия формирования познавательного интереса школьников к учению на уроках математики, а также обобщить и систематизировать личный опыт практической деятельности по формированию познавательного интереса учащихся.

Задачи  исследования:

  1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования познавательного интереса учащихся к математике;
  2. апробировать в процессе обучения учащихся различные виды работ по формированию познавательного интереса  школьников к математике;
  3. выступление на школьном методическом объединении с методическими рекомендациями  по формированию познавательного интереса  учащихся к математике;
  4. проанализировать результативность проведенного исследования.

Выдвинула гипотезу: если буду создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно и регулярно его развивать, это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного интереса, развития креативных способностей личности и, следовательно, качественному росту результатов обучения.

 

 

  1. Основная часть
    1. Теоретическая часть
      1. Интерес и его виды.

Интерес – это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление и деятельность, созданная с положительным эмоциональным отношением к ним (В. А. Крутецкий).

Интересы  человека определяются общественно-историческими  и индивидуальными условиями его жизни. С помощью интереса устанавливается связь субъекта с объективным миром. Все, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из окружающей действительности. Но предметом интереса для человека является далеко не все, что его окружает, а лишь то, что имеет для него необходимость, значимость, ценность и привлекательность. Интересы людей чрезвычайно разнообразны.

Существует  несколько классификаций интересов.

Классификация интересов

 

по содержанию

Материальные

интересы

Проявляются в стремлении к жилищнымудобствам, гастрономическим изделиям, к одеждеи  т.п.

Духовные

интересы

Это познавательные интересы к математике, физике, химии, биологии, философии, психологии и т.п., интересы к литературе и  разным видам искусства (музыке, живописи, театру).Характеризуют высокий уровень  развития личности.

Общественные

интересы

Включают интерес к общественной работе, к организационной деятельности.


 

по направленности

Широкие интересы

Разнообразие интересов при наличии  основного, центрального интереса.

Узкие

интересы

Наличие одного-двух ограниченных и  изолированных интересов при  полном равнодушии ко всему остальному.

Глубокие

интересы

Потребность основательно изучить объект во всех деталях и тонкостях.

Поверхностные

интересы

Скольжение по поверхности явления  и нет интереса к объекту по-настоящему.


по силе

Устойчивые

интересы

Длительно сохраняются, играют существенную роль в жизни и деятельности человека и являются относительно закреплёнными особенностями его личности.

Неустойчивые

интересы

Сравнительно кратковременны: быстро возникают и быстро угасают.


 

по опосредованности

Прямые

(непосредственные)

интересы

Вызываются самим содержанием  той или иной области знаний или  деятельности, ее

занимательностью и увлекательностью.

Косвенные

(опосредованные)

интересы

Вызываются не содержанием объекта, а тем значением, которое он имеет, будучи связанным с другим объектом, непосредственно интересующим человека.


 

по уровню действенности

Пассивные

интересы

Созерцательные интересы, когда человек  ограничивается восприятием интересующего объекта.

Активные

интересы

Действенный интерес, когда человек  не ограничивается созерцанием, а действует с целью овладения объектом интереса.


 

 

      1. Познавательный интерес как особый вид интересов человека.

Познавательный интерес – это  избирательная направленность личности, обращённая к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями (Г.И. Щукина).

Познавательный интерес может  быть: широким, распространяющимся на получение информации вообще, и углубленным в определённую область познания. Познавательный интерес школьников направлен на овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах. При этом он обращён не только к содержанию данного предмета, но и к процессу добывания этих знаний, к познавательной деятельности.

В педагогике наряду с термином «познавательный  интерес» употребляется термин «учебные интересы». Понятие «познавательный интерес» более широкое, так как в зоне познавательного интереса находятся не только знания, ограниченные учебными программами, но и выходящие далеко за её пределы.

В зарубежной литературе термин «познавательный  интерес» отсутствует, но существует понятие «интеллектуальный интерес». Этот термин тоже не включает всего того, чтовходит в понятие «познавательный интерес», так как познание включает в себя не только интеллектуальные процессы, но и элементы практических действий, связанных с познанием. Вот почему термин «интеллектуальный интерес» не равносилен интересу познавательному.

Познавательный интерес – это соединение психических процессов: интеллектуального, волевого и эмоционального. Они очень важны для развития личности.

В интеллектуальной деятельности, протекающей  под влиянием познавательного интереса, проявляются:

· активный поиск;

· догадка;

· исследовательский подход;

· готовность к решению задач.

Эмоциональные проявления, сопровождающие познавательный интерес:

· эмоции удивления;

· чувство ожидания нового;

· чувство интеллектуальной радости;

· чувство успеха.

Характерными для познавательного  интереса волевыми проявлениями считаются:

· инициатива поиска;

· самостоятельность добывания  знаний;

· выдвижение и постановка познавательных задач.

Итак, интеллектуальная, волевая и  эмоциональная стороны познавательного  интереса выступают как единое взаимосвязанное целое.

Своеобразие познавательного интереса выражается в углубленном изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей, лежащих на пути овладения знаниями и способами их получения.

Так определяют и характеризуют  познавательный интерес педагоги и  психологи.

 

 

      1. Познавательный интерес как мотив учебной деятельности.

Психологи и педагоги выделяют три  основных мотива, побуждающих школьников учиться.

Во-первых, интерес к предмету. (Я  изучаю математику не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие). Высшая степень интереса – это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение.

Во-вторых, сознательность. (Занятия  по данному предмету мне не интересны, но осознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься).

В-третьих, принуждение. (Я занимаюсь  потому, что меня заставляют родители, учителя). Часто принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Различные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов.

Мною было проведено анкетирование  25 учащихся 5 «В» класса с целью определения мотива изучения школьниками математики и влияние мотива на эффективность обучения. Содержание анкеты приведено в таблице.

Результаты опроса учащихся, выявляющего мотив изучения математики

Мотив

Количество учащихся

Интерес к предмету

18 учащихся (72 %)

Сознательность

5 учащихся (20 %)

Принуждение

2 учащихся (8 %)


 

Из приведенных в таблице  данных следует, что 72% учащихся изучают математику в силу интереса к предмету. Эти учащиеся имеют четвертные оценки 7, 8, 9 и 10. Значит, интерес к предмету - самый сильный стимул к учению.

В отличие от других стимулов, интерес  в очень высокой степени повышает эффективность уроков. Так как ученики занимаются в силу своего внутреннего влечения, по собственному желанию, то учебный материал они усваивают достаточно легко и основательно, в силу этого имеют хорошие оценки по предмету. У большинства неуспевающих учеников обнаруживается отрицательное отношение к учению. Таким образом, чем выше интерес учащегося к предмету, тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. Чем ниже интерес, тем формальнее обучение, хуже его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретённых знаний, умений и навыков.

Значит, можно сделать вывод: для  успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.

Информация о работе Формирование познавательного интереса учащихся к математике