Формирование познавательного интереса учащихся к математике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить и изучить наиболее эффективные способы и условия формирования познавательного интереса школьников к учению на уроках математики, а также обобщить и систематизировать личный опыт практической деятельности по формированию познавательного интереса учащихся.
Задачи исследования:

Файлы: 1 файл

Работа.docx

— 177.18 Кб (Скачать файл)

 

Коль не знаешь правил – минус.

Если "О", то будет синус.

Если "И", то – косинус.

Если знаешь – тебе плюс!

Под буквой «О» во второй строчке четверостишья подразумевается противолежащий катет, отношение которого к гипотенузе дает синус, под буквой «И» – прилежащий катет, отношение которого к гипотенузе дает косинус.

Известно, что при решении простейших тригонометрических неравенств вида cos х >a, cos х < а,sin х >а, sin х <а (10 кл.) используют тригонометрический круг. При этом возникает затруднение при проведении хорд, параллельных осям координат. Учащиеся путаются, забывают, какую хорду в каком случае рассматривать. Помогает памяти следующее правило. При произнесении слова «синус» ударная буква «и» вытягивает губы в «горизонтальном» направлении. Значит, на круге при решении неравенств

вида sin х >а, sin х <а надо провести горизонтальную хорду. Аналогично для косинуса. Здесь ударная гласная «о» в слове «косинус» вытягивает губы в «вертикальном» направлении. Значит, на круге при решении неравенств вида cos х >a, cos х < а необходимо провести хорду, параллельную оси ординат.


 

 

 

 

 

 

 

Изучая неравенства (8 кл.), ребята часто путают знаки «>» и «<» и допускают ошибки при изображении на координатной прямой множества чисел, удовлетворяющих неравенству вида х > а или х < а. Для предупреждения ошибок, предлагаю учащимся мысленно добавить отрезок к знаку неравенства так, чтобы получилась стрелка, которая и указывает направление штриховки. 

Избегать  ошибок при раскрытии скобок (6 кл.) помогает опорный сигнал, основанный на том, что слова «плюс» и «перепиши» начинаются с одной той же буквы «п», а слова «минус» и «меняй» – с буквы «м».Или следующие стишки:

Перед скобкой вижу «плюc»,

Ошибиться не боюсь!

Скобки раскрываю,

Знаки сохраняю.

Перед скобкой «минус»,

Будьте осторожными!

Знаки изменяются

На противоположные.


При изучении темы «Умножение одночлена на многочлен» (7 кл.) встречается ошибка: учащиеся умножают одночлен только на первый член многочлена. Например, они пишут:

а2· (х2 – by + с2) = а2х2 – by + с2.

Поэтому после теоретического объяснения прибегаю к следующему примеру из жизни: «Кому из вас приходилось ездить в поезде?(Все). Кто обращал внимание на то, как проводник проверяет билеты?» (Поочерёдно у каждого пассажира, входящего в поезд). Вот так и «проводник а2», пропуская в вагон (раскрывая скобки), у каждого «пассажира» (члена многочлена в скобке) проверяет «билет». А какое действие выполняется? (Умножение). Не забудьте и вы поочередно у каждого члена многочлена в скобке «проверять билет» (умножать одночлен на каждый член многочлена в скобке и полученные произведения складывать):

а2· (х2 – by + с2) = а2х2 – а2by + а2с2.

  • Наглядность.

Большой эффект в обучении даёт живое слово учителя в сочетании с наглядностью. Демонстрируя наглядные пособия, стараюсь мобилизовать внимание учащихся и привлекать к восприятию изучаемого материала не только слух, но и зрение, а в некоторых случаях и осязание, так как считаю, что включение большего числа органов чувств в восприятие знаний способствует активизации познавательной деятельности школьников.

Помня слова  К.Ф. Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей», использую рисунки к задачам, упражнения на готовых чертежах, демонстрирую модели, в том числе и сделанных самими учащимися. Упражнения на готовых чертежах позволяют увеличить темп работы, обучать учащихся рассуждать, сопоставлять и противопоставлять, находить в них общее и различное, делать правильные yмoзаключения. При выполнении упражнений на готовых чертежах происходит активная мыслительная деятельность учащихся, которая приводит к непроизвольному запоминанию определений, свойств и признаков изучаемых фигур. Важно и то, что дети с гораздо большим интересом выполняют такие упражнения, чем отвечают на обычные теоретические вопросы.

Геометрия должна внести свой вклад в художественное воспитание учеников, развитие у них изобразительной культуры. Для этого на уроках демонстрирую произведения мастеров изобразительного искусства, зодчих.

Роль наглядности  в обучении определяется также тем, что она помогает придать процессу обучения большую убедительность.

Итак, мною рассмотрены два источника формирования познавательных интересов: содержание учебного материала и организация познавательной деятельности учащихся, т.е.методы и приемы, используемые учителем в обучении. Многообразие стимулов, содержащихся в этих источниках, подтверждает слова Д. Пойа о том, что «обучение – это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков».

 

 

 

  1. Заключение
  • Анализ изученной психолого-педагогической, методической литературы, результаты первичной диагностики убедили меня в необходимости активной работы по формированию познавательного интереса учащихся, так как на сегодняшний день она не утратила своей актуальности.
  • Изученные теоретические источники позволили выявить:

а) основные виды интересов и определить роль познавательного интереса в учебной деятельности школьников;

б) показатели, по которым можно обнаружить познавательный интерес:

- многообразные проявления, характеризующие мыслительную активность учащихся;

-     эмоциональные проявления;

- показатели, раскрывающие картину устойчивости и силы познавательного интереса;

в) динамику формирования познавательного интереса у детей разных возрастных групп;

г) источники формирования познавательного интереса школьников:

— содержание учебного материала;

— процесс организации познавательной деятельности.

  • Не являясь непосредственным источником познавательного интереса, огромное влияние на развитие и формирование интересов, на мой взгляд, оказывает облик учителя, глубина и широта его познаний, умение эмоционально излагать материал, способность увлечь ребят своим рассказом. Отношения, складывающиеся на уроке, создают (благоприятный или неблагоприятный) микроклимат урока. Они воздействуют на протекание учебной деятельности школьника,  влияют на настроение ученика, заставляют его переживать (радоваться, огорчаться, испытывать страх и т.п.).
  • Только разнообразие, творческий характер и перспективность деятельности могут формировать устойчивые интересы. Когда учащиеся познают все новые и новые для него стороны деятельности, видят перспективы развития науки и возможности приложения её к практике, когда его учение носит творческий характер, то его познавательные интересы расширяются и углубляются. Предмет должен преподаваться в атмосфере дружелюбия и увлечённости.
  • Предполагаю поделиться опытом и методическими приемами по формированию познавательного интереса учащихся, выступая на школьном методическом объединении.
  • Проведенную работу по данной теме буду продолжать, используя возможности современных технических средств и информационных технологий.

 

 

 

  1. Литература

 

    1. Верезубова Н.И. Активизация обучения школьников на уроках математики // Матэматыка: праблемы выкладання, 2002 г. №4.
    2. Денисова М.И., Беспалько Н.А. Применение математики к решению прикладных задач // Математика в школе, 1981г. №2.
    3. Дробышев Ю.А. Изучение квадратных уравнение на основе историко-гененитеского метода // Математика в школе, 2000 г. №6.
    4. Дусавицкий А.К. Дважды два = икс? //М.Издательство «Знание»,1985
    5. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивациии учения // М. Просвещение, 1990.
    6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте // М. Просвещение, 1983.
    7. Михайловский Е.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся // Математика в школе, 1981г. №5.
    8. Пэйо Ж. Воспитание воли // Мн. «Беларуская Энцыклапедыя», 2004.
    9. Талызина Н.Ф. Формирование позавательной деятельности младших школьников // М. Просвещение, 1988.
    10. Фридман Л.М. Психоллого-педагогические основы обучения математике в школе // М. Просвещение, 1983.
    11. Шеронова А.В. Занимательные фрагменты уроков // Математика в школе, 2002г. №1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Введение

3

  1. Основная часть

4

    1. Теоретическая часть

4

      1. Интерес и его виды

4

      1. Познавательный интерес как особый вид интересов человека

5

      1. Познавательный интерес как мотив учебной деятельности

7

      1. Динамика познавательных интересов детей

8

    1. Практическая часть

9

      1. Содержание учебного материала

10

      • Новизна содержания учебного материала

10

  • Практическая значимость содержания знаний

10

  • Историзм

12

  • Современные достижения науки

14

      1. Организация познавательной деятельности

15

      • Проблемное обучение

16

  • Практические работы исследовательского характера

18

  • Творческие работы

20

  • Специальные приёмы учителя

21

  1. Заключение

25

  1. Литература

26

  1. Приложение
 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование познавательного интереса учащихся к математике