Возможности виртуальных выставок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 03:49, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление потребности современного общества в «виртуальных выставках» и анализ уже существующих проектов.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
• Выявить факторы возникновения ВЭ
• Рассмотреть особенности существующих на сегодняшний день ВЭ
• Дать социальный анализ ВЭ

Файлы: 1 файл

возможности виртуальных экспозиций.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

Ну и конечно  нельзя не упомянуть проект Государственной  Третьяковской Галереи «Виртуальный музей России» – это долгосрочный проект, инициированный Третьяковской галереей и ставший победителем 2-го конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», проводившегося Благотворительным фондом В.Потанина при организационном участии Ассоциации менеджеров культуры в 2005 г. Для 2005 года этот проект действительно уникален – и с инновационной и с технической стороны. Цель проекта – открыть доступ к отечественному культурному наследию миллионам пользователей в нашей стране и за рубежом. «Виртуальный музей России» – это специализированный сайт www.virtualmuseum.ru, на котором будут размещаться созданные совместно несколькими культурными учреждениями тематические виртуальные выставки, основанные на авторских текстах и качественных электронных изображениях экспонатов из собраний музеев.

Принципиально важным является «публикация» выставок на иностранных языках (как минимум  – на английском), так как во Всемирной  сети существует дефицит информационных ресурсов по русской культуре, в буквальном смысле «понятных» зарубежным пользователям.

Представляемый  проект носит просветительский характер, но значение его этим не исчерпывается. Очень важен момент развития партнерских межмузейных связей. Это и установление новых профессиональных контактов, и освоение новых форм музейного менеджмента, когда совместная работа основана на принципах дистанционной коммуникации. Кроме того, большие и малые музеи, отстоящие друг от друга на тысячи километров, имеют равные возможности участия в виртуальных выставках, а следовательно – представления и продвижения своих коллекций. При этом в виртуальном формате возможна реализация совершенно утопических проектов. Во-первых, исчезают проблемы транспортировки, страховки, сохранности тех или иных экспонатов, так что свобода выбора «экспонируемых» произведений практически не ограничена. Во-вторых, с помощью современных технологий можно реконструировать памятники, важные для понимания творчества художника. Также можно «вернуть» произведения в контекст их первоначального бытования и окружения и таким образом сделать то, что в реальности осуществить невозможно.

В качестве первого  проекта для сайта www.virtualmuseum.ru Третьяковская галерея предлагает виртуальную выставку, посвященную личности и творчеству Михаила Врубеля, 150-летие со дня рождения которого отмечалось в 2006 году. В создании выставки участвуют также Государственный Русский музей, Омский музей изобразительных искусств имени М.А.Врубеля, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева, т.е. основные «держатели» произведений М.Врубеля.

В дальнейшем сайт www.virtualmuseum.ru должен развиваться путем размещения на нем новых межмузейных виртуальных выставок. Они должны быть посвящены русской культуре, сделаны в русско- и англоязычной версиях, должны обладать достаточно высоким технологическим качеством. Отбор выставок для размещения на сайте на стадии заявок и на стадии запуска готового продукта будет осуществляться по разработанным и опубликованным критериям специально созданным экспертным советом. При этом сайт www.virtualmuseum.ru будет предоставлять технологическую площадку – набор доступных через интернет «инструментов» для дистанционной совместной работы участников проектов.

Виртуальные представительства реальных музеев в Интернет и электронные каталоги.

Одним из ярких  примеров этого типа будет сайт Эрмитажа, удостоенный в марте 2000 года Национальной Интел Интернет премии в категории  “Музеи”, с его Цифровой коллекцией - новой виртуальной галереей, представляющей изображения экспонатов музея.

Вся коллекция  разделена по типам представленных произведений. Это живопись, графика, механизмы, мебель, предметы прикладного  искусства, текстиль, костюм, оружие, скульптура, керамика, фарфор, ювелирные изделия, нумизматика, глиптика, археологические  памятники. Есть параметр детализации изображения.

Существует  быстрый поиск (по названию, автору или части названия) и сложный  поиск. Пользуясь Сложным поиском, вы можете найти экспонат по его  автору, названию или предмету произведения, или по его атрибутам, в частности, по стилю, жанру, теме и дате. Но главной особенностью этой коллекции является поиск по технологии QBIC , по цвету и композиции. Разработанная фирмой IBM технология поиска QBIC (Query By Image Contents - поиск по содержанию изображения). Стоит, наверное, подробнее остановиться на этой экспериментальной системе поиска. Дело в том, что зачастую человек, не сведущий в искусстве, имеет представление, как приблизительно выглядит то или иное произведение искусства, а вот ни ее автора, ни ее названия не помнит или, если говорить честно, просто не знает. Вспоминается что-то типа “мижчины, который стоит” или “во-о-т такого дерева, зеленого…”Предложенная система поиска позволяет искать требуемую картину по расположению цветовых пятен на холсте. Другими словами, если картина, например, может быть изображена в виде голубого лоскута моря по низу холста, серых пятен в верху композиции (тучи над морем) и нескольких дополнительных цветовых мазков (солнечный блик, одинокий корабль и т. д.), запомнившихся из иллюстраций в школьном учебнике, то система сумеет подобрать десяток холстов, цветовая композиция которых соответствует заданной. И это поразительно. При всем том сама система описания картины для поиска интерактивна, абсолютно не “тормозит” и напоминает работу в обычном простеньком графическом редакторе. Но и на этом “чудеса” не кончаются. Предположим, что в результате поиска обнаружилась, наконец, та самая картина, которую и хотелось посмотреть. Изображение не будет статичнвм! Картина интерактивна в том смысле, в каком может быть интерактивен музейный экспонат. Во-первых, имеется возможность получить дополнительную информацию о представленном экспонате коллекции, во-вторых, картину можно посмотреть в полноэкранном варианте (на выбор 800х600 или 1024х768), а в-третьих, и это еще один сюрприз, картину можно внимательно рассматривать по фрагментам. Точно так же, как если бы, находясь в музее, удалось приблизиться к холсту с лупой в руках. Причем изображение при этом не станет распадаться на отдельные пиксели (как, скажем, во многих трехмерных играх), а, после непродолжительной обработки, сохранит свою первоначальную четкость и разрешение.

На мой взгляд, Эрмитаж среди подобных коллекций  выделяется в основном полнотой собрания, различными инновационными внедрениями  в свой проект – например, образовательными турами по искусству той или иной эпохи на примерах собраний Эрмитажа. Из недостатков я могла бы отметить лишь «тяжеловесность» сайта и достаточно скучный дизайн.

Остальные же отечественные  музеи, имеющие свои представительства в Интернет, представлены в сети стандартным набором материала и инструментов. В основном это часть коллекции, поиск по которой осуществляется путем ввода автора или названия, реже – периода создания, историей музея, анонсом предстоящих выставок и т.д. Другими словами – отсутствует интерактивность, яркость, стильный дизайн, а ведь еще в начале работы я упоминала о том, что все сетевые проекты музеев в большинстве своем нацелены на молодую аудиторию, мнение которой создаётся зачастую под впечатление от непосредственно увиденного или услышанного в первые мгновенья. Нельзя забывать, что современные молодые люди – живущие в эпоху Интернет, довольно разборчивы в посещаемых ресурсах, и привлечь искушенную в красоте и качественном оформлении публику не так то просто.

 

2.2 Примеры  виртуальных экспозиций выставочной  деятельности

 

На сегодняшний  день на просторах Сети немало качественных ресурсов, представляющих собой такие  виртуальные выставки. Условно их можно разделить на специализированные, региональные и глобальные.

Начнем с  региональных. Их организаторами часто  бывают Торговые палаты того или иного  региона в сотрудничестве с местными компаниями. Примером такого сайта, является ресурс "Виртуальные выставки Самарской  области" (http://expo.samcon.ru/vista.html). Специфика сайта в том, что на нем представлены выставки не столько товаров, сколько услуг: консалтинг, туризм, образование, доставка корреспонденции и так далее. Другой пример региональной выставки - сайт "Виртуальная выставка малых предприятий Чувашии" (http://www.expo.tppchr.ru/). Интересен сайт "Виртуальная выставка малых предприятий" г.Москвы (http://www.mp.mbm.ru/). Используя, конструктор и систему администрирования, даже неопытный пользователь может стать участником этой виртуальной выставки, создав свой стенд на ней - мини-сайт своего предприятия. На этом ресурсе размещены также Интернет-представительства победителей, призеров и финалистов конкурса предприятий и организаций малого бизнеса Москвы "Московский предприниматель".

Специализированные  виртуальные выставки посвящены тематике какой-либо одной конкретной отрасли. Например, оригинально оформленный, компактный сайт Виртуальной выставки энергоэффективных технологий, материалов и услуг (http://www.energy-exhibition.com/). Проект создан по заданию Министерства образования и науки РФ, которое обеспечивает методическое и организационное сопровождение выставки. Кликая мышью на флеш-анимированные изображения "павильонов", попадаешь в различные разделы, где сектора показаны на рисунке-схеме и дублируются на меню слева. Здесь представлены такие павильоны, как газоснабжение, теплоснабжение, возобновляемые источники энергии, и так далее. От энергоснабжения к совершенно другой области - образованию - переносит нас сайт "Виртуальная выставка достижений в области образования" (http://www.fair.sssu.ru/). Но ресурс, к сожалению, неудобен для использования. Желающие ознакомиться с достижениями тщетно ищут разделы сайта: их нет. Нажав на ссылку "Инструкция по работе", пользователь получает возможность скачать файл, где предлагается процедура регистрации для размещения собственных материалов - что неудобно. На мой взгляд, ресурс сильно нуждается в доработке.

В последнее  время в сети Интернет быстрыми темпами  растет число глобальных виртуальных  выставок, предоставляющих возможность предпринимателям представить продукцию или услуги самого разного назначения. Среди них, например, ресурс Pulset (http://www.pulset.ru/) – относительно молодая выставка. Несмотря на большое количество бесплатно зарегистрированных на сайте компаний, свыше 160 тыс., число виртуальных выставочных стендов исчисляется пока лишь десятком. На стендах представлена справочная и контактная о компаниях, а также помещены фотографии товаров, их краткое описание и цена. Другой подобный портал - Рос-Экспо (http://www.ros-expo.com/), здесь относительно легко пройти процедуру регистрации и обзавестись собственным стендом. На виртуальной выставке представлены такие разделы, как «Промышленное оборудование», «Бытовая техника и связь», «Мягкая мебель, витражи, дизайн штор» и некоторые другие. Число участников составляет около 2000, хотя стоит отметить, что содержание некоторых стендов наполнено лишь справочными и контактными сведениями. Есть небольшие проблемы с интерфейсом – в частности, меню расположено справа, что иногда затрудняет поиск. Еще один портал – «Торгово-выставочный комплекс Ru-Expo» (http://www.ru-expo.ru/). Здесь наряду со стендом Вы можете получить в сопровождение и интернет-магазин. Пожалуй, из уже рассмотренных ресурсов у этого сайта наиболее понятный интерфейс. Горизонтальное меню сразу вводит в курс дела, показывая, кому адресован раздел: посетителям, экспонентам или организаторам, а также - чему он посвящен. Рубрикатор товаров выведен на главную страницу, так что пользователю сразу предлагается поиск - по товарам или по фирмам. С главной страницы вы можете легко попасть на любую из выставок с многочисленными разделами и виртуальными выставочными залами, хотя для получения подробной информации о продукции приходится иногда проделать относительно большой путь.

Однако, из всех исследованных нами виртуальных  выставок в сетях Интернета России и стран СНГ наиболее содержательным, по моей оценке, является ресурс "Виртуальные  выставки ТПП России" (http://www.ruschamber.com/). Это портал, созданный ТПП РФ на базе Сети обмена деловой информацией ТПП РФ (СОДИ), объединяющей свыше 270 сайтов, включая сайты территориальных торгово-промышленных палат России, загранпредставительств ТПП РФ, зарубежных партнеров ТПП РФ, организаций системы ТПП РФ и объединений предпринимателей – членов ТПП РФ. Популярность данного ресурса в предпринимательских кругах подтверждается неуклонным ростом числа его участников (уже свыше 2000 – наиболее многочисленный из числа виртуальных выставок) и партнеров проекта (более 50 партнеров в различных субъектах РФ, в основном территориальные ТПП, имеющие хорошую потенциальную базу). "Виртуальные выставки ТПП России" охватывают по своей тематике практически все отрасли народного хозяйства и социальной сферы. Помимо тематических выставок там же представлены специализированные выставки ТПП РФ, которые пропагандируют успехи российских предприятий в различных областях. Удобный интерфейс позволяет без труда найти нужное предприятие, как по географическому признаку, так и по тематическим разделам. Имеется англоязычная версия проекта. Виртуальные стенды отличаются оригинальным и стильным дизайном, возможна реализация индивидуальных решений. На стендах участников этих выставок представлены материалы и информация, достаточно полно отражающие характер деятельности организации, его достижения, описание продукции и услуг, цены и т.п. Участникам предоставляется право опубликования в СОДИ своих новостей, а также предложений коммерческого и инвестиционного характера.

 

Заключение

 

Итак, явление  виртуальных проектов музейной и выставочной деятельности в современном меняющемся мире, безусловно, необходимо и важно. Общество развивается, человек приобретает новые потребности в способах восприятия информации, и организации, желающие донести эту информацию до конечного потребителя должны считаться с этим, создавая все новые и новые формы демонстрации. Искусство было и будет всегда, и приобщить к нему молодое поколение – важнейшая задача таких просветительских организаций, как музеи, библиотеки и т.п. Выставочным компаниям всегда нужны свои экспоненты, и, если привлечь их могут новые способы, базирующиеся на новых технологиях, что ж – это еще один шанс развиваться. Потребность в виртуальных способах представления информации мы выявили.

Что же касается текущего положения проектов наших отечественных музеев и выставочных компаний, то можно говорить о еще только начинающих развиваться культуре Интернет, информационных технологий и вовлечении существующих организаций в мировое информационное пространство. Действительно качественных проектов на рынке сейчас единицы, на мой взгляд, из-за отсутствия, в первую очередь соответствующих специалистов, ведь собрать команду из профессионалов разных областей – это дело, так сказать не совсем простое и весьма затратное. Нужно готовить специалистов широкого профиля, владеющих и глубокими знаниями в той области, виртуальную адаптацию которой они должны создавать, и техническими навыками реализации и воплощения в жизнь таких проектов. Ну и конечно еще одна проблема на сегодняшний день – отсутствие инициативы у существующих музеев, отсутствие желания развиваться в новой, незнакомой области.

Но, как любой  процесс, данный рынок будет развиваться  по потребностям потребителя культуры и искусства, и, кто знает, может  через несколько лет человечество шагнет на новый уровень развития межмузейной коммуникации, и привычные нам формы представления и демонстрации сменятся новыми, более доступными и результативными для зрителя.

 

Литература

 

  1. Российская музейная энциклопедия. Прогресс, М. 2001.
  2. Л.Я.Ноль Информационные технологии в деятельности музея. Учебное пособие. М. 2007
  3. А.Портсар «Продажное искусство», журнал Top-Manager, ноябрь 2001г.
  4. САТ Башня современного искусства www.muar.ru
  5. А.Лагутин «Музейный менеджмент в постиндустриальном обществе», журнал Top- Manager, октябрь 2001г.
  6. «Новые подходы к обеспечению музея” (Самара), www.museum.samara.ru
  7. А.Громов “Музей перед лицом желтого дьявола”, журнал Top-Manager, октябрь 2001г.
  8. Сайт “Музей будущего” www.future.museum.ru
  9. Тезисы научной конференции на сайте «Музеи Москвы и музеология ХХ века» www.rsuh.ru
  10. Сайт «Музеи России» www.museum.ru
  11. АДИТ-2008. Черненко Виктория Викторовна. Тезисы доклада «Виртуальные выставки на сайтах отечественных музеев»
  12. Джан Джанович Хан-Магомедов (РОЦИТ) «Рунет и виртуализация культуры» www.rocit.ru
  13. Николай Кононихин Реальный и виртуальный Арт-Питер «Русский журнал», 3 Мая 2000
  14. Николай Кононихин Виртуальный музей современного искусства - новая реальность? «Русский журнал», 8 Ноября 1999
  15. www.museum.ru/museum/primitiv/
  16. Нургалеева Лариса Владимировна, «Виртуальный музей: новая коммуникационная модель». Доклад.
  17. Виртуальный экспобизнес на службе реального. Журнал ExpoReport июнь 2004г.
  18. Дворко Н.И. Мультимедиа: творчество, техника, технология. — Изд-во: СПбГУП 2005.
  19. Лебедев А.В. Музейные представительства в Интернет. Российский и зарубежный опыт. // Тезисы доклада на II конференции «АДИТ-1998»)
  20. Артамонов А. А., Музалевская И. М. Музейные образовательные ресурсы и ресурсы по культуре в Интернет: обзор, типология, особенности, перспективы. // Тезисы доклада на VIII конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «RELARN-2001»
  21. http://www.ruschamber.com/
  22. http://www.tretyakovgallery.ru/
  23. http://www.rusmuseum.ru/
  24. http://www.hermitagemuseum.org/
  25. http://moskva.kotoroy.net/
  26. http://www.protoart.ru/

Информация о работе Возможности виртуальных выставок