Возможности виртуальных выставок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 03:49, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление потребности современного общества в «виртуальных выставках» и анализ уже существующих проектов.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
• Выявить факторы возникновения ВЭ
• Рассмотреть особенности существующих на сегодняшний день ВЭ
• Дать социальный анализ ВЭ

Файлы: 1 файл

возможности виртуальных экспозиций.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

Даже традиционные принципы классификации музейных выставок позволяют отнести их к группе передвижных выставок облегченного типа, созданных исключительно на электронных муляжах (3D-моделях) и  электронных копиях, обладающих абсолютными кинетическими возможностями и позволяющие музею расширить границы своей деятельности и мгновенно «смонтировать» свою выставку в любой точке мира, где есть возможность выхода в Интернет.

Но давайте  проследим причины возникновения самого объекта нашего исследования.

Что может противопоставить музей увлекательному шопингу, голливудскому  кино и многим развлечениям в суперсовременном Мегамолле? Ответ на этот совсем не риторический вопрос дает английский неологизм “сайенстейнмент” -гибрид слов science (“наука”) и entertainment (“развлечение”) или другой неологизм «эдьютеймент» - гибрид слов education (“образование”) и entertaiment (“развлечения”). Современный музей, планетарий или океанариум и т.д.— назовем его лучше научно-развлекательным и образовательным центром — должен успешно конкурировать за свободное время с Голливудом и другими развлечениями. Иначе его может постичь судьба, например, недавно разрушенного планетария г. Йошкар-Олы, Мария-Эл, который был снесен для того, что бы на его месте построить торгово-развлекательный центр.

Современный музей  должен уметь так «материализовать»  и так «упаковать» свою деятельность, что бы на равных бороться за внимание посетителей. И в этом на помощь приходят технологии виртуальной реальности.

Стоит отметить, что на западе очень хорошо поставлен  музейный менеджмент, который позволяет  даже давать прибыль от эксплуатации музеев, планетариев, океанариумов и  т.д. Что достигается за счет грамотного управления сопутствующим бизнесом (кафе, бар, ресторан, игровые комнаты, организация праздников, продажа сувениров и т.д.) Таким образом, фактически музей, на языке маркетологов превращается в «якорный» объект, такого научно – образовательно-развлекательного центра.

Создание и  демонстрация виртуальных культурных памятников, исторические реконструкции, интерактивные экспонаты, воссоздание уже утерянных объектов и предметов дает возможность перейти на качественно новый уровень сохранения и передачи потомкам культурного наследия. В мире сейчас идет большая работа по созданию виртуального культурного наследия для систем виртуальной реальности, которая к примеру в перспективе даст возможность разместить все музеи, памятники в одном центре виртуальной реальности. Уже сейчас созданы Виртуальный Рим, Виртуальный Карфаген и т.д., демонстрация которых на системах виртуальной реальности переносит нас на тысячи лет назад.

Почему же в  России дело обстоит несколько иначе? Вспомним, в каком положении оказались  российские музеи в постсоветское  время. Главной целью советского музея был скорее не показ коллекций, а накопление и хранение их. По этой причине запасники советского музея по размерам и качеству не уступали основным коллекциям; по этой же причине наблюдалось зачастую пренебрежительное отношение смотрителей и персонала к посетителям и минимальное разнообразие экскурсионных программ. Это касалось даже знаменитых «экспортно-ориентированных» музеев.

С распадом СССР сократилось (или же вовсе прекратилось) финансирование музеев. Музеев, неготовых  еще к продвижению собственных идей получения прибыли и созданию новых методов демонстрации музейных коллекций.

Но и на постсоветском  пространстве постепенно культура оказалась  востребованной, более того - модной и престижной, оказалось, что за "культурный досуг" люди готовы платить, и платить немало. Ну и, конечно, дети: выяснилось, что родителей не устраивает то, что их дети играют на компьютере и смотрят боевики, надо бы их к искусству приобщить. Совпали основополагающая функция музейного дела - культурное просветительство и интересы музейного бизнеса, которые требуют открытости, увлекательности, познавательности, то есть того же культурного просветительства.

Чтобы зарабатывать, надо что-то делать. Важнейшим ресурсом музеев является общественная значимость. Государственная помощь (не обязательно федеральных властей, но в первую очередь именно региональных), спонсорская поддержка, гранты - основа финансирования музея. Но взаимовыгодное сотрудничество имеет куда больше шансов на успех. Эрмитаж по своему статусу получал бы какие-то деньги, но Эрмитаж - центр культурной жизни города, участвующий в массе культурных программ, имеет куда больше возможностей их заработать.

Один московский музей в течение нескольких лет  ходил с протянутой рукой, а когда  перестроил экспозицию, разрешил "трогать руками" и сидеть на некоторых экспонатах - пошли посетители, нашлись спонсоры, посыпались гранты. Потому не причуда и не блажь - постеры и рекламные плакаты Эрмитажа по всему городу и всякие акции. Как не причуда и не блажь специальные шоу для детей, что устраивает Дарвиновский музей в Москве.

Упоминается это  здесь лишь для того, чтобы показать - музей должен быть общедоступен, и  потому только может зарабатывать. Эта формула директора Метрополитен-музея 20-х годов актуальна и сейчас.

Чем более музей  открыт, чем более он работает на удовлетворение потребности в образовании и культурном досуге, тем больше у него возможностей зарабатывать. И наоборот, чем более музей стремится зарабатывать, тем более он открывается, тем больше вынужден быть именно культурно-просветительным учреждением, а не "сектой хранителей искусства".

Наверное, как  нигде (во всяком случае, в сфере  культуры) современные технологии расширяют  возможности практически всех сфер музейной деятельности - от установления оптимального температурного режима до создания виртуальных музеев. Опять же с одной оговоркой: только если отказаться от концепции "музей для музейных работников". Но главное, что дают новые технологии музеям, - это расширение все тех же культурно- просветительных и образовательных возможностей. А значит, и возможностей зарабатывать. Интернет дает, во-первых, возможность доступа к экспонатам музея потенциально самому широкому кругу пользователей сети. Во-вторых - позволяет заявить о себе, или напомнить о своем существовании. В-третьих - предоставляет возможности, которых не имеет реальный музей. Тем самым музей расширяет круг людей, которым доступна его коллекция, следовательно, может рассчитывать на деньги, выделяемые под образовательные программы различными фондами.

Мировая практика доказала, что логика, при которой сайты представляют коллекцию музеев крайне скупо, из боязни конкуренции сайта с самим музеем или с вспомогательной продукцией музея, не работает. Чем более полный сайт, тем лучше он работает на музей и продажу его продукции: живая картина и изображение на мониторе - вещи принципиально разные, так же как разные вещи - изображение на мониторе и высококачественная полиграфическая продукция. Увиденная в Интернете картинка, скорее, возбудит желание приобрести то же самое, но в лучшем, более качественном виде, а тем более сходить и посмотреть, как это выглядит "вживую". И если за Третьяковку говорит само имя, то за небольшие региональные музеи, кроме сайта, зачастую не говорит ничего.

Очень важно, что  пользователи Интернета - это в большинстве своем люди молодые, то есть те, для кого выбор - пойти в музей или в бар - решается часто непосредственным впечатлением от увиденного или услышанного, и для кого часто бывает совсем не лишней элементарная информация о самом существовании какого-либо музея, будь он хоть трижды знаменит, уже не говоря о его местоположении и составе его коллекции. Описанная выше полнота и эффектность визуального ряда играет значительную роль. Для более продвинутых посетителей музеев новостная информация о выставках и проектах может быть тоже небесполезной при выборе планов на проведение досуга.

Обыкновенному человеку и в голову не придет сходить  в Пермский музей живописи, даже будучи в этом городе, однако очень  вероятно, что он включит посещение  музея в свои планы, если узнает (а что еще лучше – увидит) на сайте, что в нем весьма приличная коллекция картин Йорданса.

Использование современных технологий для удобства посетителей музеев: гиды на кассетах, электронные каталоги и т.п. - весьма разнообразили посещение музеев.

Но многое принципиально  невозможно, да и не совсем нужно  в музейных условиях. Трудно себе представить  посетителя музея, который с лупой  подходит к картине и изучает  детали. А на сайте Эрмитажа это  можно сделать одним щелчком  мыши. Еще труднее представить себе человека, который, задавшись целью ознакомиться с развитием детского портрета в мировой живописи, бегает из зала в зал по всему музею в поисках изображений детей. А на сайте того же Эрмитажа или Лувра это делается двумя щелчками мыши. Образовательный и познавательный эффект данных возможностей высок, но для того, чтобы реализовать их, требуются не только чудеса хай-тека, но и труд специалистов, которые отсортируют экспонаты по их реальному содержанию и принадлежности к тем или иным школам, а не только по упоминанию того или иного слова в названии, как это бывает на современных сайтах, сделанных программистами.

Ну и наконец, сайт дает дополнительные возможности  указать на спонсоров или друзей того или иного музея.

Говорить о  плюсах и минусах в задержке развития музейной коммуникации в России нужно объективно. Включившись в процессы освоения систем электронных коммуникаций с некоторым опозданием, Российские музеи нередко оказываются даже в более выгодном положении, чем их зарубежные собратья. Они имеют возможность использовать новейшие методы и технологии, не тратя времени и средств на модернизацию устаревших систем. А, как известно, высокие технологии развиваются очень быстро, и, отчасти, тот ресурс сильнее и популярней, чья техническая база современней.

Во всякой сфере  деятельности при создании того или  иного предмета, должен существовать некий пример, максимальная приближенность к которому и является целью этой деятельности. Оптимальным ответом  на вопрос «Что же дает музею грамотно сделанное представительство в сети Интернет?» будут следующие пункты:

1. Музей оказывается лучше интегрирован в систему российских и зарубежных профильных организаций.

2. Собственный сайт открывает перед музеем дополнительные возможности для презентации своих коллекций.

3. Резко интенсифицируется процесс обмена профессиональной информацией.

4. Увеличится возможность привлечения недостающих ресурсов извне музейной системы.

5. Представительство музея начинает оказывать влияние на его развитие, сайт может превратиться в экспериментальную площадку для музейного проектирования, место разработки различных музейных моделей.

Объективности ради стоит отметить, что для подавляющего числа отечественных музеев –  даже тех из них, что хорошо представлены в Интернет – описанная ситуация, скорее, светлое завтра, чем реальность дня сегодняшнего.

Пока же большинство  музейных сайтов (не только российских, но и зарубежных) представляют собой  краткий путеводитель по музею, иногда дополненный новостями о текущих  и будущих выставках. Типовая  структура отечественного музейного сайта такова:

1. Информация о возможности посещения

2. История музея

3. Коллекции и отдельные предметы

4. Постоянная экспозиции музея

5. Выставки

6. Образовательные программы

7. Научная информация

При этом коллекции  и история музея представлены повсеместно, информация для посетителей, постоянная экспозиция и выставки – заметно реже, образовательные программы и научная информация – в единичных случаях.

Исходя из отечественного и зарубежного опыта представления  в Интернете музейных материалов, можно заключить следующее:

Каждый современный  музей должен быть представлен в  глобальных информационных сетях. Мотивов  для этого уже сегодня более  чем достаточно, во всяком случае –  для того, чтобы осмысленно идти на расходы, связанные с созданием полноценного музейного представительства в мировой компьютерной сети.

Фиксируя и  признавая достижения и преимущества, которые получили музеи, уже создавшие  свои представительства в Интернет, необходимо отметить наличие проблем, которые пока еще не нашли своего достойного разрешения в рамках рассматриваемого направления деятельности. Наиболее существенные из них:

• проблема целевой ориентации усилий, связанных с коммуникационной деятельностью музеев в Интернет;

• проблема отбора предоставляемой через Интернет музейной информации;

• проблема выбора адекватных форм представления музейной информации в Интернет;

• проблема динамизма (обновляемости) размещаемой в Интернете музейной информации;

• проблема формирования и поддержания активности обратной связи в системах “музей – музей”, “музей – партнеры”; “музей – потенциальная аудитория” и др.

На протяжении столетий общественная значимость музея  определялась качеством его экспозиции, с 1970-х годов не менее важным показателем  стал уровень проводимых им акций, мероприятий и программ. В последние два-три года все более существенным фактором становится лицо музея, обращенное в открытое информационное пространство.

Все, о чем  шла речь, условно назовем «представительством». Но существует еще одно явление в  аспекте изучаемой нами темы – виртуальный музей. Ситуация с представительствами более или менее понятна: музейный сайт – не самостоятельная структура, а функциональная часть существующего музея, реализующая часть музейных программ, в первую очередь, популяризационных. Что же касается виртуальных музеев, то здесь имеет место полная неразбериха. Просмотр данного типа сайтов убеждает, что сегодня “виртуальным музеем” могут назвать любой набор изображений с пояснительными текстами. Музеи в Интернет и виртуальные музеи представляют разные типы организации. Последние отличаются от виртуальных представительств реальных музеев прежде всего тем, что он является не только носителем информации, но и ее первоисточником. "При кажущейся аналогии с обычным музеем виртуальный музей (ВМ) - несомненно, новая реальность, выходящая за рамки традиционного представления о реальном музее (РМ) с его ПОСТОЯННОЙ экспозицией и ВРЕМЕННЫМИ выставками, так как экспозиция ВМ постоянна лишь в своем развитии, а время “работы” выставок может исчисляться годами, и их количество, как правило, регламентировано не количественными категориями, а соображениями концептуальными, связанными с появлением новой идеи, интересного проекта или желанием показать художника с новой, неведомой ранее зрителю (и, может быть, самому художнику) стороны" (Алексей Лебедев, (www.museum.ru/museum/primitiv/). Виртуальный музей не связан с помещением. "Для ВМ само его существование обусловлено максимальным включением в сетевые художественные ресурсы, электронные конференции, совместные проекты и т. п., без участия в которых о нем никто не узнает, для него интернет - сфера жизнедеятельности и среда обитания" (Алексей Лебедев, www.museum.ru/museum/primitiv/).

Информация о работе Возможности виртуальных выставок