Виды коммуникации и их культурная обусловленность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 10:32, курсовая работа

Описание работы

Без процесса коммуникации, без передачи информации от субъекта управления к объекту управления, и наоборот, без правильного понимания передаваемой и получаемой информации управленческая работа невозможна.

Цель данной работы – рассмотреть основные виды коммуникации и найти их применение в межкультурном взаимодействии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3



Глава 1. Виды коммуникации……………………………………………...6

1.1 Вербальная и невербальная коммуникации……………………………..6

1.2 Мифологическая и перформансная коммуникации…………………...10

Глава 2. Основы межкультурной коммуникации……………………...16

2.1 Сущность межкультурной коммуникации……………………………..16

2.2 Вербальный и невербальный аспекты межкультурной коммуникации………………………………………………………………..23

Заключение………………………………………………………………….31

Список используемой литературы………………………………………32

Файлы: 3 файла

Глава 1.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Глава 1: Виды коммуникации. 

1.1 Вербальная и невербальная коммуникации. 
 

    Профессиональное  владение речью являлось и является важной составной частью успеха многих профессиональных поприщ. Ораторское искусство, начиная с Древней  Греции, считалось неотъемлемым качеством вождей, героев и лидеров. В античные времена обучение риторике и приемам ведения диалога сделалось обязательным. С тех пор вербальный вид коммуникации является ключевым элементом человеческого общества.

Причем  артистичное владение голосом, его тембром, тональностью, умение расставлять акценты подчас становится важнее самого содержания сообщения. Кроме того, различные оттенки голоса формируют в сознании аудитории имидж коммуникатора. 

Так же в вербальной коммуникации огромную роль играет тот факт насколько хорошо оратор владеет речью. Но не стоит забывать и о его личностных характеристиках. В процессе профессиональной коммуникации содержательная часть сообщения имеет важное значение  для формирования деловых отношений, правильного выстраивания взаимодействия между организациями. В практике Паблик рилейшнз нельзя забывать, что как раз содержательная часть сообщений имеет важнейшее значение для формирования атмосферы доверия, выстраивания позитивных для организации общественных отношении. 

    Именно поэтому PR-специалисты уделяют массу времени подготовке статей, пресс-релизов, написанию речей. Вместе с тем следует помнить, что речь идет именно о вербальной коммуникации, а не о передаче текста, которая возможна как через вербальный, так и через невербальный каналы.

    Например, набор улик (отпечатки пальцев  преступника, его следы, забытые  на месте преступления орудия преступления и т.п.), по сути, является для следователя  тем же текстом, хотя в нем может  и не быть слов.

Но необходимо различать текст и вербальную коммуникацию, так как помимо информационной нагрузки вербальная коммуникация воздействует на аудиторию такими средствами как тембр голоса, тональность, физические особенности и т.д. Также немаловажен такой аспект как дистанцирование. В практике известны такие случаи как «эффект толпы», на митингах,дискотеках,флеш-мобах. Чем ближе люди находятся друг с другом, тем проще можно вызвать в них такие чувства как страх, агрессия.1 

Таким образом выделяют четыре вида дистанции:

- интимная (15-45 см)

- личная – близкая (45 – 75 см)

- личная  – дальняя (75 – 120 см)

- социальная (120 – 360 см)

- публичная  (360 см и далее) 

Стратегия коммуникатора направленная на аудиторию - является  важным моментом при вербальном взаимодействии. Она включает в себя совокупность личностных качеств коммуникатора, его знания основ психологии аудитории, умение определить близкие ей ценности, а также руководствоваться необходимыми правилами составления и передачи информации. Сообщение выстраивается в соответствии с определенными требованиями:

- Речь  должна быть доступной

- Тема  должна соответствовать уровню  подготовленности аудитории

-  Не  желательно употреблять иностранные   слова в тексте 

Не стоит  забывать о  целостности, уместности и содержательности речевого сообщения.

Целостность выступления предполагает соответствие содержания сообщения образу, создаваемому выступающим.

Уместность  подразумевает чувство ответственности  за сказанное, а также способность  оратора формулировать провозглашаемое  новое в новых терминах. Уместность, как и цельность, способствует формированию у слушателя впечатления, что ему оказывается серьезное доверие. Тогда получатель сообщения чувствует себя участником происходящих процессов.

Содержательность  предполагает значимость того, о чем  говорится. Забывается и не оставляет никакого следа в сознании людей бессодержательное говорение. 

     В сообщении важно обращать внимание на тип голоса, культуру речи – произношение слов, грамотность, наличие слов –  паразитов (а, ну). Немалое значение для восприятия сообщения аудиторией имеет эмоциональная окрашенность речи. Очень большое значение на аудиторию оказывает не столько информационная составляющая выступления коммуникатора, сколько та интонация, с которой он всё это преподносит. Прием эмоциональной окрашенности подходит для тех ситуаций, в которых очень важно убедит своего оппонента в своей правоте, либо для дискредитации своих конкурентов. Чем эмоциональнее передается текст, чем сильнее интонационная нагрузка, тем убедительнее он звучит. При помощи вербального взаимодействия можно определить статус человека. Например: слово Привет и Здравствуйте позволяет нам определить отношения между людьми. Вербальная коммуникация помогает создавать сообщения, воспринимаемые широкой целевой аудиторией, а также существенно влияет на нее.2 

Но не стоит забывать о том, что существует другая форма общения между людьми – невербальная коммуникация. Невербальная коммуникация – это процесс передачи информации с помощью изменения  выражения лица, жестов и движений тела. Этот вид общения также принято называть «язык жестов». Но этот термин не совсем правильный, так как люди обычно пользуются невербальными знаками для того, чтобы либо опровергнуть, либо дополнить то, что сказано словами. Между тем звуковая речь как правило помимо слов несет также некий невербальный подтекст, с помощью которого также можно выразить своё отношение к данному человеку или аудитории. Таким образом, речевая коммуникация осуществляется  посредством речевого общения параллельно с вербальной и образует второй канал передачи информации. Процесс невербального общения как мне кажется – это творческий процесс, так как зачастую передача информации на этом уровне происходит спонтанно. Не существует какого-либо общепринятого правила группировки мимики и жестов, поэтому невербальная коммуникация – это субъективный процесс. Наше сознание человека привыкло к более точной передачи информации, то есть при помощи слов.  

Невербальная  коммуникация подразделяется на два  больших раздела: телодвижения и  голос. В язык тела входят поза, которую принимает человек, мимика, жесты, дыхание. С помощью голоса передается крик, шепот, междометия и т д. Невербальное общение включает в себя такую категорию как личное пространство. В деловой коммуникации эту категорию нельзя оставлять без внимания, поскольку каждый человек имеет свою личную зону, границы которой нежелательно нарушать.  Обычно интимную зону нарушаю близкие люди(родственники, друзья) или люди посторонние, чье присутствие может вызывать неконтролируемые изменения внутри человека, чье пространство они нарушают. Поэтому при заключении сделок , переговоров или же просто в процессе общения с незнакомым человеком стоит учитывать понятие интимной зоны для более успешного взаимодействия. Общепринятые границы интимной зоны составляют примерно расстояние вытянутой руки. Также в основу невербального взаимодействия входят жесты. Жесты чаще всего выдают намерения и помыслы человека. Умение распознавать язык жестов создало специальную науку – кинесика. Владеющий кинесикой человек знает, что собеседник сравнительно легко контролирует то, что говорит, но много труднее следить за выражением лица, за нечаянными движениями рук, которые выдают его отношение к происходящему. Интерпретировать жесты следует осторожно. Во-первых, один жест нельзя вырывать из контекста поведения подчиненного, он обязательно связан с ситуацией в целом. И, во-вторых, нельзя забывать, что жесты зависят от национальной, профессиональной, возрастной принадлежности человека, от его социального статуса.  

     Не  менее важен взгляд. Он бывает социальный, деловой, интимный.

Социальный  – если взгляд опускается ниже уровня глаз другого человека, создается  атмосфера социального общения. Эксперименты по исследованию особенностей взгляда показали, что во время  социального общения глаза тоже смотрят на символический треугольник на лице человека, а именно расположенный на линии глаз и области рта.

Интимный  – этот взгляд проходит через линию  глаз и спускается ниже подбородка на другие части тела собеседника. При  тесном общении этот треугольник  опускается от глаз до груди, а при отдаленном от глаз до промежности. При помощи такого взгляда люди показывают свою заинтересованность.

Деловой -  ведя деловые переговоры необходимо представить, что на лбу у собеседника  находится треугольник. Направив свой взгляд на этот треугольник, вы создаете атмосферу серьезности и другой человек чувствует, что вы настроены по – деловому. При условии, что ваш взгляд не опускается ниже глаз другого человека, вы сможете контролировать ход переговоров  

при помощи взгляда. Также большое значение в невербальном общении имеет цвет кожи. Например, румянец на щеках признак смущения, стыда или даже вины. Он более типичен для женского пола.  И наоборот бледность свидетельствует о том, что собеседник испытывает чувство страха, или же наоборот скрывает свой гнев. 3 

     При общении важна также и поза, занимаемая человеком. Например, вертикальная, естественная, расслабленная поза свидетельствует  о самоуверенности и спокойствии  человека. Руки, расположенные по направлению  к собеседнику свидетельствуют  об открытости и расположенности к общению. Если же человек принял закрытую позу – скрестил руки, закинул ногу на ногу, значит он не готов к общению или же не согласен  с вами. Поэтому для продуктивного взаимодействия специалисту по связям с общественностью необходимо различать эти невербальные сигналы и грамотно применять их в своей профессиональной деятельности. Сегодня наблюдается повышенный интерес к аспектам невербальной коммуникации. Этот аспект несет очень большое количество нужной нам скрытой информации о собеседнике. С ее помощью можно определить эмоциональный фон, характер, помыслы человека, а также его социальный статус и непосредственно его отношение к вам. Поэтому очень важно, особенно в профессиональной коммуникации уметь распознавать эти знаки для правильного взаимодействия с деловыми партнерами. 
 
 
 

1.2 Мифологическая и перформансная коммуникации. 

     Миф является наиболее важным элементом  коммуникации. В том числе в Паблик Рилейшнз,  особенно в политической сфере. Мифологические архетипы во многом определяют взаимоотношения лидеров и населения.

Миф –  это вымышленный рассказ, представляющий природные и социальные явления  в наивно-олицетворенной форме. Но современные мифы конечно отличаются от древних. Это, прежде всего научные, социальные представления о жизни общества, о путях его развития.  

Эффективность мифа никто не ставит под сомнения, так как мифы имеют репутацию  безусловной истины. Часто действительность подвергают изменениям, если она не соответствует самому мифу, который  имеет место быть в ней. Обыденное сознание – это, кладясь мифов. Наше сознание постоянно подвергается атакам со стороны средств массовой информации и прочих  источников.

     Наиболее  ярким примером воздействия на общественное сознание, безусловно, является реклама. Реклама умело проникает в сознание потребителя, формирует в его голове определенный образ того или иного товара и услуги, тем самым, заставляя его приобретать их. Реклама, на мой взгляд – это миф современного мира. В ней формируются представления человека об идеальной действительности, происходит знакомство потребителя с продукцией. Посмотрев рекламу, потребитель идет в магазин с определенной целью – купить именно тот товар и той фирмы, рекламу которого его заинтересовала. В его сознании уже сформирована мысль о том, что он знает данный товар. Основным механизмом рекламы является механизм «свой-чужой». Сначала товар как бы одушевляется, а после реклама раскрывает его положительные стороны,  желание служить людям. Данный механизм также распространен в политической и бизнес сферах.4

Человек часто попадает под воздействие  мифов в той деятельности,  в которой он недостаточно хорошо разбирается. Например, хороший историк, несомненно, поверит в правильность математической теоремы, так как  он не компетентен в данной области, и не поставит под сомнение правильность данного факта. В таких случаях миф особенно устойчив.

Также механизм «Свой – чужой» можно  увидеть, например, у футбольных фанатов. Фанаты команды соперника – будут  считаться заклятыми врагами, а  футболисты своей команды – некими героями, на которых возложена ответственная миссия и в успех которых будут верить до последнего. Синдром болельщика наблюдается и в политике, особенно во время предвыборных агитаций, когда население делится на болельщиков определенных кандидатов или партий. Таким образом, можно увидеть, что миф искажает действительность. Политический миф – это миф, используемый для борьбы за власть, осуществления политического господства. Он оказывает очень существенное влияние на общественность. За политическим мифом обычно скрываются материальные интересы определенных групп и их лидеров. Политический миф всегда пытается стать реальностью, в этом заинтересованы те, кто создает его. Существует два вида политических мифов: технологический – создается для выполнения сиюминутных задач в определенной ситуации. Он краткосрочен, поэтому в скором времени о нем забывают. Другой тип называют вечный. Его суть в том, что он очень прочно оседает в сознании и менталитете общества, поэтому его срок действия безграничен.

Оглавление.doc

— 20.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Введение.doc

— 30.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Виды коммуникации и их культурная обусловленность