Совершенствование систем коммуникаций организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработка всесторонне обоснованных рекомендаций по совершенствованию коммуникаций ООО «Татнефть АЗС—Ульяновск»
Задача работы – провести анализ состояния решаемой проблемы, выявить подходы, пути и методы решения проблем. Дать общую характеристику предприятия. Провести необходимые изучения коммуникаций организации, разработать рекомендации по совершенствованию коммуникаций. Выполнить экономическое и всестороннее обоснование рекомендаций: рассчитать ожидаемые экономический и организационный эффекты.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………4
Глава1 Коммуникации в управлении………………………………………………..7
1.1 Коммуникации – понятие и функции…………………………………………....7
1.1.1 Межуровневые коммуникации в организациях…………………………………..……9
1.1.2 Коммуникации между различными отделами (подразделениями)………………....11
1.1.3 Коммуникации руководитель – подчиненный и руководитель – рабочая группа..12
1.1.4 Неформальные коммуникации……………………………………………………..13
1.2 Коммуникационный процесс……………………………………………………...14
1.2.1 Зарождение идеи………………………………………………………………...15
1.2.2 Кодирование и выбор канала…………………………………………………...17
1.2.3 Обратная связь…………………………………………………………………...18
1.3 Коммуникационные сети и стили……………………………………………….20
1.3.1 Коммуникационные сети………………………………………………………20
1.3.2 Коммуникационные стили……………………………………………………..23
1.4 Межличностные коммуникации и барьеры………………………………………25
1.4.1 Преграды, обусловленные восприятием………………………………………...26
1.4.2 Семантические барьеры……………………………………………………………... 28
1.4.3 Невербальные коммуникации и преграды………………………………………30
1.4.4 Плохая обратная связь……………………………………………………………31
1.5 Организационные коммуникации и преграды на их пути………………………..32
1.5.1 Искажение сообщений……………………………………………………………32
1.5.2 Информационные перегрузки…………………………………………………….33
1.5.3 Неудовлетворительная структура организации………………………………….34
1.6 Регулирование информационных потоков…………………………………………34
1.6.1.Управленческие действия…………………………………………………………34
1.6.2 Системы обратной связи ………………………………………………………….35
1.6.3 Системы сбора предложений……………………………………………………..36
1.6.4 Информационные бюллетени и современная информационная технология…..37
Выводы…………………………………………………………………………………38
Глава 2 Системы коммуникаций в ООО «Татнефть АЗС-Ульяновск» ……………40
2.1. Характеристика предприятия…………………………………………………….40
2.1.1 Общие положения………………………………………………………………..40
2.1.2 Цели и предмет деятельности…………………………………………………...40
2.1.3 Динамика развития предприятия…...…………………………………………...41
2.1.4 Поставщики, потребители, конкуренты………………………………………...43
2.1.5 Доля рынка организации. Тип рынка. Ценовая политика……………………..44
2.1.6 Эффективность деятельности предприятия……………………………………45
2.2 Структура коммуникаций……………………………………………………….…45
2.2.1 Вертикальные коммуникации…………………………………………………...46
2.2.2 Горизонтальные коммуникации………………………………………………...49
2.2.3. Информации в коммуникационном процессе…………………………………51
2.3 Коммуникационные стили ………………………………………………………….52
2.4 Регулирование информационных потоков………………………………………...54
Глава 3 Рекомендации по совершенствованию коммуникаций ООО «Татнефть АЗС-Ульяновск»……………………………………………………………………….56
Глава 4 Организационно- экономическая эффективность рекомендаций....………57
Глава 5 Экологически-правовое обеспечение проекта..…………………………….61
Заключение……………………………………………………………………………..65
Список использованных источников…………………………………………………67

Файлы: 1 файл

Совершенствование систем коммуникаций организации.doc

— 424.00 Кб (Скачать файл)

1.Рабочие должны понять, какие именно нужны изменения — прирост производства на 6% без дополнительных сверхурочных.

2.Рабочие должны понять, почему нужны эти изменения, иначе они могут сделать вывод, что компания пытается выжимать из них побольше, а платить поменьше, и взбунтоваться.

3.Рабочие должны понять, каким образом следует осуществить изменения –качество продукции и уровень брака не должны измениться вследствие прироста объема производства, иначе эффективность может снизиться, а не возрасти, как того требует в своём сообщении высшее руководство [21, С.192].

Неудовлетворительно обменивающиеся информацией руководители, могут действовать неудачно, поскольку по отношению к ним именно так действует высшее руководство. Смысл таков, что для поведения подчиненных ролевой моделью часто служат руководители высшего звена. Если руководители склонны к принуждению или не откровенны в обмене информацией, вполне можно повести себя подобным образам, обмениваясь информацией со своими подчиненными. Однако, находясь в ином положении, чем начальство, вовсе необязательно действовать в том же стиле, даже если этот стиль эффективен. Что необходимо, так это осознать — какие идеи предназначены к передаче до того, как отправляете сообщение, и уверенность в адекватности идей с учетом конкретной ситуации и цели.

1.2.2 Кодирование  и выбор канала

Перед тем как передать идею, отправитель с помощью символов должен закодировать ее, используя для этого систему кодовых знаков. Такое кодирование превращает идею в сообщение.

Отправитель должен также выбрать канал совместимый с типом символов, использованных для кодирования. К некоторым общеизвестным каналам относятся передача речи и письменных материалов, а также электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту и видеоконференции. Если канал непригоден для физического воплощения символов, передача невозможна. Картина иногда достойна тысячи слов, но не при передаче сообщения по телефону. Подобным образом может быть неосуществим одновременный разговор со всеми работниками сразу. Можно разослать памятные записки, предваряющие собрания небольших групп, для обеспечения понимания сообщения и приобщения к проблеме [21, С.193].

Если канал не слишком соответствует идее, зародившейся на первом этапе, обмен информацией будет менее эффективен. В качестве каналов используются среда(воздух, вода, свет, вкус, физические действия) и различные технические приспособления и устройства (линии, волны и т.п.). Пример. Руководитель хочет предупредить подчиненного о недозволенности допущенных последним серьезных нарушении мер безопасности, и делает это во время легкой беседы за чашкой кофе или послав ему записку по случаю. Хотя по этим каналам, вероятно, не удастся передать идею серьезности нарушений так эффективно, как официальным письмом или на совещании..

Выбор средства сообщения не должен ограничиваться единственным каналом. Часто желательно использовать не менее двух средств коммуникаций в сочетании. Процесс усложняется, поскольку отправителю приходится устанавливать последовательность использования этих средств и определять интервалы в последовательности передачи информации. Но всё же, исследования показывают, что одновременное использование средств обмена устной и письменной информацией обычно эффективнее, чем обмен одной письменной информацией. Расчет на оба канала заставляет тщательнее готовиться и письменно регистрировать параметры ситуации. Однако для избежания неуправляемого потока бумаг никоим образом каждый информационный обмен не должен быть письменным.

Второй этап более понятен, если представить его как операцию упаковки. Многие действительно хорошие продукты не реализуются, пока не обретут такой упаковки, которую потребитель сочтет понятной и привлекательной одновременно. Похожим образом, многие люди с замечательными идеями не в состоянии закодировать их с помощью символов и вложить в каналы, значимые и притягательные для получателя. Когда такое происходит, идея, будь она очень ценной, очень часто не находит «сбыта».

Передача. Отправитель на третьем этапе использует канал для доставки сообщения получателю. Речь идет о физической  передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и принимают за процесс коммуникаций. В тоже время, как мы видели, передача является лишь одним из важнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идеи до другого лица [21, С.194].

Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем при формулировании идеи, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель. Если в реакции на идею нет необходимости, процесс обмена информации на этом может завершиться.

Однако по ряду причин, получатель может придать несколько иной, чем в голове отправителя, смысл сообщению. Таким образом обмен информацией следует считать эффективным, если получатель демонстрирует понимание идеи, произведя действия, которых ждал от него отправитель.

1.2.3 Обратная  связь

При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются ролями. Получатель становится отправителем и наоборот. Так, весь цикл повторяется вновь, но в другом направлении.

Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена управленческой информацией. Согласно ряду исследований двусторонний обмен информацией  (при наличии возможностей для обратной связи) по сравнению с односторонним (обратная связь отсутствует), хотя и протекает медленнее, тем не менее, эффективнее снимает напряжения, более точен и повышает уверенность в правильности интерпретации сообщений. Это подтверждено в самых разных культурах.

Рисунок 2 – Процесс обмена информацией как система с обратной связью и шумом [21, С.195]

Шум – любое вмешательство в процесс коммуникации с искажением значения послания. Эффективный обмен информацией заметно повышается за счёт обратной связи, позволяя обеим сторонам подавлять шум. Источники шума, которые могут издавать преграды на пути обмена информацией, изменяются от языка (в вербальном или невербальном оформлении) до различий в восприятии. Из-за шума может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования, и до различий в организационном статусе между руководителем и подчиненным, которые могут затруднять точную передачу информации.

Определенные шумы присутствуют всегда, поэтому на каждом этапе процесса обмена информацией происходит некоторое искажение смысла. Примеры наличия шума: звуковые ошибки в произношении; искажения в линиях связи; языковые ошибки и т.д. Обычно мы преодолеваем шум и передаём наше сообщение. Однако высокий уровень шума иногда приводит к заметной утрате смысла и может полностью блокировать попытку установления информационного обмена. На рисунке 2 процесс обмена представлен в виде схемы.

1.3 Коммуникационные сети  и стили

1.3.1 Коммуникационные сети

Коммуникационная сеть – это соединение определённым образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков (рисунок 3) [9, С227]. В этом случае рассматриваются не индивиды как таковые, а коммуникационные отношения между ними. Коммуникационная сеть включает потоки посланий и сигналов между двумя или более индивидами. Она сосредотачивается на выработанных в организации образцах этих потоков, а не на том, удалось ли передать значение или смысл послания.

Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчинённым. Горизонтальные связи – связи между равными по уровням индивидами или частями организации: между заместителями руководителя, между начальниками отделов, между подчинёнными. Диагональные связи – это связи с другими начальниками и другими подчинёнными. Сеть этих связей создаёт  структуру организации. Задача формальной организационной структуры заключается в придании коммуникационным потокам правильного направления. Возможности развития коммуникационной сети в организации ограничивают размеры подразделений. Если размер группы увеличивается в арифметической прогрессии, то и количество возможных коммуникационных отношений возрастает. Поэтому коммуникационная сеть в группе из двенадцати человек более разнообразная и сложная, чем в группе из трех человек.






 

 

Рисунок

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Рисунок 3 – Межличностная коммуникационная сеть руководителя группы в организации

Существуют образцы коммуникационных сетей для групп одной и той же или разной численности (рисунок 4) [9, С.228]. В сетях типа «кружок» члены группы могут обмениваться информацией только с теми, кто расположен рядом с ними. В сетях типа «колесо» представлена формальная, централизованная иерархия власти, при которой подчинённые коммуницируют друг с другом через своего начальника. Объективной основой такой ситуации является то, что лицо, находящееся в центре «колеса», имеет больше коммуникационных связей, чем другие члены группы. Он получает  больше посланий, чаще признаётся другими членами группы как лицо, выполняющее лидерские функции, больше оказывает социального влияния на других членов группы, обычно несёт большую ответственность за передачу информации, от него больше, чем от других, ожидается окончательное решение проблемы [9, С.227].

Группа из трёх человек

«Колесо» «Всеканальная»   «Вертушка»

Группа из четырёх человек

«Колесо»    «Цепочка»    «Всеканальная»

Группа из пяти человек

     «Колесо»     «Y»    «Кружок»

   «Всеканальная»   «Цепочка Х»   «Альфа»

«Цепочка»

 

Рисунок 4 – Образцы коммуникационных сетей в группах

 

Аналогичная картина наблюдается в сетях типа «Y». Такие сети называются централизованными и могут быть эффективны, если решаются простые проблемы. Другой тип властной иерархии представляют сети типа «цепочка», в которых появляются горизонтальные связи – элемент децентрализации. «Всеканальные» сети представляют полностью децентрализованные группы. Они характерны для случаев, когда требуется участие всех в решении сложных проблем. Такой подход называют ещё открытыми коммуникациями [9, С.229].

Для понимания отношений власти и контроля в организации знание типов коммуникационных сетей особенно важно. Известно, что сокрытие или централизация информации поддерживают властные отношения.

Характер взаимозависимости работ и людей в группе  или организации определяет тип более эффективной коммуникационной сети. Простая взаимозависимость допускает использование централизованных сетей. Сложная взаимозависимость допускает использование централизованных сетей. Однако сложная сеть может и не решить простую задачу.

1.3.2 Коммуникационные стили

Коммуникационный стиль – это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими [9, С.229]. Существует много различных стилей, используемых людьми в межличностной коммуникации; также много и подходов к определению этих стилей. Знание стилей помогает определить то, как себя вести и чего можно ожидать от поведения, связанного с определённым стилем.

Такие две переменные, как односторонность в коммуникации и использование обратной связи можно взять за основу измерения межличностной коммуникации. Первое включает степень представления себя в коммуникации для других в целях получения от них ответной реакции, особенно показывающей то, как они воспринимают нас и наши действия. Второе измерение показывает степень, с которой люди заинтересованы использовать обратную связь в целях коммуникации. Построив на этой основе матрицу, где по вертикали будет отложено первое измерение, а по горизонтали – второе, можно выделить пять стилей межличностной коммуникации (рисунок 5) [9, С.230].

       Высокая


 

 

Односторонность

коммуникации

 

 

          Низкая

 

Низкое Использование обратной связи Высокое

Рисунок 5 – Коммуникационные стили

Коммуникационный стиль индивида в квадрате 1 может быть определён как представление себя. Этот стиль характеризуется высокой степенью желания представить себя другим, и низким уровнем получения обратной связи со стороны индивида, использующего этот стиль. Представление себя в этом случае измеряется в диапазоне от среднего до максимального. Индивид идёт на это, акцентируя тем самым внимание на себе, чтобы вызвать реакцию на своё поведение. К сожалению, описанный стиль страдает тем, что реакция других нередко остаётся без необходимой обратной связи. Принимая реакцию других на своё поведение очень близко, использующий данный стиль индивид может проявлять необузданные эмоции, не способствующие установлению эффективных отношений между общающимися сторонами.

Коммуникационный стиль индивида в квадрате 2 определяется как реализация себя и характеризуется максимальной степенью представления себя и максимальным уровнем обратной связи. В идеальных условиях этот стиль является желательным, но ситуационные факторы (политика организации, разница в статусе и т.п.) могут побудить индивида, владеющего этим стилем, отказаться от него [9, С.230].

Коммуникационный стиль в квадрате 3 характерен замыканием в себе, т.е. одновременно низкой степенью представления себя и низким уровнем обратной связи. В этом случае индивид как бы изолирует себя, не давая другим узнать его. Этот стиль часто используют «интроверты» – люди с тенденцией больше обращать свой разум вовнутрь себя. Крайностью в проявлении этого стиля является скрытие своих идей, мнений, расположений и чувств к другим.

Информация о работе Совершенствование систем коммуникаций организации