Профессиональное общение социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 13:44, курс лекций

Описание работы

В течение долгого времени общение представляло собой преимущественно способ обеспечения предметной человеческой деятельности, направленной на изменение окружающей действительности. На более поздних этапах развития общества общение обретает многие другие функции, становится самостоятельным видом деятельности, начинает выступать в роли мощного побудителя политических и социальных процессов, их катализатора. Или напротив, является средством социальной защиты личности, методом снятия социальной напряженности.

Содержание работы

1.1. Общение как универсальная форма жизнедеятельности человека
1.2. Потребности в общении
1. 3. Общение как главный способ профессиональной деятельности социального работника.
1.4.Типы общения
1.5. Функции профессионального общения социального работника

Файлы: 1 файл

Elektronny_uchebnik_OK_2.doc

— 580.00 Кб (Скачать файл)

Речевые поступки социального работника  имеют определенное коммуникативное содержание и форму. Например, побудить клиента к каким-то действиям можно с помощью намека, просьбы, совета, указания, требования и т.д. Если содержание речевого поступка в основном обусловлено профессиональными целями, то форма — особенностями межличностных отношений: функциональных или дружественных, доверительных.

Общий характер речевого поступка социального работника обусловлен тем. к кому он обращен, с какой целью, каково его содержание, конкретная ситуация общения и какое отношение при этом демонстрируется клиенту— равнодушие, симпатия, любовь, уважение, антипатия.

В многообразии речевых поступков различают такие коммуникативные типы, как повествование, вопрос, побуждение и восклицание. Каждому речевому поступку свойствен свой синтаксический, лексический и интонационный строй.

Чтобы управлять профессиональным общением, специалисту требуется умение прогнозировать отклик клиента  на свое поведение. Лишь используя оптимальную модель речевого поступка, он добивается необходимого эффекта. Например, выражение: "Прошу сделать эту работу, уверен, что Вы справитесь с ней" — для подростка более сильный побудитель, чем "Немедленно приступай к работе, иначе будешь наказан". Подросток с его обостренным  чувством   собственного  достоинства,   как   правило, противится бесцеремонному нажиму и угрозам, неуважительной форме обращения, в данном случае на "ты".

Знание психологии клиента, общих закономерностей воспитания, владения арсеналом профессиональных средств и методов помогают социальному работнику избежать грубых коммуникативных просчетов. Однако каждый акт профессионального взаимодействия требует нестандартного речевого творчества, ибо строится на учете многообразных обстоятельств — ситуации общения, индивидуальности клиента, переживаемых им чувств, настроения, характера сложившихся отношений и др. Специалисту необходима постоянная корректировка своего поведения в соответствии с сиюминутно получаемой обратной информацией — вербальной и невербальной. Профессиональное общение складывается из взаимного обмена речевыми поступками социального работника и клиента.

Речевое поведение, как и другие виды социальной деятельности, подвержено контролю общества. Прежде всего, оно подчиняется общепринятым нормам литературного языка — орфоэпическим, акцентологическим, лексическим, фразеологическим, словообразовательным, морфологическим, синтаксическим. Б.Г. Головин справедливо подчеркивал, что "правильность речи — это главное ее коммуникативное качество".

Культура речевого поведения обусловлена  целесообразным выбором и организацией языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении лингвистических и этических норм позволяют эффективно решать коммуникативные задачи.

Несмотря на личностное своеобразие  — темперамент, характер, интеллект, уровень культуры, пол, возраст, — в каждом акте речевого поведения специалист выступает как носитель основной социальной роли. Профессиональной особенностью его вербальной и невербальной экспрессии является приверженность профессионально-этическим принципам. Речевое поведение социального работника — неотъемлемый атрибут его профессиональной деятельности, направленной на социально-педагогическую, социально-психологическую  поддержку клиента.

Известно, что успешность социального воздействия зависит не только от того, насколько специалист владеет предметом разговора и методическими тонкостями его организации, но и от того, насколько ему удается находить общий язык и установить контакт с клиентами. Эффективность профессиональной деятельности социального работника обусловлена умением вести "взаимный разговор", организовывать "общительную речь"2.

Нереализованный коммуникативный  потенциал речевого поведения оборачивается  ослаблением непосредственного  социального влияния личности социального работника на личность клиента. В этой связи возникает необходимость выделения специфических функций коммуникативно-ориентированной речи социального работника.

4.2. Функции речевого  поведения

Под функцией языка понимают его назначение. Традиционно дифференцируют такие функции устной речи, как координирующая, воздейственная и информационная. Своим словом специалист организует и координирует предметную деятельность, сообщает необходимую информацию, воздействуя на рациональную, эмоциональную и волевую сферы клиентов.

Приведенная классификация  функций имеет универсальный характер, отражая назначение любой речевой деятельности, а не только социально ориентированной. Для того чтобы речевое поведение специалиста строилось не столько на интуитивном, сколько на осознанном уровне, необходимо достаточно четкое представление о его специфических функциях.

Изучение теории и практики профессионального общения позволяет выделить следующие функции речевого поведения социального работника: самопрезентационную, мотивационную и психотерапевтическую. Рассмотрим их сущность.

Самопрезентационная функция

Личность социального  работника — объект пристального внимания клиента буквально с первых моментов общения. От эффекта "первого впечатления" зависит дальнейшее развитие взаимоотношений и результативность совместной работы. Готовясь к встрече с клиентами, опытные специалисты продумывают экспрессивные тонкости своего поведения, начиная с внешнего самооформления, приветствия и заканчивая прощанием.

От культуры самопрезентации  зависит аттракция — личное обаяние  социального работника. Если он не сумел  произвести благоприятное впечатление сразу, то в дальнейшем в связи с возникшей негативной установкой клиентов приходится преодолевать серьезные трудности в общении. Первоначальное впечатление сравнивают с осью, вокруг которой организуется сравнительное поле изучения человека.

Фонетические особенности, лексический объем, грамматический и интонационный строй речи, жесты, мимика, пантомимика социального работника открывают клиенту его личностную сущность — уровень интеллекта и образованности, общей культуры и воспитанности, своеобразие темперамента и характера.

Привлекательность социального  работника является эмоциональным  регулятором межличностных отношений, обеспечивая их устойчивость, глубину, доверительность. Так, по данным исследований, проведенным Н.П. Ворониным, благоприятное впечатление от специалиста у клиентов зависит от того, насколько уверенны его движения, позы, мимика, жесты, от четкости речи, оправданности ее громкости, ритма, от спокойного взгляда, широты спектра эмоциональных проявлений и т.д.

Состояние удовлетворенности клиентов служит важным показателем уровня профессионального общения. Преобладание положительных эмоций в процессе взаимодействия  укрепляет представление об учителе как привлекательном человеке. Следовательно, профессионализм спецалиста проявляется в способности вызвать к себе стабильное расположение и симпатию клиента.

Мотивационная функция

Проблема мотивации  является сложнейшей, поскольку в  качестве побудителей и стимуляторов деятельности выступает многообразие внешних и внутренних факторов: качество обслуживания, эрудиция специалиста, обаяние его личности, природные способности и склонности клиента, его ценностные ориентиры и др. Тем не менее, слову социального работника дано создавать благоприятный нравственно-психологический климат, вызывать живой интерес к совместной деятельности, включать в нее клиента, обеспечить необходимую синхронность действий, способствовать переживанию эмоционального подъема.

Культура речевого поведения  способна поднять ролевое общение на межличностный уровень, предупредить возникновение психологических барьеров и формальное отношение к советам специалиста.

 Оценочные суждения  социального работника могут  быть положительными, констатирующими успехи, достижения, сильные стороны, и негативными, критическими, отмечающими недостатки, слабые стороны. Поощрительный комментарий призван вселить уверенность клиента в своих способностях, утвердиться в правильности совершенных действий или поступков. Назначение негативного комментария, сосредоточенного на ошибках, просчетах, заключается в активизации сил клиента на преодолении недостатков. Оптимальными являются оценочные суждения, в которых поощрительность сочетается с объективным критическим анализом, без которого затруднительно формирование необходимых поведенческих эталонов и осложняются саморазвитие клиентов. Развернутые оценочные суждения специалиста способствуют совершенствованию содержательного аспекта деятельности и поведения, побуждая клиента к самокритичности.

Значительна мотивационная  роль и лаконичных экспрессивных оценок социального работника позволяют клиентам переживать моральное удовлетворение. В особенности важно давать возможность испытать чувство успеха «трудным» детям.

Психотерапевтическая  функция

Нужно отметить огромные возможности слова в формировании отношений человека к жизни, к людям, к себе, разрешении болезнетворных противоречий и конфликтов.

До сих пор в отечественной  литературе нет четкого определения целей психотерапевтического процесса. Само понятие психотерапии, как правило, связывают с лечебным воздействием в патологических случаях, требующих вмешательства специалиста-медика. Психотерапия трактуется узко, как система лечебных мер, направленных на исцеление психических больных или находящихся в пограничных состояниях.

Как широкое понятие психотерапия характеризуется общей гуманистической направленностью. Необходимость овладения ее азами для каждого социального работника становится все более очевидной, поскольку она помогает выявлению и реализации личностных потенций клинта, гармонизации отношений с собой и миром.

Примечательно, что в  начале 80-х годов была предпринята  попытка ввести в русский язык термин "неврачебная психотерапия", под которой подразумевалась работа с практически здоровыми людьми, испытывающими определенные психологические трудности.

Жизнь клиента социальной работы отличается эмоциональной напряженностью, которая в неблагоприятных стрессогенных обстоятельствах может оборачиваться психологическими срывами.

Умеренный стресс (от англ. stress — давление, напряжение) активизирует волевую сферу, выполняя роль психического толчка, побуждающего личность к активности, выявлению творческого потенциала, самосовершенствованию.

Для душевного здоровья серьезную опасность представляет дистресс, определяемый Г. Селье как "вредоносный стресс". Если стресс может вызвать не только приятные, но и неприятные чувства, то дистресс всегда неприятен.

Слово социального работника  способно играть роль стрессора, активизирующего  духовные   силы   клиента,   и   ранящего  дистрессора.

Причем последствия могут быть не только немедленными, но и долговременными. По отношению к социальному работнику как дистрессору это оборачивается ненавистью, недоверием, жаждой мести, в лучшем случае равнодушием клиентов. Дистресс вызывает ухудшение самочувствия, состояние тревожности, фрустрацию (чувство крушения), потерю веры в себя, стимулирует заниженный уровень притязаний, эффект сужения сознания, уход в себя, отчужденность, провоцирует агрессию, жестокость, стремление к конфронтации.

Следует учитывать различие в адаптивных возможностях клиентов. Особой разрушительной силой обладает дистресс, переживаемый человеком с повышенной чувствительностью, тяготеющим к невротическим и психастеническим реакциям.

Психотерапевтическая  функция социального работника  проявляется в предупреждении дистресса. Правомерен совет психоневрологов — в общении с людьми руководствоваться деонтологическим принципом "не навреди". "Каждое действие и каждое слово человека (менее строго — почти каждое), — справедливо отмечает Н.В. Жутикова, — в различной степени способствуют либо добру, либо злу, приносят либо пользу, либо вред. Даже бездействие и бездеятельность имеют свой знак"..

Особо травмирующей является пессимистическая оценка возможностей клиентов (особенно детей), которая выражается в укоряющих, порицающих, наказуюших интонациях и нередко в грубой, оскорбительной форме. При этом внушающей силой обладают и произносимые слова, и их эмоциональная окраска. Социальный работник провоцирует зависть, эгоцентризм, тревожность, негативизм, конфликтность, когда он сравнивает успехи разных людей.

Известно, что острословие, веселость социального работника  заражают клиентов  оптимизмом и  жизнестойкостью. Удачной репликой, уместной шуткой можно снять нервное напряжение, вызвать эмоциональную разрядку.

Гармонизирующее влияние  на душевное состояние клиентов оказывает  общение с социальным работником, именуемое "хорошим разговором". Это словосочетание означает такие диалоги, которые имеют "положительный стимулирующий эффект, оставляют приятное воспоминание и сами надолго остаются предметом разговоров".

Мысли и чувства, рождающиеся  в ходе "хорошего разговора", творятся совместными усилиями собеседников, отражая их духовную близость. Катализатором такого общения выступает эмоциональная открытость, искренность в выражении чувств и мыслей. Лишь при условии доверительного самораскрытия специалиста становится возможным психотерапевтический эффект.

Вредоносными оказываются "пустые разговоры", построенные на угрозах, бестактности и оскорблениях.

Психотерапевтическим эффектом обладает не ролевой, а личностный уровень общения, человечность социального работника. Именно тогда у клиента возникает чувство защищенности, осознание своей самоценности, побуждающие к личностному самораскрытию и самоутверждению.

Значительным терапевтическим воздействием обладает доверительный разговор с клиентом, с глазу на глаз, умение слушать и слышать его. Молчаливое благожелательное внимание специалиста побуждает к откровенности и искренности. Возможность выговориться облегчает душевное состояние, помогает осознавать себя, понять свои мысли и чувства, сделать самостоятельные выводы. Ненавязчивые тактичные речевые реакции социального работника позволяют внести необходимые коррективы в поведение клиента.

Информация о работе Профессиональное общение социального работника