Профессиональное общение социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 13:44, курс лекций

Описание работы

В течение долгого времени общение представляло собой преимущественно способ обеспечения предметной человеческой деятельности, направленной на изменение окружающей действительности. На более поздних этапах развития общества общение обретает многие другие функции, становится самостоятельным видом деятельности, начинает выступать в роли мощного побудителя политических и социальных процессов, их катализатора. Или напротив, является средством социальной защиты личности, методом снятия социальной напряженности.

Содержание работы

1.1. Общение как универсальная форма жизнедеятельности человека
1.2. Потребности в общении
1. 3. Общение как главный способ профессиональной деятельности социального работника.
1.4.Типы общения
1.5. Функции профессионального общения социального работника

Файлы: 1 файл

Elektronny_uchebnik_OK_2.doc

— 580.00 Кб (Скачать файл)

определенной системы  знаний, умений, навыков. Коммуникативное взаимодействие, порождаемое предметным и обслуживающее его, не столь прагматично по своей направленности. Однако и оно по своей сути является деловым. Его содержание составляет обмен мыслями, взглядами, интересами, чувствами, настроениями в связи с предметным взаимодействием. Достигаемая таким образом личностная перестройка клиента и специалиста призвана обеспечить успешность совместной деятельности.

В предметное взаимодействие специалист и клиент могут вступать в ситуации передачи деловой информации: правового аспекта,  в процессе подготовки и проведения какого-либо мероприятия и т.п. Однако эффект этого взаимодействия обусловлен не только характером и способом организации ведущей деятельности — познавательной, художественной, трудовой и т.д., но и уровнем коммуникативного взаимодействия специалиста с клиентами и последних — друг с другом.

Доминирующими функциями  коммуникативного взаимодействия являются воспитательные, ибо его смысл — в целенаправленном формировании системы целесообразных межсубъектных отношений.

Рассмотрим эти функции  более детально. Прежде всего, попытаемся их упорядочить. В основу классификации логично положить, с одной стороны, цели совместной деятельности, с другой — личностные потребности общающихся — специалиста и клиента.

Профессиональное общение  позволяет планировать, координировать и оптимизировать совместную деятельность, обеспечивая единство целей и средств. По словам Х.Й. Лийметса, чем больше в деятельности кооперативных элементов, тем необходимее хорошо налаженное взаимодействие между ее участниками, обеспечивающее продуктивное сотрудничество.

Специалист выступает  в процессе взаимодействия не только как организатор различных видов деятельности, но и как руководитель общения. Благоприятные межсубъектные отношения позволяют, трудиться синхронно и заинтересованно обеим сторонам с опорой на деятельность друг друга.

Разобщенность, несогласованность  деятельности специалиста и клиента, как правило, является следствием недооценки коммуникативного аспекта профессиональной деятельности.

Включение клиентов в  тот или иной вид деятельности, осуществляемое с помощью директивных указаний и команд, не обеспечивает ее эффективность, ибо не стимулирует внутреннюю мотивацию.

Социально-воспитательная результативность общения зависит  от учета rex потребностей, которые побуждают  клиентов вступать в активное взаимодействие с профессионалом.

Один из авторитетов  социальной психологии А. Маслоу относил потребность в контактах, любви, признании, самоактуализации  к базовым,  т.е.  первичным  человеческим  потребностям

У клиентов социальных служб, прежде всего, проявляется потребность:

    • в доброжелательном внимании;
    • в сотрудничестве;
    • в уважительном отношении;
    • во взаимопонимании и сопереживании
    • в безопасности
    • в защищенности

Повышенную обидчивость, негативизм, агрессивность клиента  связывается с неудовлетворенностью потребности в общении, в реализации личностно значимых притязаний.

Коммуникативное взаимодействие призвано удовлетворить ведущие   потребности   людей.   Эмоциональная   привлекательность любого вида совместной деятельности  обусловлена в значительной мере человечностью делового, формального и неформального     общения.     Благоприятные     взаимоотношения специалиста и клиента обеспечивают личностную защищенность, переживание  эмоционального  благополучия   каждым  из  них. Профессиональное общение призвано активизировать операционное напряжение, обеспечивающее успешное выполнение деятельности, а не создавать   эмоциональную   напряженность,   дезорганизирующую, изматывающую нервную систему,  снижающую работоспособность, порождающую психологический барьер между специалистом и клиентом.

Потребность в эмоциональной  поддержке и личностном самоутверждении не является односторонней. Специалисту как партнеру необходимо одобрение действий, наглядное признание авторитета со стороны клиента.

Как можно объяснить  это, парадоксальное на первый взгляд, утверждение? Дело в том, что непосредственные реакции клиентов на слова и действия специалиста, одобрение или протест активизируют его рефлексию, стимулируют формирование адекватной профессиональной самооценки. Явные симпатии, экспрессии приязни, одобрения, радости воодушевляют, утверждают в правильности избранной тактики, способов и стиля общения. Равнодушие или очевидный негативизм заставляют задумываться о допущенных коммуникативных просчетах, искать иной путь к взаимопониманию.

Оценки профессиональной деятельности со стороны администрации, коллег, несмотря на серьезную личностную значимость, выступают в большей мере внешними, а не внутренними мотивами совершенствования профессионального мастерства.

Наглядным показателем  успешного коммуникативного взаимодействия специалиста и клиентов является благоприятный морально-психологический  климат в группе ( в условиях групповой  работы). Его признаками являются:

    • атмосфера творческого  поиска,  эмоционально-познавательная активность каждого члена группы;
    • дух сотрудничества и взаимопомощи;
    • культура делового и межличностного взаимодействия;
    • взаимная  удовлетворенность общением

Суммируя сказанное  о ведущих функциях коммуникативного взаимодействия, можно сказать, что оно направлено на:

    • Согласование  и  координирование  предметной деятельности специалиста и клиентов, стимулирование их мотивации, интеллектуального, эмоционального и волевого развития.
    • Создание отношений совместимости, взаимопонимания, 
      сопереживания.
    • Формирование культуры общения.
    • Соответственно  индикаторами  культуры  коммуникативного взаимодействия выступают:
    • Адекватность реакций клиентов на профессиональные действия и поступки специалиста, синхронность совместной деятельности.
    • Эмоционально-познавательная    активность,    атмосфера 
      творческого поиска и сотрудничества.
    • Соблюдение  нравственно-этикетных норм в деловом  и 
      межличностном общении специалиста и клиентов.

2.2. Структурные компоненты  профессионального общения 

социального работника

 

Важной характеристикой  профессионального общения специалиста  по социальной работе является его структура. В настоящее время достаточно разработанным является социально-психологический блок и социально-педагогический блок. Продуктивность общения зависит, во-первых, от того, как социальный работник и клиент воспринимают друг друга, во-вторых, от того, какие при этом они испытывают чувства, и, в-третьих, как они взаимодействуют. В психологической литературе названные компоненты имеют различные терминологические обозначения: коммуникативный, интерактивный, перцептивный и аффективный,   перцептивный   и   праксический  ин формационный, аффективный и регулятивный когнитивный, аффективный и поведенческий.


Особое значение в  социальной работе имеют психолого-педагогические факторы конкретных различных форм общения. Анализ механизма общения позволяет проследить взаимозависимость целей и функций социального общения и личных качеств, навыков и умений социальных работников.

Социальный работник по роду своей деятельности должен быть опытным психологом и талантливым педагогом, причем оба эти качества находятся в неразрывном единстве, т.к. материал, с которым он работает, не станки и машины, а живые люди, а главным инструментом является общение.

Общение с другими людьми предполагает в психологическом плане готовность не только познать мир чувств другого человека, но и принять его, т.е. уметь сопереживать. Для развития механизма сопереживания необходима установка на то, чтобы не препятствовать в самом себе возникновению переживания. При наличии такой установки механизм сопереживания начинает работать, потому что внешнее выражение чувств, проявляющееся в мимике, интонации, жестах другого человека, начинает благодаря подражанию захватывать и социального работника.

Но благодаря аппарату подражания создаются только предпосылки для  появления адекватной эмоции, нужно  активное стремление понять другого  человека, проникнуться к нему симпатией, желанием приобщиться к его внутреннему миру, чтобы выработать наиболее эффективное "решение" его проблем.


Социальный работник должен быть и чутким педагогом, умеющим  предвидеть воспитательные последствия  предпринимаемых в отношении  клиента (имеется в виду отдельный  человек, группа людей) мер, гибко и  тактично реагирующим на изменение в поведении и настроении человека, и тонким психологом, способным избрать наиболее эффективный метод работы с конкретным человеком.

В работе с клиентом необходимо ориентироваться на лучшее, что в  нем есть, отмечать положительные  сдвиги, побуждать самого преодолевать недостатки, необходим индивидуальный подход к каждой отдельной личности, с учетом особенностей характера, темперамента, способностей, жизненного опыта, социального положения.

Генерализирующим компонентом  профессионального общения выступает профессиональная мораль, основанная на таких принципах, как гуманизм, уважение достоинства каждого человека, осознание его личностной уникальности и самоценности, на оптимистическом подходе к его индивидуальным особенностям, соблюдении такта. Нравственная культура социального работника, его человечность и демократичность страхуют от императивного и манипулятивного подхода к управлению профессиональным общением.

Нравственно-этический  компонент органически связан с  эстетическим, поскольку высокая  культура общения, гармония внешних и внутренних личностных проявлений специалиста, его артистичность и творческая самобытность стимулируют у клиентов переживание эмоционального удовлетворения, чувства прекрасного, предупреждая возникновение "эстетического барьера".

Наконец, характер коммуникативного взаимодействия детерминирован используемыми технологиями (технологический блок). Обычно применяют в комплексе психологические, педагогические, социально-правовые средства. Успех общения обусловлен профессиональным владением лингвистическими, паралингвистическими средствами, механизмами психологического воздействия (заражением, внушением,  идентификацией  и др.),  многообразием профессиональных средств, приемов, методов и форм работы (игра, беседа, дискуссия, тренинг и др.).

Успешная реализация коммуникативного взаимодействия предполагает не только освоение арсенала психолого-педагогических средств, но и осознание индивидуальных экспрессивных возможностей — речевых, мимических, жестикуляционных, пантомимических и целенаправленную систематическую работу над их совершенствованием.

Вопросы для  самоконтроля

1.В чем заключается смысл коммуникативного и предметного аспектов профессионального общения социального работника?

2.Чем отличается профессиональное  общение от обыденного?

3. Каковы основные  функции коммуникативного взаимодействия  социального работника и клиента?

4. От чего зависит  результативность коммуникативного  взаимодействия социального работника и клиента?

Резюме по теме

В процессе профессионального  общения можно выделить коммуникативный и предметный аспекты.

Профессиональное общение  социального работника — широкое  понятие, включающее все многообразие коммуникаций специалиста — не только с клиентами, но и с близкими людьми их окружения, коллегами, различными специалистами других сфер, администрацией и др. Доминирующими функциями коммуникативного взаимодействия являются воспитательные, установления благоприятного морально-психологического  климата в группе (в условиях групповой работы),  учета потребностей клиента, планирования, координации и оптимизации совместной деятельности, обеспечения единства целей и средств.

Компоненты профессионального  общения: коммуникативный, интерактивный, перцептивный и  аффективный,   перцептивный   и   праксический  ин формационный, аффективный и регулятивный, когнитивный, аффективный и поведенческий.


Тема 3. Коммуникативная компетентность социального работника

Цель: раскрыть сущность понятий профессиональная компетенция  и профессиональная компетентность; коммуникабельность и общительность

Вопросы

3.1. Профессиональная  компетенция и профессиональная  компетентность

3.2. Профессиональная  коммуникабельность как личностное  качество социального работника

3.1. Профессиональная компетенция и профессиональная

компетентность

Дифференцируют два близких, но не совпадающих по содержанию понятия: компетенция и компетентность, имеющие непосредственное отношение к профессиональной подготовке специалиста по социальной работе. Профессиональная компетенция (от лат. competentia — принадлежность по праву) — круг вопросов, решение которых входит в его обязанности. Профессиональная компетентность отражает уровень владения необходимыми знаниями и умениями.

Коммуникативная компетентность является сердцевиной профессионализма социального работника, потому что общение с клиентами составляет сущность его профессиональной деятельности. Она имеет сложную структуру, складываясь из определенной системы научных знаний и практических умений.

Информация о работе Профессиональное общение социального работника