Профессиональное общение социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 13:44, курс лекций

Описание работы

В течение долгого времени общение представляло собой преимущественно способ обеспечения предметной человеческой деятельности, направленной на изменение окружающей действительности. На более поздних этапах развития общества общение обретает многие другие функции, становится самостоятельным видом деятельности, начинает выступать в роли мощного побудителя политических и социальных процессов, их катализатора. Или напротив, является средством социальной защиты личности, методом снятия социальной напряженности.

Содержание работы

1.1. Общение как универсальная форма жизнедеятельности человека
1.2. Потребности в общении
1. 3. Общение как главный способ профессиональной деятельности социального работника.
1.4.Типы общения
1.5. Функции профессионального общения социального работника

Файлы: 1 файл

Elektronny_uchebnik_OK_2.doc

— 580.00 Кб (Скачать файл)

П.М. Якобсон, исследующий  социально-психологические аспекты  общения, условно делит его на три типа в соответствии с целями, которые толкают людей на связь с другими людьми:

Установление связей для выполнения совместной работы (условно деловое общение), осуществления общественных функций.

Стремление воздействовать на человека или группу с тем, чтобы  склонить его к каким-то действиям или поступкам, изменить жизненную установку людей - воздейственная форма общения.

Третий тип общения - сама потребность в общении эмоциональное общение, стремление выразить и получить сочувствие, расположение, сопереживать.

Также можно классифицировать общение как вербальное (посредством  слова), так и невербальное (посредством  мимики, жестов, пантомимики); официальное (деловое) и неофициальное, формальное  и неформальное, индивидуальное и групповое и др.

Хотя в жизни, когда  происходит процесс общения, ни один из типов общения не встречается  в чистом виде. Так, например, социальный работник, общаясь с конкретным человеком, будет стремиться установить связь для выполнения своих общественных функций (деловое общение), стремиться воздействовать на него (воздейственная форма) и будет испытывать эмоции, сопереживать проблемам этого человека (эмоциональное общение).

1.5. Функции профессионального общения социального работника

Устная речь и паралингвистическая  система (жесты, мимика, знаки различного рода, символы и т.д.) являются средством  общения, служащим взаимопониманию  между людьми. Взаимопонимание возникает на основе восприятия различных сторон и функций человеческой речи, а их несколько: сообщающая или коммуникативная, экспрессивная, побудительная или когнитивная.

Известно, что  профессиональное общение, как и любое другое, имеет три стороны:

  1. коммуникативную (обмен информацией);
  2. перцептивную (восприятие друг друга в процессе общения);
  3. интерактивную (совместная деятельность или обмен действиями в процессе общения).

Следовательно можно выделить и основные функции  общения:

-информативная (что говорят)

- коммуникативная (как говорят)

- интерактивная

- перцептивная 

-нравственно-этическая 

К функциям профессионального  общения социального работника  можно отнести функцию социальной защиты, катализатора, корригирующую, адаптирующую, целедостигающую, интегративную,

Функции общения в  определенной мере предопределяют и  принципы деятельности социального  работника, а, учитывая, что сердцевиной, основой ее является сам процесс  общения, то эти принципы носят интегративный  характер. К их числу следует относить, прежде всего, группу принципов нравственно-этического характера, включающего широкую гамму таких общечеловеческих ценностей, как добро, истину, способность к состраданию и т.д.

Если исходить из обобщенной системы принципиальных положений  о содержании деятельности социального работника, то оказывается возможным и определение круга основных принципов, и задач применительно к проблеме общения, возлагаемых на работников социальной сферы и, прежде всего той их группы, которая работает непосредственно с людьми.

Это, прежде всего:

- оказывать помощь  индивидам и группам, осознавать  и устранять затруднения личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющих на них;

- помогать людям справляться с этими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного или корректирующего воздействия;

- защищать беспомощных в соответствии с законом, прибегая к использованию власти;

- способствовать более широкому использованию каждым клиента собственных возможностей для социальной самозащиты;

- использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей и др.

Рассматриваемый круг задач  со всей определенностью показывает, что они включают в себя широчайший диапазон тех навыков и умений, которые потребуются социальным работникам для их выполнения посредством общения.

Если рассмотреть в  контексте с задачами социальной работы, круг основных обязанностей, которые должен выполнять социальный работник как профессионал, как человек, постоянно общающийся с людьми, то в основном это выглядит следующим образом:

- создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу;

- выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;

- выявлять и учитывать в работе различия личностного, национального, социального и культурно-исторического характера;

- опознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность, минимизировать их с учетом риска для себя и для других;

- содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым;

- наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми;

- общаться вербально, не вербально и письменно;

- организовывать и брать интервью в различных обстоятельствах; - вести переговоры, выступать по радио, действовать, сообщая; - выступать в качестве адвоката, учителя, консультанта, менеджера по информации и т.д.

Рассматриваемые принципы, задачи социальной работы, функции  и обязанности социального работника  не исчерпывают всей его деятельности, но они со всей определенностью позволяют  проследить и выявить главную, стержневую идею, как бы объединяющую все остальные слагаемые трудной и крайне необходимой ныне профессии социального работника, а именно умение, желание идти к людям, находить формы общения с ними, чтобы помочь им. То есть функции общения многоплановы: информативная,  воспитательная, нравственно-этическая,  психолого-педагогическая и т.д.

И можно сделать вывод, что социальное общение - интегрированное  свойство всех видов, форм и методов  социальной работы, обеспечивающее непосредственное взаимодействие социального работника с "клиентом" с группами людей.

А практическая сущность общения заключается в умении налаживать, устанавливать контакты, завоевать доверие, находить наиболее приемлемые формы взаимодействия с  людьми, оптимальные пути позитивного влияния на подопечных на основе широкой общетеоретической, социально-философской и практической подготовки социального работника. И, в частности, овладения им искусством общения, которое лишь в этом случае способно реализовывать свои многогранные потенциальные возможности в таких наиважнейших аспектах, как:

    • совершенствование самой личности;
    • позитивное оптимальное влияние на других лиц;
    • создание нравственно-психологической атмосферы в коллективе, в группах и т.д.;
    • влияние на стабилизацию в обществе, снятие социальной напряженности.

В индийской духовно-философской  концепции есть такое выражение (термин) "дханьявад" - мы с вами обогатились общением друг с другом, т.е. общение должно быть как награда. Но это возможно при условии высокой культуры социального работника. Если брать этический аспект и делового и других видов общения социального работника, то он определяется "кодексом этики", признание которого и следование ему являются обязательными. В числе его положений:

    • быть образцом личного поведения, в работе руководствоваться в первую очередь интересами клиента;
    • делать все, чтобы способствовать максимальной самостоятельности клиентов;
    • уважать частную жизнь клиента и держать в тайне всю информацию, полученную в ходе работы с ним;
    • в отношениях с коллегами быть доброжелательным, уважительным;
    • в процессе работы действовать в соответствии с ценностями, моральными нормами и предназначением своей профессии;
    • служить  своей профессией на  благо окружающих. Но, естественно, что этим перечнем не исчерпывается содержание этики общения, а лишь акцентируется внимание на главных положениях.

Учитывая сложность  и специфичность социальной работы, ее недостаточную теоретическую разработанность, социальную работу, на ваш взгляд, следует рассматривать как многогранную профессиональную и общественную деятельность, направленную на оказание помощи людям в реализации их творческих, нравственных, интеллектуальных возможностей и способностей.

Социальное общение - это живая, эмоционально-нравственная основа социальной работы, всех ее видов.

Но самые точные определения  и понятия только тогда представляют значимость и имеют ценность, если они отражают в первом случае реальную деятельность социальных работников, во втором случае - если социальные работники  овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками работы с людьми, влияния на них, нахождения оптимальных форм общения, взаимопонимания.

Вопросы для  самоконтроля

Какие формы общения  вы знаете, какая  из них наиболее применима в социальной работе и  почему?

Какие нравственно-этические  нормы должны входить в "кодекс этики" социального работника?

В чем заключается  сущность социального общения?

Каковы потребности  в общении?

Какие функции социального  общения, на ваш взгляд, особенно важны?

Почему исследование общения и овладение искусством общения столь актуально в наше время?

Резюме по теме

Общение заключается  в целенаправленном обмене информацией; общение - это коммуникативный процесс; общение представляет собой процесс, основанный на разумном понимании и намеренной передаче мыслей и переживаний. Таким образом, общение сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивида, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга.

В социальной работе общение  выступает как главный способ деятельности, предопределяющий другие организационно-распорядительные меры и действия социального работника.

Тема 2. Структура профессионального общения

  социального работника

Цель: дать характеристику структурным компонентам профессионального общения социального работника

Вопросы

2.1. Коммуникативный и  предметный аспекты профессионального  общения социального работника

2.2. Структурные компоненты  профессионального общения  социального работника

2.1. Коммуникативный и предметный аспекты

профессионального общения социального работника

 

Отталкиваясь от психологического определения общения как "информационного и предметного взаимодействия", в целостном процессе профессионального общения можно выделить коммуникативный и предметный аспекты. Они органически взаимосвязаны. Предметное взаимодействие порождает коммуникативное. Последнее в свою очередь обеспечивает продуктивность первого.

Подчеркивая детерминированность  коммуникативного взаимодействия целью  и содержанием предметной деятельности, следует отметить, что в некоторых случаях оно является самоценным. Таковы разговоры специалиста по социальной работе с клиентами по душам, "с глазу на глаз". Социально-педагогический смысл доверительного, интимного общения заключается в интенсивном обмене личностными духовными ценностями. Клиенты социальной работы испытывают дефицит именно такого общения.

Несмотря на взаимосвязь, функционирование каждого из названных  компонентов профессионального  общения социального работника своеобразно.

Коммуникативному взаимодействию в подготовке специалистов по социальной работе все еще не уделяется должного внимания. Эта существенная сторона профессионального общения нуждается в основательном осмыслении.

Профессиональное общение  социального работника — широкое  понятие, включающее все многообразие коммуникаций специалиста — не только с клиентами, но и с близкими людьми их окружения, коллегами, различными специалистами других сфер, администрацией и др . Объектом нашего изучения является базальное, т.е. основное профессиональное, взаимодействие с клиентами.

На развитие личности, по словам А.А. Бодалева, предметная деятельность и общение влияют "совокупно". Живое общение, "сложнейшее переплетение отношений", т.е. межсубъектные отношения, складывавшиеся в процессе, взаимодействия явно недооценивались. Это приводит к снижению результативности профессиональной деятельности.

Выделение коммуникативного аспекта в целостном процессе профессионального общения является условным. Оно необходимо для теоретического анализа этого феномена, выявления его сущности и определения путей совершенствования.

Прежде всего, важно  выяснить его целеполагание. "Всякое общение, — пишет А.А. Леонтьев, —  имеет целью то или иное направленное изменение его объекта в смысловом поле реципиента". Как известно, предметное, взаимодействие ориентировано в основном на формирование у клиента

Информация о работе Профессиональное общение социального работника