Понятие процесса коммуникации, коммуникативные модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 11:18, контрольная работа

Описание работы

Цель работы нашей работы: выявление общих проблем формирования международного имиджа страны в процессе массовой коммуникации.
Цель определяет задачи исследования: рассмотреть сущность процесса коммуникации, его модели; выявить особенности понятия «имидж страны»; проанализировать пути формирования имиджа страны.

Содержание работы

Введение 3

Понятие процесса коммуникации, коммуникативные модели. 5
1.1. Понятие процесса коммуникации. 5
1.2. Коммуникативные модели. 6

2. Специфика понятия имиджа страны. 11
2.1.Определение имиджа страны. 11
2.2.Пути формирования имиджа страны. 13

Имидж страны как коммуникативное явление. 16
3.1.Коммуникативные функции имиджа государства. 16
3.2.Реализация коммуникативных моделей в имидже страны. 18

Заключительная часть 22
Литература 23

Файлы: 1 файл

Шаблон контрольных работ.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

На этапах кодирования, передачи и декодирования информации возможны помехи. При кодировании помехи возникают из-за ограниченного количества символов, неточности в самом послании. Во время передачи сообщения помехи носят в основном технический характер (плохая слышимость, видимость и т.п.). При декодировании получатель сообщения в силу иного жизненного опыта, социального положения и других причин может приписать символам, использованным в сообщении, иное значение, чем отправитель, и в силу этого понять послание не так, как хотел отправитель. Поэтому эффективность коммуникации тесно связана с уменьшением помех. Можно свести к минимуму технические помехи при передаче сообщения, нужно стремиться к максимальному упрощению языка послания. Но унифицировать процессы восприятия информации, носящие индивидуальный характер, полностью невозможно. Поэтому эффективность коммуникации никогда не будет абсолютной.

 

  1. Специфика понятия «имидж страны».

 

          2. 1. Определение имиджа страны

       Слово «image» было заимствовано русским языком из английского и перевести его можно как «образ, изображение, маска, типаж, репутация, амплуа» и т.д. Это понятие чаще всего применяют по отношению к человеку, когда хотят совокупно описать особенности его речи, манеры одеваться, поведения, умения держать себя в обществе.4 Но в теории международной коммуникации принято говорить также об имидже той или иной страны.

Имидж в современном  понимании является неким совокупным эмоциональным восприятием о  каком-либо объекте разговора или  суждения, в результате действий объекта, которые совершает сам объект и действий другой стороны по отношению к объекту. Имидж аккумулирует большинство точек зрения об объекте и представляет объект в сжатом виде, но дающим некое представление о нем.

Имидж страны, равно как  имидж политика, политической партии, региона, бизнес-структуры относится к той категории стратегических ресурсов, который позволяет выстраивать все остальные активы. Иными словами, будучи нематериальным активом, имидж создает целый механизм причинно-следственных связей, который, в свою очередь, формирует набор иных материальных ресурсов и возможностей для его обладателя (носителя).5 Действительно, если вы обладаете хорошей репутацией - вам с удовольствием дадут в долг, окажут содействие в решении вопроса, сделают рекомендацию, согласятся сотрудничать в реализации стратегических проектов. Следовательно, вполне разумно предположить, что имидж – это результат каких-либо действий, содержание которых объективно определяется комплексом «стартовых» условий, обеспечивающих возможность реализации тех или иных шагов; что пестрота традиций, нравов, обычаев, культурных особенностей жителей страны, относящихся ко всем типам цивилизаций, соответствующие социально-экономические процессы во вновь формирующемся сообществе людей, геополитическое положение страны и многие другие факторы и являются характеристиками «стартовых» условий.

Сегодня о других государствах мы можем судить по тому, что мы читали в детстве о той или иной стране, по деятельности государства  на международной арене, по высказываниям отечественных влиятельных и авторитетных личностей, высказываниям политических и общественных лидеров государства и др. Международный имидж государства является совокупностью взаимосвязанных между собой характеристик государственной системы, сформировавшихся в результате процесса развития государственности, эффективность взаимодействий звеньев которой определяет тенденции политических, экономических, социальных, общественных и других процессов в стране. Это именно та деталь, которая определяет, какую репутацию приобретает или приобретет государство в сознании мировой общественности в результате взаимодействий тех или иных ее субъектов, взаимодействующих с остальным миром.

Если исходить из традиционного  понятия «имидж», то имидж страны – это эмоционально окрашенный образ страны, целенаправленно формируемый в общественном сознании средствами рекламы, пропаганды и т.д. В основе имиджа страны лежат национальные образы-символы, связанные с географическими, цивилизационными, историко-культурными, этнорелигиозными особенностями.6

Имидж государства складывается из очень многих, совершенно разноплановых составляющих. Объектом имиджа может быть как отдельный человек – политический или общественный деятель, так и сама страна.

Объектами имиджа могут  быть и отдельные сферы жизнедеятельности  государства – власть, экономика, армия, внешняя и внутренняя политики и проч.

Имидж государства свидетельствует  о его экономической силе, мощи, богатстве, уровне развития культуры. Имидж является совокупным показателем  авторитета государства и успешности действий на международной арене, оценкой мнения зарубежной общественности о стране.

Необходимость формирования международного имиджа любого государства  неоспорима. Правильная направленность формирования международного имиджа сегодня  выполняет несколько значимых функций.7

1. Престиж государства  повышает воспитательно-патриотическую  роль имиджа страны для ее  граждан, в частности молодого  поколения. Высокий или низкий  международный имидж государства  помогает сформировать совершенно  различные восприятия собственной  страны.

2. Высокий имидж страны  позволяет надежнее фиксировать  политические и экономические  успехи государства на международной  арене. 

Международный имидж  государства отличается сильной  эмоциональной составляющей. Имидж  должен выступать неким посредником  между государством и целевой аудиторией. То есть, можно говорить о том, что международный имидж государства осуществляет связь общественного мира и реального государства.

 

2. 2. Пути формирования имиджа страны

Процесс формирования международного имиджа государства зависит от множества факторов – успешности проведения внешней политики государства, особенностей проведения внутренней политики государства, эффективности экономики, особенностей ментальности общества, и проч.

Перечень всех факторов настолько обширен, что не поддается перечислению. По временному принципу факторы можно разделить на статичные, динамичные и ожидаемые.8

Статичные во времени факторы это те факторы, которые остались в прошлом либо не меняются с течением времени. К ним относим историческое прошлое страны ее природные и геополитические ресурсы, а также культурный потенциал.

Динамичные во времени  факторы, оказывающие влияние на формирование международного имиджа государства, включают в себя социально-психологические настроения в обществе, структура, характер и принципы деятельности общественно-политических организаций в государстве.

Ожидаемые во времени  факторы, влияющие на формирование международного имиджа государства, сочетают в себе оба вида факторов, приведенных выше.

В качестве одного из средств формирования образа государства в сознании его граждан выступают СМИ.9 Более того, современные средства массовой коммуникации – газеты, журналы, радио, телевидение, а в последние годы и международная сеть Интернет – являются на сегодняшний день самым мощным каналом политической коммуникации, а, следовательно, в той или иной степени, и манипуляции. Они оказываются важнейшим фактором, влияющим на внутреннюю и внешнюю политику, а также на общественное самосознание индивидов, поскольку регулярно и оперативно предоставляют наиболее значимую информацию широкой аудитории. Иными словами, роль средств массовой информации в процессе формирования коллективной идентичности граждан определенного государства неоспорима.

Арсенал приемов, используемых современными СМИ в процессе создания общественного мнения, достаточно велик: замалчивание одних фактов и выпячивание других, публикация ложных сообщений, пробуждение в аудитории определенных эмоций с помощью визуальных средств или словесных образов, апелляция к системе ценностей определенного общества и т.д. Кроме того, к эффективным приемам воздействия относятся использование совпадения интересов, внешнее сходство события с внушением, увязка новых стереотипов со старыми, прием подмены стереотипов, выпячивание чувств отдельных групп, стимулирование столкновений и т.д.

Но необходимо, как  нам кажется, учитывать еще одну особенность подачи материала в  современных средствах массовой информации – фон, на котором рассматриваются  те или иные явления жизни общества. Это связано с такими фундаментальными свойствами человеческого восприятия, как селективность и контекстная обусловленность. Во-первых, в процессе коммуникации субъекты восприятия должны осознавать, что имеют дело не с фактами как таковыми, а с интерпретацией этих фактов. А во-вторых, одно и то же событие в различных исторических или культурных ситуациях может быть интерпретировано совершенно по-разному.

Итак, СМИ являются на сегодняшний день самым мощным каналом  политической коммуникации, а также  важнейшим фактором, влияющим на общественное самосознание. При этом, используя целый арсенал средств воздействия, СМИ влияют на результат концептуализации информации об окружающей действительности, тем самым, предопределяя картину мира адресата, а также эволюцию ценностных ориентаций в соответствующем обществе.

 

  1. Имидж страны как коммуникативное явление.

 

3. 1. Коммуникативные функции имиджа государства

Двадцать первый век, по мнению многих исследователей, станет веком коммуникаций. Коммуникация объективно будет играть большую роль в жизни мирового сообщества: она должна стать связующим звеном в регулировании информационных потоков, проводниками новых технологий, координаторами деятельности множества людей и структур. И проблема коммуникации в таком понимании существует уже сегодня и проецируется на формирование имиджа государства в том числе. Есть различные горизонтальные, вертикальные структуры власти, есть потребность в установлении прямой и обратной связи между властью и народом; есть множество общественных, политических, коммерческих институтов и организаций, интересы которых во многом пересекаются.10 Это касается и укрепления имиджа страны.

Уже сегодня делаются попытки объединить специалистов в  области коммуникаций, политиков-профессионалов, журналистов - тех, кто реально влияет на формирование имиджа страны в мире. Объединить с одной целью - противопоставить стихийным процессам осмысленную программу конкретных действий. А это значит, что проблема имиджа страны как коммуникативного явления сейчас как никогда актуальна и в мире и в России в частности.

Интенсивное внедрение  и переплетение современных компьютерных, теле- и радиовещательных, телефонных технологий и коммуникационных служб, быстрое распространение локальных и глобальных коммуникационных сетей создает принципиально новое качество информационного обмена, в том числе и международного, а также создает принципиально новые инструменты воздействия на массовое сознание, усиливая значение культурно-информационных аспектов глобализации. В современном глобальном информационном обществе, где процесс обмена, получения и донесения информации вышел на качественно новый уровень, нельзя недооценивать важную роль международного имиджа государства.

Интенсивное развитие новых  цифровых технологий ведет к принципиально новому качеству трансграничного обмена информацией.11 Причем при передаче данных все меньшее значение имеет географическое удаление друг от друга коммуникационных устройств и размеры пересылаемой информации. Новейшие коммуникационные технологии начинают оказывать все большее влияние на отношения, как между частными лицами, так и между государствами на международном уровне, становятся движущей силой социальных и экономических изменений на глобальном уровне.

Таким образом, мы можем  выделить следующие коммуникативные  функции имиджа государства:

1. идентификационная  – позволяет считывать информацию об объекте за короткий период времени, то есть имидж облегчает восприятие информации о позитивных или негативных сторонах государства, жизни в стране, что позволяет, в свою очередь, получить основную информацию, а не анализировать весь ее объем.

2. идеализационная - обеспечивает положительное или отрицательное информационное поле вокруг объекта, проецируя на объект те или иные характеристики, то есть положительный или отрицательный имидж страны сразу же дает нам преставление о ней, о том, что можно ожидать в дальнейшем.

3. противопоставляющая  - базируется на имиджах третьих государств, отражая контраст с объектом имиджа в положительную или отрицательную сторону, то есть имидж страны определяется на противопоставлении, например, уровня жизни в разных странах.

4. дифференцирующая - имидж обозначает государство в сложившейся ситуации, демонстрирует его отличительные качества.

 

3. 2. Реализация коммуникативных моделей в имидже страны

Как любое явление коммуникативного характера имидж страны реализуется в определенных коммуникативных моделях. Рассмотрим подробнее.

Первая модель, которую  мы отмечали, линейная, рассматривающая  коммуникацию как действие, в рамках которого отправитель кодирует идеи и чувства в определенный вид сообщения и затем отправляет его получателю, используя какой-либо канал. Данная модель является успешно реализованной, если сообщение отправлено и дошло до получателя. Но линейная модель не применима к реализации для имиджа страны, по нашему мнению, так как он призван сформировать у целевой аудитории определенный эмоциональный образ государства, то есть на сообщение обязательно должна быть ответная реакция. Поэтому более целесообразными для применения и реализации нам представляются трансакционная и интерактивная модели. Но трансакционная предполагает одновременный обмен информацией, одновременную отправку и получение сообщения, а для формирования имиджа страны должно пройти все же какое-то время между отправкой и получением сообщения, а также ответной реакцией на него. Поэтому самой продуктивной для рассмотрения, на наш взгляд, представляется интерактивная или круговая модель.

Формирование имиджа государства происходит при широком использовании всевозможных коммуникаций – обмене различных видов информации, сообщений, сведений. В процессе реализации интерактивной коммуникационной модели выделяются несколько элементов: отправитель, сообщение, канал передачи, получатель или целевая аудитория.

Информация о работе Понятие процесса коммуникации, коммуникативные модели