Основы библиотечно-информационного дела. Справочно-правовые системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 17:37, реферат

Описание работы

Значение справочно-правовых систем для современного гражданского общества трудно переоценить. В настоящее время в нашей стране вокруг правовой информации сложилась целая индустрия. Одним из направлений деятельности в этой сфере стало создание компьютерных справочных правовых систем.

Содержание работы

1.2. Распространение правовой информации 6
2.1. КонсультантПлюс 8
2.2. Гарант 10
2.3. Кодекс 11
3. Состав и Содержание справочного фонда 12
4. ЭНЦИКЛОПЕДИИ, СПРАВОЧНИКИ, СЛОВАРИ. 14
4.1. Специальные энциклопедические издания 15
4.3. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СПРАВОЧНИКОВ 17
4.5. Виды словарей: 18
5. Методика поиска фактографический информации. 19
Вывод 22

Файлы: 1 файл

ОБИД. Реферат. Харченко К.И. Б1108мрт.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
Дальневосточный федеральный университет 
(ДВФУ) 
Школа экономики и бизнеса 
Кафедра бизнес информатики и экономико-математических методов

Основы библиотечно-информационного  дела. 
Справочно-правовые системы России.

Выполнила студентка группы Б1108мрт 
Харченко К.И. 
 
Проверила преподаватель 
Тихоновская Г.И.

Владивосток 
2011

 

Оглавление 
 
Введение

Значение справочно-правовых систем для современного гражданского общества трудно переоценить. В настоящее время в нашей стране вокруг правовой информации сложилась целая индустрия. Одним из направлений деятельности в этой сфере стало создание компьютерных справочных правовых систем. Необходимо отметить, что тексты нормативных документов, включенные в информационные базы СПС, не являются объектом авторских прав и поэтому не могут быть предметом продажи. Приобретая правовую систему, потребитель платит за инструмент хранения, поиска и анализа необходимой ему информации, а также за сервис и услуги по обработке и передаче новых документов. Начало эпохи автоматизации правовой информации можно отнести к выходу в 1975 г. Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР № 558. Там указывалось на необходимость введения государственной регистрации нормативных актов и предусматривалось создание Научно-информационного центра при ВНИИ советского законодательства при Министерстве юстиции СССР. В то время доступ к такой информации носил строго ограниченный характер. Однако с приходом в эту сферу коммерческих структур в конце 80-х - начале 90-х годов правовая информация стала доступна более широкому кругу заинтересованных лиц. Сформировался рынок СПС. Структура его неоднородна. С одной стороны, это профессиональные системы, различные по своему наполнению. Основное назначение таких систем - обеспечение доступа к актуальной информации пользователей с различными финансовыми возможностями, будь то представители крупного, среднего или малого бизнеса. Информация в системах подобного рода обновляется один раз в неделю или ежедневно. Такая оперативность иногда жизненно необходима для пользователей, работающих с правовыми системами по долгу службы. С другой стороны, системы для индивидуального пользования, доступные по цене широкой аудитории и позволяющие обращаться к правовой информации по мере необходимости.По оценкам разработчиков СПС, общий объем рынка может достигать 300-400 млн. руб.При достаточно широком спектре предложений в данном сегменте рынка количество фирм, занимающихся этим видом бизнеса, ограниченно. И несмотря на это, все же трудно дать полностью достоверную информацию о расстановке основных игроков. К наиболее объективному критерию оценки распределения рынка - количеству пользователей СПС - фирмы-производители подходят с разных позиций. Так, для корпоративных СПС нередко количество установленных или проданных систем напрямую связывается с числом пользователей. Однако часть из них в дальнейшем отказывается от информационного обслуживания (ИО) и их системы “умирают”. Иногда в категорию пользователей включается количество рабочих мест сетевых версий систем. Для CD-изданий вместо количества реализованных дисков иногда называется объем тиража, возможно, завышенный. А часть продукции может остаться нереализованной у партнеров. По оценкам Экспертно-аналитического центра “СК Пресс”, около 80% рынка корпоративных систем приходится на СПС “КонсультантПлюс”, “Гарант” и “Кодекс”. 
1. Место и роль СПС

В последние десять лет нам довелось наблюдать одно явление, в оценках  которого сходятся практически все: и политики, и предприниматели, и специалисты, регулярно работающие с правовой информацией, и простые граждане. Впервые за много лет законы и вообще правовая информация стали реально доступны очень широкому кругу людей. Мог ли кто-нибудь 10-15 лет назад предположить, что огромный массив правовой информации, которым пользовались только юристы из правительственных структур, будет в полной мере доступен сотням тысяч специалистов в самых обычных фирмах и организациях, а через тысячи компьютерных систем, установленных в вузах и публичных библиотеках, - и миллионам граждан? Мог ли кто-нибудь тогда, когда персональный компьютер был редкостью даже для программистов, предположить, что сотни тысяч бизнесменов, юристов, бухгалтеров и других специалистов реально освоят и будут ежедневно использовать специализированные компьютерные справочные правовые системы? Сегодня, согласно результатам целого ряда исследований, реальная обеспеченность российских специалистов современными эффективными компьютерными инструментами для работы с правовой информацией не только не хуже, но существенно лучше, чем в большинстве стран Европы. Это касается и качества систем, и стоимости обслуживания (которая в нашей стране в десятки раз ниже), и реальной распространенности систем. Такой прогноз десять лет назад показался бы просто чудесной сказкой.

 

Значение эффективной системы  распространения правовой информации для современного гражданского общества трудно переоценить. Становится очевидным, что никакая реформа экономического уклада и политического устройства в стране в принципе невозможна без доступа миллионов граждан и сотен тысяч предприятий к правовой информации. Можно выделить три основные проблемы, которые обычно приходится решать при создании эффективных механизмов распространения этого вида информации.

 

    • Первая проблема обусловлена тем, что государственные структуры, выпускающие правовые документы, недостаточно открыты. Как правило, эта проблема наиболее остро стоит в странах с недостаточно развитыми демократическими традициями. В России эта проблема постепенно решается, и шаг за шагом преодолевается информационная закрытость органов государственной власти и управления. Этому во многом способствуют средства массовой информации, и в немалой степени такие специализированные электронные СМИ, как справочные правовые системы.

 

    • Вторая проблема связана с созданием действительно эффективных и доступных для массового потребителя каналов распространения правовой информации. И здесь важно, какими средствами решается данная задача. При этом определяющее значение для решения проблемы доступа к правовой информации в последнее время приобретает распространение ком­пьютерных, электронных СМИ.

 

    • Третья проблема касается создания эффективных инструментов для работы с огромным массивом самой разнообразной правовой информации. Такие инструменты могут быть созданы только на основе компьютерных технологий. Этими инструментами являются компьютерные справочные правовые системы.

 

Компьютерная справочная правовая система - это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом информации (производить поиск конкретных документов или их фрагментов, формировать подборки необходимых документов, выводить информацию на печать и т.д.).

 

Сегодня справочно-правовые системы  прочно завоевали «место под солнцем». Практически каждый специалист, постоянно  работающий с законодательством, использует эти системы в своей работе. Пользователями являются бухгалтеры, юристы, финансовые специалисты, топ-менеджеры организаций, а также ученые-правоведы, преподаватели, студенты вузов и даже школьники. За последние 15 лет в стране появилось множество небольших компаний, ведущих свою деятельность в сфере правовой информатизации. Это специализированные фирмы, издательства, работающие не только с «бумагой», но и с компьютерными технологиями, интернет-проекты.

 

Формирование единого информационно-правового  пространства - глобальная задача, решение  которой обеспечит правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности. Необходимым элементом решения этой задачи является создание единой классификации правовых актов, организующей массив законодательства в систему и позволяющей осуществлять эффективный поиск нужных документов. Именно поэтому в числе первых мероприятий по реализации правовой реформы стала разработка системы классификации правовых актов.

.

1.1. Справочно-правовые системы (информационно-правовые системы) — особый класс компьютерных баз данных, содержащих тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов. Кроме нормативных документов, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов и др.

1.2. Распространение правовой информации

 

Правовая информация в демократическом  обществе не должна носить закрытый и  элитарный характер.

Распространение правовой информации представляет собой важнейшую функцию  НЦПИ и основную цель создания государственной системы правовой информации. НЦПИ является, по сути, ядром действующей системы распространения правовой информации. Само же распространение в свою очередь носит многовекторный характер, включая как традиционный выпуск печатных правовых изданий, так и использование современных компьютерных и Интернет-технологий. Тем самым государство обеспечивает реализацию предусмотренного в статье 34 Конституции Республики Беларусь права граждан на получение полной, достоверной и своевременной правовой информации.

Деятельность по распространению правовой информации регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 года № 712 «О совершенствовании государственной системы правовой информации Республики Беларусь».

Помимо официального периодического печатного издания «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь» в числе другой печатной продукции НЦПИ можно выделить Сборники действующих нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, Сборник законодательства Республики Беларусь о трудовой и исполнительской дисциплине, а также более 20 наименований официальных изданий кодексов Республики Беларусь.

Продолжая развивать выпуск правовых изданий, НЦПИ стремится в приоритетном порядке интенсивно использовать поистине безграничный потенциал современных компьютерных технологий.

В настоящее время в республике большое количество организаций  и граждан (без учета Интернета) пользуются правовой информацией в  электронной форме, базирующейся на эталонном банке данных правовой информации Республики Беларусь.

Производимые НЦПИ компьютерные базы данных используют в своей работе более четырехсот государственных  органов, межгосударственных и зарубежных организаций.

Кроме того, Центром активно осуществляется правовая информатизация судебной системы. В настоящее время в Конституционном Суде, общих и хозяйственных судах Республики Беларусь используются компьютерные базы Центра, предоставленные в рамках единой автоматизированной информационно-телекоммуникационной системы правовой информации. Ее использование позволяет судам ежедневно получать по модемной связи информацию обо всех изменениях в законодательстве.

Решение столь сложных и масштабных задач было бы невозможно без создания единой государственной сети распространения  правовой информации не только в столице  республики, но и в ее регионах. Проводниками государственной политики в области правовой информатизации непосредственно на местах стали созданные во всех областных центрах и в г.Минске в 1999 году филиалы НЦПИ - региональные центры правовой информации (РЦПИ).

РЦПИ организуют на соответствующей  территории распространение правовой информации, обеспечивают ею органы местного управления и самоуправления, участвуют  в создании широкой сети публичных  центров правовой информации, проведении практических работ по правовой информатизации региона.

2. Основные СПС России.

 

В условиях постоянных изменений в  российском законодательстве многим специалистам просто необходим непрерывный доступ к актуальной правовой информации. Во-первых, возможность в любое  время обращаться к правовым актам позволяет специалистам всегда быть в курсе последних изменений в законодательстве. Во-вторых, чем шире спектр открытой для человека правовой информации, тем более серьезно и обстоятельно он может подойти к решению различных задач, учитывая при этом все детали и нюансы их правового регулирования.

Больше узнать о российском законодательстве и умело использовать полученные знания помогают компьютерные справочные правовые системы (СПС). С ними работают юристы, бухгалтеры, финансовые специалисты, топ-менеджеры многих организаций, а также ученые-правоведы, преподаватели, студенты и даже школьники. СПС стали обязательным инструментом современного профессионала. Отечественный рынок СПС, как и любой другой, имеет свою историю, ключевых игроков, развивается по определенным законам — об этом и пойдет речь в данной статье.

История развития рынка СПС.

Кстати, в России масштабы распространения  СПС намного больше, чем в зарубежных странах. Например, в 2000 году ведущий  германский производитель компьютерных справочных правовых систем JURIS обслуживал во всей Германии лишь около 13 тыс. пользователей. В нашей стране в 2000 году только у компании «Консультант Плюс» было свыше 100 тыс. клиентов, то есть в 10 раз больше!

Одним из первых подобными разработками стало заниматься научно-производственное объединение «Вычислительная математика и информатика» (НПО «ВМИ»), которое было создано в 1989 году сотрудниками и выпускниками факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В.Ломоносова. В 1990 году серьезные усилия были направлены на создание информационно-сервисных программных комплексов — в результате появилась справочная правовая система «Гарант». В начале 1992 года от НПО «ВМИ» отделилась фирма НПП «Гарант-Сервис», которая продолжила развитие СПС «Гарант».

Тем временем, в январе 1992 года, НПО  «ВМИ» приступило к разработке проекта  КонсультантПлюс. Первая версия нового программного комплекса — СПС  КонсультантПлюс — увидела свет пять месяцев спустя, а уже в  середине 1992 года началось ее массовое производство и распространение.

Работа по созданию СПС велась и  в Санкт-Петербурге. В декабре 1991 года государственное предприятие  «Центр компьютерных разработок» выпустило  информационную правовую систему (ИПС) «Кодекс». По структуре ИПС «Кодекс» представляла собой совокупность программного комплекса и набора баз данных. Первая версия распространялась с одной базой данных, содержавшей нормативные документы России и Санкт-Петербурга.

В течение последних 15 лет в России появилось множество небольших  компаний — разработчиков СПС. Среди них — специализированные фирмы, которые создают обновляемые правовые базы данных («Референт», АРМ «Юрист»), а также компании, распространяющие отдельные диски с законодательством («Ваше Право», «Законодательство России» (АРБТ) и др.). Кроме того, определенную долю рынка составляют системы, созданные государственными организациями для обеспечения потребности в правовой информации государственных ведомств, — например система «Эталон», разработанная Научным центром правовой информации при Министерстве юстиции РФ, а также «Система», созданная НТЦ «Система» при ФАПСИ.

Информация о работе Основы библиотечно-информационного дела. Справочно-правовые системы России